"Я умею быть счастливым человеком": конспект воспит. занятия
классный час (5 класс)

Гусева Ирина Геннадьевна

формирование социально-значимых представлений о счастье

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_2.docx26.13 КБ

Предварительный просмотр:

                           Государственное казенное образовательное учреждение

      для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

                       «Павловский санаторный детский дом»

            КОНСПЕКТ  ЗАНЯТИЯ    

   

     с  воспитанниками  старшего  возраста (13-16 лет)                                  

           

                              по  теме:   

   

«Я УМЕЮ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ ЧЕЛОВЕКОМ»

 программа «Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни»

                                                             модуль «Человек»  

                                                             Составила: Гусева И.Г.

     

Цель:

Помочь воспитанникам разобраться в сложной философской категории и предложить модель понимания счастья выдающимися людьми. Убедить в необходимости вести здоровый образ жизни. Обсудить отношение учащихся к принципам счастливого человека.

                Задачи:

                 Образовательная:

Формирование социально-значимых представлений о счастье.

  Воспитательная:

Обеспечение положительной установки на счастье

   Развивающая:

 Учить выражать и высказывать собственное мнение, отстаивать свою точку зрения.     Формировать навыки сотрудничества.

Ход занятия

 

  Упражнение «Комплимент»

           Воспитанники говорят друг другу комплименты

 

  Настроение поднялось? Готовы работать? Тогда внимательно слушайте стихотворение М.Степанова и скажите о чём в нём, идёт речь?  Найдите в нём ключевое слово, то которое повторяется не один раз.

               В чём счастье?

               В том, что я живу,

               Что  на столе букет сирени,

               И от него узором тени

               Легли в тетрадь как на канву…

               В чём счастье?

               В том, что я живу,

               Что, наконец, настало лето,

               И солнца жаркая монета  

               Проглядывает сквозь листву…

               В чём счастье?

               В том, что я живу!

               В чём счастье?

               В том, что я живу.  

 

 Да, речь сегодня пойдёт о счастье и тема нашего занятия «Я умею быть счастливым человеком»

 

  Сегодня мы с вами попробуем разобраться, умеем ли мы быть счастливыми, почему важно быть счастливым и для себя, и для других, имеет ли счастливый человек проблемы?

   

  К занятию вы все писали мини-сочинения на тему «Что называется счастьем». Давайте послушаем вас.  

                       *    встреча с другом (мамой) после долгой разлуки;  

                       *    поступление в училище;

                       *    победа на соревнованиях;

                       *    поездка в В.Устюг (Москву; Челябинск)

                       *    хорошая новость;

                       *    «5» за контрольную работу;

                       *    это солнце, успех красота;

                       *    когда тебя любят;

                       *    это солнце, успех, красота;

                       *    когда сёстры возьмут домой на каникулы.

                       *    когда все здоровы.

  Вывод: Каждый из вас понимает счастье по-своему, у каждого «своё» счастье.

 

  Вам было дано задание, выписать высказывания о счастье известных и уважаемых вами людей, или  людей великих и известных всему миру. Пожалуйста.

  Л.Н. Толстой в работе «В чём моя вера»определил условия человеческого счастья как связь человека с природой; наличие у него любимого и свободного труда; радость от семьи и общения с детьми; свободное любовное общение со всеми разнообразными людьми мира; здоровье и безболезненную смерть.    

  К.Д. Ушинский считал главным условием человеческого счастья созидательный творческий труд, который обеспечивает процесс развития и нравственного совершенствования человека.

  Н.К.Рерих «что есть счастье? Счастье - есть радость, а радость в красоте. Она есть очаг всех творческих сил человека…Счастье - в гармонии, в равновесии… Счастье – в сознательном труде. Песнь труда есть великое созвучие всех взыскующих…»

  Д.С. Лихачёв, считая счастье целью жизни человека, утверждает, что подлинное счастье достигается умением организовать свой внутренний мир – уметь ставить цель, строить планы и реализовывать их, иметь мечту и воплощать её в жизни.

  Педагог-гуманист В.А.Сухомлинский писал, что высшая ценность – Человек. Общество дает право каждому человеку на утверждение и активное выражение личности, на творческий труд, богатую духовную жизнь, счастье, свободу, радость бытия. «Дорожи счастьем бытия. Это счастье постижимо только человеком, доступно только людям».

 

  Много дум в тишине я продумал,

  Много песен про себя сложил,

  И на этой на земле угрюмой

  Счастлив тем, что я дышал и жил.

                                         С. Есенин                          

  Значит, по С. Есенину счастье – это чувство жизни, способность ощущать жизнь. Чувство жизни как радостное ощущение себя  в согласии с окружающим миром.

   Ты ищешь счастье для себя,

   Ты странствуешь по свету  

   Но, только ближнего любя,    

   Найдешь ты счастье это.

                         Сказка о счастье

 «Я счастлив своими учениками. Если они не все стали чемпионами, то выросли стопроцентно хорошими людьми», - так отзывается о своих учениках-самбистах Дроздов А.В. в газете «Павл. металллст» (3 февраля 2009г)

  Вывод: Эти высказывания поражают своей зрелостью и отличаются индивидуальностью. Образ счастья крайне индивидуален и разнообразен, так что не стоит подражать великим.

 

  Есть и общие определения счастья

  СЧАСТЬЕ – чувство и состояние полноты высшего удовлетворения

                                                           С.И. Ожегов «Словарь русского языка»

СЧАСТЬЕ – понятие морального сознания, состояние человека, соответствующее внутренней удовлетворённости своим бытиём, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения. Счастье – чувственно-эмоциональная форма идеала.

                                                                    «Философский энциклопедический словарь»    

  - Что же такое счастье?

  Счастье происходит от двух слов «часть» и «участие». Это можно понимать как часть жизни, мое место, моя доля ней, мое участие в жизни. Именно мое и ничье другое.

  Довольны ли вы своей долей в жизни?

                 -  Что мешает быть довольным?                   -  Во имя чего?

                 -  Стремитесь ли вы преодолеть?                 -  Что же значит стремиться к счастью?

             -  Найти смысл своей жизни, объяснение ей – не кажется ли вам, что в этом и есть наше главное стремление?

  - Задумывались ли вы о смысле жизни? Попытайтесь обозначить его, определив для себя главный девиз собственной жизни. Куда бы вы поместили его в данном списке:

                   *    ради жизни;                              *    ради людей;

                   *    ради близких;                           *    ради дела;

                   *    ради удовольствия;                  *    ради любви;                       *    ради себя  

                   

  (Данный список вывешивается на доске. Называя последовательно пункты, педагог просит воспитанников, чей девиз относится к названному пункту, поднять руку. Напротив записывается число поднятых рук. Получается своеобразный срез ценностей направленности воспитанников).

 

   - Почему же быть счастливым полезно в первую очередь для себя?  

                      *   Счастье – это положительные эмоции.

                      *    Чем чаще человек испытывает их, тем меньше нервного напряжения  

                            возникает у него в организме, а значит он здоровее.

       *    Известно, что больше всего долгожителей в горных селениях. Там

             встречаются старцы, которым 100 и более лет. Что же благотворно    

             действует на людей. Ученые долго искали причину этого явления и

                            пришли к выводу, что главное здесь – добросердечность,  

                             доброжелательное отношение к окружающим. Эти качества

                             переходят из поколения в поколение, что и образует полезный  

                             микроклимат.

- Почему быть счастливым полезно и для окружающих людей?

                            *    Счастливый человек продлевает жизнь тем, кто с ним  

                                  контактирует.

                            *    Сч. чел. умеет доставлять счастье другому: сказать добрые слова,      

                                  поблагодарить, попытаться рассмешить, что бы поднять              

                                  настроение.

                            *    Сч. чел бережет счастье другого, поэтому он деликатен.

                        *    На сч. человека приятно смотреть, с ним приятно разговаривать,

                                  общаться.  

             *    Своим видом он говорит: « Я счастлив, я спокоен, я уверен в  

                   себе; Я знаю, чего я хочу; я люблю этот мир и желаю счастья  

                   людям…»

- Означает ли это, что счастливый человек не испытывает отрицательных эмоций, никогда не раздражается, не переживает огорчений?  (ответы детей)  

  Философы считали, что причина всех пороков и несчастий – чрезмерные переживания, глубокая печаль, тяжёлый страх, безрассудные удовольствия, страстные желания. Высшая цель жизни – достижение безмятежности духа, а так же смирение и покорность перед неотвратимостью судьбы.

 

  Вывод: Быть счастливым не означает жить без проблем, быть свободным от несчастья. Это значит: считать их частью своей жизни и уметь переживать огорчения  (заранее подготовленный воспитанник читает стихотворение А.С. Пушкина «Печаль моя светла»).

Для того, что бы пережить огорчение, есть разные способы

   *   сделать дыхательную гимнастику;

   *   принять душ;                                          

   *    выпить стакан воды, сока, чашку чая;  

   *    попробовать отвлечься (поговорить по телефону с другом…);

   *    побоксировать подушку;                       * поплакать (но не демонстрировать окружающим).  

    Выбери тот способ успокоения, который тебе больше всего подходит.  

  Провести упражнения дыхательной гимнастики доктора Бутейко. 

  Кстати, кто из вас даст совет, как перестать быть плаксой, если плачется очень часто. (дети отвечают)

   Я бы посоветовала:

                          *   стараться меньше жалеть себя;

                          *   укреплять нервную систему: закаляться, бегать, плавать.

  Народ по этому поводу сложил пословицу: «Слезами горю не поможешь!»

  На тему счастья и несчастья есть много пословиц. Вот некоторые из них, объясните, как вы их понимаете:

           

     *   Не бывать бы счастью, да несчастье помогло.

     *   Ни радости без печали, ни печали без радости.

     *   Бояться несчастья – и счастья не видать.

     *   Счастье, что палка о двух концах.

     *   На чужом несчастье счастья не наживешь.

     *   Счастлив тот, кто счастлив дома.

     *   Счастье не конь, хомута не наденешь.

     *   Не родись красивым, а родись счастливым.

 

  Вывод: Как бы ни было плохо, в этом обязательно есть что-то хорошее. В неприятном тоже может быть скрыта радость, неудача может стать залогом достижения, несчастье обладает своей счастливой стороной.

  Вспомните, когда неудача в вашей жизни стали причиной успеха. Переделайте фразы так, что бы найти в неприятном тот момент, в который уже заложено счастье:

      1)  В комнате прохладно, но зато … (так легче думается).  

      2)  С утра не кончается дождь, но мне кажется это замечательным, потому что…  

            ( в такой день можно почитать книгу).

  1. К докладу мне надо перечитать огромную кипу книг, но это хорошо тем,  

     что… (я узнаю много нового).

  1. Как долго ещё до отчётного концерта. Это прямо везение для нас, потому

что… (мы ещё лучше подготовимся).  

 

  Вывод: Привычка быть счастливым позволяет человеку в значительной степени освободиться от господства внешних обстоятельств; внешними обстоятельствами мы управляем сами.           

 

  Упражнение «День, наполненный счастьем»

  Отыщите в сегодняшнем дне признаки счастья, которые вы проживали, но в суете дел, забот, может быть, не запомнили, а значит, не оценили.

   Ответы детей:

  - хорошая погода;                            - похвала учителя;

  - хорошая отметка в школе;            - звонок друга…

 

  Вывод: Мы умеем быть счастливыми, когда думаем не о том, чего хотим, а о том, что имеем; нам есть за что благодарить судьбу.

   Послушайте старую восточную легенду.

  После того как Боги сотворили Вселенную, Землю, звёзды, Солнце; после того как они сотворили Природу – горы, моря, океаны, леса; после того, как они сотворили Человека – они создали Счастье. Боги не хотели, что бы Счастье досталось человеку даром, без труда. Он должен был сам достичь, открыть его. Боги задумались, где же спрятать счастье. Сначала они хотели спрятать его на вершине самой высокой горы, потом – в самом глубоком месте океана, затем  - на самой далёкой Звезде. Но все эти места казались им слишком доступными. И тогда они решили: «Спрячем счастье в сердце человека, он станет искать его на земле и на небе, в лесах и на воде, даже не подозревая, что всё время носит его с собой».  

  Вывод после обсуждения: Счастье – это не какая-то несбыточная и далёкая мечта,

оно в нас самих, рядом с нами.  

     

   Упражнение «Благодарность»

  * Скажите как выглядит счастливый человек: его одежу, внешний вид, выражение лица. (ответы детей).  

 

    Действительно у них открытое лицо, с улыбкой, с блеском в глазах, поза свободная, осанка уверенная. Он заботится о своей внешности, аккуратно и чисто одевается, украшает себя.

  * Покажите состояние счастливого человека

  Дети показывают.

   *  Какие ещё чувства соседствуют со счастьем?

 Ответы детей:

           *    спокойствие                          *    надежда              *    удовлетворенность

           *    удовольствие                        *    доверие

           *    восторг                                  *    удивление  

  Что бы приносить счастье другому надо уметь высказывать людям свои тёплые чувства, хотя бы раз в день благодарить. Скажите сейчас слова благодарности кому-нибудь по желанию. (ответы детей)

  Давайте теперь ответим на вопрос, поставленный вначале нашего занятия. Продолжите фразу «Я умею быть счастливым человеком, потому что…»

  -   хочу этого;

  -   хочу сделать счастливыми других;

  -   могу поделиться счастьем;

  -   знаю средства по достижению счастья;

  -  

  Завтра вы можете совсем по-другому ответить на этот вопрос, потому что посмотрите на всё с другой точки зрения. Главное, что мы поняли; счастье можно получить, когда даришь счастье не только самому себе, но и другому человеку, когда делаешь добрые дела. Поэтому завтрашний день объявляется Днем счастливых сюрпризов.  

          Можно по-разному жить -

          В горе можно и в радости,

         Вовремя есть и вовремя есть пить,      

         Вовремя делать гадости.                                     Будь добрым, как утро,

          А можно и так: на рассвете встать                     В гармонии будь со всем миром!

          И помышляя о чуде,                                                Будь светлым, как радость!     

          Рукой обнажённую солнце достать                       У тебя есть всё, чтоб быть                         

         И подарить его людям!                                         СЧАСТЛИВЫМ!

                                                                                           (стихи частн. дет. фонда «Виктория»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дискуссия "Ценности, без которых человек не может быть счастливым"

Человеку для счастья надо много, мало того, у разных людей разные потребности. Но есть ценности, в которых нуждается, вообщем-то, каждый из нас..... Песни я пишу давно. О том, что вижу и чувствую...

Примеры групповых занятий по теме "Я умею быть актером"

Групповые занятия посвящены методике развития психических процессов, диалогической и монологической формы речи, выразительности движений, творческой активности, импровизации обучающихся основам актерс...

Я умею быть счастливым человеком

«Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно»(А.С. Макаренко)...

Занятие "Чтобы быть счастливым, надо..."

Занятие "Чтобы быть счастливым, надо..."...

Классный час "Умей быть счастливым"

Классный часс элементами тренинговых упражнений«Умей быть счастливым»Цели:-  дать понятие слова «счастье»,-  показать детям, что счастье - часть жизни человека и его ...

Занятие для педагогов «Позволь себе быть счастливым»

Тренинговое занятие для педагогов по формирнованию позитивного мировоззреия....