Особенности психофизического развития детей 10-14 лет.
статья на тему
Подростковый период это период развития личности и интеграции в общество.
Важным качеством личности является более или менее объективное отношение человека к себе, его самооценка, которая у умственно отсталых формируется медленнее, чем у нормально развивающихся сверстников. Значительную трудность представляет собой воспитание у учащихся адекватной самооценки, так как большинство подростков с интеллектуальной недостаточностью проявляют склонность к завышенной самооценке. В условиях специального обучения самооценка умственно отсталых учащихся корригируется и к моменту окончания школы приближается к адекватной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_psihofizicheskogo_razvitiya_detey_10-14_let.docx | 19.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности психофизического развития детей 10-14 лет.
Структура личности подростка
В ней нет ничего устойчивого,
Окончательного и неподвижного
Все в ней – переход, все течет.
Л.С. Выготский
В процессе онтогенеза - от рождения до зрелых лет ребенок проходит через несколько возрастных периодов, имеющих свои характерные признаки. К ним относятся условия жизни, деятельность, отношения с окружающими, особенности структуры личности и познавательной сферы, анатомо-физиологические особенности и многое другое. Поэтому различные периодизации психического развития базируются на разных основаниях.
Ключевыми моментами являются:
- Социальная ситуация развития - это та система отношений, в которую ребенок вступает в обществе, и то, как он в ней ориентируется.
- Основной, или ведущий вид деятельности ребенка в этот период, определяющий основное направление развития в том или ином возрасте.
- Основные психологические новообразования развития, т.е. та способность, которая складывается у ребенка в ходе осуществления ведущего вида деятельности.
- Кризисы - переломные моменты, отделяющие один возраст от другого.
Подростковый период это период развития личности и интеграции в общество.
Важным качеством личности является более или менее объективное отношение человека к себе, его самооценка, которая у умственно отсталых формируется медленнее, чем у нормально развивающихся сверстников. Значительную трудность представляет собой воспитание у учащихся адекватной самооценки, так как большинство подростков с интеллектуальной недостаточностью проявляют склонность к завышенной самооценке. В условиях специального обучения самооценка умственно отсталых учащихся корригируется и к моменту окончания школы приближается к адекватной.
Исследования и наблюдения показали, что после окончания специальной (коррекционной) школы VIII вида умственно отсталые подростки интегрируются в окружающую среду, приспосабливаясь к ней с различной степенью успеха. Относительно благополучные в интеллектуальном и физическом отношении молодые люди поступают в учреждения торговли, обслуживания или туда, куда их могут пристроить родители. Они работают слесарями-ремонтниками низких разрядов, швеями, уборщицами, подсобными рабочими и др. Как правило, они оказываются трудолюбивыми, исполнительными, но малоинициативными, подчас чрезмерно торопливыми или, наоборот, медлительными. Некоторые из них нуждаются в более или менее регулярной поддержке и помощи со стороны опытных рабочих. Другие самостоятельно выполняют хорошо знакомые операции. Часть выпускников специальных школ для умственно отсталых детей не работают. Они живут в семьях и по мере своих сил помогают в домашнем хозяйстве. Некоторые становятся бродягами, попадают в криминальные структуры.
Пример: Если я говорю о самооценке, хочу привести пример: Колмакова Оля- училась год на швею, успешно в нашей школе обучалась. Пишет мне в социальных сетях, что сидит дома, не стала учиться дальше, тк. Там ей не дали разряд какой-то, на который она рассчитывала, она говорит я была лучшая из всех. Т.е в школе она привыкла быть первой и там хочет занимать то же положение, она «обиделась» и не стала учиться дальше.
Приоритетные направления воспитательной и развивающей работы с подростками
Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одной из самых главных моральных проблем среднего школьного возраста является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчива. Трудности жизненного плана, семейные проблемы, влияние друзей могут вызвать у ребят сложности в развитии и становлении. Поэтому одним из главных направлений работы классного руководителя должно стать формирование у детей нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений.
В этом возрасте особое значение приобретает чувственная сфера. Свои чувства подростки могут проявлять очень бурно, иногда аффективно. Этот период жизни ребенка иногда называют периодом тяжелого кризиса. Признаками его могут быть упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева, поэтому классный руководитель должен быть внимателен к внутреннему миру ребенка, больше внимания уделять индивидуальной работе, проблемы ребенка решать наедине с ним.
Пример: Ахпашев Виктор обижает Настю Асочакову, дошло до разборок с родителями. Также знаки внимания уделяет Матрене. Он их грубо обижает, доводит до слез. Но сам признался опекуну Матрены: я давно в нее влюблен.
Подростковый возраст — самый благоприятный для творческого развития. Учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходства и различия, определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение, а также самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту. Все это в игровой форме, в ходе решения каких-то задач творческого характера. Нов литературе не пишется о том, что мешает развитию творчества. Одним из причин можно назвать телефон, планшет, компьютер.
Например: в прошлом году на любой праздник дети готовились активно, увлеченно. А сейчас при подготовке к празднику «Золотая Осень» я заметила равнодушие, отсутствие творческого поиска. На перемене приходят и тихо сидят за партами(с телефоном).
Классному руководителю необходимо обратить внимание на следующие аспекты воспитания подростков:
— формирование у них нравственных личностных качеств;
- знакомство с примерами положительных идеалов.
Педагогу нужно глубоко осмыслить особенности развития и поведения современных подростков, уметь поставить себя на их место в сложнейших противоречивых условиях реальной жизни. Это даст возможность классному руководителю не только преодолеть отчуждение в отношениях со своими воспитанниками, но и наладить хорошие отношения в системе: «школа — семья - общество — ребенок».
Особое значение для подростка в этом возрасте имеет возможность самовыражения и самореализации. Учащимся будут интересны такие классные дела, которые служат их активному самовыражению и учитывают их интересы. Ребят привлекает возможность самостоятельной организации классных дел, вступления в диалог со старшими, со сверстниками, принятия самостоятельных решений. Образно говоря, организуя работу с учащимися, классный руководитель должен выступать не в роли исполнителя, а в роли дирижера оркестром по имени «класс».
Правила планирования работы классного руководителя:
Правило первое. Планируемые мероприятия должны быть рассчитаны на определенный возраст учащихся, т.е. учитывать особенности ведущей деятельности как психологической основы данного возраста.
Правило второе. Каждое планируемое мероприятие должно быть нацелено на некий конечный результат и решать определенные задачи.
Правило третье. Планирование внеклассных мероприятий должно предполагать некую системность, а не спонтанность.
Правило четвертое. Планирование должно учитывать цели и задачи воспитательной системы школы, параллели, мнение учащихся и их родителей.
Правило пятое. Если классный руководитель начинает работу с классным коллективом впервые, он должен внимательно изучить систему воспитательных мероприятий предыдущего классного руководителя и по возможности продолжить начатое им в коллективе, лишь совершенствуя, шлифуя и добавляя свое.
Правило шестое. В планировании необходимо отвести главенствующее место традиционным мероприятиям школы и параллелей, лишь усложняя и видоизменяя степень участия всех учащихся класса в этих делах.
Правило седьмое. Классный руководитель при анализе воспитательной работы за предыдущий год обязан выявить проблемы классного коллектива и школы, которые необходимо решить в будущем году.
Правило восьмое. Классный руководитель должен помнить, что внеклассные мероприятия должны быть разнообразными и по форме, и по содержанию, интересными и развивающими.
Правило девятое. Планирование должно учитывать даты, связанные с историей страны, города, района, в котором расположена школа, самой школы.Нельзя забывать события, которые связаны с историей человечества, судьбами людей.
Правило десятое. В составлении плана воспитательной работы могут и должны участвовать как дети, так и родители. Это необходимо для того, чтобы четко представлять себе уровень требований и притязаний взрослых и детей к себе и другим, к жизни в классном коллективе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по естествознанию для детей с особенностями психофизического развития
Данная программа предназначена для учителей биологии общеобразовательных школ, работающих с учащимися с особенностями психофизического развития, с рекомендациями индивидуального обучения. Программа со...
Логопедическое сопровождение детей с особенностями психофизического развития
В статье описаны технологии индивидуального сопровождения детей с ОВЗ....
Система тьютерского сопровождения учащихся с особенностями психофизического развития
В статье указана структура тьюторского сопровождения. Основой деятельности тьютора является забота о развитии ребенка, помощь в решении возникающих проблем, организация разнообразных видов деятел...
Программа тьютерского сопровождения ученицы с особенностями психофизического развития.
В программе указана цель тьютерского сопровождения:"Создание благоприятных условий для развития личности ученицы как индивидуальности, способной брать на себя ответственность за последствия своей деят...
Система тьюторского сопровождения учащихся с особенностями психофизического развития.
Структура тьюторского сопровождения включает в себя три элемента: руководитель занятий, обеспечивающий учебу учащихся; моральный наставник, отвечающий за жизнь в самом широком смысле этого слова; тьют...
Система тьюторского сопровождения учащихся с особенностями психофизического развития.
Структура тьюторского сопровождения включает в себя три элемента: руководитель занятий, обеспечивающий учебу учащихся; моральный наставник, отвечающий за жизнь в самом широком смысле этого слова; тьют...
Система тьюторского сопровождения учащихся с особенностями психофизического развития.
Структура тьюторского сопровождения включает в себя три элемента: руководитель занятий, обеспечивающий учебу учащихся; моральный наставник, отвечающий за жизнь в самом широком смысле этого слова...