Методика применения полифонатора (ПФ-03) при лечении заикания
материал на тему

Методика применения полифонатора (ПФ-03)

 при лечении заикания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovremennye_tehnologii_polifonator.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Современные технологии логопедической работы

 как условие успешной реабилитации детей с ТНР

Методика применения полифонатора (ПФ-03)

 при лечении заикания

 

  Учитель-логопед: Круподерова И.А.

Заикание - это неоднородное речевое расстройство.

Время возникновения заикания – это период становления звукового состава речи, период освоения лексики и грамматического строя речи.

А с другой стороны – это период интенсивного психофизического созревания организма.

Первостепенное значение при лечении больных заиканием имеют место такие воздействия, которые направлены на устранение патологических особенностей психики.

Основными направлениями большинства программ реабилитации остаются логопедические занятия, направленные на устранение заикания, физиотерапевтическое воздействия, а также различные методы модификации системы обратных связей, одна из которых – маскировка шумом.

Шумовое  заглушение мешает передаче в слуховой анализатор информации о нарушениях в речи заикающегося. При этом в большинстве случаев в условиях максимального заглушения интенсивным «белым» шумом заикание уменьшается. При заглушении шумом затормаживаются патологические условные связи, образовавшиеся как ответная реакция на неправильную речь. При этом в коре головного мозга создается новый очаг возбуждения, нейтрализующий ранее образовавшийся у заикающихся застойный очаг. В результате восстанавливается стереотип правильной речи и нормализуется речевое дыхание, поскольку снижается страх речи, которую заикающийся не слышит.

Использование «Полифонатора» обеспечивает возможность индивидуального подхода при заглушении маскирующим шумом.

Работа ведется над дыханием, отработкой темпа и ритма речи, отрабатываются громкость, выразительность, правильное оформление фраз.

На этом этапе отработки речевого дыхания и артикуляции улучшается сила выдоха, его интенсивность, умение распределить выдох на всю фразу.

При нарушении интонационной стороны речи, которые тоже связаны с недостатком дыхания, отрабатывается сила голоса, плавность речи.

На этапе отработки речевого дыхания и голоса следует применять заглушение шумом. В условиях маскировки шумом повышается сила голоса. После  2-3 упражнений ребенок начинает произносить слова громко и более уверенно. При этом появляется слитность в речи, которая затем начинает эмоционально окрашиваться.

Уровень заглушения шумом определяется индивидуально и по ходу занятий сначала постепенно повышается, а затем снижается сразу после появления стойких результатов.

 При автоматизации и дифференциации поставленных звуков в процессе занятия логопед говорит в микрофон правильно произнесенный звук, а  ребенок через головные телефоны, вибратор и визуальный индикатор воспринимает речь логопеда и стремится воспроизвести ее. Прибор дает возможность не только слышать и ощущать тактильно голос, но и «видеть» голос на цветовых индикаторах.

План логопедических занятий для коррекции заикания с использованием полифонатора.

Занятие I. Краткое знакомство.

1. Беседа о заикании: объяснение работы с полифонатором (его значение, органы управления, преобразование звуков и их восприятие через телефоны, вибратор и цветовые индикаторы).

2. Постановка диафрагмального дыхания.

2.1. Артикуляционные упражнения.

2.2. Произнесение на выдохе по одной гласной:

        а о у э и ы е ю

2.3. Научить разделить свой выдох на две равные части, гласные произносятся слитно, голос звучит, меняется только артикуляция губ.

        ао ау аэ аи ая

(Контроль за уровнем речи осуществляется по линейному световому индикатору с использованием двух механических маркеров)

2.4. уао   уоа           и  т.д.

2.5. аоуэ   аоуи        и  т.д.

2.6. аоуэи   аоэуи    и  т.д.

Далее идут повторы занятий без применения прибора и сравнивается результат. В зависимости от результата, занятия могут повторяться до достижения желаемого результата.

3. Счетные упражнения.

Ребенок может научиться слитно на одном выдохе произнести цифры        от 1 до 10 и от 10 до 1.

4. Чтение слов с ударением на первом слоге.

Научиться выделять первую гласную в слове и слитно произносить слова. Вначале научиться произносить каждое слово в столбике отдельно, на одном выдохе, затем все три слова в строчке слитно.

А́ся – э́то – о́коло

Контроль за правильностью  произношения осуществляют по регистрации момента зажигания точечного светового индикатора (одной или нескольких лампочек).

5. Чтение и выразительное разучивание стихов, контроль громкости голоса без и в условиях заглушения шумов.

При чтении постепенно увеличивают уровень маскирующего шума. Уровень шума и время его подключения устанавливаются индивидуально.

6. Чтение и умение пересказать текст.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронный учебник "Методика применения занимательных задач"

Занимательные задачи способствуют повышению эффективности заинтересованности воспитанниц к изучению информатики, улучшению их эмоционального настроя при выполнении задания. Данная методичка разработа...

Методика применения здоровьесберегающих технологий на уроках химии

Систематическое включение в урок элементов здоровьесберегающей технологии, делает процесс обучения интересным и занимательным , создает у детей бодрое , рабочее настроение , облегчает преодолени...

Методика применения игровых технологий на уроках химии

Материал к аттестации в раздел"Владения аттестуемым педагогическим работником современными образовательными технологиями и/или методиками"...

Методика применения электронных образовательных ресурсов на уроке музыки

Учить и учиться с интересом и максимальной эффективностью в современной школе уже сегодня можно с помощью ИКТ и электронных образовательных ресурсов нового поколения....

Проект На тему: «Методика применения средств современных информационных технологий при обучении истории и обществознанию»

Применение ИКТ технологий даёт возможность решить задачу индивидуализации и дифференциации процесса обучения, развивать интерес к предмету, делать уроки яркими и содеожательными, развивать познаватель...

МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ УРОКА ИСТОРИИ

Компьютерные технологии заняли прочное место в организации учебного процесса по различным дисциплинам. Сегодня не возникает сомнений в необходимости и эффективности их использования. Состояние с...

Дыхательная гимнастика по А.Н. Стрельниковой для лечения заикания

Дыхательная гимнастика по А. Н. Стрельниковой для лечения заикания...