Индивидуальный образовательный маршрут в системе работы с одаренными детьми
статья на тему
"Одаренность человека - это маленький росточек. Едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать его благороднее, чтобы он вырос и дал обильный плод»
В.А. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_iom.docx | 25.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Долженко Елена Владимировна
учитель истории и обществознания
БОУ «Тарская гимназия №1 им. А.М. Луппова»
Индивидуальный образовательный маршрут в системе работы с одаренными детьми
"Одаренность человека - это маленький росточек. Едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать его благороднее, чтобы он вырос и дал обильный плод»
В.А. Сухомлинский
Во всех современных нормативно-правовых документах в сфере образования прослеживается идея о необходимости создания условий для наиболее полной творческой самореализации личности ученика, в том числе и развитие одарённости. Главная идея обновления образования - построение собственной траектории учения для каждого ученика. Одним из способов реализации задачи индивидуализации образовательного процесса является разработка индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.
Как учитель истории и обществознания, я несколько лет работаю над созданием индивидуальных образовательных траекторий для учащихся, проявляющих способности в области научно-исследовательской деятельности. Под индивидуальным образовательным маршрутом я как педагог понимаю целенаправленную образовательную программу, предназначенную для обучения одного конкретного ученика, в соответствии с его склонностями, способностями и возможностями, акцентом на ту деятельность, к которой учащийся проявляет больший интерес. Ценность индивидуального образовательного маршрута, по моему мнению, состоит в том, что он позволяет одаренному ученику на основе активного стремления к совершенствованию достигать высоких результатов в интересующей его области. Деятельность педагога должна быть направлена на создание условий для осмысленного выбора детьми индивидуальной образовательной стратегии, на индивидуальную помощь каждому ребёнку в планировании своей деятельности, на консультирование по применению тех или иных информационных источников.
Для создания индивидуального образовательного маршрута, по моему мнению, необходимо несколько условий:
- наличие диагностик, позволяющих определить круг способностей ученика;
- возможность самостоятельного выбора учащимися уровня сложности;
-целесообразность сочетания различных форм организации учебной деятельности (урочной, внеурочной);
- организация дифференцированной помощи со стороны учителя, учет индивидуальных особенностей ребёнка;
-обучение должно стать активной самостоятельной деятельностью учащихся;
- создание психологически комфортной атмосферы для ученика.
Универсального рецепта создания индивидуального образовательного маршрута в настоящий момент нет. Я считаю наиболее оптимальным составление образовательного маршрута на 1 учебный год, что позволяет наиболее полно проследить процесс изменения в развитии и обучении ребенка и своевременно корректировать педагогический процесс.
Для наибольшего удобства, на мой взгляд, индивидуальный образовательный маршрут необходимо разбить на блоки, где каждый из них имеет конечный продукт (результат):
1 блок: психолого-педагогический мониторинг развития ученика как основа для разработки индивидуального маршрута развития (наблюдение за повседневной работой учащегося, контрольные и самостоятельные работы, творческие работы). На данном этапе к работе можно подключить школьного психолога с целью проведения диагностик на выявления определённых способностей.
2 блок: вид индивидуальной программы, обусловленный типом выявленных способностей ребенка
Целью данной программы является совершенствование форм организации образовательного процесса обучения одаренного ребенка, углубление его знаний, формирование навыков самостоятельной аналитической деятельности и основ проектного мышления.
Неотъемлемой частью программы является план. Удобно использовать представленную план-сетку:
Таблица 1
№ Занятия | Тема | Формы работы, виды деятельности | Планируемые результаты обучения | Виды и формы контроля | Дата проведения (план) | Примечание |
В Приложении 1 представлен фрагмент календарно-тематического плана индивидуального образовательного маршрута на 2016-2017 учебный год ученицы 8 класса Арины П.
3 блок: согласование индивидуального образовательного маршрута развития ребенка с социальным заказом и ожиданиями семьи с целью определения перспективы развития ребёнка.
При разработке данного блока необходимо провести работу не только с учащимся по выявлению его целей и мотивов, но и с родителями, объясняя им возможности их ребенка, выясняя их пожелания. Как правило, родители очень заинтересованы в том, чтобы с их ребёнком занимались по индивидуальному образовательному маршруту.
4 блок: мониторинг, отражающий промежуточные и итоговые результаты освоения индивидуального образовательного маршрута. Для наглядности можно использовать следующие таблицы:
Таблица 2
Оценка планируемых результатов на каждом этапе работы.
Название этапа
Планируемый результат | Самооценка | Оценка педагога |
Таблица 3
Дневник самонаблюдения (заполняет учащийся)
Что делал | Как изменился | Над чем буду работать |
5 блок: портфолио учащегося и педагога
Данный блок представляет собой наглядные свидетельства достижения учеником поставленных целей, предметом гордости учащегося, а так же стимулом для дальнейшей работы. Анализируя портфолио, должно быть понятно, есть ли динамика в развитии, достигнуты ли промежуточные цели, почему появились трудности…
На протяжении нескольких лет учащиеся гимназии, обучающиеся по индивидуальным образовательным маршрутам, становятся победителями и призерами Всероссийской олимпиады школьников, лауреатами научно –практической конференции школьников на муниципальном и региональном уровне; активно и результативно принимают участия в разнообразных интернет – олимпиадах и конференциях; выступают со своими докладами на всевозможных чтениях (Вагановские чтения).
Таким образом, маршрутная система обучения позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в образовании одаренных личностей, который максимально учитывает интеллектуальные способности детей, определяет личную траекторию развития и образования.
Литература.
1. Бессолицына Р. Индивидуальный учебный план: проектирование, выбор, организация обучения/ Р. Бессолицына, А.Ходырев //Директор школы. - 2009. - №4. - С.58-63.
2. Одаренные дети и педагогические условия их развития. http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/odarennye-deti-i-pedagogicheskie-usloviya-ih
3. Работа школы с одарёнными детьми . http://900igr.net/prezentatsii/pedagogika/Rabota-shkoly-s-odarjonnymi-detmi/Rabota-shkoly-s-odarjonnymi-detmi.html
4. Харченкова И. Индивидуально-ориентированные учебные планы как средство для разработки индивидуально-образовательных программ / И. Харченко//Школьное планирование. – 2006. - №1. - С.106-111.
Приложение 1
Учебно-тематический план индивидуального образовательного маршрута
№ Занятия | Тема | Формы работы, виды деятельности | Планируемые результаты обучения | Виды и формы контроля | Дата проведения | Примечание |
1 | Вводный урок | Беседа | Определение цели и задач исследовательской деятельности | |||
2-3 | Структура исследовательской работы | Беседа, лекция, просмотр образцов работ | - выявить основные составляющие исследовательской работы | Анализ деятельности | ||
4-5 | Постраничное оформление работы | Лекция | - определить объем работы, - распределить Материал в работе | Анализ деятельности | ||
6 | Компоненты исследовательской работы | Лекция Беседа | - выделить основные компоненты исследовательской работы | Анализ деятельности | ||
7 | Требования к устному выступлению | Лекция, беседа | - определить основные требования к устному выступлению | Устное выступление | ||
8-9 | Особенности работы с биографическими источниками | Лекция Беседа Работа с источниками | -выявить особенности работы с биографиями как историческим источником | Анализ деятельности | ||
10 | Определение темы. Составление плана исследовательской работы | Беседа | Определить тему исследования Составить развернутый план работы | Анализ деятельности | ||
11-15 | Анализ личного дневника как источника исследовательской работы | Работа с источниками | - подобрать необходимый материал для написания исследования из личных дневников и других источников | Анализ деятельности | ||
16-18 | Оформление исследовательской работы | Беседа | -оформить исследовательскую работу по предъявленным требованиям | Анализ деятельности | ||
19 | Выступление на школьной научно-практической конференции | Выступление | ||||
20-21 | Анализ выступления на научно-практической конференции. | Беседа | Выявить ошибки и недочёты выступления | Анализ деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный образовательный маршрут, развивающей направленности работы с одаренным ребенком
Индивидуальный образовательный маршрут, развивающейнаправленности работы с одаренным ребенком"Конструировование и моделирование одежды"...
Система работы с одаренными детьми. Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми.
Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми....
Индивидуальный образовательный маршрут в системе работы с одаренными детьми
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования. Существует ошибочное мнение, что одаренные дети не ну...
Индивидуальный образовательный маршрут как форма работы с одарёнными детьми в условиях дополнительного образования
Материал предназначен для педагогов, работающих с одарёнными детьми в школах и учреждениях дополнительного образования....
Индивидуальный маршрут "Радужный английский" (Работа с одаренными детьми) 5 класс
Для соответствия современным жизненным потребностям развития страны необходимо достижение нового качества образования. Реализация продуктивного обучения в рамках общеобразовательной школы...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ(в рамках работы с одаренными детьми)
Индивидуальный образовательный маршрут ученика предусматривает работу с отдельным учеником для продуктивного освоения учебного материала в рамках школьной программы и за «пределами ш...
Индивидуальный образовательный маршрут как форма работы с одаренными детьми
методические рекоменндации по работе с одаренными детьми...