Адаптированная общеобразовательная программа учебного курса "Логопедия" 4 класс (для детей с умственной недостаточностью).
рабочая программа по теме

Лютая Оксана Михайловна

Адаптированная общеобразовательная программа учебного курса "Логопедия" может использоваться в работе учителями, учителями - дефектологами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lalaeva.docx66.47 КБ

Предварительный просмотр:

                      ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

 УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА №90 «МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС»

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Е.Г. ЛАРИКОВА»

                        125130, г. Москва, 4-й Новоподмосковный пер., д. 2А (юр. адрес)

                      125252, г. Москва, 2-я Песчаная, д. 4 А (фактич)

                        Телефон (факс) (499) 157-10-66                                                                                                                    E-mail: 162-77@mail.ru

                        ОГРН 102770481160, ИНН/ КПП 7743043649/ 774301001

«Согласовано»

Ответственный за учебную работу

_________________________ ФИО

«___» __________________ 20 __ г.

«Утверждаю»

Директор ГБОУ Школа №90

______________________________ФИО

Приказ №___ от «___» ________ 20 __ г.

Адаптированная общеобразовательная программа учебного курса

«Логопедия», 4 «А» класс.

Автор-составитель:

                                                                                   Лютая О. М.

Москва, 2016

Пояснительная записка.

Реализуемая программа строится на принципе индивидуально-дифференцированного похода и личностно-развивающего характера взаимодействия педагога с детьми.

Речь - это важнейшее средство человеческого общения, познания действительности, является необходимым условием воспитания и обучения. Школьный  возраст это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком  является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.

Дети  имеющие сложную структуру дефекта отличаются своеобразными особенностями в отклонении общего, психического и соответственно речевого развития, требующие специальных индивидуальных условий воспитания и обучения, так как имеют разные образовательные возможности и потребности. Это признаётся многими учёными. Таким образом, одной из ведущих задач образования  на сегодняшний день, является создание специальных условий и технологий для обучения детей компенсирующей направленности в рамках нового единого образовательного стандарта с учетом индивидуальных особенностей детей данной категории.

Решением данной задачи является создание специальной рабочей программы, которая сочетает в себе индивидуальный комплексно-дифференцированный подход.

Настоящая программа  носит коррекционно-развивающий характер, предназначена для обучения и воспитания детей со сложной структуры дефекта.

  Программа составлена в соответствии с нормативными документами, Законом РФ « Об образовании», основана на программах:  « Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа  образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» Екжановой Е.А., Стребелевой Е.А. и «Программа обучения и воспитания детей » под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, «Программа коррекционно-развивающей работы   для детей с общим недоразвитием речи  Нищевой Н.В.

Цели и задачи программы.

Основной целью данной программы является создание специальных условий и средств  для организации коррекционно-развивающей работы логопеда с    детьми данной категории на основе комплексного индивидуально-дифференцированного подхода для совершенствования у детей речевой деятельности с учетом индивидуальных образовательных возможностей  потребностей. Основные задачи:  это проведение диагностики, профилактика и мониторинг,  подготовка к обучению грамоте, развитие связной речи, расширение представлений об окружающем и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и лексики, коррекция звукопроизношения, формирование звукового анализа и синтеза, формирование слоговой структуры, а так же интеграция специальных приемов и методик в соответствии с программными задачами, а также всестороннее развитие ребенка в процессе коррекционно-развивающего обучения с учетом его индивидуальных особенностей.

Принципы и подходы в организации образовательного процесса.

Эффективностью данной специально разработанной комбинированной системы коррекционно - развивающего обучения  является реализация совокупности принципов и методов обучения:

1.Взаимосвязь работы по коррекции речи с развитием познавательных процессов.

2. Взаимосвязь логопедической работы с программой и в тесной взаимосвязи с учителем-дефектологом.

3. Системный подход к формированию речи: логопедическая работа на любом этапе должна проводиться над речевой системой в целом.

4.Использование наглядности с целью активизации познавательной и речевой активности, стимулирования мыслительных операций, повышения интереса к занятиям.

5.Учитывая, что ведущим видом деятельности для детей  является игровая деятельность, в каждое занятие необходимо включать игровые упражнения, что значительно повысит эмоциональную и умственную активность детей.

6. Максимальное использование при коррекционной работе над дефектами речи различных анализаторов.

7. Индивидуальный подбор педагогических технологий.

8. Систематический контроль и корректировка.

Методика логопедической работы по формированию и совершенствованию речевых навыков у детей проводится с учетом программы коррекционного обучения, предполагает определенную последовательность обучения.

Сначала следует пропедевтический период, в котором формируются или корректируются уже имеющиеся речевые компоненты ( словарь, лексика, грамматика, слоговая структура, звукопроизношение).

Во втором периоде обучения - совершенствуются навыки.

В третьем периоде обучения - развитие самостоятельной связной речи детей.

 Эффективность коррекционного развития детей зависит от комплексного использования разнообразных методик и приемов. Все педагоги совместно с логопедом участвуют в этом коррекционно-образовательном процессе, закрепляя приобретенные речевые навыки, сформированные на занятиях с логопедом.

Планируемые результаты:

            К концу учебного года (май-июнь)  дети должны уметь:

  • Звукопроизношение: дети должны научиться правильно произносить гласные и согласные звуки.
  • Фонематические процессы: дети должны овладеть элементами звукового анализа и синтеза, овладеть навыком употребления в речи слов разной слоговой структуры.
  • Обогащение и расширение словарного запаса и представлений об окружающем: дети должны уметь называть предметы и их свойства, освоить обобщающие понятия, научиться употреблять в речи : предлоги.
  • Формирование лексики и грамматики: дети должны освоить навыки словообразования и словоизменения, соотносить и согласовывать различные части речи.
  • Основы грамоты: овладение понятиями «гласный и согласный звуки», знакомство со зрительным образом звуков, овладение элементами письма (печатания).
  • Связная речь: дети должны уметь составлять простые предложения по картинке.

Содержательный раздел.

          Период:

          Виды деятельности:

          Содержание:

1 -2 недели сентября.

Исследовательская.

Диагностика детей, заполнение речевых карт, ведение основной документации.

Вторая половина сентября - конец декабря.

Коррекционно – развивающая, обучающая, познавательная, игровая, продуктивная.

Индивидуальная работа с детьми, малогрупповая работа с детьми, участие в режимных моментах.

3 – 4 неделя января.

Исследовательская.

Промежуточный мониторинг уровня успеваемости и усвоения материала на логопедических занятиях.

Февраль - середина мая.

Коррекционно – развивающая, обучающая, познавательная, игровая, продуктивная.

Индивидуальная работа с детьми, малогрупповая работа с детьми, участие в режимных моментах.

3-4 неделя мая.

Исследовательская.

Итоговая диагностика уровня усвоения материала и успеваемости на конец учебного года.

Организационный раздел:

Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной программы.

Направление:

Методические пособия:

Коррекционно – обучающее.

Наталья Теремкова: Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 1, 2, 3, 4. Издательство: Гном, 2014 г

Коррекционно-развивающие.

Елена Косинова: Уроки логопеда. Игры для развития речи Издательство: Эксмо, 2010 г

Коррекционно-развивающие.

Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи-- М.: ООО "Эксмо", 2003

Коррекционно-развивающие.

Пальчиковая гимнастика. Издательство: Лерман, 2010 г.

Методы и средства реализации программы.

Подготовка к обучению грамоте.

Обучение в соответствии с программой, с использованием дидактических пособий, демонстрационного материала, дидактических игр и тетрадей.

Формирование звукопроизношения.

Индивидуальные занятия с логопедом.

Выполнение артикуляционных комплексов, упражнений для развития дыхания, логопедический массаж.

Формирование навыков анализа и синтеза.

Обучение в соответствии с программой, с использованием дидактических пособий, демонстрационного материала, дидактических игр.

Формирование лексико-грамматического строя.

Обучение в соответствии с программой, с использованием дидактических пособий, демонстрационного материала, дидактических игр.

Развитие связной речи.

Обучение в соответствии с программой, с использованием дидактических пособий, демонстрационного материала, дидактических игр.

Обогащение и расширение словарного запаса и представлений об окружающем.

Обучение в соответствии с программой, с использованием дидактических пособий, демонстрационного материала, дидактических игр.

Развитие графомоторных навыков.

Дидактические пособия.

Развитие артикуляционного аппарата.

Индивидуальные занятия с логопедом.

Дидактические пособия, дидактические игры, оборудование для артикуляционной гимнастики.

Развитие мелкой и общей моторики.

Дидактические пособия, дидактические игры, тренажеры для развития мелкой моторики (массажные мячи, волчки, суджок и т.д.)

Примерное годовое планирование.

Специальная коррекционная работа, по программе подготовки к обучению грамоте и развитию речи, а также, коррекции звукопроизношения направлена на формирование зрительных представлений о звуковых образах, развитию лексико-грамматического строя, формирование навыков звукового анализа и синтеза, расширение и обогащение словарного запаса, развитие связной речи, формирование правильной артикуляции и звукопроизношения, восполнение пробелов в  развитии детей, создание готовности к дальнейшему обучению . Главная задача заложить систему знаний, расширить и обогатить опыт, речь  и высшие психические процессы.

Основное обучение происходит в процессе малогрупповых и индивидуальных занятий, а так же в режимных моментах, активной деятельности в играх, действуя с разнообразными предметами, наблюдая за действиями педагога, выполняя графические задания (рисование, обводка по шаблону, раскрашивание, штриховка).

При выборе программного материала была учтена структура дефекта детей с нарушениями речи.

На малогрупповых занятиях изучаются звуки, которые уже правильно произносятся. Вместе с тем, идет системное формирование лексико-грамматического строя и расширение словаря. Затем, на последнем этапе обучения, после уточнения, расширения и обогащения словарного запаса и отработки грамматических категорий  ведется работа по развитию связной речи.

На индивидуальных занятиях осуществляется формирование артикуляционных навыков, коррекция нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, а так же ведется работа по уточнению и расширению словарного запаса, ведется работа над формированием лексико-грамматического строя, работа со слоговой структурой.

1.Работа со словарем:

Знакомство с предметами и их свойствами, обобщающими понятиями по лексическим темам ( см. календарное планирование). Введение в речь прилагательных, глаголов, предлогов.

2.Работа с лексико-грамматическим строем речи:

Согласование существительных с глаголами, прилагательными, предлогами, числительными, освоение навыков словообразования в процессе изучения лексических тем ( см. календарное планирование).

3.Формирование навыков звукового анализа и синтеза:

Формирование умений различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.

4.Развитие связной речи:

Формирование умения строить простое предложения по картинке,  отвечать на вопросы, участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы.

5. Подготовка к обучению грамоте:

Познакомить детей со зрительным образом звуков и букв, дать понятие слово, освоение элементов письма (см. календарное планирование).

6. Коррекция звукопроизношения:

Исправление неправильного произношения, постановка звуков, автоматизация и дифференциация, работа над просодической стороной, работа над слоговой структурой.

Данное примерное календарно - тематическое планирование составлено на основе программ: «Программа коррекционно-развивающей работы  в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)» Нищевой Н.В, «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. с учетом специфики группы, индивидуальных возможностей и образовательных потребностей детей.

Предметно-развивающая среда:

Дидактические игры и пособия:

Коррекционо- развивающие зоны:

Наполнение, оборудование:

Зона по работе над звукопроизношением.

Зеркало, салфетки влажные, салфетки бумажные, ватные палочки, резиновые одноразовые перчатки, ватные шарики, свистульки, мыльные пузыри, тренажеры-пропеллеры.

Зона по работе над развитием мелкой и общей моторики.

 Шнуровки, мозаики, су-джок, массажные мячи средние, массажные мячи с резинками, вертушки-волчки, тактильные досочки, органайзер пластиковый с крупой (белою и красная фасоль), коробка с бусинами, коробка с пуговицами.

Зона обучения.

Доска магнитная, магнитная азбука, дидактический настенный материал схемы, дидактический настенный материал Алфавит, дидактический демонстрационный материал по лексическим темам, дидактический раздаточный материал для занятий, кассы букв.

Зона коррекционно – развивающая.

Настольные дидактические игры , лото, Волшебный мешочек, набор «Фрукты», «Овощи», «животные», «птицы», «насекомые», «продукты», «техника».

Литература:

  1. Агранович 3.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР

.——СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.- 128 с.

  1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям : Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. сторны речи у ст. дошкольников / З.Е. Агранович; Худож. О.Р. Гофман

. --СПб.: Детство-Пресс, 2004.-147 c.

  1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей

. –– Спб.: Детство-Пресс, 2001. – 48 c.

  1. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Тетрадь логопедических заданий_М, Изд. : скрипторий, 2013г.
  2. Визель Т. Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи

. –– М.: В.Секачев, 2005. – 16с.

  1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений

. -- М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с. - (Коррекционная педагогика).

  1. Гомзяк О.С.Говорим правильно в 5-6 лет. Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников.
    1.Тетради 1,2,3 взаимосвязи работы логопеда и воспитателя.
    2.Конспекты фронтальных занятий 1-2-3 периоды в старшей логогруппе.
    3.Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе.
    4.Сюжетные картины по развитию речи в старшей логогруппе.
    Издательство: Гном и Д, 2009
  2. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта

. –– М.: Просвещение, 2005. – 272 с.

  1. Егорова О.В. Звуки В, ВЬ, Ф, ФЬ. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет

. —— М.: Издательство "Гном и Д", 2005. — 24 с.

  1. Егорова О.В. Звуки М, МЬ, Н, НЬ. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет М. «Издательство«Гном и Д», 2005. 32 с.
  2. Знакомимся с линией. Формирование графических навыков у дошкольников С. Уромова .
  3. Киселева В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии. Пособие для логопедов -- М.: Школьная пресса, 2007. - 48 с
  4. Косинова Е.М.: Уроки логопеда. Игры для развития речи Издательство: Эксмо, 2010 г
  5. Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи-- М.: ООО "Эксмо", 2003
  6. Косинова Е.М. Грамматические тетради №1, №2, №3, №4. Комплект из 4-х тетрадей. Издательство: ТЦ Сфера, 2012
  7. Косинова Е.М. Лексическая тетрадь № 1 для занятий с дошкольниками: Человек и его мир. Издательство: Сфера, 2014 г.
  8. Нищева Н. В. Будем говорить правильно. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения— СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.
  9. Наглядно-дидактический материал для работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи (ФФИ и ОНР): Методическое пособие / Сост. В.П. Глухов, В.Б. Атрепьева, Т.И. Контрактова— М.: АРКТИ, 2003. — 32 с. (Библиотека практикующего логопеда)
  10. Наглядно-дидактический материал для работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи (ФФН и ОНР)/ Сост. В.П. Глухов, В.Б. Атрепьева, Т.И. Контрактова

. —— М.: АРКТИ, 2003. — 48 с. (Библиотека практикующего логопеда

  1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования
    Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.Издательство: Мозайка-синтезГод: 2010Страниц: 304
  2. . «Программа коррекционно-развивающей работы  в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)» Нищевой Н.В,
  3. Татьяна Ткаченко: Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков Издательство: Эксмо, 2013 г
  4. Теремкова Н.Э: Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 1, 2, 3, 4. Издательство: Гном, 2014 г
  5. Тимонен Е. И. Формирование лексико-грамматических навыков на занятиях по подготовке к обучению грамоте в условиях специальной группы детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (подготовительная группа): Методика планирования и содержание занятий (из опыта работы)

. -- СПб.: «Детство-пресс», 2004. - 64 с.

  1. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей. М.: Альфа, 1993— 103 с.

Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психологического развития. Книга 2: Тематическое планирование занятий / Под общей ред. С.Г. Шевченко - М.: Школьная пресса, 2004–– 112 с. 

Планирование по логопедии на 1 триместр 2016 год.

тема

дата

1.

Обследование речи учащихся.

2.

Обследование речи учащихся.

3.

Обследование речи учащихся.

4.

Обследование речи учащихся.

5.

Обследование речи учащихся.

6.

Обследование речи учащихся.

7.

Обследование речи учащихся.

8.

Обследование речи учащихся.

9.

Органы речи. Артикуляционные упражнения.

10.

Органы речи. Артикуляционные упражнения.

11.

Органы речи. Артикуляционные упражнения.

12.

Органы речи. Артикуляционные упражнения.

13.

Дыхательные упражнения.

14.

Дыхательные упражнения.

15.

Дыхательные упражнения.

16.

Дыхательные упражнения.

17.

«Наша школа».

18.

Звук «у». Звук [у]-гласный. Особенности артикуляции и звучания. Правильное произнесение за учителем слов, состоящих из одного звука [у].

19.

Выделение начального ударного гласного.

20.

«Игрушки».

21.

Звук «а». Звук [а]–гласный. Особенности артикуляции и звучания. Правильное произнесение за учителем слов, состоящих из одного звука [а].

22.

Выделение начального ударного гласного.

23.

«Осень».

24.

Звуки «А», «У».

25.

 Воспроизведение звуковых рядов из гласных звуков.

26.

Анализ звукового ряда из двух гласных.

27.

«Фрукты».

28.

Звук «О». [о] - гласный. Особенности артикуляции и звучания. Правильное произнесение за учителем слов, состоящих из одного звука [о].

29.

Выделение начального ударного гласного.

30.

Воспроизведение звуковых рядов из гласных звуков.

31.

Анализ звукового ряда из трёх гласных.

32.

 «Сад».

33.

Звук «И». [и] - гласный. Особенности артикуляции и звучания. Правильное произнесение за учителем слов, состоящих из одного звука [и].

34.

Выделение начального ударного гласного.

35.

Воспроизведение звуковых рядов из гласных звуков.

36.

Анализ звукового ряда из четырёх гласных.

37.

«Овощи».

38.

Звук «Ы». [ы] - гласный. Особенности артикуляции и звучания. Правильное произнесение за учителем слов, состоящих из одного звука [ы].

39.

Воспроизведение звуковых рядов из гласных звуков.

40.

Закрепление пройденного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для детей с умственной отсталостью

Адаптированная основная общеобразовательная программа  начального общего образования  для детей с умственной отсталостью разработана МКОУ Кондинская СОШ...

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для детей с умственной отсталостью

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для детей с умственной отсталостью...

Адаптированные рабочие программы коррекционно-развивающих занятий для детей с умственной отсталостью для 7-9 классов

Адаптированные рабочие программы коррекционно-развивающих занятий для детей с умственной отсталостью для 7-9 классов для учителей- дефектологов коррекционных школ,реабилитационно-образовательных центр...

Адаптированная общеобразовательная программа основного общего образования для детей с задержкой психического развития по предмету физика 9Д классе 2019 - 2020 учебный год

Планируя и осуществляя работу с детьми с ЗПР  учитель должен в первую очередь решать коррекционно-развивающие задачи, а именно: целенаправленное развитие социально-нравственных качеств детей, нео...

Адаптированная общеобразовательная программа основного общего образования для детей с задержкой психического развития по предмету физика 9Д классе 2019 - 2020 учебный год

Планируя и осуществляя работу с такими детьми учитель должен в первую очередь решать коррекционно-развивающие задачи, а именно: целенаправленное развитие социально-нравственных качеств детей, необходи...

Адаптированная рабочая программа "Коррекционно- развивающие занятия" для детей с умственной отсталостью 2 "А" класс.

Рабочая программа для проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми имеющими умственную отсталость....