Методические рекомендации к написанию дополнительной общеобразовательной программы
методическая разработка на тему

Пархаль Анна Петровна

Методический материал поможет  педагогу дополнительного образования в школе составить общеобразовательную программу своей деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_rekomendatsii_k_napisaniyu_programmy_2014.docx170.65 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО)ТВОРЧЕСТВА

КИРОВСКОГО РАЙОНА

 

СБОРНИК

 

МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

 

ДЛЯ ПЕДАГОГА

 ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Санкт-Петербург

2014

Содержание

 

 

I. Методические рекомендации к описанию дополнительной общеобразовательной программы.

 

II. Учебно-методический комплекс.

 

III. Памятка педагогу по организации  и проведению занятия.

 

IV. О методах и приёмах обучения.

 


I

Методические рекомендации

к описанию дополнительной

общеобразовательной программы

 

В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013. №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программ» образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на:

  формирование и развитие творческих способностей учащихся;

  удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом и нравственном развитии, а также в занятиях физической культуры и спортом;

  формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;

  обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;

  выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;

  профессиональную ориентацию учащихся;

  создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;

  подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;

  социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;

  формирование общей культуры учащихся;

  удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству РФ, осуществляемых за пределами федеральных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.

 

Направленности дополнительной общеобразовательной программы:

  техническая;

  естественнонаучная;

  физкультурно-спортивная;

  художественная;

  туристско-краеведческая;

  социально-педагогическая.

 

Для каждой возрастной группы, с которой работает педагог и планирует в дальнейшем работу, пишется дополнительная общеобразовательная программа. При этом срок реализации программы для каждой возрастной группы должен быть не менее трёх лет. Возрастная группа обучающихся рассматривается в интервале:

  7-12 лет;

  12-16 лет;

  16-19 лет.

 

В соответствии с возрастной группой обучающихся дополнительная общеобразовательная программа определяется по уровню освоения:

   7-12; 12-16 лет — общеразвивающий уровень освоения программы;

  16-19 лет — предпрофильный уровень освоения программы.

 

Структура программы

1. Титульный лист.

2. Содержание.

3.  Пояснительная записка.

4. Учебно-тематический план (по годам обучения).

5. Содержание учебно-тематического плана (по годам обучения).

6.  Методическое обеспечение.

7. Список литературы.

 Технические требования к оформлению программы

   Заголовки блоков программы: Шрифт Times New Roman, кегль – 14, полужирный

  Заголовки разделов в блоках: Шрифт Times New Roman, кегль – 12, полужирный

  Текст: Шрифт Times New Roman, кегль – 12, интервал – полуторный

  Нумерация страниц: нижний колонтитул слева.

 


Схема оформления текста дополнительной

общеобразовательной программы

 

Титульный лист (образец)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В ТЕКСТЕ ОФОРМЛЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНЫ ПРИМЕРЫ ВОЗМОЖНОГО ВАРИАНТА ОПИСАНИЯ СОСТАВЛЯЮЩИХ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ.

ЗВЁЗДОЧКОЙ (*) ОТМЕЧЕН ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ВАРИАНТ НАЧАЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ. В «НАПРИМЕР» ПРЕДСТАВЛЕНЫ ВОЗМОЖНЫЕ ФОРМУЛИРОВКИ.

Пояснительная записка

Направленность

        Направленность программы указывается в рамках 10 направленностей (научно-техническая; спортивно-техническая; художественно-эстетическая; эколого-биологическая; туристско-краеведческая; военно-патриотическая; физкультурно-спортивная; социально-экономическая; социально-педагогическая; естественно-научная), в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 года №1008 направленность программы указывается в рамках 6 направленностей (техническая; естественнонаучная; физкультурно-спортивная; художественная; туристско-краеведческая; социально-педагогическая).

        Например 

*Программа «Творчество и пластика» имеет художественно-эстетическую направленность.  В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 года №1008 программа имеет художественную направленность.

        Далее указывается (с учётом возрастных групп обучающихся), какой уровень освоения имеет  программа (общеразвивающий или предпрофильный). Далее пишется несколько предложений о предполагаемой деятельности в целом и на то, что направлена программа (в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 года №1008).

Например:

*Программа «Лаборатория на песке» имеет общеразвивающий уровень освоения и направлена на создание необходимых условий для личностного развития учащихся (раскрытию внутреннего потенциала,...). Занимаясь по программе, обучающиеся получают возможность снять психологическое напряжение, отыграть заблокированные эмоции. Программа реализуется с __ года. В 20__ году корректировалась в части разделов структуры программы (указать в каких).

 

Актуальность

Обучение по данной программе предусматривает взаимосвязь с общеобразовательными предметами, направленными на формирования ключевых образовательных компетенций учащихся. Актуальность – это ответ на вопрос, зачем нужна данная программа современным детям в современных условиях.

Например: *Творчество – это вдохновение, замысел, чувство. Развитие этих качеств с детского возраста станет тем фундаментом, который обеспечит успешность жизни ребёнка в будущем. Приобретаемые знания, умения и навыки опираются на взаимосвязь с общеобразовательными предметами. Такими, как рисование, черчение, биология, математика ….

 

Новизна

        Новизна – это ответ на вопрос, в чём оригинальность программы, т.е. отличительные особенности от уже существующих программ данного направления. Важно понимать, что отличия всегда конкретны. Характеризуя отличия, следует избегать общих формулировок, исходить из личного педагогического опыта и знания со схожей тематикой.

Только если есть!!! Специально не выдумывать!!!

 

Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность — это практическая полезность, которую приобретает обучающийся при освоении программы.  Педагогическая целесообразность заключается в развитии интереса и особенностей учащихся в каком-либо виде деятельности.  

Например: *Занятия с глиной способствуют развитию мелкой моторики рук, что в свою очередь влияет на интеллектуальное и речевое развитие ребёнка.

Цель

Цель – это один из важных пунктов дополнительной общеобразовательной программы. Это будущий результат, т.е. конкретный образ желаемого (ожидаемого) результата к определённому времени. Это – к чему стремятся, чего хотят достигнуть.  

Цель должна быть:

  реалистичной;

  диагностируемой;

  точно выраженной простым языком;

  мотивированна на социальные ценности возраста;

  связана с названием программы, отражать основную её направленность.

Например: *Цель программы — развитие творческих способностей учащихся через знакомство с традициями народного искусства при изучении современного декоративно-прикладного творчества.

 

Задачи

        Фундаментальный характер цели требует разбить её на задачи. Задачи (это ступеньки) по своей сути – это результаты тех конкретных стадий реализации  программы, которые поддаются фиксации, детализации и измерению, они должны быть конкретны, качественны, чётко сформулированы и понятны всем.

        Для того чтобы построить систему задач, надо последовательно ответить себе на вопрос: что нужно сделать, чтобы достичь цели?

Образовательные – это какие знания, умения, навыки приобретут обучающиеся, освоив программу.

Например: *научить основам декупажа: технологии, композиционным приёмам, основам цветоведения.

 Развивающие - это развитие личностных свойств ребёнка.

Например: *развивать координацию, гибкость.

Воспитательные – какие ценностные ориентации, отношения, личностные качества будут сформулированы (т.е. формирование общественной активной личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения, навыков здорового образа жизни).

Например: *воспитывать трудолюбие, усидчивость, любознательность.

 

Сроки реализации

        При написании программы в сроках реализации педагог учитывает нормы СанПиН (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014. N41
"Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей")
по направлению деятельности.

Например: *Программа «_______» ориентирована на детей___лет без специальной подготовки (или предполагает предварительную подготовку (указать какую). Учитывая нормы СанПин по профилю деятельности программа рассчитана на___года обучения.

 

Наполняемость групп

        Состав групп формируется с учётом возрастных особенностей обучающихся (возраст обучающихся в группе не должен превышать разницу в 3 года).

Например: *

  1 год обучения – не менее 15 человек,

возрастной состав учебной группы 7(8) - 9(10) лет;

  2 год обучения — не менее 12 человек,

возрастной состав учебной группы 10 (11) - 12 (13) лет;

  3 год – не менее 10 человек,

 возрастной состав учебной группы 13 (14) - 15 (16) лет;

  4 год…..

  

Режим занятий

Временной промежуток проведения занятия определяется в соответствии с нормами СанПин (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014. N41
"Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей") в профили деятельности.

Например:

* Занятия проводятся:

  1 год обучения — 2 раза в неделю по 2 часа (144 часа в год);

  2 год обучения — 2 раза в неделю по 3 часа (216 часов в год);

  3 год обучения…..

 Формы занятий

Форма – это вид организации учебного занятия. Существуют различные формы проведения занятий: a) основная форма занятия – традиционная – проводится на основе объяснительно-иллюстративного метода с сочетанием выполнения практических заданий, самостоятельной работы обучающихся, отработки техник выполнения творческих заданий по профилю; б) не традиционная  форма занятий ( репетиция, тренинг, семинар, защита проектов и др.)

Например: *

  посещения театра;

  посещения выставки;

  конкурс;

  игра;

  экскурсии;

  турнир.

 Формы организации деятельности учащихся на занятиях

Существуют различные формы организации деятельности учащихся на занятиях (групповая; индивидуально-групповая; ансамблевая (оркестровая) и др.)

Например: *Форма организации деятельности обучающихся на занятии групповая. При подготовке обучающихся к конкурсной, фестивальной, проектной, выставочной программе допускается организация индивидуальных, индивидуально-групповых с целью подготовки (конкретного (указать какого?) материала. Создание собственных проектов учащихся может рассматриваться как самостоятельная работа на занятии. Такая работа фиксируется в индивидуальном образовательном маршруте обучающегося.  (указываются виды творческого задания , темы исследования, проекты и другое).

 

Приёмы и методы

Метод (от греческого «методос») – путь к чему-либо, способ деятельности.

Приём (Толковый словарь русского языка (Ожегов С., Шведова Н.) – отдельное действие, движение, способ в осуществлении чего-либо. Существуют различные методы и приёмы (словесные; наглядные; репродуктивные, творческие, игровые и другие)

Например: *

  наглядные (показ педагога, иллюстративный материал, аудиозапись);

  словесные (беседа, объяснение, обсуждение, анализ);

  практические (упражнения, распевки,  работа над песней, музыкально-ритмические движения);

  методы самостоятельной работы.

 Ожидаемые результаты

В данном разделе программы прописываются общие результаты освоения программы. Ожидаемый результат должен отражать три направления задач, заявленных в программе: обучение, развитие и восприятие личности обучающегося. Необходимо помнить о логической связи между поставленной целью, задачами и ожидаемыми результатами.

Например:

*К концу обучения обучающиеся:

  будут знать…;

  будут стремиться…;

  получат опыт…;

  расширят представления о….

 Предметная диагностика проводится в форме

После формулирования ожидаемых результатов необходимо описать формы определения результативности. Результативность – качественная характеристика итогов деятельности, отражающая степень их соответствия обозначенным целям и существующим нормам. Существуют различные формы диагностики (контрольный опрос, анализ творческих проектов и работ; тестовые методики; информационная карта освоения образовательной программы и др.)

        Например: *

  творческая работа;

  опрос;

  контрольное задание;

  творческое задание;

  творческий зачёт;

  конкурс.

 Педагогическая диагностика проводится в форме

Педагогическая диагностика (от греческого «способность распознавать») - это процесс постановки диагноза, установление воспитанности, развития и образования обучающегося. Педагогическая диагностика может быть: шкала творческого рейтинга обучающихся в конкурсах различного уровня, анализ продуктов деятельности обучающихся, беседы с обучающимися и их родителями и другое).

Например: *

  личные беседы с обучающимися и их родителями;

  анкеты;

  вопросники;

  дневник наблюдений.

ЕСЛИ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ НЕСЛОЖНЫЕ ДЛЯ ОПИСАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ, ТО УКАЗЫВАЮТСЯ ИХ НАЗВАНИЯ.

Например: *Диагностика воспитанности обучающихся составляет общую картину взаимоотношений обучающихся в творческом объединении и отношение родителей к выбору творческого коллектива для своего ребёнка.

 

Формы подведения итогов реализации программы

Результатом реализации дополнительной общеобразовательной программы является полученный обучающимися определённый объём знаний, умений и навыков. Существует очень много форм подведения итогов реализации программы (открытое занятие; участие в конкурсах, выставках, фестивалях различного уровня; участия в праздничных мероприятиях; участие во внутренних конкурсах творческого коллектива).

        Например: *В рамках реализации программы предусматривается основная форма – отчётный концерт для родителей; внутренний конкурс «…», которые проводятся по полугодиям. А так же другие формы: конкурсы, концерты и фестивали различного уровня по профилю деятельности творческого объединения.

ОФОРМЛЕННИЕ ПОСЛЕДУЮЩИХ РАЗДЕЛОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 1 год обучения

 Задачи каждого года обучения очень конкретные (связаны с задачами, поставленными ко всей программе в целом), и должны раскрывать процесс изменения и усложнения обучения по профилю от первого года к последующим.

Задачи

Образовательные:

 ………;

Развивающие:

  ……….;

Воспитательные:

  ……….;

Ожидаемые результаты

*К концу первого года обучения обучающиеся:

  будут знать…;

  будут стремиться…;

  получат опыт…;

Учебно-тематический план

Разделы и темы программы

Количество часов

1

Вводное занятие 

2

 

 

 

10

Итоговое занятие 

2

Итого         

144

Учебно-тематический план

Вводное занятие — это первая тема. Занятие носит характер ознакомления с коллективом, историей предмета, планами работы на год, правилами безопасной организации обучения.

Итоговое занятие — это подведение итогов за год: чему ребёнок научился, что узнал, что понял, какой получил опыт.

Вводное и итоговое занятие включается в учебно-тематический план в обязательном порядке и не превышает 2 часов! Не должно быть в таблице пропусков. Итоговое количество часов (за учебный год) зависит от количества часов занятий в неделю.


Например: *

Учебно-тематический план первого года обучения

 


Содержание первого года обучения

Содержание изучаемого курса дополнительной общеобразовательной программы раскрывается через краткое описание разделов. Содержание разделов раскрывается в том порядке, в котором оно определено в учебно-тематическом плане. Указываются основные теоретические понятия (без комментариев), а в практике — практическая деятельность обучающихся (если запланирована экскурсия, то необходимо указывать тему и место проведения экскурсии). В данном разделе часы не указываются! Стиль раскрытия раздела «телеграфный» (предложения краткие, без использования сложных оборотов речи, с названием ключевых понятий, фактов, идей).

Например: *

Основа цветоведения

Теория: природа цвета; цветовой круг; тёплые и холодные цвета; дополнительные цвета.

Практика: подбор тканей по цвету по заданию педагога. Творческая работа: цветовой коллаж, аппликация.

 

Методическое обеспечение

Методическое обеспечение — это комплекс методических средств, через которое реализуется дополнительная общеобразовательная программа.

В данном разделе указываются (перечисляются) дидактический и методический материалы, необходимые для обеспечения образовательного процесса.

Раздел начинается со слов: *В программе для организации учебно-воспитательного процесса используются

Традиционные и заимствованные методики

В данном разделе перечисляются методики, используемые для подготовки и проведения занятий (Название. Автор)

Например * Adobe Photoshop CS в теории и практике — Гурский Ю.А.

Методика обучения игре на клавишном синтезаторе —Красильников И.М.

Педагогические разработки

В данном разделе перечисляются разработки и дидактический материал для проведения занятия.

Например *

  эскизы;

  схемы (выполнения задания);

  памятки;

  дидактические карточки.

 Информационные средства

В данном разделе перечисляются используемые современные средства обучения (видеозаписи; Интернет-ресурсы; аудиозаписи).

Например *  

  видеозаписи по профилю деятельности (перечислить название);

  Интернет-ресурсы (по профилю деятельности (перечислить адреса);

  аудиозаписи (по профилю деятельности (перечислить название).

 Разработка для организации контроля и определения результативности обучения

В этом разделе перечисляются диагностические материалы, которыми пользуется педагог для фиксации результативности освоения программы (тесты; контрольные упражнения (образцы прикладываются); анкеты; информационные карты; электронные викторины; что-то другое по профилю деятельности педагога).

 Например: *

  положение о творческом рейтинге учащихся;

  диагностические карты знаний и умений учащихся (составлены по балльной системе);

  рабочая тетрадь педагога с диагностическими материалами.

 

КОМПЛЕКТ ВСЕХ МАТЕРИАЛОВ В РАЗВЁРНУТОМ ВИДЕ

НАХОДИТСЯ В УМК ПЕДАГОГА (ВСЕ АНКЕТЫ, ТЕСТЫ, ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ КАРТЫ ПРОАНАЛИЗИРОВАНЫ  И ОФОРМЛЕНЫ В АНАЛИТИЧЕСКИЕ СПРАВКИ).

  

Материально-техническое обеспечение

В этом разделе перечисляются инструменты, оборудования и материалы, необходимые для занятия (из расчёта на каждого учащегося).

Например: *

  учебная аудитория, театральный зал;

  мультимедийная аппаратура;

  краски;

  станки;

что-то другое (по профилю деятельности педагога).

 Кадровое обеспечение (если необходимо, то вносится)

В этом разделе указываются специалисты (кроме педагога дополнительного образования), необходимые для сопровождения образовательного процесса.

Например: *

  концертмейстер.

Список литературы

 

Заключительный раздел дополнительной общеобразовательной программы. Он состоит из двух частей: Список литературы для педагога (литература, которая использовалась педагогом при составлении своей дополнительной общеобразовательной программы и литература, которая использовалась для подготовки занятий).

1.

Список литературы для воспитанников (литература, которая рекомендуется родителям и учащимся при освоении дополнительной общеобразовательной программы).

1.

СПИСКИ СОСТАВЛЯЮТСЯ В СООТВЕТСТВИИ  С ТРЕБОВАНИЯМИ ГОСТ. ВСЕ ИСТОЧНИКИ РАЗМЕЩАЮТСЯ В АЛФАВИТНОМ ПОРЯДКЕ.

 Приложение к дополнительной общеобразовательной программе

 

Это учебно-методический комплекс (УМК), который формируется отдельной папкой.

Возможные варианты материалов, входящих в УМК:

  условия прослушивания;

  текст анкеты (сами анкеты);

  разработки занятий;

  словари специальных терминов с пояснениями;

  готовые изделия, образцы, фотографии изделий обучающихся;

  памятки;

  перечень конкретных заданий (их вариантов);

  дневник наблюдения;

  другие материалы по профилю деятельности педагога.


 II. Учебно-методический комплекс

Учебно-методический комплекс — это совокупность систематизированных материалов, необходимых для осуществления образовательного процесса, обеспечивающих успех учащихся в познавательной, творческой, коммуникативной и других видах деятельности.

        Дополнительная общеобразовательная программа должна рассматриваться в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013. №1108 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

 

Структура УМК (учебно-методический комплекс) должна соответствовать видам задач, включенных в образовательную программу. Структура УМК включает в себя 4 раздела, связанных с решением задач:

1. Образовательных.

2.  Развивающих.

3.  Воспитательных.

4.  Оценки качества образовательного результата освоения программы.

Содержание УМК

1.Учебно-методический компонент по образовательным задачам для педагога и обучающихся включает в себя:

  раздаточный материал;

  дидактический материал;

  учебные и методические пособия;

  наглядный материал;

  учебные видеофильмы;

  мультимедийные материалы;

  компьютерные программные средства;

   видеокаталог; аудиокаталог;

  исследовательские работы обучающихся;

  конспекты занятий;

  план-конспект занятий (открытого, контрольного, итогового);

  информационно-справочный материал;

  научная, специальная и методическая литература;

  каталоги;

  памятки, инструкции, советы;

  список наглядно-информационных материалов;

  методические рекомендации;

  методические разработки;

  тематические папки;

  тесты;

  диагностические методики;

  сборник заданий и упражнений;

  задания творческого характера;

  материалы по использованию в образовательном процессе социокультурной среды Санкт-Петербурга.

2.Учебно-методический компонент по развивающим задачам включает в себя:

  программы научно-практических конференций;

  проекты;

  программы выставок различного вида;

  программы путешествий, экспедиций;

  презентации различного вида по направлениям деятельности творческих объединений;

  сборники учебных конспектов, конкурсных программ;

  фоторепортажи, фотоколлажи;

 издания пресс-центров, внутренние газеты о жизнедеятельности коллективов.

 

 3. Учебно-методический компонент по воспитательным задачам включает в себя:

  сценарии праздников;

  летопись коллектива;

  информационные материалы о коллективе (буклеты, реклама, статьи, видеофильмы и другое);

  творческие отчеты;

  фотоальбомы;

  видеоматериалы;

  сайты о коллективе в интернете;

  материалы по работе с родителями (планы проведения родительских собраний, анкеты и другое);

  памятки;

  другое.

4. Учебно-методический компонент по оценке качества образовательного результата освоения программы включает в себя:

  рабочую тетрадь педагога;

  деловой блокнот педагога дополнительного образования «Учёт внеучебных достижений обучающихся»;

  индивидуальные образовательные маршруты (творческий дневник, дневник достижений, журнал юного моделиста, зачетная книжка спортсмена, актерская книжка, рабочая папка обучающегося и другое);

  контрольные и срезовые работы;

  анкеты для детей и родителей;

  вопросники;

  результаты тестирования;

  материалы по проведению аттестации обучающихся;

  портфолио;

  дипломы и грамоты;

  программки выступлений и приглашения;

  отзывы;

  публикации;

  другое.

III.

Памятка педагогу

по организации и проведению занятия

 

Что нужно для того, чтобы провести качественное, результативное занятие? В первую очередь надо знать функции современного занятия.

Три функции занятия:

  обучающая функция занятия состоит в обучении учащихся способам получения знаний на основе работы с различными источниками информации, овладении систематизированными умениями и навыками по избранному направлению (умениями применять обобщённые знания и умения для решения конкретных ситуаций и проблем);

  воспитывающая функция занятия заключается в формировании у детей ценностных ориентаций, отношений, волевых, эмоциональных качеств личности и других черт характера;

  развивающая функция занятия заключается в развитии познавательных процессов, умственных способностей, побуждение к активной познавательной деятельности, организация самообразования.

Названные функции занятия образуют взаимозависимую триаду. Все эти три функции современного занятия тесно взаимосвязаны.

Правила организации занятия

Первое правило. Определить цель, запланировать конечный результат на данном занятии.

Второе правило. Отобрать содержание материала занятия, т.е. определить его объём и сложность в соответствии с поставленной целью и возможностями обучающихся; установить связь содержания с жизненным опытом обучающихся и способами умственных и практических действий; определить систему заданий и самостоятельных работ.

 Третье правило. Выбрать наиболее эффективное сочетание приёмов и методов обучения в соответствии с поставленными целями, задачами и содержанием учебного материала.

Четвёртое правило. Оснастить занятие разнообразными средствами обучения.

 

В зависимости от цели занятия, вытекающей из содержания и методов обучения, намечается структура занятия — это последовательная во времени смена его частей, этапов.

        В целом, занятие любого типа можно представить в виде следующего алгоритма:

  подготовительный этап;

  организационный этап;

  основной этап;

  итоговый этап.

Каждый этап занятия отличается от другого сменой основного вида деятельности, содержанием и конкретными задачами, как для педагога, так  и для обучающегося.

IV. О методах и приемах обучения

Любой образовательный процесс должен быть разнообразным и по организационной форме, и по типам занятий, и по методам, и по приемам обучения. Он должен иметь развивающий и воспитательный характер, нацеленный непосредственно на формирование творческого потенциала личности, как обучающегося, так и педагога.

Многообразные формы учебных занятий имеют общие характеристики. Каждое учебное занятие имеет цель, конкретное содержание, определенные методы организации учебной деятельности. Любое учебное занятие имеет определенную структуру, т.е. состоит из отдельных взаимосвязанных этапов. Построение учебного занятия осуществляется в определенной логике, которая зависит от его цели и типа.

Методы обучения, используемые на занятиях учебных групп

1. Словесные методы обучения (направлены на формирование теоретических и практических знаний):

  лекция;

  объяснение;

  рассказ;

  беседа;

  диалог (диалог педагога с обучающимися, диалог обучающихся друг с другом);

  консультация;

  чтение;

  другое.

2. Работа с учебником и книгой.

3. Методы практической работы:

  упражнения;

  тренинг;

  тренировка;

  репетиция;лабораторная работа;

  другое.

 Последовательность действий педагога при разработке структуры занятия:

  формулировка цели и задач занятия;

  выбор модели структуры занятия;

  выделение смысловых блоков;

 планирование и формулировка познавательных задач к каждому учебному блоку;

  анализ хода занятия;

  внесение необходимых коррективов.

  4. Метод наблюдения:

  запись наблюдений;

  ведение дневника наблюдений;

  зарисовка, рисунки;

  запись на магнитную ленту звуков, голосов, сигналов;

  фото-, кино-, видеосъемка;

  проведение замеров температуры воздуха, состояния воды, почвы….

5. Исследовательские методы:

  опыты: постановка, проведение и обработка результатов опытов;

  лабораторные занятия: работа с приборами, препаратами, техническими устройствами;

  эксперименты;

  опытническая работа на участке.

6. Метод проблемного обучения:

  проблемное изложение материала: анализ истории научного изучения проблемы, выделение противоречий данной проблемы; указания на ошибки, заблуждения, находки, открытия;

  эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов;

  объяснение основных понятий, определений, терминов;

  создание проблемной ситуации: постановка проблемного вопроса (задания, демонстрация опыта, исследование наглядности);

  самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы учащимися: поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств;

  самостоятельный поиск ответа обучающимися на поставленную задачу;

  поиск ответов с использованием «опор» (опорных таблиц).

7. Методы программированного обучения:

  объяснение ключевых вопросов программы обучения, остальной материал учащиеся изучают самостоятельно;

 самостоятельное изучение определенной части учебного  материала:

a)  выбор между правильным и неправильным ответом (линейное программирование);

b) выбор одного ответа из нескольких ответов (разветвленное программирование).

8.Проектно-конструкторские методы обучения: 

  разработка проектов, программ;

  построение гипотез;

  моделирование ситуаций;

  создание новых способов решения задачи;

  создание моделей, конструкций; конструирование игр, конструирование из бумаги;

  создание творческих работ: литературных произведений (рассказов, сказок);

  разработка сценариев спектаклей, праздников;

  художественное конструирование;

  создание произведений декоративно-прикладного искусства;

  проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел.

9.Методы игры:

  игры: дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные и другие;

  игры на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения;

  настольные, электротехнические, компьютерные игры, игры-конструкторы.

10. Наглядный метод обучения (направлены на развитие наблюдательности, стимуляция внимания к изучаемым вопросам, яркое воздействие на эмоциональную сферу обучающегося):

  наглядные материалы: картинки, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, диаграммы, чертежи, графики;

   демонстрационные материалы: модели, приборы, предметы (образцы изделий, муляжи);

  видеоматериалы, диафильмы, учебные и другие фильмы;

   мультимедийная продукция.

Наиболее часто используются в учебном процессе традиционные формы организации деятельности:

Лекция — устное изложение какой-нибудь темы, которое развивает творческую мыслительную деятельность обучающихся.

Семинар — форма групповых занятий, состоящая в обсуждении подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога;

формирует аналитическое мышление, оценивает интенсивность самостоятельной работы, развивает навыки публичных выступлений.

Дискуссия всестороннее публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы; расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения.

Конференция собрание, совещание преподавателей различных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов; прививает навык представления на общее обсуждение результатов своей деятельности.

Экскурсия — коллективный поход или поездка в целях осмотра, знакомства с чем-нибудь; обогащает чувственное восприятие и наглядные представления.

Туристический поход — передвижение группы людей в определённом направлении с какой-либо целью; реализует цели познания, воспитания, оздоровительного физического и спортивного развития.

Учебная игра — занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания, отдыха и удовольствия; характеризуется моделированием жизненных процессов в условиях развивающейся ситуации.

 К нетрадиционным формам учебных занятий относятся:

  занятия-соревнования: конкурсы, турниры, викторины...;

  занятия, основанные на методах общественной практики: репортаж, интервью, аукцион, устный журнал, газета, бенефис...;

  занятия на основе нетрадиционной организации учебного материала: презентация, защита проекта…;

  занятия-фантазии: сказка, сюрприз, приключения...;

  занятия, основанные на имитации общественной деятельности: суд, следствие, ученый совет, парламент и другое.

 

Новые формы учебных занятий

Презентация предмета, явления, события, факта - описание, раскрытие их роли, социального предназначения в жизни человека, участие в социальных отношениях.

Социодрама — сюжетно-ролевая игра, предопределена позицией главных героев, ситуация выбора, от которой зависит ход жизни и социально-психологические отношения, осознание себя в структуре общественных отношений.

Защита проекта — способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем.

Философский стол — коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни: «Свобода и долг», «Человек и природа»....

Чаепитие — обладает большой силой, создает особую психологическую атмосферу, смягчает взаимные отношения, раскрепощает.

День добрых сюрпризов — упражнения в умении оказывать знаки внимания, доставлять людям радость.

Конверт вопросов — свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке

Выпускной ринг — отчет выпускников творческих коллективов; анализ прошлого, планы на будущее, подкрепляется дружбой, общением; формируется умение взаимодействовать с людьми.

Крепкий орешек — решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений.

Мозговой штурм — решение проблемы силами всего коллектива, где принимаются к обсуждению даже «бредовые», на первый взгляд, идеи.

 Разработчики материалов и выпуска сборника:

Шумова М.В. – директор ГБОУ ДОД ДДЮТ 

Щербо О.Н.— заведующий методическим отделом,

        методист ГБОУ ДОД ДДЮТ

Веселова А.В.— методист ГБОУ ДОД  ДДЮТ

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по составлению дополнительной общеобразовательной программы.

Данные методические рекомендации призваны оказать помощь педагогам дополнительного образования, коллективам в создании, образовательной  программы: авторской, адаптированной  и  др....

Методические рекомендации по написанию общеобраразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования для педагогов дополнительного образования

Методические рекомендациипо написанию общеобраразовательной общеразвивающей  программы дополнительного образования  для педагогов дополнительного образования...

Методические рекомендации по написанию общеобраразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования для педагогов дополнительного образования

Методические рекомендациипо написанию общеобраразовательной общеразвивающей  программы дополнительного образования  для педагогов дополнительного образования...

Методические рекомендации по разработке дополнительной образовательной программы деятельности отряда «Юнармеец» в общеобразовательном учреждении

Настоящие методические рекомендации по разработке дополнительной образовательной программы деятельности отряда «Юнармеец» в общеобразовательном учреждении составлены на основе методических...

Методические рекомендации Как разработать дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу для педагогов дополнительного образования

Методическая разработка поможет педагогам  дополнительного образования любой направленности создать  свою дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу....

Методические рекомендации по проектированию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Методические рекомендации помогут педагогам дополнительного образования при разработке образовательной программы...