Памятка, выполняющим исследовательскую работу
консультация на тему
Памятка с подробным описанием структуры исследовательской работы и ее оформления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_uchenikam.doc | 104 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор:
социальный педагог
Постельникова Н.Ф.
Саратов’ 2017
В любой исследовательской работе, как правило, выделяют следующие структурные элементы:
- Титульный лист
- Содержание
- Введение
- Основная часть
- Заключение
- Библиография
- Приложения
Титульный лист является первой страницей исследовательской работы и заполняется по строго определенным правилам.
В верхнем поле указывается Федеральное агентство образования, а второй строчкой полное наименование учебного заведения или научной организации. В среднем поле указывается тема проекта, которая проводится без слова «тема» и без кавычек. После можно поместить картинку, рисунок по теме проекта. Далее, пишется слово проект, а за ним фамилия, имя, отчество автора или авторов, если проект был написан в соавторстве, а на следующей строчке фамилия, имя, отчество научного руководителя и консультанта с указанием их ученого звания. В нижнем поле указываются место выполнения диссертационной работы и год ее написания (без слова «год»).
После титульного листа помещается содержание, в котором приводятся заголовки всех глав, параграфов и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки в оглавлении должны точно повторять заголовки в тексте. Нельзя сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте. Все заголовки начинают с прописной буквы, точку в конце заголовка не ставят. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце содержания.
Введение представляет собой наиболее ответственную часть работы, поскольку содержит в сжатой форме все положения, обоснованию которых она посвящена. Это актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, объект и предмет исследовательской работы, избранный метод (методы), практическая значимость и ценность результатов работы.
Актуальность — одно из основных составляющих исследовательской работы. Оно предполагает соответствие работы состоянию науки и общества на сегодняшний день, их реальным потребностям и ее пригодность как попытки решения насущных проблем. Так, если исследовательская работа, посвящена, изобретению микроскопа или открытию вируса Оспы, то это исследование, мягко говоря, не актуально. С точки зрения композиционной структуры, введение должно занимать примерно одну-две страницы и содержать объяснение того, почему к данной теме целесообразно обратиться именно сейчас, какова научная и практическая необходимость. Далее формулируются цель работы и ее задачи. При этом необходимо помнить, что перечисление задач задает план и внутреннюю логику текста всей работы.
Цель исследовательской деятельности обычно формулируется кратко, одним предложением, а затем детализируется в задачах. Последовательное решение каждой задачи в ходе исследования, по сути, является отдельным его этапом. При формулировании цели могут использоваться глаголы: доказать, обосновать, разработать. Последний глагол стоит употреблять в том случае, если конечный продукт исследования получит материальное воплощение, например видеофильм, действующая модель или макет чего-либо. При формулировании задач целесообразно применять глаголы: проанализировать, описать, выявить, определить, установить. Задач не должно быть слишком много, оптимальное их количество три-пять.
Задачи работы определяют ее методы и методики, то есть те приемы и способы, которыми пользуется исследователь. К ним относятся как общие методы научного познания, такие как анализ, наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование и др. так и специальные методы.
Пример цели и задач научной работы:
- содействие в выявлении механизмов пагубного воздействия транспорта на экологию города и здоровье человека, поиск эффективных путей его ликвидации.
- изучить и проанализировать механизмы воздействия транспорта на экологию города;
- выявить последствия воздействия транспорта на окружающую среду и здоровье человека;
- провести исследование по данной проблеме с целью выявления механизмов пагубного воздействия на экологию города и способов его снижения.
- разработать рекомендации по поиску эффективных путей решения проблем, вызванных воздействием транспорта на экологию города и здоровье его жителей.
Научная новизна работы - это признак, наличие которого дает автору право на использование понятия «впервые» при характеристике полученных им результатов и проведенного проектного исследования в целом. Понятие «впервые» означает факт отсутствия подобных результатов до их публикации. Впервые может проводиться проект на оригинальные темы, которые ранее не рассматривались. Также может быть и использование новых подходов к изучению проблемной ситуации, и самостоятельно проведенный эксперимент, исследование, клинические испытания и т.п.
Практическая значимость во многом определяется характером выполняемой вами исследовательской деятельности. Практическая значимость предполагает возможность применения вашей работы на практике и может выражаться в научно-исследовательских предложениях, рекомендациях, научных разработках, использовании материалов работы при подготовке новых нормативных и методических документов, в наличии научно обоснованных способов совершенствования экономического, экологического или социального развития страны. Практическая значимость научно-исследовательской работы означает, что существует потребность общества, практики, а полученные результаты могут быть использованы как рекомендации, новые знания, существенно повышающие качество изучения затронутого вопроса.
Основная часть исследовательской работы по объему должна составлять примерно 70% всего текста и согласовываться в своей структуре с планом проекта. Здесь подробно излагается вся информация, имеющаяся по данному
вопросу, ход вашей исследовательской работы, обосновываются и формулируются ее промежуточные результаты. Принципиальными требованиями к основной части являются доказательность, последовательность, отсутствие в ней лишнего и загромождающего текст материала.
Заключительная часть работы (заключение) должна содержать выводы, сделанные по результатам исследования. Эта часть, самая небольшая по объему, имеет особую важность, поскольку именно здесь в завершенной и логически безупречной форме должны быть представлены итоговые результаты вашего труда. В заключение исследовательской работы автор переносит результаты, полученные в ходе исследования, и формулирует выводы. Причем результаты должны находится в логической связи с задачами исследования, а выводы с целью. Так, если задачи исследования сформулированы словами: проанализировать, описать, выявить, определить, установить, то результаты приводятся в следующей форме: «В ходе данного исследования был проведен анализ, выявлено, определенно, установлено…».
Выводы, согласуясь с целью исследования, формулируются приблизительно в такой форме: «На основании результатов данного исследования доказано…(обосновано разработано…)». Таким образом, все вышесказанное позволяет выявить логическую взаимосвязь и взаимообусловленность цели, задач, результатов и вывода, последовательность изложения материалов исследования, а также выбрать необходимые для этого методы исследовательской деятельности.
Заключение — это логическое завершение, совокупный итог научно-исследовательской работы в целом. В заключении необходимо соединить в единое целое извлеченные выводы, оценить успешность собственной работы.
Вслед за заключением обычно приводится библиографический список, использованной литературы. Это перечень литературных источников, использованных автором в ходе написания работы. Любая исследовательская работа, проект пишется не на пустом месте, а с опорой на серьезную базу, при использовании обширного и многообразного материала, обобщения самых различных источников информации. Существенной опорой в процессе формирования информационного поля выступает знакомство с трудами классиков, ознакомление с научными публикациями современных авторов, монографиями, книгами, статьями, реферативными журналами, научными отчетами, отечественной и зарубежной библиографией. Поиск литературы, необходимой для работы, можно осуществлять разными способами – искать в библиотечных каталогах, периодической литературе, реферативных журналах. В список литературы включаются все использованные источники: публикации
всех видов, размещенные в алфавитном порядке. Исследовательская работа может содержать список литературы до 100 источников, но не менее 25-50.
Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части работы, помещают в приложении. По форме приложения могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты, рисунки и другое.
Язык, стиль и структурные особенности текста
исследовательской работы
При работе над текстом исследовательской работы, принято руководствоваться так называемыми формально-логическим способом описания. Текст исследования имеет форму рассуждения, особенностями которого являются четкость ясность и последовательность. В исследовательской работе допускается использования аналогий, сравнений, афоризмов, которые делают ее более привлекательной для читателя.
Оформляя текст работы, принято писать: по нашему мнению, с нашей точки зрения, как мы полагаем, мы установили, нами доказано. В данном случае Мы употребляется не как претензия на величие, а как указание на диалог культур, в котором участвуют партнеры по науке, научный консультант, руководитель, школа, и, с другой стороны, сам автор.
Важно также использовать изложение авторской позиции от третьего лица («автор полагает, что...»).
Поскольку ваша работа будет восприниматься другими людьми, принципиальное значение имеет то, как подан и как выражен в языке представляемый материал. Удачное изложение и, грамотный литературный язык сами по себе являются достоинством и способны замаскировать недостатки проекта и подчеркнуть его удачные моменты. Невыигрышная подача текста, неряшливый или стилистически неграмотный язык, а тем более наличие в тексте грамматических ошибок могут испортить впечатление о самой талантливой и оригинальной работе. Каждый автор стремится донести до читателя свои мысли оптимальным образом. Здесь могут использоваться различные варианты. Это может быть сжатое описание темы с подробным изложением результатов. Другой вариант подачи отличается подробным изложением всех стадий научно-исследовательской работы; автор как бы вводит читателя в свою творческую лабораторию, ведет его от этапа к этапу, комментируя удачи и неудачи, и в конечном итоге раскрывает, полученный результат и вытекающие из него следствия. Этот вариант изложения наиболее приемлем, и позволяет автору лучше раскрыться как самостоятельному исследователю.
Очень выигрышной является смысловая законченность, целостность и связность текста. Это достигается с помощью специальных языковых средств
выражения логических связей. Среди таких средств следует назвать функциональные связки (преимущественно вводные слова и обороты): последовательность развития мысли выражается словами «вначале», «прежде всего», «затем», «во-первых», «во-вторых», «значит», «итак» и др.; противоречивые отношения — словами «однако», «между тем», «в то время как», «тем не менее»; причинно-следственные отношения — словами «следовательно», «поэтому», «благодаря этому», «сообразно с этим», «вследствие этого», «кроме того», «к тому же»; переход от одной мысли к другой — «прежде чем перейти к...», «обратимся к...», «рассмотрим», «остановимся на...», «рассмотрев, перейдем к...», «необходимо остановиться на...» и др.; итог выражается словами «итак», «таким образом», «значит», «в заключение отметим», «все сказанное позволяет сделать вывод», «подведя итог», «следует сказать» и т.д.
Правила оформления текста исследовательской работы
- Объем ученической исследовательской работы обычно колеблется от 25 до 50-80 страниц печатного текста, доклада – от 2 до 5 страниц.
- К тексту, набранному на компьютере, предъявляются следующие требования:
- размер шрифта – 14, Times New Roman, обычный;
- интервал между строк – 2;
- размер полей: левого – 2 см, правого – 2 см, верхнего – 2 см, нижнего - 2 см.
- Текст печатается на одной стороне страницы.
- Сноски и примечания печатаются на той же странице, к которой они относятся через один интервал, более мелким шрифтом, чем текст.
- Все страницы нумеруются, начиная отсчет с титульного листа, цифру номера страницы ставят вверху или внизу по центру страницы, но на титульном листе нумерация не ставится.
- Каждый новый раздел (введение, главы, параграфы, заключение, список источников, приложения) надо начинать с новой страницы.
- Расстояние между названием раздела, заголовками главы или параграфа и последующим текстом должно быть равно трем интервалам.
- Заголовок располагается посередине строки, точку в конце заголовка не ставят.
- Можно цитировать чужой текст до 300 знаков, но обязательно со ссылкой.
Оформление цитат, ссылок
Оформление цитат подчиняется следующим правилам:
- Если цитата полностью воспроизводит предложение цитируемого текста, она начинается с прописной (большой буквы).
- Если цитата включена на правах части в предложение авторского текста, она пишется со строчной (маленькой) буквы.
- Если в цитату вошла только часть предложения цитируемого источника, то либо после кавычки ставится многоточие и цитата начинается с маленькой буквы, либо цитата начинается с большой буквы и заканчивается многоточием. Пример: Г. Спенсер считал явления общественной жизни «...следующими общими мировыми законами, как и все другие естественные явления».
- Цитата начинается со строчной буквы, когда она органически входит в состав предложения, независимо от того, как она начиналась в источнике. Пример: П.А. Сорокин писал, что «уникальные условия революции дают возможность проверить многие общественные положения».
- Ссылки в тексте на номер рисунка, таблицы, страницы, главы пишут сокращенно и без значка № (рис. 7, табл. 9, с. 73, гл. 6). Если указанные слова не сопровождаются порядковым номером, то их следует писать в тексте полностью, без сокращений («из рисунка видно, что...», «данные таблицы показывают, что...» и т.д.)
- Ссылку в тексте на отдельный раздел работы, не входящей в строй данной фразы, заключают в круглые скобки, и используют сокращение «см.»; Пример: (см. приложение 5).
Оформление таблиц, формул и иллюстративного материала
Цифровые данные, если они играют существенную роль в научно- исследовательской работе, представляют в виде таблиц. Таблица — это система горизонтальных и вертикальных граф, снабженных краткими заголовками и порядковыми номерами. При построении таблиц необходимо:
- Избегать повторов тематического заголовка в заголовках граф;
- Не следует выносить в объединяющие заголовки повторяющиеся слова;
- Основные заголовки (как правило, в единственном числе именительном падеже) в самой таблице пишут с прописной буквы.
- Подчиненные заголовки пишут со строчной буквы, если они грамматически связаны с главным заголовком, и с прописной буквы, если такой связи нет.
- Заголовки (как подчинённые, так и главные) должны быть максимально точными и простыми.
- Все таблицы, если их несколько, нумеруют арабскими цифрами в пределах всего текста. Над правым верхним углом таблицы помещают надпись
- «Таблица...» с указателем порядкового номера таблицы; Пример: «Таблица 1» без значка № перед цифрой и точки после нее.
- При использовании таблиц, которые уже были опубликованы в печати, обязательно следует указать источник.
Использование формул в работе также подчиняется определенным правилам:
- Формулы, особенно важные, длинные, изобилующие математическими знаками, лучше помещать на отдельных строках.
- Небольшие и не имеющие принципиального значения формулы можно размещать по тексту.
- Формулы, на которые придется ссылаться в дальнейшем, следует пронумеровать, а те, на которые ссылок не будет, нумеровать не нужно, чтобы не загромождать текста.
- Порядковые номера формул обозначают арабскими цифрами в круглых скобках у правого края страницы без отточия от формулы к ее номеру.
- Следующие друг за другом формулы разделяются между собой запятой или точкой с запятой.
Иллюстративный материал должен соответствовать общему замыслу работы. Иллюстрации (рисунки, схемы, графики и т.п.) следует давать только там, где это действительно необходимо; они должны строго соответствовать тексту.
- На иллюстрации делаются ссылки в тексте. Пример: см. рис. 10.
- Иллюстрацию снабжают подрисуночной подписью, которая включает в себя: тематический заголовок, порядковый номер, обозначаемый арабской цифрой, экспликацию (объяснение), если это необходимо.
Оформление библиографического аппарата
Библиографический аппарат — весьма значимая часть научно-исследовательской работы. Во-первых, это ценное указание на источники по теме работы для тех, кто будет ее читать; во-вторых, он позволяет судить о научной культуре автора, глубине его проникновения в тему и этичности его позиции по отношению к авторам используемых источников.
Библиографический аппарат оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1.84 «Библиографическое описание документа» и с учетом кратких правил «Составления библиографического описания» (2-е изд., доп. М.: Кн. палата, 1991). Образцы оформления библиографического списка:
Ссылки на монографии, учебники или учебные пособия одного или нескольких авторов:
- Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. - М.: Просвещение, 1994.-265с.
- Дмитриев А.В. Конфликтология. — М.: Гардарики, 2000. — 320 с.
- Турсунов А. Основания космологии: Критич. очерки. — М.: Мысль, 1979.—237с.
- Брехман И. И. Введение в валеологию – науку о здоровье.- Л.: Наука, 1987.- 154с.
- Валова В.Д. Основы экологии: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательский Дом «Дашков и К0», 2001.-287 с.
- Экология. Человек – Экономика – Биота – Среда: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. / Т.А.Акимова, В.В Хаскин - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 195с.
Ссылки на статьи из журналов и газет:
- Рукавишников Б.О. Социальная напряженность // Диалог. — 1990. № 8. — С. 32-45.
- Лефевр В.А. От психофизики к моделированию души // Вопросы философии. — 1990. № 7. — С. 25-31.
- Гухман Г. Воздействие транспортного комплекса на окружающую среду // Энергия: экономика, техника, экология. - 1999. № 5 С. 42 – 45.
Ссылки на статьи из энциклопедии и словаря:
- Бирюков Б.Б., Гастев Ю.А., Геллер Е.С. Моделирование // БСЭ. — 3-е изд. М.. 1974. — Т. 16. — С. 393-395.
- Экология // Советский энциклопедический словарь. М., 1985. — С. 396.
Ссылки на сборники - Сборник одного автора:
Проблемы современной науки / Сост. В.Н. Иващенко. — Киев: Радуга, 1989. — 165 с.
Сборники коллективов авторов:
Непрерывное образование как педагогическая система: Сб. науч. тр. / НИИ высшего образования / Отв. ред. Н.Н. Нечаев. — М.: НИИВО, 1995. — 156 с.
Ссылки на иностранную литературу
- Ausubel D-P. Das Jugendalter. — MOnchen, 1968. — 284 S.
- Collier P, Horowitz L. Destructive Generation: Second Thoughts about the / Sixties. — N.Y., 1989. — 312 p.
- Mannheim К. The Problem Generations // K. Mannheim. Essays on the Sociology of Knowledge. — London, 1952. — P. 131-154.
Ссылки на архивные источники:
Государственный архив Российской Федерации. Ф. 9412, on. I, д. 355, л. 32. Государственный архив Челябинской области. Ф. П-2. on. 1, д. 15. Текущий архив Управления народного образования Свердловской области. Ф. 12, on. 1,д. 7, л. 13.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
памятка по написанию научно-исследовательской работы
данная мамятка поможет при написании научной работы ученикам....
ПАМЯТКА участнику конференции, выступающему с докладом исследовательской работы
Рекомендации докладчику...
Методическая разработка психолого-педагогического сопровождения обучающихся, выполнявших исследовательский проект по теме: "Золотое сечение в математике, природе, архитектуре и живописи"
Актуальность использования исследовательской работы на уроках свидетельствуют те аргументы, что повышается мотивация учащихся к изучению предмета....
Памятка. Как написать исследовательскую работу.
Памятка. Как написать исследовательскую работу....
Памятка участнику конференции, выступающему с защитой исследовательской работы
Данная памятка поможет учащимся, впервые начинающим самостоятельную исследовательскую деятельность...
Пособие -памятка для работы над проектом/исследовательской работой
Пособие-памятка для работы над учебным проектом/исследовательской работой предназначена для обучающихся и педагогов. Содержит описание основных этапов работы над проектом, правил оформления проекта, о...