Игровые и интерактивные технологии в обучении английскому языку
материал по английскому языку на тему

 

« Обучать – значит вдвойне учиться » 

                                                                         (ЖОЗЕФ ЖУБЕР)

 

    Я работаю над темой:  «Игровые и интерактивные технологии в обучении английскому языку».

Почему выбрала эту тему?

     За последние годы учителя иностранного языка получили значительную самостоятельность в выборе средств обучения, творческом осмыслении содержания и путей реализации программных требований.

      Как сделать урок более интересным? Как разнообразить формы работы при изучении той или иной темы? Как добиться, чтобы ученики постоянно учили новые слова и выражения? Как проверить, что они запомнили? И чтобы не было скучно, и чтобы не было долго? Думаю, что все эти вопросы не раз задавал себе учитель любой учитель иностранного языка. Для себя я нашла ответ в использовании разнообразных игр на уроках, как в начальной школе, так и у старшеклассников.

       Итак, объектом моей работы будут являться игровые технологии при обучении иностранным языкам. Предмет исследования – применение игровых технологий на различных этапах обучения навыкам говорения.

      Цели данной работы:   

     -    установить цель и содержание игровых технологий;

      -    теоретически обосновать эффективность использования игровых технологий на уроках английского языка;

      -  показать возможность использования игровых технологий на уроках английского языка с целью повышения эффективности учебного процесса.   

      Задачи работы:

      -    изучить теоретический материал по данному вопросу;

      -    проанализировать эффективность использования игровых технологий;

      -   обобщить практический материал, собранный в процессе практического использования и способствующий мотивации спонтанной речи учащихся всех возрастов.                                                                                        

       Многие современные учебники, как отечественные, так и зарубежные, широко используют игровую методику в обучении детей иностранным языкам. Игра - это специально организованное занятие, которое требует напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предусматривает принятие решения - как поступить, что сказать, как выиграть? Именно желание решить эти вопросы обостряет умственную деятельность тех, кто играет. Что касается детей, то игра для  них, прежде всего, увлекательное занятие. Этим она и привлекает учителей.

        Игры помогают выполнить важные методические задачи:

 - создание позитивной психологической  атмосферы, которая очень важна для непринужденного общения;

 - создание ситуаций, при которых многократное повторение одних и тех же речевых моделей становится необходимостью;

  - обучение учащихся выбирать среди множества разнообразных речевых вариантов те, которые помогут им при спонтанном общении.

         Детская игра – понятие широкое. Это и игра по ролям, когда ребенок представляет себя летчиком, а стулья – сверхзвуковым самолетом. Это и игра по ранее установленным правилам, где между теми, кто играет, происходит своеобразное соревнование.

          С точки зрения смысла сюжет игры такого типа определяют правила. По ее ходу они получают словесное оформление. По сути, в каждой игре мы имеем дело с одним – двумя речевыми образцами, которые многократно повторяются. Поэтому с точки зрения организации словесного материала игра не что иное, как речевое упражнение.

           С другой стороны, игра представляет собой небольшую ситуацию, построение которой напоминает драматическое произведение. В ходе игры ситуация повторяется несколько раз и при этом каждый раз в новом варианте. И вместе с этим ситуация игры – ситуация реальной жизни. Реальность ее определяется основным условием игры – соревнованием. Желание победить мобилизирует мысль и энергию тех, кто играет, создает атмосферу эмоционального напряжения. Игра – это лишь оболочка, форма. Содержанием и предназначением ее должно быть обучение, то есть овладение видами языковой деятельности как способами общения.

       Таким образом,  игра – это:

 - деятельность ( языковая );

 - мотивация, отсутствие принуждения;

 - индивидуализированная деятельность;

 - обучение и воспитание в коллективе и через коллектив;

 - развитие психических функций и способностей;

 - «обучение с увлечением».

        Целями использования игр на уроках иностранного языка можно определить:

 - формирование определенных навыков;

 - развитие определенных языковых умений;

 - обучение умению общаться;

 - развитие необходимых способностей и психических функций;

 - познание ( в сфере становления собственно языка);

 - запоминание языкового материала.

        Говоря о разновидностях игр, необходимо отметить, что данный вопрос относится к разряду проблемных. Однако, изучив соответственную литературу, можно выделить две основных группы познавательно – развлекательных игр.

         Во-первых, подготовительные игры, основной целью которых является формирование языковых навыков. Данная группа игр подразделяется на несколько видов, из которых самыми интересными и полезными в практическом использовании мы считаем грамматические и лексически.

          Во- вторых, творческие игры, благодаря которым возможно развитие языковых умений учеников, потому что часто, изучив определенный грамматический или лексический материал, ученик не способен использовать его в жизненных ситуациях.

           Приведу  примеры некоторых игр:

                                               Что пропало (кто убежал)?

Уровень: beginners

              Реквизит: набор картинок определенной тематики – животные, еда, мебель, разноцветные учебные принадлежности, игрушки и т.п.

               Ход игры: учитель показывает учащимся картинки, дети называют то, что изображено на них. Учитель обращает внимание на то, что важно запомнить какие именно объекты присутствуют (в зоопарке, у меня в сумке, в классе и т.п.). Количество предметов определяет учитель в зависимости от времени, которым располагает. Картинки вывешиваются на магнитной доске или раскладываются на парте. Затем учитель дает команду: “Go to bed!” , учащиеся притворяются спящими, закрывая глаза. Учитель или один из учеников прячет одну картинку и меняет местами другие, затем дает команду “Wake up! What is missing”. Ученик, который первым назвал отсутствующий объект становится ведущим.

                                            Веселый поезд

Уровень: beginners

           Реквизит: картинки определенной тематики, карточки с буквами, карточки со словами на правило чтения, которое отрабатывалось до этого

           Ход игры: ученики выстраиваются в шеренгу друг за другом, образуя так называемый «поезд». Учитель стоит перед ними и в быстром темпе показывает карточки. Тот, кто не может сказать, что изображено на карточке или какая это буква, или прочитать правильно слово – покидает «поезд» и ожидает на «станции». Можно не просто называть предметы, а использовать определенные структуры, например “This is a ...”, “I can see...”, “This is the letter...”, “If  I am not mistaken it’s...”

             Съедобное – несъедобное.  Повтори и добавь свое

Уровень: beginners, pre-intermediate

             Учащиеся становятся в круг, так, чтобы все хорошо видели друг друга. Учитель объясняет, что сейчас они будут рассказывать по очереди, что у них есть  (или в зависимости от изучаемого материала – что они умеют делать, или что они делают сейчас, что делали или ели вчера, что собираются делать  на каникулах).  Следующий участник игры должен повторить, что сказал ученик перед ним и добавить свое, например:

Вариант 1:

 P1: Yesterday I ate bananas.

P2: Yesterday I ate bananas and apples.

P3: Yesterday I ate bananas, apples and meat. И т.д.

Вариант 2:

Р1: I like to jump.

P2: Sergey likes to jump and I like to play hide-and-seek.

P3: Sergey likes to jump, Masha likes to play hide-and-seek and I like to skip.

Второй вариант сложнее первого. Участник, который сбился при перечислении или не смог продолжить ряд выбывает. Игра продолжается до последнего  или двух( трех ) оставшихся участников.

                                                   Cнежки

Уровень: beginners - advanced

Реквизит: бумага

            Учитель раздает учащимся небольшие листы бумаги и просит написать по одному слову или выражению на определенную тему ( или из текста, с которым они работали). После того, как учащиеся сделают это, им следует сделать из своего листика «снежок» и одновременно, по команде учителя бросить их в определенное место (я обычно рисую на доске «мишень» в виде круга) для того, чтобы их было удобнее собирать. Затем участники игры должны по команде учителя, быстро взять один из «снежков» и составить с ним предложение, как вариант, на более продвинутом этапе – дать объяснение этому слову, а остальные должны догадаться, что это за слово.

             С начинающими можно писать буквы алфавита. Заданием им будет – назвать букву, затем построиться в алфавитном порядке, назвать слово, начинающееся с этой буквы.

                                         Проверим память?

Уровень: beginners, pre-intermediate

Реквизит: набор картинок определенной тематики

         Учитель выкладывает на стол или прикрепляет на магнитную доску 10 картинок. Все хором произносят слова. Учитель просит учащихся отвернуться или закрыть глаза и убирает одну картинку. Учащиеся должны догадаться, какой картинки не хватает, при этом произносят все 10 слов по порядку. Так учитель постепенно убирает по одной картинке. В конце на столе (или на доске) не остается картинок, а учащиеся произносят все 10 слов в правильном порядке. Выигрывает тот, кому это удается сделать.

                        Кто знает больше слов, начинающихся с …

Уровень: pre-intermediate - advanced

Реквизит: письменные принадлежности.

               Лучше всего продемонстрировать как играть в эту игру на доске, всем вместе. Пишем любое слово, например: word. Затем нужно подобрать слова, которые начинаются с каждой буквы в этом слове:

             Week

              Octopus

              Rose

              Dream

        Объедините ребят в пары или тройки. На доске напишите несколько слов. Группа, первая справившаяся с заданием – победитель.

                                       Шептун (испорченный телефон)

Уровень: beginners

Реквизит: магнитная доска, набор картинок.

             Класс делится на 2 команды, которые выстраиваются в шеренгу друг за другом. Учитель размещает картинки на доске и объясняет правила игры. Учитель (ведущий) шепотом говорит первому участнику слово, представленное на одной из картинок, тот должен шепотом передать это слово следующему и так далее. Последний игрок должен выбежать к доске и дотронуться до нужной картинки. Первая команда получает очко. В следующем раунде игры последний участник, выбегавший к доске, становится первым.

              В эту игру можно играть и с цифрами, и с буквами .

                                                   Кто первый?

Уровень: beginners, pre-intermediate

             Ученики выходят к учителю парой и отворачиваются спиной. Учитель поднимает со стола картинку и говорит:”Turn around!”

  Кто правильно назовет, что изображено на картинке первым?

  Вариант 1: можно просто назвать слово.

  Вариант 2: ученикам предлагается составить предложение со словом на картинке или ответить на вопрос. Например, вы спрашиваете: “What do I like to eat?” – и у вас в руке картинка с бананом. По команде “Turn around!”, они должны ответить “You like bananas”.

  Вариант 3: ученики стоят спина к спине. Каждому дается картинка лицом от себя. По команде они поворачиваются и говорят, что изображено на картинке у соперника.

                                                   Волшебники

Уровень: beginners, pre-inermediate

Реквизит: мяч

           Учитель объясняет участникам игры, что сейчас они превратятся в волшебников, которые будут превращать один предмет в пять, например, учитель говорит “a ball” и бросает мяч ученику. Тот должен сказать: “five balls”. Тот, кто неправильно образует множественное число, выходит из игры.

            В такую игру можно играть со степенями сравнения прилагательных, антонимами, изменяя настоящее время на прошедшее и т. п.

 

           Выводы:

           Использование игровых форм и методов активного обучения приносят удовольствие от процесса познания, доказывая, что образование – не всегда нудное занятие. Их использование дают и ученику и учителю возможность самовыражения. Урок становится желанным, потому что на нем «происходят» события, сказки, проблемные вопросы, ситуативные диалоги и головоломки. Использование игровых технологий – способ достижения такой атмосферы в классе, которая способствует сотрудничеству, доброжелательности, даёт возможность оживить учебную деятельность как школьников, так и учителей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование игровых и информационно-коммуникационных технологий в обучении английскому языку"

В настоящее время мы много говорим о применении новых технологий в школе.Так как главной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников и обучен...

Игровые технологии в обучении английскому языку

Игровые технологии в обучении английскому языку...

Как сделать урок английского языка эффективным и интересным.Использование интерактивных и информационно-коммуникационных технологий в обучении английскому языку. Панельная дискуссия.

Предлагаемый материал  является презентацией основных разделов Панельной дискуссиии по теме "Как сделать урок английского языка эффективным и интересным. Использование интерактивных и информацион...

«Использование игровых технологий в обучении английскому языку на начальном этапе обучения в начальной школе обучения».

Применение карточек, кукольных героев, поделок обучающихся, раскладушек по теме: "Моя семья". Фотографии....

Обобщение опыта "Тема: «Использование интерактивных технологий на уроках английского языка. Технология модерации и активные методы обучения» в условиях работы с детьми-инвалидами на дому с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ)»

Учебная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья формируется по тем же законам, что и у обычных детей, и осуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе. Дистанционное обу...

«Применение интерактивных технологий в обучении английскому языку»

Выстепление на районном методическом объединении учителей английского языка...

Интерактивные технологии в обучении английскому языку.

Интерактивные методы в преподавании иностранного языка: опыт, традиции, инновации....