Методический семинар "Этап рефлексии на уроке химии"
материал на тему

Дыртык-оол Оюмаа Алексеевна

Муниципальный этап Всероссийского конкурса

«Учитель года Республики Тыва-2017»

 

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Дыртык-оол О.А.,

учитель химии и географии,

МБОУ Шамбалыгской СОШ

 

Пояснительная записка

 к  методическому семинару

 

«Этап рефлексии на уроке химии»

 

      Уважаемые коллеги! В рамках методического семинара хочу представить вашему вниманию свой опыт моей педагогической деятельности.   

      Живу и работаю в «стране» под названием «Школа». Есть у меня  «Малая Родина», в которой есть моя «родня»--методическое объединение естественных наук  «БИОНИКА». Там есть «моя семья»--мой  любимый класс. Чтобы мои «детки» росли всесторонне развитыми  личностями.

      Что такое рефлексия? Слово рефлексия происходит от латинского reflexio—обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознания. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

      Исходя из целей, выделяют следующие виды рефлексии:

1. рефлексия настроения и эмоционального состояния;

2. рефлексия деятельности;

3. рефлексия содержания учебного материала.

     Цель данного этапа: Выяснить эмоциональный настрой учащихся в конце урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar_doa.docx22.08 КБ
Файл esse.docx15.46 КБ
Office presentation icon dyrtyk-ool_o.a.ppt2.11 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный этап Всероссийского конкурса

«Учитель года Республики Тыва-2017»

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Дыртык-оол О.А.,

учитель химии и географии,

МБОУ Шамбалыгской СОШ

Пояснительная записка

 к  методическому семинару

«Этап рефлексии на уроке химии»

      Уважаемые коллеги! В рамках методического семинара хочу представить вашему вниманию свой опыт моей педагогической деятельности.    

      Живу и работаю в «стране» под названием «Школа». Есть у меня  «Малая Родина», в которой есть моя «родня»--методическое объединение естественных наук  «БИОНИКА». Там есть «моя семья»--мой  любимый класс. Чтобы мои «детки» росли всесторонне развитыми  личностями.

      Что такое рефлексия? Слово рефлексия происходит от латинского reflexio—обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознания. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

      Исходя из целей, выделяют следующие виды рефлексии:

1. рефлексия настроения и эмоционального состояния;

2. рефлексия деятельности;

3. рефлексия содержания учебного материала.

     Цель данного этапа: Выяснить эмоциональный настрой учащихся в конце урока.

На уроке использую такие методики:

  • Рефлексия «Одним словом».

Учащиеся выбирают 3 слова из 12, которые наиболее точно передают его состояние на уроке:

1. Раздражение

2. Злость

3. Радость

4. Равнодушие

5. Удовлетворение

6.  Вдохновение

7. Скука

8. Тревога

9.Покой

10. Уверенность

11. Не уверенность

12. Наслаждение.

  • Рефлексия «Термометр». Учащиеся нарисуют в своих тетрадях на полях шкалу от

 -12 до +12 и отметить свое эмоциональное состояние в начале и конце урока. Общее эмоциональное состояние можно узнать, попросив поднять руки тех учащихся у кого ниже 0, выше 0, равна-12, +12 или 0.

  • Рефлексия  в виде устного опроса. Важно не только узнать  и понять эмоциональное состояние  ученика в финале урока, но и то насколько продуктивным стал урок. На уроке ребята должны оценить свою активность , полезность и интересность форм подачи знаний, увлекательность урока, коллективную работу.

-«Я узнал(а) много нового»;

-«Мне это пригодится в жизни»;

-На уроке было над чем подумать»;

-На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы»;

-«На уроке я работал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла)».

  • Рефлексия «Незаконченное предложение». В конце урока каждый оценивает свой вклад в достижении поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребятам нужно высказать одним предложением, выбирая начало фразы из экрана на доске:

1.      сегодня я узнал…

2.      было интересно…

3.      было трудно…

4.      я выполнял задания…

5.      я понял, что…

6.      теперь я могу…

7.      я почувствовал, что…

8.       я приобрел…

9.       я научился…

10.     у меня получилось…

  • Рефлексия в форме анкетирования позволяет в конце урока осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку.
  • Рефлексия эмоционального состояния и настроения на уроке может пройти в виде определения индекса удовлетворенности ученика уроком. За 3-5 мин до конца урока каждый ученик отмечает то состояние, которое он испытывает на уроке.

1.На уроке я работал                                                   активно/пассивно                                                              

2.Своей работой на уроке я                                       доволен/ не доволен

3.Урок для меня показался                                         коротким/ длинным

4.За урок я                                                                    не устал/ устал

5.Мое настроение                                                         стало лучше/ стало хуже

6.Материал урока мне был                                          полезен/ бесполезен

7.Домашнее задание мне кажется                               интересно/не интересно

Состояние

+1

0

-1

Состояние

Интерес

Скука

Азарт

Апатия

Защищенность

Беззащитность

Самостоятельность

Подчиненность

Удовлетворенность

Неудовлетворенность

Чувство успеха

Чувство неудачи

Радость общения

Чувство одиночества

Уверенность

Неуверенность

Подъем настроения

Спад настроения

Чувство новизны

Ощущение стандартности

Индекс удовлетворенности:

  • от 0 до 0,4 (не включая 0,4) – низкий;
  • от 0,4 до 0,6 (не включая 0,6) – близкий к норме;
  • от 0,6 и выше – высокий.

Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика. Рефлексивная деятельность на уроке – не самоцель, а подготовка для развития важных качеств личности: самостоятельности, умения оценить свои действия и их результаты, конкурентоспособности, т.е. рефлексия направлена на формирование личности ребенка, готового к жизни и  самореализации в современном мире.

       



Предварительный просмотр:

Эссе «Я - учитель».

Я – учитель. Действительно, звучит гордо. Но на самом деле – это очень ответственное и великое звание, которое нужно заслужить. В моей семье об этой профессии всегда отзывались только положительно. Моя мама мечтала быть учителем математики, но стала поваром, а отец с восторгом отзывался о достоинствах профессии, не зная всех подводных камней. Мои школьные годы прошли в селе Межегей, откуда я вынесла уроки жизни, за что и благодарна своим учителям.

        В старших классах прониклась к естественным наукам – химии поэтому решила поступать в  Университет на  Естественно-географический факультет, отделение биологии и химии. Трудно было представить себя учителем. Но всё изменила увлекательная практика в городе Кызыле. После неё я мечтала работать только в школе.

        И вот я в Шамбалыгской средней общеобразовательной школе  и ни о чём не жалею. Здесь талантливый и дружный коллектив детей и педагогов добивается хороших результатов, и моё стремление - стать учителем с большой буквы.

        Профессия учителя уникальна. Она интересна живым общением с подрастающим поколением, насыщенным событиями и яркими мероприятиями. Только в школе пытливые детские умы способны задавать вопросы, ответы на которые учёные ищут веками. Подготовка к урокам, классное руководство и составление конспектов уроков занимает всё свободное время  работы. Но когда ощущаешь себя нужной, интересной для учеников все трудности уходят на второй план. Каждое утро с настроением хочется преподать урок, который станет лучше предыдущего.

        На уроках, размышляя над законами развития природы, я учу детей видеть, что химия стала показателем цивилизации, где самую большую группу составляют химические вещества, которые человек синтезировал самостоятельно. Их просто раньше вообще не существовало. Это лекарства и витамины, удобрения и средства защиты растений, моющие и чистящие средства... Химия - не только яркий признак общественного развития, но и мощное оружие человечества. Чрезвычайно важно то, в чьих руках окажется это оружие. Ведь пользуясь одними и теми же химическими законами, можно придумать технологию синтеза наркотиков и ядов, а можно - создать новое лекарство или новый строительный материал. Учитель химии не имеет права быть бездумным и бездушным человеком! От него слишком многое зависит! Глубокое знание учителем теоретического материала должно сочетаться с развитой культурой мышления, высокой образованностью и владением хорошим русским языком.

Я стремлюсь учить детей так, чтобы они сами могли найти ответы на волнующие их вопросы, каждую минуту, каждую секунду понимали и чувствовали, что просто необходимо владеть знаниями и уметь ими пользоваться. Я верю, что лучший мой урок – впереди. А продолжать его будет сама жизнь. Я всегда думаю о том, станет ли мой урок для детей проповедью Добра, Чести, Справедливости, Достоинства, Профессионализма, поэтому я иду вперёд, к мечте!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рефлексия как инструмент формирования метапредметных умений на уроках химии

Один из принципов развивающего обучения – принцип активности и сознательности. Ребёнок может быть активен, если понимает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и ...

Методическое сообщение на тему "Урок химии в 8 классе на тему "Кислоты" по ФГОС

Сформировать понятие о кислотах, как об одном из классов химических соединений; познакомить с классификацией кислот по их  составу, с качественным определением кислот индикаторами, с ...

Методические рекомендации по ведению урока «Химия в персоналиях»

Пример организации самостоятельной работы учащихся при ведущей и направляющей роли учителя...

Рефлексия на уроках химии

Для использования на уроках...

Методическая разработка. Правописание наречий (урок рефлексии/ комбинированный урок). 7 класс

М. М. Разумовская и др. Русский язык. 7 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений: – М.: «Дрофа», 2017Формировать навык нахождения в тексте наречий и определение их разрядов,  у...