Программы "Мы разные и мы вместе!"
методическая разработка по теме
Программа включает комплекс мероприятий, направленных на решение основных задач в сфере воспитания толерантного сознания и противодействия ксенофобии у учащихся школы.
В ходе реализации программы рекомендуется использование интерактивных методов обучения. Это форма открытого обсуждения, развивающая в детях умение спорить, дискутировать и решать конфликты мирным путем.
Участниками программы являются учащиеся общеобразовательной школы 14 – 18 лет (268 уч-ся), педагогический коллектив (76чел.), родители учащихся (268 чел.).
Программа «Мы разные, и мы вместе!» должна привести к укоренению в школе духа толерантности, развитию у воспитанников черт толерантной личности, проявления внимания к людям в повседневной жизни, умению предупредить конфликты или разрешить их ненасильственным путем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 502.11 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ - ЮГРА
ДЕПАРТАМЕНТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ НЕФТЕЮГАНСКОГО РАЙОНА
НЕФТЕЮГАНСКОЕ РАЙОННОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« ПОЙКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
| ||||||
ПРОГРАММА
«Мы разные, и мы вместе!»
2012 год
Информационная карта
программы, направленной на укрепление толерантности
и профилактику экстремизма в молодежной среде
1.Полное название программы | «Мы разные, и мы вместе!» |
2.Автор программы | Востроколенко Ирина Валерьевна |
3.Руководитель программы | Востроколенко Ирина Валерьевна |
4.Территория | ХМАО-Югра |
5.Юридический адрес учреждения (автора) | 628331 ХМАО – Югра, Тюменская область, Нефтеюганский район, гп. Пойковский, 1микрорайон, дом 37 |
6.Телефон | тел./ факс 214-615 |
7.Цель программы | Формирование культуры толерантности и противодействия ксенофобии в молодежной среде |
8.Срок реализации | 2012 – 2013 уч.год |
9.Место проведения | НРМОБУ «ПСОШ №2» |
10. Аннотация к программе | Программа включает комплекс мероприятий, направленных на решение основных задач в сфере воспитания толерантного сознания и противодействия ксенофобии у учащихся школы. В ходе реализации программы рекомендуется использование интерактивных методов обучения. Это форма открытого обсуждения, развивающая в детях умение спорить, дискутировать и решать конфликты мирным путем. Участниками программы являются учащиеся общеобразовательной школы 14 – 18 лет (268 уч-ся), педагогический коллектив (76чел.), родители учащихся (268 чел.). Программа «Мы разные, и мы вместе!» должна привести к укоренению в школе духа толерантности, развитию у воспитанников черт толерантной личности, проявления внимания к людям в повседневной жизни, умению предупредить конфликты или разрешить их ненасильственным путем. |
Человек с огромным запасом терпения и толерантности идет по жизни с особой долей спокойствия и умиротворенности. Такой человек не только счастлив и эмоционально уравновешен, но он, к тому же, крепче здоровьем и меньше подвержен болезням. У него сильная воля, хороший аппетит, и ему легче заснуть, ведь совесть его чиста.
Актуальность
Формирование толерантного сознания происходит в течение всей жизни человека, однако его основы закладываются в процессе первичной социализации. Важнейшим институтом социализации наряду с семьей является образование. Именно система образования, в первую очередь дошкольного и школьного, призвана заложить мировоззренческие основы будущей толерантной личности. Вместе с тем по ряду причин система образования не всегда обеспечивает комплекс мер, реализация которых могла бы эффективно формировать у учащихся основы толерантного мировоззрения. Об этом свидетельствуют факты проявления в молодежной среде национальной и расовой нетерпимости, рост числа конфликтов на этнической почве среди подростков. Дети мигрантов и представителей этнических меньшинств порой сталкиваются с враждебностью со стороны сверстников, что ведет к тяжелым психологическим травмам, социальной и культурной изоляции.
Новая общественно-политическая реальность и усиление миграционных потоков требуют выработки стратегии, а также позитивного восприятия этих процессов коренным и укорененным населением поселка разных национальностей. Одновременно должен развиваться и формироваться подлинный российский патриотизм, свободный от национализма и шовинизма.
Необходимость создания программы по развитию толерантного сознания вызвана событиями, происходящими в мире. Проявление нетерпимости, непримиримости ведёт к серьёзным последствиям: от раздражительности, пренебрежения к другим до различных проявлений ксенофобии и экстремизма.
В образовательных учреждениях Нефтеюганского района проводится работа по формированию у детей и подростков позитивных установок, направленных на воспитание толерантного сознания и поведения, неприятие межрелигиозной вражды, крайних проявлений национализма и экстремизма.
Проведённый в школе социологический опрос среди учащихся 14-18 лет в мае 2011 года показывает, что:
- 83% опрошенных считают способность идти на компромисс проявлением слабости и испытывают раздражение, когда мнение окружающих расходится с их собственным мнением;
- 64% опрошенных нетерпимо относятся к незащищённым социальным категориям граждан (старики, беженцы, инвалиды, психически нездоровые люди);
- 57% проявляют межконфессиональную нетерпимость;
- 55% интолерантны в отношении расовой принадлежности;
- 53% интолерантны в отношении этнической принадлежности.
Таким образом, средний показатель интолерантности составляет 62%.
Приведенные данные указывают на важность воспитания у подрастающего поколения основ толерантного сознания и поведения, усвоение знаний в области человеческих отношений, привитие психологической культуры.
Современная молодежь – это фактически первое поколение, родившееся и выросшее в новой, постсоветской России. Это поколение росло в сложной обстановке разрушения стереотипов поведения, стремительной и не всегда гладко проходившей социально-экономической и общественной трансформации. Поэтому для сегодняшней России вопросы о том, что представляет собой современная молодежь, каков ее потенциал, насколько развито уважение к различным национальностям, особенно актуальны.
Изучение национального состава школы показало, что школа многонациональная; дети обучаются с разными культурами, традициями и обычаями.
Исследования показали, что уровень толерантности воспитанников достаточный, его надо сохранить и преумножить.
Общеобразовательная школа имеет возможность воспитания у детей толерантности, как в учебной, так и воспитательной деятельности. Именно в школьном сообществе у ребенка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению.
Мы воспитываем современного культурного человека, который не только образованным человеком должен быть, но и человеком, обладающим чувством самоуважения и уважаемым окружающими.
Учащихся школы необходимо обучать пониманию друг друга, умению признавать точку зрения другого, умению выходить из конфликтной ситуации, раскрывать интерес к традициям и обычаям других народов.
Программа включает комплекс мероприятий, направленных на решение основных задач в сфере воспитания толерантного сознания и профилактику экстремистских проявлений и ксенофобии у учащихся школы.
В ходе реализации программы рекомендуется использование интерактивных методов обучения - это модель открытого обсуждения, развивающая в детях умение спорить, дискутировать и решать конфликты мирным путем.
В Декларации принципов толерантности, утвержденной Резолюцией Генеральной Конференции Юнеско в 1995 году, суть толерантности формулируется как «уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека».
Программа формирования установок толерантного сознания и поведения у учащихся, их родителей и педагогов «Мы разные, и мы вместе!»» (далее – Программа) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Межведомственной комплексной программой гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений и профилактики проявлений экстремизма, а также принятой ЮНЕСКО Декларацией принципов толерантности.
Программа направлена на укрепление в школе среди подростков толерантной среды на основе принципов мультикультурализма, ценностей многонационального российского общества, соблюдения прав и свобод человека, поддержание межнационального мира и согласия.
Программа реализуется администрацией школы, классными руководителями и учителями - предметниками, специалистами, осуществляющими воспитательную работу в школе.
Цели и задачи
Целью программы является формирование и внедрение социальных норм толерантности, формирование у детей навыков противостояния ксенофобии и экстремизму.
Для достижения указанной цели необходимо решать следующие задачи:
- обучение толерантности через систему образования;
- создание у учащихся устойчивого понимания дружественности многонационального и многоконфессионального российского народа;
- развитие коммуникативных способностей как основного признака личности, обладающей толерантным сознанием;
- воспитание терпимости к инакомыслию;
- формирование позитивных ценностей и установок;
- воспитание у учащихся школы неприятия к проявлению агрессии, жестокости, насилия как к людям, животным, природе, так и ко всему окружающему миру;
- консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности;
- использование в процессе обучения и воспитания учащихся школы интерактивных средств обучения, тренингов и игр.
Особенностью программы является создание цикла занятий по созданию «Музея одного дня».
Участники программы
Участниками программы являются учащиеся НРМОБУ «ПСОШ №2» 14 – 18 лет, педагогический коллектив, администрация школы, специалисты, родители учащихся.
Продолжительность программы
Программа рассчитана на 1 год. Реализация программы начинается с 01.09.2012 по 31.05.2012 года в три этапа. Программа направлена на личностный, деятельностный подход в воспитании, на социализацию воспитанников, связь с социумом, на формирование человека толерантного, высоконравственного.
Этапы программы
I этап - ориентационно - мотивационный этап программы
1 направление – разработка научно-методических основ формирования толерантного сознания.
Цель – ознакомление педагогического коллектива школы с задачами по созданию положительного настроения как в коллективе работников, так и в классных коллективах.
Форма реализации – педагогический совет, методическая планерка, консультирование родителей, анкетирование учащихся.
2 направление - внедрение системы мероприятий для формирования толерантного сознания.
Цель – практический выход на реализацию и выполнение Программы.
Форма реализации - часы общения, КТД классов, спортивные соревнования, совместная деятельность детей и взрослых.
3 направление - обобщение результатов работы, мониторинг успешности реализации Программы.
II этап – заключительный, творческий этап
Цель – подвести итоги реализации Программы.
Форма реализации - самоанализ результативности работы и анализ итогов на заседаниях методических и педагогических советах.
Схема управления программой
Для реализации программы «Мы разные, и мы вместе» созданы определенные условия:
- Подобраны методические материалы, сценарии и разработки мероприятий.
- Создана материально-техническая база.
- Имеются квалифицированные кадры:
-директор школы – 1 чел.;
-заместитель директора по УВР – 3 чел.;
-заместитель директора по ВР – 1 чел.;
-заместитель директора по ОР – 1 чел.;
-заместитель директора по НМР – 1 чел.;
-заместитель директора по АХЧ – 1 чел.;
- педагоги-предметники – 62 чел.;
-педагог - психолог – 2 чел.;
-педагог - организатор – 3 чел.;
-библиотекарь – 2 чел.;
-педагоги ДО – 4 чел.;
-фельдшер – 1чел.;
-инженер по ОТ и ТБ – 1 чел;
-социальный педагог – 1 чел.
Предполагаемые результаты:
Программа «Мы разные, и мы вместе» должна привести к укоренению в школе духа толерантности, развитию у учащихся черт толерантной личности, толерантности в повседневной жизни, умению предупредить конфликты или разрешить их ненасильственным путем.
В результате реализации данной программы можно достигнуть следующих результатов:
- воспитать толерантную личность, обладающую такими качествами как уважение к другим людям, чужому мнению, поступкам, верованию, прощение, сострадание, милосердие, уважению прав других и т.д., и т.п.
- сформировать у учащихся толерантное сознание, позитивные установки к представителям иных этнических сообществ; интереса и уважения к традициям, обычаям и культуре различных этносов;
- укрепления атмосферы межэтнического согласия и толерантности, препятствование созданию и деятельности национальных экстремистских молодёжных группировок;
- создание необходимой базы материалов и методической основы для формирования толерантности, внедрения новых форм и методов воспитательной работы.
Финансово-экономическое обеспечение программы
Смета
расходов на реализацию программы «Мы разные, и мы вместе!»
№ п/п | Наименование статей расходов | Код статьи расхода | Сумма затрат, рублей |
1. | Аренда помещений |
| |
2. | Аренда звуко- и светооборудования |
| |
3. | Аренда транспорта |
| |
4. | Аренда оргтехники |
| |
5. | Телефонные, почтовые и телеграфные расходы |
| |
6. | Печатно-множительные работы | 340 | 8000 |
7. | Призовой фонд |
| 9000 |
8. | Типографские, издательские услуги |
| |
9. | Оплата по договору привлеченным специалистам (вознаграждение, проезд, проживание, питание). |
| |
10. | Изготовление атрибутики (в т.ч. с логотипом Департамента образования и молодежной политики автономного округа) | 225 | 5000 |
11. | Приобретение предметов снабжения и расходных материалов |
| |
12. | Приобретение канцелярских товаров | 340 | 3000 |
13. | Приобретение основных средств на развитие материально-технической базы (обоснование для приобретения) |
| |
14. | Оплата проезда, проживания и суточных в целях участия в мероприятиях окружного, Всероссийского и международного значения. |
| |
15. | Расходы за проведение банковских операций. |
| |
Итого | 25000 |
Смету составила Востроколенко И.В._______________
Тел.214-615
28.05.2012 года
План
реализации программы «Мы разные, и мы вместе!»
на 2012-2013 учебный год
сроки | Деятельность с учащимися | Деятельность с педагогическим коллективом | Деятельность с родителями |
Сентябрь | -Часы общения «Что такое толерантность?», «Толерантность и Я» - Тренинг «Я такой же, как все» (1,5,10 классы) - Минуты Памяти «Беслан – мы скорбим вместе с вами» - Мониторинг «Уровень воспитанности» | - Работа по составлению социального паспорта класса\школы -Обзор литературы по проблеме толерантности - Лекция «Толерантная личность как идеал гражданского общества» | -Анкетирование «Черты толерантной личности» (уч-ся 8-11 классов) - индивидуальные консультации родителей диагоностируемых учащихся |
Октябрь | - Проведение анкетирования с целью выявления лидеров неформальных молодежных группировок -Фестиваль Национальных культур -Акция «Лучшее детям» - Встреча с учащимися «Ответственность за совершение правонарушений экстремистской направленности» - Просмотр и обсуждение к/фильма «Чучело» | -Обзор литературы по проблеме толерантности -Анкетирование пед.коллектива «Черты толерантной личности» - «Толерантность как залог эффективного взаимодействия» | -Родительские собрания «Проблемы отцов и детей» «Поощрения и наказания», «Суицид: причины и следствия» -Благотворительная акция |
Ноябрь | -Неделя толерантности -День толерантности (16.11) -Дискуссия «Россия-многонациональное государство» | -Обзор литературы по проблеме толерантности - Лекция «Психолого-педагогические аспекты формирования толерантности» | |
Декабрь | -Викторина о правах человека ко дню принятия Всеобщей декларации прав человека -Благотворительная акция | -Обзор литературы по проблеме толерантности - Ознакомление с нормативно-правовыми актами по экстремизму (МО классных руководителей) | -Родительские собрания «Давайте поговорим о правах ребенка», Подростковая агрессивность: как себя вести?» -Благотворительная акция |
Январь | -Азбука национальностей школы - Книжная выставка по культуре и традициям народов России | -Выставка методических материалов по экстремизму - «Психология разрешения конфликта» | -Азбука национальностей школы |
Февраль | -Выпуск листовок к международному Дню спонтанного проявления доброты -Письмо солдату | - Лекция «Педагогика толерантности» -Конфликт и его характеристики | |
Март | -Фотоконкурс «Семейные традиции» -Ярмарка национальных блюд -Круглый стол «Мы живём среди людей» - Проведение Недели «Культура – детям» (книжная неделя) в рамках Международного дня детской книги. | - Лекция « Социально-этические нормы в сфере межкультурной коммуникации» | -Фотоконкурс «Семейные традиции» -Ярмарка национальных блюд -Родительские собрания |
Апрель | -Фестиваль «Подари человеку радость» (КТД классов) -Игра на развитие толерантности «Народные промыслы» - Акция «Расскажу о своей национальности» | - Подготовка информационно-публицистических материалов, направленных на воспитание культуры толерантности обучающихся | Распространение буклетов, листовок о толерантности среди школьников, родителей. |
Май | -Итоговая общешкольная конференция - Благотворительная акция ко Дню Защиты детей | Мониторинг - Публикация на сайте училища информации о проделанной работе по воспитанию толерантности у обучающихся, гармонизации межнациональных отношений. | -Родительские собрания - Заседание общешкольного родительского комитета |
ЛИТЕРАТУРА
- Асмолов А.Г. Психология обыкновенного фанатизма: [О «фабрике фанатиков: психологические инструменты овладения сознанием подростков]//Век толерантности. Научно-публицистический вестник.- М.,2001.
- Байбаков А.М. Введение в педагогику толерантности: Для педагогов и
старшеклассников, М., 2002.
- Всеобщая Декларация прав человека. 1948.
- Вульфов Б.З. Воспитание толерантности: сущность и средства//Внешкольник.-2002.-№6.-С.12-16.
- Громова Е. Развитие этнической толерантности в школе//Воспитание школьников.-2006.-№1.-С.13-17.
- Декларация принципов толерантности. ЮНЕСКО. 1995.
- Епанчин П.М. Воспитание веротерпимости в общеобразовательной школе как одна из форм профилактики экстремизма//Образование.-2003.-№9.-С.59-62.
- Ильченко Л.П. Формирование этнокультурной толерантности школьников в процессе знакомства с культурой родного края//Этнопедагогика: Проблемы обучения и воспитания. - СПб,2004.-Вып.3.-С.47-53.
- Киршина Л.Н. Проблемы этнической толерантности в программах повышения квалификации педагогов национальных образовательных учреждений/Л.Н. Киршина, Э.Р.Хакимов//Методист.-2004.-№4.-С.14-17.
- Клокова Г.В. Формирование толерантного сознания школьников в процессе обучения истории// Преподавание истории и обществознания в школе.-2003.-№1.-С.18-25.
- Конвенция о правах ребенка. 1989.
- Кожурина Л. В лабиринтах толерантности: Как нам обустроить взаимопонимание и терпимость // Первое сентября.-2004.-53.-С.2.
- Кукушкин B.C. Воспитание толерантной личности в поликультурном
социуме, Ростов-на-Дону, 2002. - Ледовский М.Толерантность и религия – две вещи несовместные?[О религиозных «фобиях»]///www.asi.org.ru.
- Лобашов В.Д. Толерантность учебного процесса//Образование в современной школе.-2005.-№6.-С.8-16.
- Морозов Н.В. О формировании толерантного поведения учащихся//Преподавание истории в школе.-2005.-№9.-С.39-40.
- Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. Воспитание
толерантности у школьников, Ярославль, 2003. - Потёмкина О., Потёмкина Е. Тесты для подростков.-2005- М., «АСТ-ПРЕСС КНИГА»
- Степанов П.В. Как воспитывать толерантность в школе// Педагогический вестник.-2000.-№2.-С.2.
- Степанов П.В.Феномен толерантности//Классный руководитель.-2004.-№3.-С.5-14.
- Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория
и практика). Сборник научно-методических статей, М., 2002.
Тыртышная М.А. Описание занятий с подростками по проблеме толерантности//Классный руководитель.-2005.-№4.-С.125-129. - Шабуров Н.В., Юдин А.В. Межрелигиозная толерантность: Программа курса повышения квалификации// Преподавание истории и обществознания в школе.-2005.-№8.-С.47-50.
- Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений http://www.un.org/ru
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать, часть I, M., 2000.
- Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе, М., 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект « Мы очень разные, но мы вместе»
Проект« Мы очень разные, но мы вместе»...
«Мы разные, но мы вместе»
Проект направленный на профилактику проявления ксенофобий в подростковой и молодежной среде....
Методическая разработка конференции "Мы разные, но мы вместе"
Конференция "Мы разные, но мы вместе" включает в себя ряд мероприятий направленных на развитие у подрастающего поколения толерантного отношения к представителям разных национальностей, религий, социал...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/20/picture-96942-1455961890.jpg)
Программа по воспитательной работе в классе "Мы разные,но мы вместе !"
Данная программа направлена на развитие личности каждого ребенка, разработана с учетом возрастных особенностей учащихся, отвечает их интересам и увлечениям....
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/06/picture-282723-1473190349.png)
"Мы разные, но мы вместе"
Классный час на тему "Мы разные. но мы вместе"!!! целью этого классного часа является создание условий для успешной социализации личности каждого обучающегося, коллектива класса. Основными задачи данн...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/19/picture-231178-1382200402.png)
Мы разные, но мы вместе - Россия!
Защита проекта, посвящённого Дню толерантности "Мы разные, но мы вместе - Россия!"...