Индивидуальный образовательный маршрут в системе работы с одаренными детьми
статья на тему

Долженко Елена Владимировна

"Одаренность человека - это маленький росточек. Едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания.             Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать его благороднее, чтобы он вырос и дал обильный плод»

 В.А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_iom.docx25.74 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                     Долженко Елена Владимировна

                                                               учитель истории и обществознания

          БОУ «Тарская гимназия №1 им. А.М. Луппова»

Индивидуальный образовательный маршрут в системе работы с одаренными детьми

"Одаренность человека - это маленький росточек. Едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания.             Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать его благороднее, чтобы он вырос и дал обильный плод»

 В.А. Сухомлинский

Во всех современных нормативно-правовых документах в сфере образования прослеживается идея о необходимости создания условий для наиболее полной творческой самореализации личности ученика, в том числе и развитие одарённости. Главная идея обновления образования - построение собственной траектории учения для каждого ученика. Одним из способов реализации задачи индивидуализации образовательного процесса является разработка индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.

Как учитель истории и обществознания, я несколько лет работаю над созданием индивидуальных образовательных траекторий для учащихся, проявляющих способности в области научно-исследовательской деятельности. Под индивидуальным образовательным маршрутом я как педагог понимаю целенаправленную образовательную программу, предназначенную для обучения одного конкретного ученика, в соответствии с его склонностями, способностями и возможностями, акцентом на ту деятельность, к которой учащийся проявляет больший интерес. Ценность индивидуального образовательного маршрута, по моему мнению, состоит в том, что он позволяет одаренному ученику на основе активного стремления к совершенствованию достигать высоких результатов в интересующей его области. Деятельность педагога должна быть направлена на создание условий для осмысленного выбора детьми индивидуальной образовательной стратегии, на индивидуальную помощь каждому ребёнку в планировании своей деятельности, на консультирование по применению тех или иных информационных источников.

 Для создания индивидуального образовательного маршрута, по моему мнению, необходимо несколько условий:

- наличие диагностик, позволяющих определить круг способностей ученика;

- возможность самостоятельного выбора учащимися уровня сложности;

-целесообразность сочетания различных форм организации учебной деятельности (урочной, внеурочной);

- организация дифференцированной помощи со стороны учителя, учет индивидуальных особенностей ребёнка;

-обучение должно стать активной самостоятельной деятельностью учащихся;

- создание психологически комфортной атмосферы для ученика.

Универсального рецепта создания индивидуального образовательного маршрута в настоящий момент нет. Я считаю наиболее оптимальным составление образовательного маршрута на 1 учебный год, что позволяет наиболее полно проследить процесс изменения в развитии и обучении ребенка и своевременно корректировать педагогический процесс.

Для наибольшего удобства, на мой взгляд, индивидуальный образовательный маршрут необходимо разбить на блоки, где каждый из них имеет конечный продукт (результат):

1 блок: психолого-педагогический мониторинг развития ученика как основа для разработки индивидуального маршрута развития (наблюдение за повседневной работой учащегося, контрольные и самостоятельные работы, творческие работы). На данном этапе к работе можно подключить школьного психолога с целью проведения диагностик на выявления определённых способностей.

2 блок: вид индивидуальной программы, обусловленный типом выявленных способностей ребенка

Целью данной программы является совершенствование форм организации образовательного процесса обучения одаренного ребенка, углубление его знаний, формирование навыков самостоятельной аналитической деятельности и основ проектного мышления.

Неотъемлемой частью программы является план. Удобно использовать представленную план-сетку:  

                                                                                                                 Таблица 1

№ Занятия

Тема

Формы работы, виды деятельности

Планируемые результаты обучения

Виды и формы контроля

Дата проведения

(план)

Примечание

В Приложении 1 представлен фрагмент календарно-тематического плана индивидуального образовательного маршрута на 2016-2017 учебный год  ученицы 8 класса Арины П.

3 блок: согласование индивидуального образовательного маршрута развития ребенка с социальным заказом и ожиданиями семьи с целью определения перспективы развития ребёнка.

При разработке данного блока необходимо провести работу не только с учащимся по выявлению его целей и мотивов, но и с родителями, объясняя им возможности их ребенка, выясняя их пожелания. Как правило, родители очень заинтересованы в том, чтобы с их ребёнком занимались по индивидуальному образовательному маршруту.

4 блок: мониторинг, отражающий промежуточные и итоговые результаты освоения индивидуального образовательного маршрута. Для наглядности можно использовать следующие таблицы:

        Таблица 2

Оценка планируемых результатов на каждом этапе работы.

Название этапа

Планируемый результат

Самооценка

Оценка педагога

                                                                                                          Таблица 3

Дневник самонаблюдения (заполняет учащийся)

Что делал

Как изменился

Над чем буду работать

5 блок: портфолио учащегося и педагога

Данный блок представляет собой наглядные свидетельства достижения учеником поставленных целей, предметом гордости учащегося, а так же стимулом для дальнейшей работы. Анализируя портфолио, должно быть понятно, есть ли динамика в развитии, достигнуты ли промежуточные цели, почему появились трудности…

На протяжении нескольких лет учащиеся гимназии, обучающиеся по индивидуальным образовательным маршрутам, становятся победителями и призерами Всероссийской олимпиады школьников, лауреатами научно –практической конференции школьников на муниципальном и региональном уровне; активно и результативно принимают участия в разнообразных интернет – олимпиадах и конференциях; выступают со своими докладами на всевозможных чтениях (Вагановские чтения).

Таким образом, маршрутная система обучения позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в образовании одаренных личностей, который максимально учитывает интеллектуальные способности детей, определяет личную траекторию развития и образования. 

Литература.

1. Бессолицына Р. Индивидуальный учебный план: проектирование, выбор, организация обучения/ Р. Бессолицына, А.Ходырев //Директор школы. - 2009. - №4. - С.58-63.

2. Одаренные дети и педагогические условия их развития. http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/odarennye-deti-i-pedagogicheskie-usloviya-ih

3. Работа школы с одарёнными детьми . http://900igr.net/prezentatsii/pedagogika/Rabota-shkoly-s-odarjonnymi-detmi/Rabota-shkoly-s-odarjonnymi-detmi.html

4. Харченкова И. Индивидуально-ориентированные учебные планы как средство для разработки индивидуально-образовательных программ / И. Харченко//Школьное планирование. – 2006. - №1. - С.106-111.

                                                                                                            Приложение 1

Учебно-тематический план индивидуального образовательного маршрута

№ Занятия

Тема

Формы работы, виды деятельности

Планируемые результаты обучения

Виды и формы контроля

Дата проведения

Примечание

1

Вводный урок

Беседа

Определение цели и задач исследовательской деятельности

2-3

Структура исследовательской работы

Беседа, лекция, просмотр образцов работ

- выявить основные составляющие исследовательской работы

Анализ деятельности

4-5

Постраничное оформление работы

Лекция

- определить объем работы,

- распределить

Материал в работе

Анализ деятельности

6

Компоненты исследовательской работы

Лекция

Беседа

- выделить основные компоненты исследовательской работы

Анализ деятельности

7

Требования к устному выступлению

Лекция, беседа

- определить основные требования к устному выступлению

Устное выступление

8-9

Особенности работы с биографическими источниками

Лекция

Беседа

Работа с источниками

-выявить особенности работы с биографиями как историческим источником

Анализ деятельности

10

Определение темы. Составление плана исследовательской работы

Беседа

Определить тему исследования

Составить развернутый план работы

Анализ деятельности

11-15

Анализ  личного дневника как  источника исследовательской работы

Работа с источниками

- подобрать необходимый материал для написания исследования из личных дневников и других источников

Анализ деятельности

16-18

Оформление исследовательской работы

Беседа

-оформить исследовательскую работу по предъявленным требованиям

Анализ деятельности

19

Выступление на школьной научно-практической конференции

Выступление

20-21

Анализ выступления на научно-практической конференции.

Беседа

Выявить ошибки и недочёты выступления

Анализ деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут, развивающей направленности работы с одаренным ребенком

Индивидуальный образовательный маршрут, развивающейнаправленности работы с одаренным ребенком"Конструировование и моделирование одежды"...

Индивидуальный образовательный маршрут в системе работы с одаренными детьми

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования. Существует ошибочное мнение, что одаренные дети не ну...

Индивидуальный образовательный маршрут как форма работы с одарёнными детьми в условиях дополнительного образования

Материал предназначен для педагогов, работающих с одарёнными детьми в школах и учреждениях дополнительного образования....

Индивидуальный маршрут "Радужный английский" (Работа с одаренными детьми) 5 класс

Для соответствия современным жизненным потребностям развития страны необходимо достижение нового качества образования. Реализация продуктивного обучения в рамках общеобразовательной школы...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ(в рамках работы с одаренными детьми)

Индивидуальный образовательный маршрут ученика предусматривает  работу с  отдельным учеником для продуктивного освоения учебного материала в рамках школьной программы и за «пределами ш...

Индивидуальный образовательный маршрут как форма работы с одаренными детьми

методические рекоменндации по работе с одаренными детьми...