Интерактивные технологии в обучении физики
методическая разработка по теме
Интерактивные технологии в обучении физики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
interaktivnye_tehnologii_v_obuchenii_fizike.docx | 30.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«СОШ № 34» г. Владимира
Выполнила учитель физики:
Вавакина Н.Е.
2015 – 2016 уч. год.
«Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребят и не превратить этой работы в забаву – это одна из труднейших и важнейших задач дидактики».
К. Д. Ушинский.
Сегодня в век преобразований в различных сферах деятельности человека, в век новых педагогических и информационных технологий в системе образования на первый план выходит следующая задача: формирование и развитие у школьников нового мышления, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к сменяющимся условиям жизни постиндустриального общества, которое немыслимо без творческого подхода.
Выбор темы «Интерактивные технологии в обучении физике как способ развития творческой личности» определен тем, что как показывает практика для усвоения учебного материала всеми учащимися необходимо учитывать индивидуальные физические и психологические особенности школьников, т. е. путь улучшения учебно-воспитательного процесса тесно связан с дифференциацией обучения. И это понятно: у одних быстро формируются учебные навыки, у других – медленно.
Чтобы учение не превратилось для ребят в скучное и однообразное занятие, чтобы способствовать развитию интереса к предмету, активности учащихся на уроках стараюсь развивать творческие способности учащихся, применяя интересные формы обучения. Эта проблема, я считаю, актуальна в настоящее время, ведь сейчас обществу нужны творчески мыслящие люди, умеющие генерировать новые идеи, возможные пути поиска решений, оформления результатов: работать в коллективе, решая разнообразные задачи в сотрудничестве.
В своей работе стремлюсь повышать профессионально-методический уровень, изучая передовой педагогический опыт. Подход к ученику как к творцу характерен для учителя физики Валерия Александровича Гербутова. Он разделяет идею К. Э. Циолковского о том, что «сначала неизбежно идут мысль, фантазия, сказка. За ними шествует научный расчет. И в конце концов исполнение венчает мысль». Он убежден, что научить творчеству не только можно, но и совершенно необходимо. Широко известны его «деловые игры», семинары творчества, лекции и практикумы, объединяющие классические подходы с неординарностью организации работы учащихся.
Поэтому главная проблема, которую я решаю на своих уроках – это формирование и развитие творческой личности школьника средствами физики, внедряя в процесс обучения интерактивные технологии, так как считаю необходимым не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач. Актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т. е. умений работать в разнообразных группах.
Таким образом, я поставила перед собой следующие педагогические задачи: 1) Не приучать учеников к получению готовых знаний, к простому заучиванию учебного материала, добиваться не только его понимания, но и 2) умения применять полученные знания при решении разного рода физических задач,
3) воспитывать такие качества личности как дисциплинированность, трудолюбие, инициативность, коллективизм. Решение поставленных задач осуществляю через активную деятельность ребят на уроке, использую как индивидуальные, так и групповые формы обучения.
При разделении класса на группы для совместного решения предложенных задач предлагаю обсудить задачу, наметить пути ее решения, реализовать их на практике и, наконец, представить найденный совместный результат. Эта работа лучше, чем фронтальная, обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности. Интерактивные технологии как коллективная деятельность предполагают:
- взаимное обогащение учащихся в группе;
- организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов;
- распределение начальных действий и операций;
- коммуникацию, общение без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание и благодаря которым планируются адекватные учебным задачам условия деятельности и выбор соответствующих способов действия;
- обмен способов действия задается необходимостью построения различных способов для получения совокупного продукта деятельности – решения проблемы;
- взаимопонимание – диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность.
Главными особенностями организации такой работы учащихся на уроке являются:
- Класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;
- Каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера или учителя;
- Задание в группе выполняется таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
- Состав группы не постоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания. Например, при отработке алгоритма по решению задач на расчет количества теплоты, необходимого для изменения агрегатного состояния вещества, взятого в определенном количестве, класс делится на две группы и решает однотипные задачи: какое количество теплоты необходимо для превращения т кг жидкости, имеющей t°С, в пар при нормальном давлении. После анализа их решения учащимися предлагаю придумать самим задачу и составить алгоритм ее решения. В ходе работы поощряю совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу. При такой форме работы учащиеся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и со стороны своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания активизируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику. Дифференцированная групповая работа предполагает выполнение различных заданий разными группами. Так, например, в 8 классе при изучении теплового действия электрического тока класс делится на две группы: «наблюдатели», «теоретики», «техники», «историки». В ходе урока группа «наблюдателей» приводила примеры нагревания проводников электрическим током, которые они видели в повседневной жизни, «теоретики» раскрыли микропроцессы, которые происходят в проводнике при прохождении электрического тока. Привлекая знания основных положений молекулярно – кинетической и электронной теорий. Представили все варианты написания формулы закона Джоуля – Ленца. Группа «техников» рассказывала о применении теплового действия тока, сопровождая рассказ рисунками, плакатами, стенгазетами, и группа «историков» информировала о работах А. Н. Ладыгина, П. Н. Яблочкова, Э. Х. Ленца, Д. Джоуля и других ученых об усовершенствовании лампочки Т. Эдисона.
Такая работа очень нравится ребятам, а исполнители испытывают чувство радости за свою маленькую победу, когда все удается хорошо. Пи этом ценно то, что ученик, готовясь к своему выступлению перед сверстниками, активно и настойчиво сам овладевает знаниями, так как понимает, что именно от этого зависит результат, которого всегда ждут товарищи по классу.
Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:
- Подготовка к выполнению группового задания.
- Постановка познавательной задачи;
- Инструктаж о последовательности работы;
- Раздача дидактического материала по группам.
- Групповая работа.
- Знакомство с материалами, планирование работы в группе;
- Распределение заданий внутри группы;
- Индивидуальное выполнение задания;
- Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
- Обсуждение общего задания группы (замечания, уточнения,
обобщения);
- Подведение итогов группового задания.
- Заключительная часть.
- Сообщение о результатах работы в группах;
- Анализ познавательной задачи;
- Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.
Данная форма работы на уроке может применяться для решения почти всех основных дидактических задач, при повторении учебного материала. В ходе такой работы максимально используются коллективные обсуждения результатов, взаимные консультации.
Приведу примеры разновидностей интерактивных технологий, которые я использую в своей работе:
- Групповой опрос, который проводится для повторения и закрепления материала после завершения определенного раздела программы. Это уроки-зачеты, уроки-решения задач, урок выполнения лабораторной работы. Во время опроса консультант в соответствии с перечнем вопросов спрашивает члена своей группы. Перечень вопросов к такому занятию составляю заранее. Такой опрос, организованный в классе. Ведется во всех группах одновременно. Беседа происходит вполголоса, чтобы не мешать друг другу. Кроме высокой интенсивности группового опроса, позволяющего в течение урока выявить знания всех без исключения учащихся, эта форма организации коллективной деятельности способствует воспитанию у школьников чувства взаимной требовательности и ответственности за свою учебу.
- Общественный смотр знаний занимает особое место. Развитие инициативы, творчества учащихся осуществляется через уроки: викторины, брейн-ринги, КВН, мини- спектакли. В организации таких уроков очень важно правильно провести подготовительный период. Время подготовки зависит от содержания смотра, его сложности, уровня знаний и умений учащихся. (Приведу пример урока-КВН по теме «Внутренняя энергия» в 8 классе). В период подготовки класс делится на 4 группы: 2 команды участников + 2 команды болельщиков). Команды получают задания:
- Повторить перечень вопросов, составленных учителем, и практических работ;
- Придумать приветствие (в виде сценки, фрагмента сказки), также название команды, эмблему, девиз;
- Выбрать капитана команды (он же консультант);
- Составить кроссворды, задачи, сочинения, стихи, плакаты, стенгазеты по теме «Внутренняя энергия».
Учитель в период подготовки работает главным образом с консультантами, управляя через них деятельностью группы.
Оборудование к уроку: тексты с задачами, тесты, карточки, физические приборы.
И вот начинается урок. В кабинете расставлены необычно парты, на отдельных столах расположены физические приборы и выставка работ учащихся. Для оценки ответов выбирается жюри (обычно из старшеклассников). Члены жюри рассаживаются так, чтобы были видны доска и класс. В ходе урока заполняют экран и в конце урока выводят оценку каждому ученику. Учащиеся рассаживаются по группам (за партами). После торжественного открытия приступает к своим обязанностям ведущий (или учитель или старшеклассник).
Учащимся нравятся эти нестандартные уроки, поскольку они не сковывают учебный процесс, а оживляют атмосферу, активизируя ребят. Поиск интересных вопросов, составление задач, сочинений, стихов учат ребят самостоятельной работе с литературой, добыванию знаний, творчеству. Это им по душе.
Опыт сформированных творческих навыков у ребят на уроках помогает мне и во внеклассной работе, как классного руководителя, так как воспитание и обучение – два неразрывно связанных процесса. Ребята с удовольствием принимают участие во внеклассных мероприятиях при проведении тематических классных часов и вечеров отдыха.
Урок – КВН по теме «Внутренняя энергия»
Цели урока: Образовательная: способствовать прочному усвоению понятий:
внутренняя энергия, количество теплоты, виды теплообмена.
Развивающая: развивать умение решать разного рода задачи на
явление теплообмена, пользоваться формулами; развивать
фантазию, умение самостоятельно работать, добывать знания,
творчески мыслить, принимать решения, участвовать в коллектив-
ном деле.
Воспитательная: воспитывать такие качества личности, как
дисциплинированность, трудолюбие, инициативность, коллекти-
визм.
Оборудование: 1. Тексты с задачами;
2. Тесты;
3. Карточки;
4. Физические приборы: штативы, колба, манометр,
теплоприемник, спиртовка, плитка, стальной и алюми-
ниевый стержни с кнопками;
5. Кроссворды;
6. Сочинения.
Ход урока.
1 –й этап: Приветствие команд.
Команды показывают сценки, также название, эмблему, девиз команды.
2 –й этап: Разминка.
Команды решают качественные задачи, задавая вопросы поочередно. Болельщики также включаются в эту работу и могут в случае неправильного ответа, данного командой, заработать себе баллы + команде. В это время проходит обмен команд кроссвордами (по одному человеку от команды за отдельными столами отгадывают кроссворд).
По итогам 1 и 2 этапов – слово жюри.
3 –й этап: Конкурс капитанов (экспериментальный)
Капитаны берут на столике карточки, в которых требуется показать на опыте и объяснить то или иное физическое явление.
В то время, пока капитаны готовятся, проводится разминка болельщиков (работа с физическими величинами и формулами по карточкам)
Жюри подводит итоги 3 этапа и общий итог 3-х этапов.
4 – этап: Реши задачу (эстафета).
Члены команды поочередно (эстафетой) решают на доске задачу, которую команды подготовили друг другу.
В это время болельщики выполняют тест (с последующей взаимопроверкой).
5 –й этап: Домашнее задание.
Конкурс сочинений по теме «Внутренняя энергия».
6 –й этап: Итог урока.
Жюри подводит итоги, называя количество баллов, набранных командами, аргументируя свои выводы.
В конце урока учащиеся могут видеть свои оценки на экране.
Таким образом, применяя интерактивные технологии в обучении физике, реализуется деятельностный подход к преподаванию и этим повышается интерес к занятиям. Каждый ученик живет с ощущением пусть маленького, но личного успеха, испытывая при этом уверенность в себе.
Думаю, что опыт моей работы не будет трудоемким, если работать в системе. Он интересен и полезен не только учителям физики, но и педагогам по другим предметам. Каждый учитель старается пробудить в детях творческое начало, учит трудиться, помогает понять и найти себя, ощутить радость поиска.
Эти задачи не под силу решить одному педагогу. Но если каждый из нас задается целью это сделать и будет стремиться к ней – выиграют, в конечном счете, наши дети, наше будущее.
Закончить свою работу хочу цитатой А. Дистервега: «Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить работу, но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой, приучи его к тому, чтобы для него было немыслимо иначе, как собственными силами что либо усвоить: чтобы он самостоятельно думал, искал, проявлял себя, развивая свои дремлющие силы, вырабатывая из себя стойкого человека».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к докладу на педагогический совет "Интерактивные технологии в обучении"
Презентация к докладу...
Педагогическая статья "Использование интерактивной доски в обучении физики"
В данной статье представлены различные способы использования интерактивной доски в обучении физики для повышения интерса к изучаемому предмету....
Игровые и интерактивные технологии в обучении английскому языку
« Обучать – значит вдвойне учиться »...
Интерактивные технологии в обучении иностранному языку
Статья на тему "Интерактивные технологии в обучении иностранному языку"...
Статья: «Инновационные технологии при обучении физики на основе использования современных интерактивных учебных пособий «Наглядная физика».
В данной статье я представляю свой опыт использования интерактивных методов обучения, основанный на использовании современных информационно-коммуникационных технологий....