Игровые и интерактивные технологии в обучении английскому языку
материал по английскому языку на тему
« Обучать – значит вдвойне учиться »
(ЖОЗЕФ ЖУБЕР)
Я работаю над темой: «Игровые и интерактивные технологии в обучении английскому языку».
Почему выбрала эту тему?
За последние годы учителя иностранного языка получили значительную самостоятельность в выборе средств обучения, творческом осмыслении содержания и путей реализации программных требований.
Как сделать урок более интересным? Как разнообразить формы работы при изучении той или иной темы? Как добиться, чтобы ученики постоянно учили новые слова и выражения? Как проверить, что они запомнили? И чтобы не было скучно, и чтобы не было долго? Думаю, что все эти вопросы не раз задавал себе учитель любой учитель иностранного языка. Для себя я нашла ответ в использовании разнообразных игр на уроках, как в начальной школе, так и у старшеклассников.
Итак, объектом моей работы будут являться игровые технологии при обучении иностранным языкам. Предмет исследования – применение игровых технологий на различных этапах обучения навыкам говорения.
Цели данной работы:
- установить цель и содержание игровых технологий;
- теоретически обосновать эффективность использования игровых технологий на уроках английского языка;
- показать возможность использования игровых технологий на уроках английского языка с целью повышения эффективности учебного процесса.
Задачи работы:
- изучить теоретический материал по данному вопросу;
- проанализировать эффективность использования игровых технологий;
- обобщить практический материал, собранный в процессе практического использования и способствующий мотивации спонтанной речи учащихся всех возрастов.
Многие современные учебники, как отечественные, так и зарубежные, широко используют игровую методику в обучении детей иностранным языкам. Игра - это специально организованное занятие, которое требует напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предусматривает принятие решения - как поступить, что сказать, как выиграть? Именно желание решить эти вопросы обостряет умственную деятельность тех, кто играет. Что касается детей, то игра для них, прежде всего, увлекательное занятие. Этим она и привлекает учителей.
Игры помогают выполнить важные методические задачи:
- создание позитивной психологической атмосферы, которая очень важна для непринужденного общения;
- создание ситуаций, при которых многократное повторение одних и тех же речевых моделей становится необходимостью;
- обучение учащихся выбирать среди множества разнообразных речевых вариантов те, которые помогут им при спонтанном общении.
Детская игра – понятие широкое. Это и игра по ролям, когда ребенок представляет себя летчиком, а стулья – сверхзвуковым самолетом. Это и игра по ранее установленным правилам, где между теми, кто играет, происходит своеобразное соревнование.
С точки зрения смысла сюжет игры такого типа определяют правила. По ее ходу они получают словесное оформление. По сути, в каждой игре мы имеем дело с одним – двумя речевыми образцами, которые многократно повторяются. Поэтому с точки зрения организации словесного материала игра не что иное, как речевое упражнение.
С другой стороны, игра представляет собой небольшую ситуацию, построение которой напоминает драматическое произведение. В ходе игры ситуация повторяется несколько раз и при этом каждый раз в новом варианте. И вместе с этим ситуация игры – ситуация реальной жизни. Реальность ее определяется основным условием игры – соревнованием. Желание победить мобилизирует мысль и энергию тех, кто играет, создает атмосферу эмоционального напряжения. Игра – это лишь оболочка, форма. Содержанием и предназначением ее должно быть обучение, то есть овладение видами языковой деятельности как способами общения.
Таким образом, игра – это:
- деятельность ( языковая );
- мотивация, отсутствие принуждения;
- индивидуализированная деятельность;
- обучение и воспитание в коллективе и через коллектив;
- развитие психических функций и способностей;
- «обучение с увлечением».
Целями использования игр на уроках иностранного языка можно определить:
- формирование определенных навыков;
- развитие определенных языковых умений;
- обучение умению общаться;
- развитие необходимых способностей и психических функций;
- познание ( в сфере становления собственно языка);
- запоминание языкового материала.
Говоря о разновидностях игр, необходимо отметить, что данный вопрос относится к разряду проблемных. Однако, изучив соответственную литературу, можно выделить две основных группы познавательно – развлекательных игр.
Во-первых, подготовительные игры, основной целью которых является формирование языковых навыков. Данная группа игр подразделяется на несколько видов, из которых самыми интересными и полезными в практическом использовании мы считаем грамматические и лексически.
Во- вторых, творческие игры, благодаря которым возможно развитие языковых умений учеников, потому что часто, изучив определенный грамматический или лексический материал, ученик не способен использовать его в жизненных ситуациях.
Приведу примеры некоторых игр:
Что пропало (кто убежал)?
Уровень: beginners
Реквизит: набор картинок определенной тематики – животные, еда, мебель, разноцветные учебные принадлежности, игрушки и т.п.
Ход игры: учитель показывает учащимся картинки, дети называют то, что изображено на них. Учитель обращает внимание на то, что важно запомнить какие именно объекты присутствуют (в зоопарке, у меня в сумке, в классе и т.п.). Количество предметов определяет учитель в зависимости от времени, которым располагает. Картинки вывешиваются на магнитной доске или раскладываются на парте. Затем учитель дает команду: “Go to bed!” , учащиеся притворяются спящими, закрывая глаза. Учитель или один из учеников прячет одну картинку и меняет местами другие, затем дает команду “Wake up! What is missing”. Ученик, который первым назвал отсутствующий объект становится ведущим.
Веселый поезд
Уровень: beginners
Реквизит: картинки определенной тематики, карточки с буквами, карточки со словами на правило чтения, которое отрабатывалось до этого
Ход игры: ученики выстраиваются в шеренгу друг за другом, образуя так называемый «поезд». Учитель стоит перед ними и в быстром темпе показывает карточки. Тот, кто не может сказать, что изображено на карточке или какая это буква, или прочитать правильно слово – покидает «поезд» и ожидает на «станции». Можно не просто называть предметы, а использовать определенные структуры, например “This is a ...”, “I can see...”, “This is the letter...”, “If I am not mistaken it’s...”
Съедобное – несъедобное. Повтори и добавь свое
Уровень: beginners, pre-intermediate
Учащиеся становятся в круг, так, чтобы все хорошо видели друг друга. Учитель объясняет, что сейчас они будут рассказывать по очереди, что у них есть (или в зависимости от изучаемого материала – что они умеют делать, или что они делают сейчас, что делали или ели вчера, что собираются делать на каникулах). Следующий участник игры должен повторить, что сказал ученик перед ним и добавить свое, например:
Вариант 1:
P1: Yesterday I ate bananas.
P2: Yesterday I ate bananas and apples.
P3: Yesterday I ate bananas, apples and meat. И т.д.
Вариант 2:
Р1: I like to jump.
P2: Sergey likes to jump and I like to play hide-and-seek.
P3: Sergey likes to jump, Masha likes to play hide-and-seek and I like to skip.
Второй вариант сложнее первого. Участник, который сбился при перечислении или не смог продолжить ряд выбывает. Игра продолжается до последнего или двух( трех ) оставшихся участников.
Cнежки
Уровень: beginners - advanced
Реквизит: бумага
Учитель раздает учащимся небольшие листы бумаги и просит написать по одному слову или выражению на определенную тему ( или из текста, с которым они работали). После того, как учащиеся сделают это, им следует сделать из своего листика «снежок» и одновременно, по команде учителя бросить их в определенное место (я обычно рисую на доске «мишень» в виде круга) для того, чтобы их было удобнее собирать. Затем участники игры должны по команде учителя, быстро взять один из «снежков» и составить с ним предложение, как вариант, на более продвинутом этапе – дать объяснение этому слову, а остальные должны догадаться, что это за слово.
С начинающими можно писать буквы алфавита. Заданием им будет – назвать букву, затем построиться в алфавитном порядке, назвать слово, начинающееся с этой буквы.
Проверим память?
Уровень: beginners, pre-intermediate
Реквизит: набор картинок определенной тематики
Учитель выкладывает на стол или прикрепляет на магнитную доску 10 картинок. Все хором произносят слова. Учитель просит учащихся отвернуться или закрыть глаза и убирает одну картинку. Учащиеся должны догадаться, какой картинки не хватает, при этом произносят все 10 слов по порядку. Так учитель постепенно убирает по одной картинке. В конце на столе (или на доске) не остается картинок, а учащиеся произносят все 10 слов в правильном порядке. Выигрывает тот, кому это удается сделать.
Кто знает больше слов, начинающихся с …
Уровень: pre-intermediate - advanced
Реквизит: письменные принадлежности.
Лучше всего продемонстрировать как играть в эту игру на доске, всем вместе. Пишем любое слово, например: word. Затем нужно подобрать слова, которые начинаются с каждой буквы в этом слове:
Week
Octopus
Rose
Dream
Объедините ребят в пары или тройки. На доске напишите несколько слов. Группа, первая справившаяся с заданием – победитель.
Шептун (испорченный телефон)
Уровень: beginners
Реквизит: магнитная доска, набор картинок.
Класс делится на 2 команды, которые выстраиваются в шеренгу друг за другом. Учитель размещает картинки на доске и объясняет правила игры. Учитель (ведущий) шепотом говорит первому участнику слово, представленное на одной из картинок, тот должен шепотом передать это слово следующему и так далее. Последний игрок должен выбежать к доске и дотронуться до нужной картинки. Первая команда получает очко. В следующем раунде игры последний участник, выбегавший к доске, становится первым.
В эту игру можно играть и с цифрами, и с буквами .
Кто первый?
Уровень: beginners, pre-intermediate
Ученики выходят к учителю парой и отворачиваются спиной. Учитель поднимает со стола картинку и говорит:”Turn around!”
Кто правильно назовет, что изображено на картинке первым?
Вариант 1: можно просто назвать слово.
Вариант 2: ученикам предлагается составить предложение со словом на картинке или ответить на вопрос. Например, вы спрашиваете: “What do I like to eat?” – и у вас в руке картинка с бананом. По команде “Turn around!”, они должны ответить “You like bananas”.
Вариант 3: ученики стоят спина к спине. Каждому дается картинка лицом от себя. По команде они поворачиваются и говорят, что изображено на картинке у соперника.
Волшебники
Уровень: beginners, pre-inermediate
Реквизит: мяч
Учитель объясняет участникам игры, что сейчас они превратятся в волшебников, которые будут превращать один предмет в пять, например, учитель говорит “a ball” и бросает мяч ученику. Тот должен сказать: “five balls”. Тот, кто неправильно образует множественное число, выходит из игры.
В такую игру можно играть со степенями сравнения прилагательных, антонимами, изменяя настоящее время на прошедшее и т. п.
Выводы:
Использование игровых форм и методов активного обучения приносят удовольствие от процесса познания, доказывая, что образование – не всегда нудное занятие. Их использование дают и ученику и учителю возможность самовыражения. Урок становится желанным, потому что на нем «происходят» события, сказки, проблемные вопросы, ситуативные диалоги и головоломки. Использование игровых технологий – способ достижения такой атмосферы в классе, которая способствует сотрудничеству, доброжелательности, даёт возможность оживить учебную деятельность как школьников, так и учителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Использование игровых и информационно-коммуникационных технологий в обучении английскому языку"
В настоящее время мы много говорим о применении новых технологий в школе.Так как главной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников и обучен...
Игровые технологии в обучении английскому языку
Игровые технологии в обучении английскому языку...
Как сделать урок английского языка эффективным и интересным.Использование интерактивных и информационно-коммуникационных технологий в обучении английскому языку. Панельная дискуссия.
Предлагаемый материал является презентацией основных разделов Панельной дискуссиии по теме "Как сделать урок английского языка эффективным и интересным. Использование интерактивных и информацион...
«Использование игровых технологий в обучении английскому языку на начальном этапе обучения в начальной школе обучения».
Применение карточек, кукольных героев, поделок обучающихся, раскладушек по теме: "Моя семья". Фотографии....
Обобщение опыта "Тема: «Использование интерактивных технологий на уроках английского языка. Технология модерации и активные методы обучения» в условиях работы с детьми-инвалидами на дому с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ)»
Учебная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья формируется по тем же законам, что и у обычных детей, и осуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе. Дистанционное обу...
«Применение интерактивных технологий в обучении английскому языку»
Выстепление на районном методическом объединении учителей английского языка...
Интерактивные технологии в обучении английскому языку.
Интерактивные методы в преподавании иностранного языка: опыт, традиции, инновации....