Эссе Я-учитель
статья по теме
Предварительный просмотр:
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?
В. Маяковский
Современный мир, постоянно меняющиеся требования, новые стандарты, экзамены – 9 месяцев безумной гонки! Все успеть, все сделать, научить, подготовить, поучаствовать, выполнить, исправить, проанализировать! Мы мчимся вихрем вместе с учениками, пытаясь успеть за постоянно меняющимися условиями жизни и прогрессом, стараемся научить учиться, быть гибкими, искать информацию и анализировать ее. Но… Как часто во всей этой суете мы забываем, забываем «зажигать» те самые «звезды»… в глазах и сердцах… в своих и детских.
Я часто сравниваю себя сейчас и тогда, в тот первый день, когда я пришла работать в школу. Как много во мне изменилось, сколькому научили меня мои ученики! Тогда, 6 лет назад, фразы «личностно-ориентированный подход, современные технологии, методы, приемы» были лишь терминами для меня. Зная обо всем этом теоретически, слыша любую из этих фраз, я видела пред собой лишь конспекты в университетских тетрадях. Планируя уроки, я всегда представляла себе реакцию моего университетского преподавателя по методике обучения: что сказал бы он, если я сделаю вот так? Понравилось бы ему, если я использую этот прием? Но постепенно, с каждым проведенным уроком, все эти определения стали обретать для меня смысл, каждый прожитый в школе день наполнялся своим особенным содержанием.
Сегодня все изменилось. Каждое понятие словно оживает, и теперь, слыша термины из области педагогики и психологии, я вижу перед собой отнюдь не конспекты в желто-белой тетрадке, а представляю фрагменты уроков, лица учеников, их ответы и их тетради. Планируя урок, я больше не думаю о своих преподавателях, я размышляю о том, как то или иное задание будут выполнять мои ученики: справятся ли они, будет ли оно полезным и интересным? Теперь каждый мой урок адресован конкретным людям, и, проводя рефлексию, я, прежде всего, стараюсь понять достигла ли я намеченных целей, анализирую и сравниваю эмоции учеников с теми чувствами, которые я надеялась пробудить в них. Это помогает мне избегать ошибок в дальнейшем, сделать материал личностно-значимым и для себя, и для ребят.
Каждый мой урок – это не просто методически верно выстроенная структура, реализация методов и приемов. Это прожитый вместе с детьми час, добытые трудом знания, это эмоции и чувства. А удачным уроком, по моему глубокому убеждению, можно назвать такой урок, который вызывает положительные эмоции, заставляет задуматься, оставляет желание размышлять, искать, работать.
Каждая улыбка, каждая искра в глазах ребенка - это огромный шаг вперед. Важно не просто учить, важно чувствовать и сочувствовать, переживать и сопереживать. Мои ученики научили меня относиться к миру менее формально, за каждым словом, делом, понятием видеть реальных людей. Значимость такого опыта невозможно переоценить, ведь он позволяет в любой ситуации оставаться человеком. Вот тот бесценный дар, который я получила от своих учеников; вот то, чему я учу нынешних своих учеников. Недаром говорят, что учитель – это скульптор детских душ. Ведь именно в школе, на уроках формируется нравственность: ребята учатся общаться, отстаивать свое мнение, определяют свое отношение к миру и окружающим их людям.
Работу учителя часто сравнивают и с работой ювелира, который должен не подавлять природу ребенка, а следовать за ней. Необходимо оценить своеобразие каждого ученика, поверить в него, только тогда ребенок сможет поверить в свои силы и следовать своим путем по направлению к успеху.
В современном мире компьютерных технологий каждый день перед молодыми людьми появляются сотни дорог, тысячи способов решать возникающие проблемы, и задача учителя - приложить все силы, чтобы путь, выбранный ребёнком, был светлым и радостным, а способ достижения цели - действенным и верным. Я стараюсь слушать и слышать своих учеников, понять их позицию и взгляд на мир, чтобы знать, каким образом помочь им выбрать верное направление. Я не даю советов - мало кто любит, когда другие советуют, а я пытаюсь просто дать повод для размышления, ведь избежать ошибок можно, лишь самостоятельно осознав и проанализировав их.
Личность ребенка – вот высшая ценность, главный ориентир в работе учителя. Я стараюсь понять и принять каждого ученика таким, какой он есть: с его неповторимым характером, привычками, достоинствами и недостатками. Моя задача не просто научить предмету, но и создать необходимые условия для развития и укрепления всего самого светлого, доброго и прекрасного, что находится в детских сердцах, помочь в трудную минуту, легонько подтолкнуть в нужном направлении, к той дороге, где спутниками ребят будут Милосердие, Мудрость и Красота. Необходимо дать возможность ребенку гордится собой настоящим, возбудить умственный голод, направить его силы на решение реальных задач, на борьбу с «внутренними» монстрами своими, а иногда и чужими, и, конечно же, помочь ему преуспеть в этом. Ведь успех – это лучший учитель и воспитатель, ибо он дает ребенку главное – уверенность в собственных силах и самом себе. Я стараюсь создать ситуацию успеха для каждого ученика, найти, за что его похвалить, убедить ребят, что они имеют право на собственное мнение, пусть даже отличное от других, научить отстаивать свое мнение, защищать свою точку зрения. Немаловажно научить ребят не бояться делать ошибки, показать, что их всегда можно исправить самому или при помощи товарищей или учителя, дать понять, что ошибаться могут все, что это нормально, не ошибается только тот, кто ничего не делает. Каждый ребенок должен уходить с урока с маленькой победой, чтобы путешествие по стране Знаний было желанным и непринужденным, а гранит науки не казался столь твердым.
«Кто не знает иностранных языков, ничего не знает и о своём собственном», - говорил в свое время В. Гёте. Это высказывание, безусловно, актуально и сейчас, т.к. знание иностранного языка открывает перед человеком большие перспективы. Для поступления во многие ВУЗы необходимо сдать экзамен по английскому языку, а работодатели охотнее принимают на работу соискателей, владеющих одним или несколькими иностранными языками. Задачей учителя иностранного языка стало не просто научить детей читать, писать и говорить на английском языке, но пробудить у учащихся интерес к изучению, научить тому, как изучать язык, «снабдить» набором способов и приемов изучения, чтобы в дальнейшем учащийся мог самостоятельно продолжать изучение английского языка или освоить другой. Важно, чтобы ребята осознавали, что изучение языка не может и не должно ограничиваться 40 минутами урока 3 раза в неделю. Это должно стать стилем жизни. Ведь как здорово просто поговорить с друзьями на улице на английском, когда больше половины людей вас не понимают, или переписываться со сверстниками из разных уголков мира, делиться опытом или даже просто обмениваться открытками.
При работе с аудиотекстами и печатными текстами я часто обращаюсь к опыту учащихся, прошу их поделиться, оказывались ли они в подобных ситуациях. Это не только делает задания личностно-значимыми, но и помогает решать поставленные задачи, исходя из имеющегося опыта. Впоследствии такой прием помогает учащимся и в других предметных областях.
Нередко при выполнении мини проектов прошу учащихся представить результаты работы как можно более оригинально. Это не только развивает творческие способности, но и учит детей самостоятельному принятию решений, а также умению анализировать. Знакомлю учащихся с интернет ресурсами, помогающими изучать иностранные языки, а также платформами для выполнения проектов. Просто необходимо научиться правильно использовать имеющиеся ресурсы: делать запросы, искать информацию, проводить анализ и синтез, узнавать и отметать ложные сведения. Я стараюсь показать учащимся, что интернет - это не только игры, а кладезь полезной информации, и с его помощью можно учиться.
Думая о своей работе, я все чаще понимаю, что огоньки в глазах моих учеников, отзыв их сердец - это самая важная цель и самое большое счастье. Можно учить, преподавать, давать знания, воспитывать. Но все это бессмысленно, если учитель не смог зажечь огонек, если урок, остается лишь предметом в расписании.
Совсем другое дело, когда урок - это часть жизни, часть нашего общего мира. Так здорово, когда тебя ждут и тебе рады, когда крохотные ручки второклассников тянутся к тебе. А с каким восторгом произносят дети твое имя и название предмета! И как они огорчаются, когда вдруг по какой-то причине небыло урока. С каким не поддельным искренним удивлением и радостью здороваются с тобой в общественных местах, с каким желанием бегут на урок, а не с урока. Именно в такие минуты понимаешь, что все не бесполезно, не просто так!
Вот он, еще один огонек, он загорелся сегодня, а значит, день прожит не зря!
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
В. Маяковский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе «Я – учитель!» на конкурс учитель года Кубани 2015 Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам
Эссе представленно на тему: "Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам" содержит размышления педагога о значении и важности профессии учитель. Рассматриваются в эссе этапы становления ...
Эссе «Я – учитель» в рамках муниципального этапа всероссийского конкурса "Учитель года-2016"
Работа раскрывает мотивы выбора учительской профессии, отражает собственные педагогические принципы и подходы к образованию, понимание миссии педагога в современном мире....
Эссе "Я - учитель" (для конкурса "Учитель года Ромненского района - 2016")
Эссе "Я - учитель" на районный конкурс педагогического мастерства "Учитель года Ромненского района - 2016"...
"Учитель года 2016" Эссе "Я - учитель"
Знаю лишь одно, что моё призвание – школа, ученики, которым я отдаю свою любовь, и радость общения с ними.И как бы ни складывалась моя жизнь дальше, но любовь и уважение моих учеников и их родителей -...
Участие в областном конкурсе "Учитель года 2016". Эссе "Я - учитель"
Данное эссе написано для участия в конкурсе "учитель года". В нём подводятся некоторые итоги учительской деятельности. Основные темы для рассуждения: роль сельской школы в развитии ребёнка, её место в...
Эссе "Я - учитель!" на конкурс Учитель года Кубани 2016 в номинации педагогический дебют
эссе на конкурс учитель года...