Адаптированная общеобразовательная программа учебного курса "Логопедия" 4 класс (для детей с умственной недостаточностью).
рабочая программа по теме
Адаптированная общеобразовательная программа учебного курса "Логопедия" может использоваться в работе учителями, учителями - дефектологами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lalaeva.docx | 66.47 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА №90 «МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС»
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Е.Г. ЛАРИКОВА»
125130, г. Москва, 4-й Новоподмосковный пер., д. 2А (юр. адрес)
125252, г. Москва, 2-я Песчаная, д. 4 А (фактич)
Телефон (факс) (499) 157-10-66 E-mail: 162-77@mail.ru
ОГРН 102770481160, ИНН/ КПП 7743043649/ 774301001
«Согласовано» Ответственный за учебную работу _________________________ ФИО «___» __________________ 20 __ г. | «Утверждаю» Директор ГБОУ Школа №90 ______________________________ФИО Приказ №___ от «___» ________ 20 __ г. |
Адаптированная общеобразовательная программа учебного курса
«Логопедия», 4 «А» класс.
Автор-составитель:
Лютая О. М.
Москва, 2016
Пояснительная записка.
Реализуемая программа строится на принципе индивидуально-дифференцированного похода и личностно-развивающего характера взаимодействия педагога с детьми.
Речь - это важнейшее средство человеческого общения, познания действительности, является необходимым условием воспитания и обучения. Школьный возраст это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.
Дети имеющие сложную структуру дефекта отличаются своеобразными особенностями в отклонении общего, психического и соответственно речевого развития, требующие специальных индивидуальных условий воспитания и обучения, так как имеют разные образовательные возможности и потребности. Это признаётся многими учёными. Таким образом, одной из ведущих задач образования на сегодняшний день, является создание специальных условий и технологий для обучения детей компенсирующей направленности в рамках нового единого образовательного стандарта с учетом индивидуальных особенностей детей данной категории.
Решением данной задачи является создание специальной рабочей программы, которая сочетает в себе индивидуальный комплексно-дифференцированный подход.
Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер, предназначена для обучения и воспитания детей со сложной структуры дефекта.
Программа составлена в соответствии с нормативными документами, Законом РФ « Об образовании», основана на программах: « Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» Екжановой Е.А., Стребелевой Е.А. и «Программа обучения и воспитания детей » под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, «Программа коррекционно-развивающей работы для детей с общим недоразвитием речи Нищевой Н.В.
Цели и задачи программы.
Основной целью данной программы является создание специальных условий и средств для организации коррекционно-развивающей работы логопеда с детьми данной категории на основе комплексного индивидуально-дифференцированного подхода для совершенствования у детей речевой деятельности с учетом индивидуальных образовательных возможностей потребностей. Основные задачи: это проведение диагностики, профилактика и мониторинг, подготовка к обучению грамоте, развитие связной речи, расширение представлений об окружающем и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и лексики, коррекция звукопроизношения, формирование звукового анализа и синтеза, формирование слоговой структуры, а так же интеграция специальных приемов и методик в соответствии с программными задачами, а также всестороннее развитие ребенка в процессе коррекционно-развивающего обучения с учетом его индивидуальных особенностей.
Принципы и подходы в организации образовательного процесса.
Эффективностью данной специально разработанной комбинированной системы коррекционно - развивающего обучения является реализация совокупности принципов и методов обучения:
1.Взаимосвязь работы по коррекции речи с развитием познавательных процессов.
2. Взаимосвязь логопедической работы с программой и в тесной взаимосвязи с учителем-дефектологом.
3. Системный подход к формированию речи: логопедическая работа на любом этапе должна проводиться над речевой системой в целом.
4.Использование наглядности с целью активизации познавательной и речевой активности, стимулирования мыслительных операций, повышения интереса к занятиям.
5.Учитывая, что ведущим видом деятельности для детей является игровая деятельность, в каждое занятие необходимо включать игровые упражнения, что значительно повысит эмоциональную и умственную активность детей.
6. Максимальное использование при коррекционной работе над дефектами речи различных анализаторов.
7. Индивидуальный подбор педагогических технологий.
8. Систематический контроль и корректировка.
Методика логопедической работы по формированию и совершенствованию речевых навыков у детей проводится с учетом программы коррекционного обучения, предполагает определенную последовательность обучения.
Сначала следует пропедевтический период, в котором формируются или корректируются уже имеющиеся речевые компоненты ( словарь, лексика, грамматика, слоговая структура, звукопроизношение).
Во втором периоде обучения - совершенствуются навыки.
В третьем периоде обучения - развитие самостоятельной связной речи детей.
Эффективность коррекционного развития детей зависит от комплексного использования разнообразных методик и приемов. Все педагоги совместно с логопедом участвуют в этом коррекционно-образовательном процессе, закрепляя приобретенные речевые навыки, сформированные на занятиях с логопедом.
Планируемые результаты:
К концу учебного года (май-июнь) дети должны уметь:
- Звукопроизношение: дети должны научиться правильно произносить гласные и согласные звуки.
- Фонематические процессы: дети должны овладеть элементами звукового анализа и синтеза, овладеть навыком употребления в речи слов разной слоговой структуры.
- Обогащение и расширение словарного запаса и представлений об окружающем: дети должны уметь называть предметы и их свойства, освоить обобщающие понятия, научиться употреблять в речи : предлоги.
- Формирование лексики и грамматики: дети должны освоить навыки словообразования и словоизменения, соотносить и согласовывать различные части речи.
- Основы грамоты: овладение понятиями «гласный и согласный звуки», знакомство со зрительным образом звуков, овладение элементами письма (печатания).
- Связная речь: дети должны уметь составлять простые предложения по картинке.
Содержательный раздел.
Период:
Виды деятельности:
Содержание:
1 -2 недели сентября.
Исследовательская.
Диагностика детей, заполнение речевых карт, ведение основной документации.
Вторая половина сентября - конец декабря.
Коррекционно – развивающая, обучающая, познавательная, игровая, продуктивная.
Индивидуальная работа с детьми, малогрупповая работа с детьми, участие в режимных моментах.
3 – 4 неделя января.
Исследовательская.
Промежуточный мониторинг уровня успеваемости и усвоения материала на логопедических занятиях.
Февраль - середина мая.
Коррекционно – развивающая, обучающая, познавательная, игровая, продуктивная.
Индивидуальная работа с детьми, малогрупповая работа с детьми, участие в режимных моментах.
3-4 неделя мая.
Исследовательская.
Итоговая диагностика уровня усвоения материала и успеваемости на конец учебного года.
Организационный раздел:
Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной программы.
Направление:
Методические пособия:
Коррекционно – обучающее.
Наталья Теремкова: Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 1, 2, 3, 4. Издательство: Гном, 2014 г
Коррекционно-развивающие.
Елена Косинова: Уроки логопеда. Игры для развития речи Издательство: Эксмо, 2010 г
Коррекционно-развивающие.
Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи-- М.: ООО "Эксмо", 2003
Коррекционно-развивающие.
Пальчиковая гимнастика. Издательство: Лерман, 2010 г.
Методы и средства реализации программы.
Подготовка к обучению грамоте.
Обучение в соответствии с программой, с использованием дидактических пособий, демонстрационного материала, дидактических игр и тетрадей.
Формирование звукопроизношения.
Индивидуальные занятия с логопедом.
Выполнение артикуляционных комплексов, упражнений для развития дыхания, логопедический массаж.
Формирование навыков анализа и синтеза.
Обучение в соответствии с программой, с использованием дидактических пособий, демонстрационного материала, дидактических игр.
Формирование лексико-грамматического строя.
Обучение в соответствии с программой, с использованием дидактических пособий, демонстрационного материала, дидактических игр.
Развитие связной речи.
Обучение в соответствии с программой, с использованием дидактических пособий, демонстрационного материала, дидактических игр.
Обогащение и расширение словарного запаса и представлений об окружающем.
Обучение в соответствии с программой, с использованием дидактических пособий, демонстрационного материала, дидактических игр.
Развитие графомоторных навыков.
Дидактические пособия.
Развитие артикуляционного аппарата.
Индивидуальные занятия с логопедом.
Дидактические пособия, дидактические игры, оборудование для артикуляционной гимнастики.
Развитие мелкой и общей моторики.
Дидактические пособия, дидактические игры, тренажеры для развития мелкой моторики (массажные мячи, волчки, суджок и т.д.)
Примерное годовое планирование.
Специальная коррекционная работа, по программе подготовки к обучению грамоте и развитию речи, а также, коррекции звукопроизношения направлена на формирование зрительных представлений о звуковых образах, развитию лексико-грамматического строя, формирование навыков звукового анализа и синтеза, расширение и обогащение словарного запаса, развитие связной речи, формирование правильной артикуляции и звукопроизношения, восполнение пробелов в развитии детей, создание готовности к дальнейшему обучению . Главная задача заложить систему знаний, расширить и обогатить опыт, речь и высшие психические процессы.
Основное обучение происходит в процессе малогрупповых и индивидуальных занятий, а так же в режимных моментах, активной деятельности в играх, действуя с разнообразными предметами, наблюдая за действиями педагога, выполняя графические задания (рисование, обводка по шаблону, раскрашивание, штриховка).
При выборе программного материала была учтена структура дефекта детей с нарушениями речи.
На малогрупповых занятиях изучаются звуки, которые уже правильно произносятся. Вместе с тем, идет системное формирование лексико-грамматического строя и расширение словаря. Затем, на последнем этапе обучения, после уточнения, расширения и обогащения словарного запаса и отработки грамматических категорий ведется работа по развитию связной речи.
На индивидуальных занятиях осуществляется формирование артикуляционных навыков, коррекция нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, а так же ведется работа по уточнению и расширению словарного запаса, ведется работа над формированием лексико-грамматического строя, работа со слоговой структурой.
1.Работа со словарем:
Знакомство с предметами и их свойствами, обобщающими понятиями по лексическим темам ( см. календарное планирование). Введение в речь прилагательных, глаголов, предлогов.
2.Работа с лексико-грамматическим строем речи:
Согласование существительных с глаголами, прилагательными, предлогами, числительными, освоение навыков словообразования в процессе изучения лексических тем ( см. календарное планирование).
3.Формирование навыков звукового анализа и синтеза:
Формирование умений различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.
4.Развитие связной речи:
Формирование умения строить простое предложения по картинке, отвечать на вопросы, участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы.
5. Подготовка к обучению грамоте:
Познакомить детей со зрительным образом звуков и букв, дать понятие слово, освоение элементов письма (см. календарное планирование).
6. Коррекция звукопроизношения:
Исправление неправильного произношения, постановка звуков, автоматизация и дифференциация, работа над просодической стороной, работа над слоговой структурой.
Данное примерное календарно - тематическое планирование составлено на основе программ: «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)» Нищевой Н.В, «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. с учетом специфики группы, индивидуальных возможностей и образовательных потребностей детей.
Предметно-развивающая среда:
Дидактические игры и пособия:
Коррекционо- развивающие зоны:
Наполнение, оборудование:
Зона по работе над звукопроизношением.
Зеркало, салфетки влажные, салфетки бумажные, ватные палочки, резиновые одноразовые перчатки, ватные шарики, свистульки, мыльные пузыри, тренажеры-пропеллеры.
Зона по работе над развитием мелкой и общей моторики.
Шнуровки, мозаики, су-джок, массажные мячи средние, массажные мячи с резинками, вертушки-волчки, тактильные досочки, органайзер пластиковый с крупой (белою и красная фасоль), коробка с бусинами, коробка с пуговицами.
Зона обучения.
Доска магнитная, магнитная азбука, дидактический настенный материал схемы, дидактический настенный материал Алфавит, дидактический демонстрационный материал по лексическим темам, дидактический раздаточный материал для занятий, кассы букв.
Зона коррекционно – развивающая.
Настольные дидактические игры , лото, Волшебный мешочек, набор «Фрукты», «Овощи», «животные», «птицы», «насекомые», «продукты», «техника».
Литература:
.——СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.- 128 с.
. --СПб.: Детство-Пресс, 2004.-147 c.
. –– Спб.: Детство-Пресс, 2001. – 48 c.
- Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Тетрадь логопедических заданий_М, Изд. : скрипторий, 2013г.
- Визель Т. Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи
. –– М.: В.Секачев, 2005. – 16с.
. -- М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с. - (Коррекционная педагогика).
- Гомзяк О.С.Говорим правильно в 5-6 лет. Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников.
1.Тетради 1,2,3 взаимосвязи работы логопеда и воспитателя.
2.Конспекты фронтальных занятий 1-2-3 периоды в старшей логогруппе.
3.Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе.
4.Сюжетные картины по развитию речи в старшей логогруппе.
Издательство: Гном и Д, 2009 - Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта
. –– М.: Просвещение, 2005. – 272 с.
. —— М.: Издательство "Гном и Д", 2005. — 24 с.
- Егорова О.В. Звуки М, МЬ, Н, НЬ. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет М. «Издательство«Гном и Д», 2005. 32 с.
- Знакомимся с линией. Формирование графических навыков у дошкольников С. Уромова .
- Киселева В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии. Пособие для логопедов -- М.: Школьная пресса, 2007. - 48 с
- Косинова Е.М.: Уроки логопеда. Игры для развития речи Издательство: Эксмо, 2010 г
- Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи-- М.: ООО "Эксмо", 2003
- Косинова Е.М. Грамматические тетради №1, №2, №3, №4. Комплект из 4-х тетрадей. Издательство: ТЦ Сфера, 2012
- Косинова Е.М. Лексическая тетрадь № 1 для занятий с дошкольниками: Человек и его мир. Издательство: Сфера, 2014 г.
- Нищева Н. В. Будем говорить правильно. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения— СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.
- Наглядно-дидактический материал для работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи (ФФИ и ОНР): Методическое пособие / Сост. В.П. Глухов, В.Б. Атрепьева, Т.И. Контрактова— М.: АРКТИ, 2003. — 32 с. (Библиотека практикующего логопеда)
- Наглядно-дидактический материал для работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи (ФФН и ОНР)/ Сост. В.П. Глухов, В.Б. Атрепьева, Т.И. Контрактова
. —— М.: АРКТИ, 2003. — 48 с. (Библиотека практикующего логопеда
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования
Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.Издательство: Мозайка-синтезГод: 2010Страниц: 304 - . «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)» Нищевой Н.В,
- Татьяна Ткаченко: Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков Издательство: Эксмо, 2013 г
- Теремкова Н.Э: Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 1, 2, 3, 4. Издательство: Гном, 2014 г
- Тимонен Е. И. Формирование лексико-грамматических навыков на занятиях по подготовке к обучению грамоте в условиях специальной группы детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (подготовительная группа): Методика планирования и содержание занятий (из опыта работы)
. -- СПб.: «Детство-пресс», 2004. - 64 с.
Планирование по логопедии на 1 триместр 2016 год.
№ | тема | дата |
1. | Обследование речи учащихся. | |
2. | Обследование речи учащихся. | |
3. | Обследование речи учащихся. | |
4. | Обследование речи учащихся. | |
5. | Обследование речи учащихся. | |
6. | Обследование речи учащихся. | |
7. | Обследование речи учащихся. | |
8. | Обследование речи учащихся. | |
9. | Органы речи. Артикуляционные упражнения. | |
10. | Органы речи. Артикуляционные упражнения. | |
11. | Органы речи. Артикуляционные упражнения. | |
12. | Органы речи. Артикуляционные упражнения. | |
13. | Дыхательные упражнения. | |
14. | Дыхательные упражнения. | |
15. | Дыхательные упражнения. | |
16. | Дыхательные упражнения. | |
17. | «Наша школа». | |
18. | Звук «у». Звук [у]-гласный. Особенности артикуляции и звучания. Правильное произнесение за учителем слов, состоящих из одного звука [у]. | |
19. | Выделение начального ударного гласного. | |
20. | «Игрушки». | |
21. | Звук «а». Звук [а]–гласный. Особенности артикуляции и звучания. Правильное произнесение за учителем слов, состоящих из одного звука [а]. | |
22. | Выделение начального ударного гласного. | |
23. | «Осень». | |
24. | Звуки «А», «У». | |
25. | Воспроизведение звуковых рядов из гласных звуков. | |
26. | Анализ звукового ряда из двух гласных. | |
27. | «Фрукты». | |
28. | Звук «О». [о] - гласный. Особенности артикуляции и звучания. Правильное произнесение за учителем слов, состоящих из одного звука [о]. | |
29. | Выделение начального ударного гласного. | |
30. | Воспроизведение звуковых рядов из гласных звуков. | |
31. | Анализ звукового ряда из трёх гласных. | |
32. | «Сад». | |
33. | Звук «И». [и] - гласный. Особенности артикуляции и звучания. Правильное произнесение за учителем слов, состоящих из одного звука [и]. | |
34. | Выделение начального ударного гласного. | |
35. | Воспроизведение звуковых рядов из гласных звуков. | |
36. | Анализ звукового ряда из четырёх гласных. | |
37. | «Овощи». | |
38. | Звук «Ы». [ы] - гласный. Особенности артикуляции и звучания. Правильное произнесение за учителем слов, состоящих из одного звука [ы]. | |
39. | Воспроизведение звуковых рядов из гласных звуков. | |
40. | Закрепление пройденного. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для детей с умственной отсталостью
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для детей с умственной отсталостью разработана МКОУ Кондинская СОШ...
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для детей с умственной отсталостью
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для детей с умственной отсталостью...
Адаптированные рабочие программы коррекционно-развивающих занятий для детей с умственной отсталостью для 7-9 классов
Адаптированные рабочие программы коррекционно-развивающих занятий для детей с умственной отсталостью для 7-9 классов для учителей- дефектологов коррекционных школ,реабилитационно-образовательных центр...
Адаптированная общеобразовательная программа основного общего образования для детей с задержкой психического развития по предмету физика 9Д классе 2019 - 2020 учебный год
Планируя и осуществляя работу с детьми с ЗПР учитель должен в первую очередь решать коррекционно-развивающие задачи, а именно: целенаправленное развитие социально-нравственных качеств детей, нео...
Адаптированная общеобразовательная программа основного общего образования для детей с задержкой психического развития по предмету физика 9Д классе 2019 - 2020 учебный год
Планируя и осуществляя работу с такими детьми учитель должен в первую очередь решать коррекционно-развивающие задачи, а именно: целенаправленное развитие социально-нравственных качеств детей, необходи...
Дополнениек адаптированной общеобразовательной программе основного общего образования для детей с задержкой психического развития по предмету физика 9 Д классе 2019-2020 учебного года.
Программа согласована и утверждена Заместителем директора поУВР....
Адаптированная рабочая программа "Коррекционно- развивающие занятия" для детей с умственной отсталостью 2 "А" класс.
Рабочая программа для проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми имеющими умственную отсталость....