Примеры групповых занятий по теме "Я умею быть актером"
методическая разработка (5, 6, 7 класс) на тему

Байкова Людмила Петровна

Групповые занятия посвящены методике развития психических процессов, диалогической и монологической формы речи, выразительности движений, творческой активности, импровизации обучающихся основам актерского мастерства в театральном объединении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon primery_gruppovyh_zanyatiy.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

ИРБЕЙСКОГО РАЙОНА

Примеры групповых занятий по теме «Я умею быть актёром» 

Автор: Педагог дополнительного образования

Байкова Людмила Петровна

С. Благовещенка  

2010

 Групповые занятия посвящены методике развития психических процессов, диалогической и монологической формы речи, выразительности движений, творческой активности, импровизации обучающихся основам актёрского мастерства в театральной студии.

        Предназначено руководителям театральных кружков, студий общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования. Можно использовать как дополнительный материал на занятиях, либо как уже готовое занятие.

        В основу разработки групповых занятий по освоению актерского мастерства положена программа «Ступени» (И.Г. Андреева).

                                                                      Как хорошо, что есть театр,

        Всегда он есть и с нами будет!

        Кто посмотрел наши спектакли,

        Тот никогда их не забудет!

При слове «театр» у человека светлеет лицо, а глаза устремляются вдаль. Есть что-то волшебное в этом слове. Театр – это всегда сказка, чудо, волшебство.

        Занимаясь с детьми, я поняла одно: все дети могут и хотят выступать на сцене, пусть даже порой неосознанно.

Естественно, дети не сразу овладевают умением держаться на сцене: они скованы, речь их не выразительна. Чтобы помочь им раскрыть свои потенциальные возможности, осознать необходимость работы над ролью, вести себя непринужденно, нужна специальная актерская тренировка. Её цель – помочь овладеть средствами образной выразительности:

  1. Интонация – отдельные слова и фразы произносить с различной интонацией, добиваясь выразительности и естественности речи;
  2. Жест – начинать с простейших сценических движений: как жестом показать состояние или ощущения человека, когда ему горячо, холодно, больно. Следующие упражнения включают уже несколько действий: пришиваем пуговицу, моем посуду, рисуем красками, едим мороженное и т.д.
  3. Мимика – научить детей по выражению лица (глаза, брови, губы) определять настроение человека;
  4. Пантомима – молчаливое сочетание мимики, позы, жеста.

Приведенные ниже групповые занятия помогают овладеть уже упомянутыми средствами образной выразительности. Они  включают  в себя ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей учащихся, развитие свободы и выразительности телодвижений, объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. Сюда включены игры со словами, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Занятие №1

Цель: Развитие психических процессов.

Задачи:

-Развитие памяти.

-Развитие восприятия, умения интуитивно выбрать атмосферу человека, события, места, времени года, дня и вжиться в неё.

-Развитие мышления.

-Развитие произвольного внимания.

-Развитие воображения.

Содержание занятия

  1. «Добавь слово». Игра проводится с группой детей или с одним ребёнком. Первый ребёнок называет какую-нибудь игрушку. Второй повторяет это слово и добавляет какое-либо своё. Третий ребёнок повторяет первые два по порядку и называет своё и т.д.
  2. «Постановка необычных проблем». Ребенку предлагается, воспользовавшись приведённым ниже списком, поставить необычную проблему, связывающую два указанных понятия. Например, даётся пара жук- кресло. Ставится проблема: «Жук купил кресло. Как он доставит его себе домой?». Список предлагаемых понятий: пила-яичница, рыба-пожар, шляпа-пчела, графин-брат, мухомор-диван, лейка-трамваи, синица-сестра.

Как вариант этой методики, можно предложить сочинить небольшой рассказ на одну из предложенных тем, включающих в себя что-то необычное. Примеры возможных тем: «Летающий крокодил», «Холодильник, который поедает пищу», «Кот, который бегает только задом наперёд» и т. п.

  1. «Обезьянки». Двое детей изображают обезьянок. Первая обезьянка мимикой изображает два-три различных настроения. Вторая внимательно наблюдает, через несколько секунд в той же последовательности копирует то, что изобразила первая обезьянка.

 Занятие №2

Цель: Развитие диалогической и монологической формы речи.

Задачи:

-Расширение словаря.

-Развитие творческого мышления и воображения.

- Развитие связной речи.

-Развитие наблюдательности и сплоченности.

-Развитие произвольности.

 Содержание занятия

1.Этюд «Школа зверей». Выбирают ребёнка ведущим. Остальные дети изображают животных. Ведущий должен отгадать всех животных. В случае затруднений, ведущий просит продемонстрировать, как животное ест, пьёт, бегает, ходит и т.д.

2. Этюд «Дожди». Дети встают в круг и двигаясь изображают дождь, который может быть весёлым, с солнышком, сильным ливнем, с грозой, грустным, бесконечно моросящим.

3. Составь рассказ. Представь, что на какое-то время ты можешь стать домашним животным. Попробуй представить, что ты превратился в собаку, попугайчика, лошадь или кошку. Что бы ты ел? Где бы ты спал? Кто был бы твой хозяин и как он к тебе бы относился? Составь рассказ от имени выбранного животного на тему «День и ночь моей жизни».

4. Придумай окончание сказки. Жил был маленький бегемотик, многие звери смеялись над ним, что он такой маленький. Больше всех смеялась одна муха. И вот однажды муха села на ветку рядом с бегемотиком и стала его дразнить… Придумай окончание этой сказки.

Занятие №3

Цель: Развитие воображения.

Задачи:

-Развитие творческих способностей и фантазии.

-Развитие монологической формы речи в процессе сочинения сказок, составления рассказов.

-Развитие словесно-логического и творческого мышления.

Содержание занятия

  1. «Где чей дом?». Руководитель показывает детям одну из картинок (схематическое изображение домиков: высоких и узких, широких и низких и т.д.) и просит подумать, кто из зверей может жить в таком доме, рассказать, что он там будет делать, кто к нему придет в гости и т. д.
  2. «Превращение». Берется простой предмет – линейка или карандаш, либо стакан. С помощью мимики, пантомимы, имитации действий с предметом его нужно превратить в совершенно другой.
  3. Слушаем звуки. Кто-нибудь из детей производит всевозможные шумы, стук, произносит звук. Другой ребенок садится к нему спиной и, слушая звуки, создаст своей фантазией какую-нибудь картину, цельную, связную.

Занятие №4

Цель: Развитие эмоций.

Задачи:

-Развитие умения выражать основные эмоции и адекватно реагировать на эмоции окружающих.

-Развитие выразительных движений и речи.

-Развитие мимики.

-Развитие воображения.

-Развитие коммуникативных навыков.

Содержание занятия

  1. «Хоровод». Дети встают в круг и, двигаясь, друг за другом, показывают печального зайчика, злого волка, сердитого медведя, виноватую лису, счастливую ласточку.
  2. «Герои сказок». Ребёнку предлагают назвать и изобразить героя сказки или мультфильма, который был бы весел, грустен, испуган, сердит.
  3. «Люблю не люблю». Руководитель называет разнообразную пищу, а дети мимикой показывают своё отношение к ней.
  4. «Пантомима». Руководитель произносит фразу, а дети изображают эмоциональное состояние. Фразы: «Горе мне горе!». «Какой счастливый день!», «Неужели мы едем на море?».
  5. «Колобок». Дети стоят по кругу и катают друг другу мяч (колобок). Заранее между детьми распределены роли, и тот, кому попадет колобок, должен сказать ему несколько слов соответственно своей роли.

Занятие №5

Цель: Развитие выразительности движений

Задачи:

-Развивать умение перевоплощения.

-Развитие эмоций.

-Развитие наблюдательности.

-Развитие воображения.

Содержание занятия

  1. «Тигр свирепый зверь». (Этюд на сопоставление различных эмоций).

Выразительные движения:  1. Нахмуренные брови, сморщенный нос, оттопыренные губы, расширенные глаза, рот открыт. 2. Голова втянута в плечи, брови подняты, глаза расширены, уголки губ опущены.

Тигр – свирепый зверь, но все же

Тихим тигр бывает тоже.

Тигр бывает тих с тигрицей, так как сам её боится.

  1. «Телеграмма». Передай сообщение, новость другому человеку с помощью жеста так, чтобы он тебя понял.
  2. «Волшебный карман». Руководитель достаёт воображаемый предмет и выполняет с ним характерные действия. Дети отгадывают, кто отгадает, становится водящим.
  3. «Берёзки». Дети изображают деревья в разное время года. Лето – разговаривают, шелестят листьями, осень – листья облетают, дует сильный ветер, который качает деревья, зима – веточки дрожат от холода, снег прибивает их к земле, весна – ветки распрямляются вверх, появляются листочки.

Занятие №6

Цель: Развитие творческой активности.

Задачи:

-Развитие связной речи.

-Развитие воображения.

-Развитие умения вживаться в образ героя.

-Стимулировать активность ребёнка в процессе инсценировки.

Содержание занятия.

«Королевство сказок». Каждый ребёнок выбирает для себя любимого сказочного героя и сочиняет свою историю. Все выбранные герои живут в одном королевстве. Кто-то работает поваром, кто-то милиционером и т.д. Дети начинают взаимодействовать в воображаемых событиях и ролях в этом королевстве. Однако, в своих действиях они должны придерживаться сказочного характера героя, то есть, Буратино должен быть шалуном, Красная шапочка – доверчивой, Золушка – заботливой и доброй. Можно предложить детям конкретный эпизод из жизни сказочного королевства для разыгрывания. Например, урок в сказочной школе, жители королевства на базаре, один из героев – именинник, и ему устраивают день рождения и т.п.

Занятие №7

Цель: Развитие творческой активности, импровизации.

Задачи:

-воспитание добрых чувств, эмоциональной отзывчивости.

-прививать любовь к сказкам.

-побуждать ребёнка активно участвовать в подготовке и проведении развлечений, праздников.

Содержание занятия.

« В царстве Снежной королевы».

  1. Герда ищет Кая. Герда рассказывает историю о том, что случилось с Каем.
  2. Герда встречается с принцессой. Принцесса говорит, что если дети будут правильно отвечать на вопросы, то она покажет дорогу. Звучат отрывки из сказок, дети должны правильно назвать сказку и охарактеризовать главных героев.
  3. Герда и разбойница. Разбойница хочет, чтобы дети отгадали животных, которых она будет изображать.
  4. Встреча с Каем. Чтобы расколдовать Кая, дети должны из кусочков льда сложить картинки.

Занятие №8

Упражнения,  развивающие воображение

Тема: Вещи – невидимки

Цель: развивать у ребят качества и навыки, которые пригодятся для постановки спектаклей. Развивать сценическое внимание, творческое воображение, фантазию.

Содержание занятия.

  1. Вступление педагога: Когда актёр по ходу действия умывается, никакая вода, конечно, не льётся. Но актёр ведёт себя так, как если бы вода лилась. Когда актёр на сцене удит рыбу, то у него,  если есть удилище с леской, нет ни крючка, ни червей. Когда актёр отмахивается от пчёл или комаров, никаких насекомых, конечно, на сцене нет. Сегодня на занятии мы будем играть в «невидимки».
  2. «Перемены». Представьте себе, что в комнате «каток» и действуйте на деревянном полу так, как если бы он был ледяной.

Прошёл снег, завалил каток глубокими сугробами. Проберитесь по этим сугробам.

Солнце растопило сугробы и превратило их в лужи.

Поглядите вверх, надвигается темная туча, вот сейчас пойдет дождь.

Изменим погоду – жара 30 градусов.

3. «Цирк». По моему сигналу комната превращается в цирк, дети в зрителей.

2-й сигнал – выход артистов;

3-й сигнал – номер под куполом цирка;

4-й сигнал – самый опасный момент;

5-й сигнал – артисты сорвались и летят вниз;

6-й сигнал – всё благополучно.

Каждый сигнал – это начало нового куска, и поведение зрителей.

4. «Чудесные превращения линейки». Положить на стол линейку, ребятам взять её и по очереди пройтись с ней по комнате, как с тросточкой, с винтовкой, с удочкой, с малярной кистью, сачок для бабочек, ядовитая змея, флейта, гитара, скрипка и т.д.

     5. «Жарим яичницу». Все по одному, поставили сковородку на стол,  все едим.

Занятие №9

Цель:  Закреплять правильное произношение звуков, отрабатывать дикцию, продолжать работать над интонационной выразительностью речи.

Содержание занятия.

  1. Сочетание звуков: ми, мэ. МА, мо, му, мы. Ди, дэ, до, ду, да.

ДТБ-я, ДТБ-ю, ДТБ-ё, ДТБ-е, ДТБ-и (произносить хором, по одному, медленно, быстро, с различными интонациями).

  1. Упражнения:

-задуй свечу;

-накачиваем мяч.

  1. Чистоговорки:

Бук,

Сук.

Вдруг-

Звук:

«Ж-ж-ж-ж!»-

Жук.

Лист-

Чист.

Сел,

Съел.

-ры-ры-ры – у нас в руках шары,

Ра-ра-ра – начинается игра,

Ру-ру-ру – бью рукою по шару,

Ро-ро-ро – шар упал в ведро.

Фа-ва, фа-ва, фа-ва-ва – во дворе растет трава,

Фу-ву, фу-ву, фу-ву-ву – Федя рвет козе траву,

Фы-вы, фы-вы, фы-вы-вы – нарвал много он травы.

  1. Скороговорки:

Три Сороки – три трещотки!

Потеряли по три щётки:

Три – сегодня,

Три – вчера,

Три – ещё позавчера!

Заяц Егорка

Свалился в озерко.

Бегите под горку!

Спасайте Егорку!

Соне в оконце светит солнце.

Скороговорку прочитать с интонациями: сердито, плаксиво, радостно, на одном дыхании.

  1. Имитация звуков: жужжит пчела, воет ветер, гудит машина, едет поезд, шипит змея, крик вороны, накачиваем мяч, надуваем шар.
  2. Чтение стихотворений в образе:

-забывчивый;

-с плохой дикцией;

-иностранец, плохо говорящий по- русски;

-ребенок из младшей группы детского сада;

-человек кашляющий, чихающий и т.д.

Рекомендуемая литература:

  1. Театрализованные игры – занятия /Под ред.А.Бореева, И.Вечканова.– М.,2001.
  2. Театральная энциклопедия. / Под ред. П.А. Маркова – М., 1998.
  3. Театр круглый год – приложение к журналу «Читаем, учимся, играем».
  4. Театральные сезоны в школе – приложение к журналу «Воспитание школьников».
  5. Журнал «Классный руководитель»  №2, 2003г. – «Конкурс актерского мастерства».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсная работа «Хотите быть здоровыми — умейте быть здоровыми!»

Наше исследование было направлено на изучение влияния на организм человека продуктов питания. Изучение состава пищевых продуктов особенно актуально для нашего училища, так как в ПУ-6 обучают такой спе...

Групповая сплоченность подростков в условиях специально организованных групповых занятий по ОБЖ

«Человек  один…ни  черта».  Это  предсмертные   слова   героя   романа Э.Хемингуэя «Иметь и  не  иметь»  являются  одной  из...

Я умею быть счастливым человеком

«Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно»(А.С. Макаренко)...

"Я умею быть счастливым человеком": конспект воспит. занятия

формирование социально-значимых представлений о счастье...

Презентация к групповому занятию "Умей дарить радость"

Групповое занятие для обучающихся 6 классов по развитию эмоциональной сферы....

Классный час "Умей быть счастливым"

Классный часс элементами тренинговых упражнений«Умей быть счастливым»Цели:-  дать понятие слова «счастье»,-  показать детям, что счастье - часть жизни человека и его ...