Педагогическая статья "Использование интерактивной доски в обучении физики"
статья по физике на тему
В данной статье представлены различные способы использования интерактивной доски в обучении физики для повышения интерса к изучаемому предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование интерактивной доски в обучении физики как средство повышения мотивации учащихся.
Современный мир становится все более зависимым от информационных технологий, которые широко, интенсивно и эффективно используются во всех сферах человеческой деятельности. Для миллионов людей компьютер стал привычным атрибутом повседневной жизни. Появилось новое поколение молодых людей, которым столь же невозможно представить мир без компьютера, как и без телефона или телевизора.
При обучении физике в средней школе учитель нередко сталкивается со следующими трудностями:
- Учащиеся не могут представить некоторых явлений, таких как явления микромира и мира с астрономическими размерами;
- Для изучения явления в школе не может использоваться какое-либо оборудование по причине его дороговизны, громоздкости или небезопасности (например, явления ядерной и квантовой физики);
- Явление вообще нельзя наблюдать (например, явление фотоэффекта, или, двухуровневую модель лазера).
В этом случае подобные вещи в школе объясняются «на пальцах», что, безусловно, сказывается на уровне подготовки учеников. В данном случае использование интерактивной доски положительно сказывается на поддержании мотивации познавательной деятельности, позволяет сделать процесс обучения наглядным, интересным, увлекательным.
Опираясь на свой опыт работы, представляю те возможности, которые я использую в своей педагогической деятельности.
Мультимедийные средства можно использовать на каждом этапе урока:
- Этап формирования мотивации учащихся к деятельности по освоению нового материала.
Одним из аспектов такой мотивации является природное любопытство детей. Поэтому, используя интерактивную доску, можно зашифровать, например, тему урока, с помощью какого любо видеофрагмента, а также через разгадывание кроссворда, сканворда, различных ребусов. Так при изучении темы «Давление», в начале урока можно представить учащимся небольшую головоломку, разгадав которую, они определят тему урока.
- Этап активного и сознательного усвоения новых знаний.
Активные методы обучения в сочетании с использованием мультимедиа помогают изменить роль учащегося, превращая его из пассивного слушателя в активного участника учебного процесса.
- Основным средством активизации обучения является самостоятельная работа школьников.
Например, самостоятельно учащиеся выводят уравнение движения математического маятника, используя при этом инструктивный план, созданный в виде презентации в программе Microsoft Power Point и демонстрируемый в режиме Офис на интерактивной доске.
Каждый этап вывода формулы появляется с использованием эффекта анимации по клику маркера по доске. При этом можно использовать заранее подготовленные рисунки , создавать надписи с применением экранной клавиатуры. В зависимости от уровня подготовки учащихся и особенностей аудитории возможны варианты работы в ходе урока: вывод осуществляется одним или несколькими учащимися.
- Активизирует познавательную деятельность обучающихся и проблемное изложение нового материала.
Например, изучение темы “Механический резонанс” можно начать с создания проблемной ситуации посредством серии вопросов “Почему происходит явление?”.
Удобство использования слайдов презентации состоит в следующем: все вопросы одновременно находятся на экране, во время дискуссии можно установить общие признаки, а затем и причины явлений, в процессе обсуждения для акцентирования внимания на “ключевых” словах применяем текстовыделитель панели инструментов.
После установления причины возрастания амплитуды колебаний делаем вывод, который фиксируется на пустом слайде с помощью цветных маркеров. Причем возможности интерактивной доски позволяют значительно повысить эффективность урока: экономия времени возникает за счет использование готовых информационных объектов (чертежей, графиков, схем, диаграмм). Можно использовать и звуковые фрагменты – дикторский текст, например, при формулировке определения резонанса.
- Этап организации активной познавательной деятельности учащихся при систематизации, обобщении и закреплении учебного материала.
Одним из условий достижения положительных результатов является применение различных способов закрепления знаний, требующих мыслительной активности обучающихся.
- использование интерактивных моделей при выполнении практических работ исследовательского характера
Например, по компьютерной модели колебаний груза на пружине, можно составить задания разного уровня сложности на чтение графиков:
- Установить зависимость между изменяющимися в процессе колебаний параметрами.
Эту зависимость удобно представить в виде таблицы, которую можно строить с помощью электронного маркера прямо поверх документа, переносить таблицу и другую важную информацию на следующую страницу с использованием инструмента “Частичная съемка”.
Задание с недостающими или “скрытыми” данными: определить массу колеблющегося груза
Для акцентирования внимания учащихся на недостающих данных используем цветные маркеры, а также инструмент “Прожектор”, который позволяет выделить только нужную часть экрана.
Интерактивное устройство дает возможность работать непосредственно у доски, без использования мыши и клавиатуры..
- формирование умений и навыков при выполнении тренировочных заданий.
Все собственные мультимедийные продукты выполнены в программах сопровождения интерактивной доски.
Использование инструмента “Шторка” позволяет скрыть решение или ответы к задаче, что применяется при поэтапной или самостоятельной проверке решения.
Перемещение объектов позволяет учащимся составлять логические цепочки, схемы, размещать информацию в сравнительных и обобщающих таблицах, диаграммах и многое другое. При этом используется функция клонирования, перетаскивания объектов; построение таблиц заданного формата осуществляется в PowerPoint.
Учащимся могут быть предложены следующие задания:
- Перемещая объекты, заполните таблицу
- Заполните таблицу, перемещая буквы, соответствующие правильным ответам теста. Правильный ответ спрятан за “шторкой”.
Цвет можно использовать для акцентирования внимания учащихся на чем-то важном, для обозначения связи между элементами схем, рисунков, формул, для построения нескольких графиков в одной плоскости.
Например, учащимся могут быть предложены задания, при выполнении которых используются разные цвета маркеров:
- Постройте график колебаний цветом, соответствующим цвету задания.
- Заполни таблицу соответствующим цветом.
- Выберите правильные и неправильные утверждения и обозначьте их стрелками соответствующего цвета.
- Этап организации контроля знаний.
- Выполнение интерактивных упражнений, тестов, проверочных и контрольных работ.
В своей работе можно использовать готовые цифровые образовательные ресурсы, такие, как полный интерактивный курс физики “Открытая физика 2.6”, “Интерактивные творческие задания. Физика 7-9”, “Библиотека наглядных пособий. Физика 7-11”, компании “Новый диск”, “Курс физики ХХI века” компании “Медиа-хаус”.
Конечно, на первом этапе время на предварительную подготовку учителя при использовании интерактивной доски увеличивается, но постепенно накапливается методическая база, которая значительно облегчает подготовку к урокам в дальнейшем.
Таким образом, использование интерактивной доски помогает не только создать позитивный эмоциональный настрой и положительную рефлексию, но и обеспечить устойчивую мотивацию обучающихся к получению знаний, повысить их познавательную активность.
Но все же в ряде случаев важно отдавать предпочтение традиционным методам обучения, средствам наглядности. Современные компьютерные технологии должны помогать обучению предмету, но не заменять его.
- Большее разнообразие учебных ситуаций достигается на традиционных уроках с самостоятельными построениями с помощью карандаша и линейки и переосмыслением изученного.
- Никакая модель или видеофрагмент о математическом маятнике не заменит реального физического эксперимента.
- Компьютер никогда не заменит общения с настоящим, реальным учителем, но поможет повысить мотивацию и интерес к изучении предмета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа для учителей физики по теме "Работа с интерактивной доской на уроках физики"
Даннная программа курса является дополнительной подготовкой учителей - предметников в области освоения новыми технологиями и оборудованием....
Интерактивная доска на уроках физики
В век технологического прогресса остро стоит вопрос о максимальном использовании информационных технологий на уроках. Нынешнее поколение уже живет и думает «на других» скоростях. Благодаря информацион...
Использование интерактивной доски на уроках физики
Классические символы школьной жизни - доска и мел - безнадежно устаревают! На смену им приходят высокотехнологичные интерактивные доски. Использование интерактивной доски на уроке - это не только возм...
Формирование познавательных УУД с использованием интерактивной доски на уроках физики в 7 классе (на примере темы "Давление твёрдых тел, жидкостей и газов")
Технологическая карта проектирования учебной ситуации. Задания для интерактивной доски.Обучающиеся повторяют, анализируют, сравнивают и обобщают знания, умение и навыки, полученные при изучении темы:"...
"Интерактивная доска на уроках физики"
Статья из опыта работы...
Возможности использования интерактивной доски на уроках физики
Неотъемлемым атрибутом любого учебного класса всегда являлась школьная доска. Доска – это не просто кусок поверхности, на которой может писать и взрослый, и ребёнок, это поле информационного обмена ме...
Использование интерактивной доски на уроках физики
Применение информационных технологий в образовании в настоящее время...
Комментарии
О компьютерах
Молодец!.Хорошо что послушалась, создала сайт. Пригодится. Прокомментируй мои статьи. Они для тебя должны быть знакомы. Это я в физике ноль..