Примеры групповых занятий по теме "Я умею быть актером"
методическая разработка (5, 6, 7 класс) на тему
Групповые занятия посвящены методике развития психических процессов, диалогической и монологической формы речи, выразительности движений, творческой активности, импровизации обучающихся основам актерского мастерства в театральном объединении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primery_gruppovyh_zanyatiy.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
ИРБЕЙСКОГО РАЙОНА
Примеры групповых занятий по теме «Я умею быть актёром»
Автор: Педагог дополнительного образования
Байкова Людмила Петровна
С. Благовещенка
2010
Групповые занятия посвящены методике развития психических процессов, диалогической и монологической формы речи, выразительности движений, творческой активности, импровизации обучающихся основам актёрского мастерства в театральной студии.
Предназначено руководителям театральных кружков, студий общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования. Можно использовать как дополнительный материал на занятиях, либо как уже готовое занятие.
В основу разработки групповых занятий по освоению актерского мастерства положена программа «Ступени» (И.Г. Андреева).
Как хорошо, что есть театр,
Всегда он есть и с нами будет!
Кто посмотрел наши спектакли,
Тот никогда их не забудет!
При слове «театр» у человека светлеет лицо, а глаза устремляются вдаль. Есть что-то волшебное в этом слове. Театр – это всегда сказка, чудо, волшебство.
Занимаясь с детьми, я поняла одно: все дети могут и хотят выступать на сцене, пусть даже порой неосознанно.
Естественно, дети не сразу овладевают умением держаться на сцене: они скованы, речь их не выразительна. Чтобы помочь им раскрыть свои потенциальные возможности, осознать необходимость работы над ролью, вести себя непринужденно, нужна специальная актерская тренировка. Её цель – помочь овладеть средствами образной выразительности:
- Интонация – отдельные слова и фразы произносить с различной интонацией, добиваясь выразительности и естественности речи;
- Жест – начинать с простейших сценических движений: как жестом показать состояние или ощущения человека, когда ему горячо, холодно, больно. Следующие упражнения включают уже несколько действий: пришиваем пуговицу, моем посуду, рисуем красками, едим мороженное и т.д.
- Мимика – научить детей по выражению лица (глаза, брови, губы) определять настроение человека;
- Пантомима – молчаливое сочетание мимики, позы, жеста.
Приведенные ниже групповые занятия помогают овладеть уже упомянутыми средствами образной выразительности. Они включают в себя ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей учащихся, развитие свободы и выразительности телодвижений, объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. Сюда включены игры со словами, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
Занятие №1
Цель: Развитие психических процессов.
Задачи:
-Развитие памяти.
-Развитие восприятия, умения интуитивно выбрать атмосферу человека, события, места, времени года, дня и вжиться в неё.
-Развитие мышления.
-Развитие произвольного внимания.
-Развитие воображения.
Содержание занятия
- «Добавь слово». Игра проводится с группой детей или с одним ребёнком. Первый ребёнок называет какую-нибудь игрушку. Второй повторяет это слово и добавляет какое-либо своё. Третий ребёнок повторяет первые два по порядку и называет своё и т.д.
- «Постановка необычных проблем». Ребенку предлагается, воспользовавшись приведённым ниже списком, поставить необычную проблему, связывающую два указанных понятия. Например, даётся пара жук- кресло. Ставится проблема: «Жук купил кресло. Как он доставит его себе домой?». Список предлагаемых понятий: пила-яичница, рыба-пожар, шляпа-пчела, графин-брат, мухомор-диван, лейка-трамваи, синица-сестра.
Как вариант этой методики, можно предложить сочинить небольшой рассказ на одну из предложенных тем, включающих в себя что-то необычное. Примеры возможных тем: «Летающий крокодил», «Холодильник, который поедает пищу», «Кот, который бегает только задом наперёд» и т. п.
- «Обезьянки». Двое детей изображают обезьянок. Первая обезьянка мимикой изображает два-три различных настроения. Вторая внимательно наблюдает, через несколько секунд в той же последовательности копирует то, что изобразила первая обезьянка.
Занятие №2
Цель: Развитие диалогической и монологической формы речи.
Задачи:
-Расширение словаря.
-Развитие творческого мышления и воображения.
- Развитие связной речи.
-Развитие наблюдательности и сплоченности.
-Развитие произвольности.
Содержание занятия
1.Этюд «Школа зверей». Выбирают ребёнка ведущим. Остальные дети изображают животных. Ведущий должен отгадать всех животных. В случае затруднений, ведущий просит продемонстрировать, как животное ест, пьёт, бегает, ходит и т.д.
2. Этюд «Дожди». Дети встают в круг и двигаясь изображают дождь, который может быть весёлым, с солнышком, сильным ливнем, с грозой, грустным, бесконечно моросящим.
3. Составь рассказ. Представь, что на какое-то время ты можешь стать домашним животным. Попробуй представить, что ты превратился в собаку, попугайчика, лошадь или кошку. Что бы ты ел? Где бы ты спал? Кто был бы твой хозяин и как он к тебе бы относился? Составь рассказ от имени выбранного животного на тему «День и ночь моей жизни».
4. Придумай окончание сказки. Жил был маленький бегемотик, многие звери смеялись над ним, что он такой маленький. Больше всех смеялась одна муха. И вот однажды муха села на ветку рядом с бегемотиком и стала его дразнить… Придумай окончание этой сказки.
Занятие №3
Цель: Развитие воображения.
Задачи:
-Развитие творческих способностей и фантазии.
-Развитие монологической формы речи в процессе сочинения сказок, составления рассказов.
-Развитие словесно-логического и творческого мышления.
Содержание занятия
- «Где чей дом?». Руководитель показывает детям одну из картинок (схематическое изображение домиков: высоких и узких, широких и низких и т.д.) и просит подумать, кто из зверей может жить в таком доме, рассказать, что он там будет делать, кто к нему придет в гости и т. д.
- «Превращение». Берется простой предмет – линейка или карандаш, либо стакан. С помощью мимики, пантомимы, имитации действий с предметом его нужно превратить в совершенно другой.
- Слушаем звуки. Кто-нибудь из детей производит всевозможные шумы, стук, произносит звук. Другой ребенок садится к нему спиной и, слушая звуки, создаст своей фантазией какую-нибудь картину, цельную, связную.
Занятие №4
Цель: Развитие эмоций.
Задачи:
-Развитие умения выражать основные эмоции и адекватно реагировать на эмоции окружающих.
-Развитие выразительных движений и речи.
-Развитие мимики.
-Развитие воображения.
-Развитие коммуникативных навыков.
Содержание занятия
- «Хоровод». Дети встают в круг и, двигаясь, друг за другом, показывают печального зайчика, злого волка, сердитого медведя, виноватую лису, счастливую ласточку.
- «Герои сказок». Ребёнку предлагают назвать и изобразить героя сказки или мультфильма, который был бы весел, грустен, испуган, сердит.
- «Люблю не люблю». Руководитель называет разнообразную пищу, а дети мимикой показывают своё отношение к ней.
- «Пантомима». Руководитель произносит фразу, а дети изображают эмоциональное состояние. Фразы: «Горе мне горе!». «Какой счастливый день!», «Неужели мы едем на море?».
- «Колобок». Дети стоят по кругу и катают друг другу мяч (колобок). Заранее между детьми распределены роли, и тот, кому попадет колобок, должен сказать ему несколько слов соответственно своей роли.
Занятие №5
Цель: Развитие выразительности движений
Задачи:
-Развивать умение перевоплощения.
-Развитие эмоций.
-Развитие наблюдательности.
-Развитие воображения.
Содержание занятия
- «Тигр свирепый зверь». (Этюд на сопоставление различных эмоций).
Выразительные движения: 1. Нахмуренные брови, сморщенный нос, оттопыренные губы, расширенные глаза, рот открыт. 2. Голова втянута в плечи, брови подняты, глаза расширены, уголки губ опущены.
Тигр – свирепый зверь, но все же
Тихим тигр бывает тоже.
Тигр бывает тих с тигрицей, так как сам её боится.
- «Телеграмма». Передай сообщение, новость другому человеку с помощью жеста так, чтобы он тебя понял.
- «Волшебный карман». Руководитель достаёт воображаемый предмет и выполняет с ним характерные действия. Дети отгадывают, кто отгадает, становится водящим.
- «Берёзки». Дети изображают деревья в разное время года. Лето – разговаривают, шелестят листьями, осень – листья облетают, дует сильный ветер, который качает деревья, зима – веточки дрожат от холода, снег прибивает их к земле, весна – ветки распрямляются вверх, появляются листочки.
Занятие №6
Цель: Развитие творческой активности.
Задачи:
-Развитие связной речи.
-Развитие воображения.
-Развитие умения вживаться в образ героя.
-Стимулировать активность ребёнка в процессе инсценировки.
Содержание занятия.
«Королевство сказок». Каждый ребёнок выбирает для себя любимого сказочного героя и сочиняет свою историю. Все выбранные герои живут в одном королевстве. Кто-то работает поваром, кто-то милиционером и т.д. Дети начинают взаимодействовать в воображаемых событиях и ролях в этом королевстве. Однако, в своих действиях они должны придерживаться сказочного характера героя, то есть, Буратино должен быть шалуном, Красная шапочка – доверчивой, Золушка – заботливой и доброй. Можно предложить детям конкретный эпизод из жизни сказочного королевства для разыгрывания. Например, урок в сказочной школе, жители королевства на базаре, один из героев – именинник, и ему устраивают день рождения и т.п.
Занятие №7
Цель: Развитие творческой активности, импровизации.
Задачи:
-воспитание добрых чувств, эмоциональной отзывчивости.
-прививать любовь к сказкам.
-побуждать ребёнка активно участвовать в подготовке и проведении развлечений, праздников.
Содержание занятия.
« В царстве Снежной королевы».
- Герда ищет Кая. Герда рассказывает историю о том, что случилось с Каем.
- Герда встречается с принцессой. Принцесса говорит, что если дети будут правильно отвечать на вопросы, то она покажет дорогу. Звучат отрывки из сказок, дети должны правильно назвать сказку и охарактеризовать главных героев.
- Герда и разбойница. Разбойница хочет, чтобы дети отгадали животных, которых она будет изображать.
- Встреча с Каем. Чтобы расколдовать Кая, дети должны из кусочков льда сложить картинки.
Занятие №8
Упражнения, развивающие воображение
Тема: Вещи – невидимки
Цель: развивать у ребят качества и навыки, которые пригодятся для постановки спектаклей. Развивать сценическое внимание, творческое воображение, фантазию.
Содержание занятия.
- Вступление педагога: Когда актёр по ходу действия умывается, никакая вода, конечно, не льётся. Но актёр ведёт себя так, как если бы вода лилась. Когда актёр на сцене удит рыбу, то у него, если есть удилище с леской, нет ни крючка, ни червей. Когда актёр отмахивается от пчёл или комаров, никаких насекомых, конечно, на сцене нет. Сегодня на занятии мы будем играть в «невидимки».
- «Перемены». Представьте себе, что в комнате «каток» и действуйте на деревянном полу так, как если бы он был ледяной.
Прошёл снег, завалил каток глубокими сугробами. Проберитесь по этим сугробам.
Солнце растопило сугробы и превратило их в лужи.
Поглядите вверх, надвигается темная туча, вот сейчас пойдет дождь.
Изменим погоду – жара 30 градусов.
3. «Цирк». По моему сигналу комната превращается в цирк, дети в зрителей.
2-й сигнал – выход артистов;
3-й сигнал – номер под куполом цирка;
4-й сигнал – самый опасный момент;
5-й сигнал – артисты сорвались и летят вниз;
6-й сигнал – всё благополучно.
Каждый сигнал – это начало нового куска, и поведение зрителей.
4. «Чудесные превращения линейки». Положить на стол линейку, ребятам взять её и по очереди пройтись с ней по комнате, как с тросточкой, с винтовкой, с удочкой, с малярной кистью, сачок для бабочек, ядовитая змея, флейта, гитара, скрипка и т.д.
5. «Жарим яичницу». Все по одному, поставили сковородку на стол, все едим.
Занятие №9
Цель: Закреплять правильное произношение звуков, отрабатывать дикцию, продолжать работать над интонационной выразительностью речи.
Содержание занятия.
- Сочетание звуков: ми, мэ. МА, мо, му, мы. Ди, дэ, до, ду, да.
ДТБ-я, ДТБ-ю, ДТБ-ё, ДТБ-е, ДТБ-и (произносить хором, по одному, медленно, быстро, с различными интонациями).
- Упражнения:
-задуй свечу;
-накачиваем мяч.
- Чистоговорки:
Бук,
Сук.
Вдруг-
Звук:
«Ж-ж-ж-ж!»-
Жук.
Лист-
Чист.
Сел,
Съел.
-ры-ры-ры – у нас в руках шары,
Ра-ра-ра – начинается игра,
Ру-ру-ру – бью рукою по шару,
Ро-ро-ро – шар упал в ведро.
Фа-ва, фа-ва, фа-ва-ва – во дворе растет трава,
Фу-ву, фу-ву, фу-ву-ву – Федя рвет козе траву,
Фы-вы, фы-вы, фы-вы-вы – нарвал много он травы.
- Скороговорки:
Три Сороки – три трещотки!
Потеряли по три щётки:
Три – сегодня,
Три – вчера,
Три – ещё позавчера!
Заяц Егорка
Свалился в озерко.
Бегите под горку!
Спасайте Егорку!
Соне в оконце светит солнце.
Скороговорку прочитать с интонациями: сердито, плаксиво, радостно, на одном дыхании.
- Имитация звуков: жужжит пчела, воет ветер, гудит машина, едет поезд, шипит змея, крик вороны, накачиваем мяч, надуваем шар.
- Чтение стихотворений в образе:
-забывчивый;
-с плохой дикцией;
-иностранец, плохо говорящий по- русски;
-ребенок из младшей группы детского сада;
-человек кашляющий, чихающий и т.д.
Рекомендуемая литература:
- Театрализованные игры – занятия /Под ред.А.Бореева, И.Вечканова.– М.,2001.
- Театральная энциклопедия. / Под ред. П.А. Маркова – М., 1998.
- Театр круглый год – приложение к журналу «Читаем, учимся, играем».
- Театральные сезоны в школе – приложение к журналу «Воспитание школьников».
- Журнал «Классный руководитель» №2, 2003г. – «Конкурс актерского мастерства».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурсная работа «Хотите быть здоровыми — умейте быть здоровыми!»
Наше исследование было направлено на изучение влияния на организм человека продуктов питания. Изучение состава пищевых продуктов особенно актуально для нашего училища, так как в ПУ-6 обучают такой спе...
Групповая сплоченность подростков в условиях специально организованных групповых занятий по ОБЖ
«Человек один…ни черта». Это предсмертные слова героя романа Э.Хемингуэя «Иметь и не иметь» являются одной из...
Я умею быть счастливым человеком
«Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно»(А.С. Макаренко)...
"Я умею быть счастливым человеком": конспект воспит. занятия
формирование социально-значимых представлений о счастье...
Презентация к групповому занятию "Умей дарить радость"
Групповое занятие для обучающихся 6 классов по развитию эмоциональной сферы....
Классный час "Умей быть счастливым"
Классный часс элементами тренинговых упражнений«Умей быть счастливым»Цели:- дать понятие слова «счастье»,- показать детям, что счастье - часть жизни человека и его ...
Методическая разработка занятия на тему "Знакомство с актерами СПб. М.С. Боярский"
Занятие рассчитано для обучающихся основной школы....