Программы "Мы разные и мы вместе!"
методическая разработка по теме

Программа включает комплекс мероприятий, направленных на  решение основных задач в сфере воспитания толерантного сознания и противодействия ксенофобии у учащихся  школы.

В ходе реализации программы рекомендуется  использование интерактивных  методов обучения. Это форма  открытого  обсуждения,  развивающая  в  детях  умение спорить, дискутировать и решать конфликты мирным путем.

Участниками программы являются учащиеся общеобразовательной  школы 14 – 18 лет  (268 уч-ся), педагогический коллектив (76чел.), родители учащихся (268  чел.).

             Программа «Мы разные, и мы вместе!» должна привести  к укоренению  в школе духа толерантности, развитию у воспитанников  черт толерантной личности, проявления внимания  к людям  в повседневной жизни, умению предупредить  конфликты или разрешить их ненасильственным путем. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programmamy_raznye_i_my_vmeste.docx502.11 КБ

Предварительный просмотр:

   РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ - ЮГРА

ДЕПАРТАМЕНТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ НЕФТЕЮГАНСКОГО РАЙОНА

НЕФТЕЮГАНСКОЕ РАЙОННОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« ПОЙКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»

«УТВЕРЖДАЮ»______________

Директор НРМОБУ «ПСОШ №2»

О.Ю. Карпеева

«_28_» мая  2012 года

ПРОГРАММА

 «Мы разные, и мы вместе!»

 

996c2f82a79a.png

2012 год

Информационная карта

 программы, направленной на укрепление толерантности

и профилактику экстремизма в молодежной среде 

1.Полное название программы

 «Мы разные, и мы вместе!»

2.Автор программы

Востроколенко Ирина Валерьевна

3.Руководитель программы

Востроколенко Ирина Валерьевна

4.Территория

 ХМАО-Югра

5.Юридический адрес учреждения (автора)

 628331  ХМАО – Югра, Тюменская область, Нефтеюганский район, гп. Пойковский, 1микрорайон, дом 37

6.Телефон

 тел./ факс 214-615

7.Цель программы

Формирование культуры   толерантности  и  противодействия  ксенофобии  в  молодежной  среде

8.Срок реализации

 2012 – 2013 уч.год

9.Место проведения

 НРМОБУ «ПСОШ №2»

10. Аннотация к программе

 Программа включает комплекс мероприятий, направленных на  решение основных задач в сфере воспитания толерантного сознания и противодействия ксенофобии у учащихся  школы.

В ходе реализации программы рекомендуется  использование интерактивных  методов обучения. Это форма  открытого  обсуждения,  развивающая  в  детях  умение спорить, дискутировать и решать конфликты мирным путем.

Участниками программы являются учащиеся общеобразовательной  школы 14 – 18 лет  (268 уч-ся), педагогический коллектив (76чел.), родители учащихся (268  чел.).

             Программа «Мы разные, и мы вместе!» должна привести  к укоренению  в школе духа толерантности, развитию у воспитанников  черт толерантной личности, проявления внимания  к людям  в повседневной жизни, умению предупредить  конфликты или разрешить их ненасильственным путем.

Человек с огромным запасом терпения и                                                                         толерантности идет по жизни с особой долей                                                                спокойствия и умиротворенности.                                                                                          Такой человек не только счастлив и                                                                           эмоционально уравновешен, но он, к тому же,                                                                             крепче здоровьем и меньше подвержен болезням.                                                                 У него сильная воля, хороший аппетит,                                                                                     и ему легче заснуть, ведь совесть его чиста.

Далай-Лама, XIV

Актуальность

      Формирование толерантного сознания происходит в течение всей жизни человека, однако его основы закладываются в процессе первичной социализации. Важнейшим институтом социализации наряду с семьей является образование. Именно система образования, в первую очередь дошкольного и школьного, призвана заложить мировоззренческие основы будущей толерантной личности. Вместе с тем по ряду причин система образования не всегда обеспечивает комплекс мер, реализация которых могла бы эффективно формировать у учащихся основы толерантного мировоззрения. Об этом свидетельствуют факты проявления в молодежной среде национальной и расовой нетерпимости, рост числа конфликтов на этнической почве среди подростков. Дети мигрантов и представителей этнических меньшинств порой сталкиваются с враждебностью со стороны сверстников, что ведет к тяжелым психологическим травмам, социальной и культурной изоляции.
     Новая общественно-политическая реальность и усиление миграционных потоков требуют выработки стратегии, а также позитивного восприятия этих процессов коренным и укорененным населением поселка разных национальностей. Одновременно должен развиваться и формироваться подлинный российский патриотизм, свободный от национализма и шовинизма.    

     Необходимость создания программы по развитию толерантного сознания вызвана событиями, происходящими в мире. Проявление нетерпимости, непримиримости ведёт к серьёзным последствиям: от раздражительности, пренебрежения к другим до различных проявлений ксенофобии и экстремизма.

       В образовательных учреждениях Нефтеюганского района проводится работа по формированию у детей и подростков  позитивных установок, направленных на воспитание толерантного сознания и поведения, неприятие межрелигиозной вражды, крайних проявлений национализма и экстремизма.

       Проведённый в школе социологический опрос среди учащихся 14-18 лет в мае 2011 года показывает, что:

- 83% опрошенных считают способность идти на компромисс проявлением слабости и испытывают раздражение, когда мнение окружающих расходится с их собственным мнением;

- 64% опрошенных нетерпимо относятся к незащищённым социальным категориям граждан (старики, беженцы, инвалиды, психически нездоровые люди);

- 57% проявляют межконфессиональную нетерпимость;

- 55% интолерантны в отношении расовой принадлежности;

- 53%  интолерантны в отношении этнической принадлежности.

         Таким образом, средний показатель интолерантности составляет 62%.

Приведенные данные указывают на важность воспитания у подрастающего поколения основ толерантного сознания и поведения, усвоение знаний в области человеческих отношений, привитие психологической культуры.

 Современная молодежь – это фактически первое поколение, родившееся и выросшее в новой, постсоветской России. Это поколение росло в сложной обстановке разрушения стереотипов поведения, стремительной и не всегда гладко проходившей социально-экономической и общественной трансформации. Поэтому для сегодняшней России вопросы о том, что представляет собой современная молодежь, каков ее потенциал, насколько развито уважение к различным национальностям, особенно актуальны.

Изучение национального состава школы показало, что школа многонациональная; дети обучаются с разными культурами, традициями и обычаями.                            

             

        

Исследования показали, что уровень толерантности воспитанников достаточный, его надо сохранить и преумножить.

Общеобразовательная школа имеет возможность воспитания у детей толерантности, как в учебной, так и воспитательной  деятельности. Именно в школьном сообществе   у ребенка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению.

Мы воспитываем современного культурного человека, который не только образованным человеком должен быть, но и человеком,  обладающим чувством самоуважения и уважаемым окружающими.

Учащихся  школы  необходимо обучать   пониманию   друг   друга,   умению признавать точку зрения другого, умению выходить  из  конфликтной  ситуации, раскрывать интерес к традициям и обычаям других  народов.

Программа включает комплекс мероприятий, направленных на решение основных задач в сфере воспитания толерантного сознания и профилактику экстремистских проявлений и ксенофобии  у учащихся школы.

В ходе реализации программы рекомендуется   использование интерактивных  методов обучения - это модель  открытого  обсуждения,  развивающая  в  детях  умение спорить, дискутировать и решать конфликты мирным путем.

В Декларации принципов толерантности, утвержденной Резолюцией Генеральной Конференции Юнеско в 1995 году, суть толерантности формулируется как «уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека».

Программа формирования установок толерантного сознания и поведения у учащихся, их родителей и педагогов «Мы разные, и мы вместе!»» (далее – Программа) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Межведомственной комплексной программой гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений и профилактики проявлений экстремизма, а также принятой ЮНЕСКО Декларацией принципов толерантности.

     Программа направлена на укрепление в школе среди подростков толерантной среды на основе принципов мультикультурализма, ценностей многонационального российского общества, соблюдения прав и свобод человека, поддержание межнационального мира и согласия.

     Программа реализуется администрацией школы, классными руководителями  и учителями - предметниками, специалистами, осуществляющими воспитательную работу в школе.

Цели и задачи

Целью программы является формирование и внедрение социальных норм толерантности, формирование у детей навыков противостояния ксенофобии и экстремизму.

Для достижения указанной цели необходимо решать следующие задачи:

  • обучение толерантности через систему образования;
  • создание у учащихся устойчивого понимания дружественности многонационального и многоконфессионального российского народа;
  • развитие коммуникативных способностей как основного признака личности, обладающей толерантным сознанием;
  • воспитание терпимости к инакомыслию;
  • формирование позитивных ценностей и установок;
  • воспитание у учащихся школы неприятия к проявлению агрессии, жестокости, насилия как к  людям, животным, природе, так и ко всему окружающему миру;
  • консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности;
  • использование в процессе обучения и воспитания учащихся школы интерактивных средств обучения, тренингов и игр.

Особенностью программы является создание цикла занятий по созданию «Музея одного дня».

Участники программы

        Участниками программы являются учащиеся НРМОБУ «ПСОШ №2» 14 – 18 лет, педагогический коллектив, администрация школы, специалисты,  родители учащихся.

        

                                      Продолжительность программы

        Программа рассчитана на 1 год. Реализация  программы начинается с 01.09.2012 по 31.05.2012 года в три этапа.  Программа направлена на личностный, деятельностный подход в воспитании, на социализацию  воспитанников, связь с социумом, на формирование  человека толерантного, высоконравственного.  

Этапы программы

I этап  - ориентационно - мотивационный этап программы

1 направление – разработка научно-методических основ формирования толерантного  сознания.

 

Цель – ознакомление педагогического коллектива школы с задачами по созданию положительного настроения как  в коллективе работников, так и в классных коллективах.

Форма реализации – педагогический совет, методическая планерка, консультирование родителей, анкетирование учащихся.

2 направление -  внедрение системы мероприятий для формирования  толерантного сознания.

Цель – практический выход  на реализацию и выполнение Программы.

Форма реализации -  часы общения, КТД классов, спортивные соревнования, совместная деятельность  детей и взрослых.

3 направление -  обобщение результатов работы, мониторинг успешности реализации  Программы.

II этап  – заключительный, творческий этап

Цель – подвести итоги реализации Программы.

Форма реализации -  самоанализ результативности работы и анализ итогов  на заседаниях методических и педагогических советах.

Схема управления программой

Для реализации программы  «Мы разные, и мы вместе» созданы определенные условия:

  1. Подобраны методические материалы, сценарии и  разработки мероприятий.
  2. Создана материально-техническая база.
  3. Имеются квалифицированные кадры:

-директор школы – 1 чел.;

-заместитель директора по УВР – 3 чел.;

-заместитель директора по ВР – 1 чел.;

-заместитель директора по ОР – 1 чел.;

-заместитель директора по НМР – 1 чел.;

-заместитель директора по АХЧ – 1 чел.;

- педагоги-предметники – 62 чел.;

-педагог - психолог – 2 чел.;

-педагог - организатор – 3 чел.;

-библиотекарь – 2 чел.;

-педагоги ДО – 4 чел.;

-фельдшер – 1чел.;

-инженер по ОТ и ТБ – 1 чел;

-социальный педагог – 1 чел.

Предполагаемые результаты:

Программа «Мы разные, и мы вместе» должна привести  к укоренению  в школе духа толерантности, развитию у учащихся  черт толерантной личности, толерантности в повседневной жизни, умению предупредить  конфликты или разрешить их ненасильственным путем.

В результате реализации данной программы можно достигнуть следующих результатов:

-  воспитать толерантную личность,  обладающую такими качествами как уважение к другим людям, чужому мнению,  поступкам, верованию, прощение,  сострадание, милосердие, уважению прав других и т.д., и т.п.

- сформировать у учащихся толерантное сознание, позитивные установки к представителям иных этнических сообществ; интереса и уважения к традициям, обычаям и культуре различных этносов;

- укрепления атмосферы межэтнического согласия и толерантности, препятствование созданию и деятельности национальных экстремистских молодёжных группировок;

- создание необходимой базы материалов и методической основы для формирования толерантности, внедрения новых форм и методов воспитательной работы.

Финансово-экономическое обеспечение программы

                                   

        Смета

расходов на реализацию программы  «Мы разные, и мы вместе!»

 

№ п/п

Наименование статей расходов

Код статьи расхода

Сумма затрат, рублей

1.

Аренда помещений

 

2.

Аренда звуко- и светооборудования

 

3.

Аренда транспорта

 

4.

Аренда оргтехники

 

5.

Телефонные, почтовые и телеграфные расходы

 

6.

Печатно-множительные работы

340

8000

7.

Призовой фонд

 

9000

8.

Типографские, издательские услуги

 

9.

Оплата по договору привлеченным специалистам (вознаграждение, проезд, проживание, питание).

 

10.

Изготовление атрибутики (в т.ч. с логотипом Департамента образования и молодежной политики автономного округа)

  225

5000

11.

Приобретение предметов снабжения и расходных материалов

 

12.

Приобретение канцелярских товаров

340

3000

13.

Приобретение основных средств на развитие материально-технической базы (обоснование для приобретения)

 

14.

Оплата проезда, проживания и суточных в целях участия в мероприятиях окружного, Всероссийского и международного значения.

 

15.

Расходы за проведение банковских операций.

 

Итого

25000

 

 Смету составила Востроколенко И.В._______________

Тел.214-615

28.05.2012 года                        


План

реализации программы «Мы разные, и мы вместе!»

на 2012-2013 учебный год

сроки

Деятельность с учащимися

Деятельность с педагогическим коллективом

Деятельность с родителями

Сентябрь                          

-Часы общения «Что такое толерантность?», «Толерантность и Я»  

- Тренинг «Я такой же, как все» (1,5,10 классы)

- Минуты Памяти «Беслан – мы скорбим вместе с вами»

- Мониторинг «Уровень воспитанности»

- Работа по составлению социального паспорта класса\школы

-Обзор литературы по проблеме толерантности

- Лекция  «Толерантная личность как идеал гражданского общества»

-Анкетирование  «Черты толерантной личности»  (уч-ся 8-11 классов)

- индивидуальные консультации родителей диагоностируемых учащихся

Октябрь                                                    

- Проведение анкетирования с целью выявления лидеров неформальных молодежных группировок

-Фестиваль

Национальных культур

-Акция «Лучшее детям»

- Встреча с учащимися «Ответственность за совершение правонарушений экстремистской направленности»

- Просмотр  и обсуждение к/фильма «Чучело»

-Обзор литературы по проблеме толерантности

 -Анкетирование пед.коллектива «Черты толерантной личности»

- «Толерантность как залог эффективного взаимодействия»

-Родительские собрания «Проблемы отцов и детей»

«Поощрения и наказания»,

«Суицид: причины и следствия»

-Благотворительная акция

Ноябрь                                                        

-Неделя толерантности

-День толерантности (16.11)

-Дискуссия «Россия-многонациональное государство»

-Обзор литературы по проблеме толерантности

- Лекция  «Психолого-педагогические аспекты формирования толерантности»

Декабрь                                

-Викторина о правах человека ко дню принятия Всеобщей декларации прав человека

-Благотворительная акция

-Обзор литературы по проблеме толерантности

- Ознакомление с нормативно-правовыми актами по экстремизму (МО классных руководителей)

-Родительские собрания «Давайте поговорим о правах ребенка», Подростковая агрессивность: как себя вести?»

 -Благотворительная акция

Январь                            

-Азбука национальностей школы

- Книжная выставка по культуре и традициям народов России

-Выставка методических материалов по экстремизму

- «Психология разрешения конфликта»

-Азбука национальностей школы

Февраль                     

-Выпуск листовок к международному Дню спонтанного проявления доброты

-Письмо солдату

- Лекция «Педагогика толерантности»

-Конфликт и его характеристики

Март                           

-Фотоконкурс

«Семейные традиции»

-Ярмарка национальных блюд

-Круглый стол «Мы живём среди людей»

- Проведение Недели «Культура – детям» (книжная неделя) в рамках Международного дня детской книги.

- Лекция « Социально-этические нормы в сфере межкультурной коммуникации»

-Фотоконкурс

«Семейные традиции»

-Ярмарка национальных блюд

-Родительские собрания

Апрель                

-Фестиваль  «Подари человеку радость» (КТД классов)

-Игра на развитие толерантности «Народные промыслы»

- Акция «Расскажу о своей национальности»

- Подготовка информационно-публицистических материалов, направленных на воспитание культуры толерантности  обучающихся

Распространение буклетов, листовок о толерантности среди школьников, родителей.

Май                          

-Итоговая общешкольная конференция

- Благотворительная акция ко Дню Защиты детей

Мониторинг

- Публикация на сайте училища информации о проделанной работе по воспитанию толерантности у  обучающихся, гармонизации межнациональных отношений.

-Родительские собрания

 - Заседание общешкольного родительского  комитета

ЛИТЕРАТУРА

  1. Асмолов А.Г. Психология обыкновенного фанатизма: [О «фабрике фанатиков: психологические инструменты овладения сознанием подростков]//Век толерантности. Научно-публицистический вестник.- М.,2001.
  2. Байбаков А.М. Введение в педагогику толерантности: Для педагогов и

старшеклассников, М., 2002.

  1. Всеобщая Декларация прав человека. 1948.
  2. Вульфов Б.З. Воспитание толерантности: сущность и средства//Внешкольник.-2002.-№6.-С.12-16.
  3. Громова Е. Развитие этнической толерантности в школе//Воспитание школьников.-2006.-№1.-С.13-17.
  4. Декларация принципов толерантности. ЮНЕСКО. 1995.
  5. Епанчин П.М. Воспитание веротерпимости в общеобразовательной школе как одна из форм профилактики экстремизма//Образование.-2003.-№9.-С.59-62.
  6. Ильченко Л.П. Формирование этнокультурной толерантности школьников в процессе знакомства с культурой родного края//Этнопедагогика: Проблемы обучения и воспитания. - СПб,2004.-Вып.3.-С.47-53.
  7. Киршина Л.Н. Проблемы этнической толерантности в программах повышения квалификации педагогов национальных образовательных учреждений/Л.Н. Киршина, Э.Р.Хакимов//Методист.-2004.-№4.-С.14-17.
  8. Клокова Г.В. Формирование толерантного сознания школьников в процессе обучения истории// Преподавание истории и обществознания в школе.-2003.-№1.-С.18-25.
  9. Конвенция о правах ребенка. 1989.
  10. Кожурина Л. В лабиринтах толерантности: Как нам обустроить взаимопонимание и терпимость // Первое сентября.-2004.-53.-С.2.
  11. Кукушкин B.C. Воспитание толерантной личности в поликультурном
    социуме, Ростов-на-Дону, 2002.
  12. Ледовский М.Толерантность и религия – две вещи несовместные?[О религиозных «фобиях»]///www.asi.org.ru.
  13. Лобашов В.Д. Толерантность учебного процесса//Образование в современной школе.-2005.-№6.-С.8-16.
  14. Морозов Н.В. О формировании толерантного поведения учащихся//Преподавание истории в школе.-2005.-№9.-С.39-40.
  15. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. Воспитание
    толерантности у школьников, Ярославль, 2003.
  16. Потёмкина О., Потёмкина Е. Тесты для подростков.-2005- М., «АСТ-ПРЕСС КНИГА»
  17. Степанов П.В. Как воспитывать толерантность в школе// Педагогический вестник.-2000.-№2.-С.2.
  18. Степанов П.В.Феномен толерантности//Классный руководитель.-2004.-№3.-С.5-14.
  19. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория
    и практика). Сборник научно-методических статей, М., 2002.
    Тыртышная М.А. Описание занятий с подростками по проблеме толерантности//Классный руководитель.-2005.-№4.-С.125-129.
  20. Шабуров Н.В., Юдин А.В. Межрелигиозная толерантность: Программа курса повышения квалификации// Преподавание истории и обществознания в школе.-2005.-№8.-С.47-50.
  21. Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений http://www.un.org/ru
  22. Фопель К. Как научить детей сотрудничать, часть I, M., 2000.
  23. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе, М., 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект « Мы очень разные, но мы вместе»

 Проект« Мы очень разные, но мы вместе»...

«Мы разные, но мы вместе»

Проект направленный на профилактику проявления ксенофобий в подростковой и молодежной среде....

Методическая разработка конференции "Мы разные, но мы вместе"

Конференция "Мы разные, но мы вместе" включает в себя ряд мероприятий направленных на развитие у подрастающего поколения толерантного отношения к представителям разных национальностей, религий, социал...

Программа по воспитательной работе в классе "Мы разные,но мы вместе !"

Данная  программа направлена  на развитие личности каждого ребенка, разработана с учетом возрастных особенностей учащихся, отвечает их интересам и увлечениям....

Мы все разные, но мы вместе

развлекательное мероприятие...

"Мы разные, но мы вместе"

Классный час на тему "Мы разные. но мы вместе"!!! целью этого классного часа является создание условий для успешной социализации личности каждого обучающегося, коллектива класса. Основными задачи данн...

Мы разные, но мы вместе - Россия!

Защита проекта, посвящённого Дню толерантности "Мы разные, но мы вместе - Россия!"...