Система работы по внедрению основ православной культуры на уроках русской литературы в средней школе.
статья на тему
На уроках литературы достаточно часто мы обращаемся к библейским притчам, которые являются ступенькой к реализации учебной задачи на уроке. Одним из направлений работы по внедрению основ православной культуры является работа со святочными рассказами. Начиная с 5 класса, на уроках внеклассного чтения мы работаем с этим жанром рассказа. Так в 5 классе это рассказ Достоевского «Мальчик с ручкой», в 6 классе рассказ Куприна «Чудесный доктор», в 7 классе, рассказ Л. Андреева «Баргамот и Гараська», в 8 - Куприн «Сон Макара», в 9классе - Н.С. Лесков «На краю света».Такая работа позволяет воспитывать в детях милосердие, терпимость и понимание к «людям, которые оказались в тяжелейших жизненных ситуациях. Обязательным выводам после таких уроков является обращение к сегодняшнему дню. А как мы ведем себя по отношению к слабым и беззащитным
Скачать:
Предварительный просмотр:
Система работы по внедрению основ православной культуры на уроках русской литературы в средней школе.
Недавняя В.В.
учитель русского языка
и литературы
МБОУ СОШ № 44
В Программе по литературе для общеобразовательных учреждений читаем: «Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами имеет художественная литература».
Именно на это и направлено изучение литературы в контексте православия
Задачи литературного образования в средней школе обозначены следующим образом:
• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; и т.д
Исходя из поставленных задач, делаем вывод, что литература как учебная дисциплина является тем полем, на котором встречаются потоки православной духовной культуры и культуры светской.
По мнению Михаила Михайловича Дунаева (профессора Московской Духовной Академии, доктора богословия, доктора филологических наук), Важнейшим своеобразием русской классической литературы является ее православное миропонимание, религиозный характер отображения реальности. Изучать русскую литературу можно только с позиций православия – это единственно правильный подход.
Автор исходит из того, что религиозность литературы проявляется не в связи с церковной жизнью, не во внимании к сюжетам Священного Писания, а в особом способе воздействия на мир. У Православия есть своя философия, свое понимание человека, мира и Бога. И без знания основ православной культуры многое в русской литературе останется непонятым или понятым неправильно.
«Особое понимание человека» в русской литературе связано с новым типом гуманизма, сформировавшимся в нашей литературе. Успех и одновременно своеобразие русской литературы заключается в том, что она преодолела ограниченные горизонты западноевропейского гуманизма, в котором, начиная с эпохи Возрождения, человек осознавал себя венцом природы, присвоил себе божественные функции.
Русская литература XIX века, напротив, утверждала в европейском сознании идею новой человечности, истоки которой были освещены идеалами Православия. Совесть утверждалась нашими писателями как основная мера всех вещей; не частные вопросы, а всеобщие волновали сознание и душу творцов русской литературы.
Именно Православие повлияло на пристальное внимание к духовной сущности, на внутреннее самоуглубление, отраженное литературой.
Основные проблемы, которые мы решаем на уроках литературы.
Так уже в 5 классе при изучении лирики Тютчева, Фета мы с детьми приходим к выводу, что у человека всегда есть выбор между сокровищами земными и небесными. Отсюда
чувство тоски. Все вроде бы хорошо, а чего-то не хватает, душа тоскует по иному, высшему. Это и есть первое проявление духовности.
Русский человек был обречен на такое страдание, так как вектор душевных стремлений был повернут православием в противоположном от земных благ направлении.
Через все творчество А. С. Пушкина проходит мотив
- веры и безверия;
- знание истины и следование истине;
Наша литература запечатлела в слове и образе религиозный опыт русского человека: и светлый, и темный, и спасительный, и опасный для души. Опыт веры и опыт безверия. И тот и другой необходим для самопознания и самосознания, для осознания собственной греховной поврежденности. И в этом смысле одинаково ценны и опыт веры и опыт безверия (поэтому в нашей литературе столько мятущихся героев). Это и герой Лермонтова «Герой нашего времени» и герои Достоевского, и Солженицына.
- искушение, грех, покаяние.
Покаяние, спасение в православии осмысляется как внутреннее перерождение человека, его преображение духовное. Грех нельзя отработать добрыми делами, его можно избыть лишь внутренним перерождением, начало которому есть смирение. Важнейшим критерием оценки внутреннего бытия человека с точки зрения православия является смирение. Только с этой позиции можно трактовать образ Родиона Раскольникова.
- отношение к смерти и жизненным испытаниям;
Показательным в этом аспекте является рассказ Набокова «Рождество».
Смерть не есть трагедия. В христианстве вообще нет трагедии. Как для Христа смерть стала залогом воскресения, так и для многих людей драматизм жизни и смерть становятся путем к спасению. Чем трагичнее произведение, тем дальше оно отстоит от христианского миропонимания.
«Русская литература не любование красотой, не развлекание, не услужение забаве, а именно служение, как бы религиозное». (И.Шмелев)
Свое творчество русские писатели сознавали как служение пророческое, чего остальная Европа не знала. Писатель оценивался не по тому, насколько он самовыразился, а по тому, насколько он выражает волю Божию. Писатель есть проводник высшего смысла, но не его создатель. «Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится!»
«Нет иных критериев Православия, которые бы пребывали вне Священного Писания, вне догматов православного вероучения».
Это общие аспекты преподавания литературы в контексте православной культуры. На уроках литературы достаточно часто мы обращаемся к библейским притчам, которые являются ступенькой к реализации учебной задачи на уроке. Одним из направлений работы по внедрению основ православной культуры является работа со святочными рассказами. Начиная с 5 класса, на уроках внеклассного чтения мы работаем с этим жанром рассказа. Так в 5 классе это рассказ Достоевского «Мальчик с ручкой», в 6 классе рассказ Куприна «Чудесный доктор», в 7 классе, рассказ Л. Андреева «Баргамот и Гараська», в 8 - Куприн «Сон Макара», в 9классе - Н.С. Лесков «На краю света».Такая работа позволяет воспитывать в детях милосердие, терпимость и понимание к «людям, которые оказались в тяжелейших жизненных ситуациях. Обязательным выводам после таких уроков является обращение к сегодняшнему дню. А как мы ведем себя по отношению к слабым и беззащитным.
Еще мне хочется остановиться на такой, ставшей уже традиционной в нашей школе работе, как научно-практической конференции школьников, когда все учащиеся нашей школы готовят научные исследования по различным предметам. По литературе я предлагаю список тем, связанный с основами православной культуры. Одной из работ стало исследование ученицы по теме «Библейские мотивы в повести Куприна «Суламифь»
Заканчивая свое выступление, обращусь к Солженицыну: «Уроки русской классической литературы и до сих пор не усвоены и даже не поняты вполне. Мы только приближаемся к их постижению». Возможно, взгляд на русскую литературу через призму православия приблизит нас к этому постижению. И в этом смысле нам есть над чем подумать, есть над чем работать.
Святочный рассказ.
- Приуроченность события к христианскому празднику.
- Прямые образные и сюжетные аналогии с христианскими заповедями.
- Чудесное событие в центре (духовное перерождение).
- Назидательная, дидактическая позиция автора-повествователя (сочувствие, сопереживание, сострадание).
- Ориентация на реальность.
Счастливая развязка
Приложение
Темы исследовательских проектов по литературе
- Специфика жанра притчи в древнерусской литературе.
- Тема свободы выбора между добром и злом в произведениях А.С. Пушкина (произведения избрать по своему усмотрению).
- Творчество А.С.Пушкина как источник культуры русской речи.
- Евангельские мотивы в лирике А.С.Пушкина.
- Хронология «Евгения Онегина» в свете христианских календарных праздников (или Евангельский календарь пушкинского Онегина).
- Русский человек в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» (к характеристике нравственной проблематики).
- Нравственный мир Татьяны-христианки (Евгений Онегин А.С.Пушкина).
- Жанр молитвы в текстах А.С.Пушкина («Молитва», «Борис Годунов», «Капитанская дочка»).
- О христианской традиции в изображениях природы в творчестве А.С.Пушкина.
- Народные приметы и поверья в поэтическом наследии А.С.Пушкина.
- Мотивы христианской нравственности в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
- Образ юродивого в исторических драмах (А.Н.Островский, А.С.Пушкин)
- Онегин. Печорин. Раскольников. Три убийства. Некоторые нравственные аспекты литературного героя 19века.
- .Мысль о Боге и Божественном в поэзии М.Ю.Лермонтова.
- Нравственно-этические начала басен И.А.Крылова.
- .Мотив покаяния в раннем творчестве М.Ю.Лермонтова.
- Мотивы и образы Священного Писания в структуре комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
- «Потерянный рай» в произведениях Н.В.Гоголя «Мёртвые души» и И.А.Гончарова «Обломов».
- Бог, вера и святость в повести Н.С.Лескова «На краю света».
- Смысл таинства крещения в рассказе Н.С.Лескова «На краю света».
- Жанр святочного рассказа в творчестве Н.С.Лескова.
- Марфа и Мария - образ идеальной женщины в творчестве Н.С. Лескова.
- Духовно-нравственное состояние общества как важнейшая характеристика времени в творчестве Ф.И.Тютчева.
- Роль духовного измерения жизни в лирике Ф.И.Тютчева.
- Вечные и временные, метафизические и физические уровни творчества Ф.И.Тютчева.
- Божественное и человеческое, сверхъестественное и естественное начала в природе и истории в лирике Ф.И.Тютчева.
- Обряд и обрядовая поэзия в пьесе А.Н.Островского «Снегурочка».
- Описание одежды как средство создания лейтмотива, символизации и характеристики главного героя романа «Обломов».
- Мотив еды и его функция в романе И.А.Гончарова «Обломов».
- Стихотворение в прозе «Христос» И.С.Тургенева. Художественное своеобразие.
- Жанр святочного рассказа в творчестве Ф.М. Достоевского.
- Христианский аспект символа заходящего солнца в романе Ф.М. Достоевского «Подросток».
- Религиозно-философские традиции в творчестве А.П. Чехова.
- Имя Мария у А.П. Чехова. Образы Богоматери, Марии Египетской и Марии Магдалины в чеховской прозе.
- Проблема свободного выбора в «Чистом понедельнике» И.Бунина.
- Аллюзии на 136 псалом (библейские и литургические аллюзии в «Скрипке Ротшильда» А.Чехова).
- Мотив равнодушия в рассказе А.П. Чехова «Жена».
- Истинная простота, терпимость и благородство в рассказе А.П. Чехова «Попрыгунья».
- Тема любви и искусства в повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет».
- Поэтическое изображение природы и богатство духовной жизни героини в повести А. Куприна «Олеся».
- Рассказ М.Горького «Старуха Изергиль» в свете вечных духовных ценностей.
- .Проблемы культуры, языка, воспитания (на материале рассказов И.Бунина «Красавица», «Подснежник»).
- .Религиозная семантика образа свечи в поэзии С.Есенина.
- Традиция житийной литературы в творчестве Б. Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский».
- Цветовая гамма в повести И.С. Шмелёва «Богомолье».
- Образ иконописца в русской художественной традиции («Запечатлённый ангел» Н. Лескова и «Неупиваемая Чаша» И. Шмелёва).
- Повесть И.Шмелёва «Богомолье» в контексте духовных исканий писателя.
- Семья в романе М. Шолохова «Тихий дон» в свете евангельского учения.
- Мотивы соблазна и лжепророков в произведениях А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», «Матрёнин двор», «Архипелаг ГУЛАГ».
- Христианские мотивы в повести В. Астафьева «Последний поклон».
- Тема памяти в повести В. Астафьева «Ода русскому огороду».
- Христианская символика в поэзии Марины Цветаевой.
- О всех, о ком здесь некому молиться, я помолюсь» (Православные мотивы в лирике И. Северянина).
- Русская народная культура в поэзии Николая Рубцова.
- Народные типы в прозе Евгения Носова.
- Великое стояние героев в прозе В. Распутина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по развитию творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы
Система работы по развитию творческих способностей обучающихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности....
СЛОВАРНАЯ (ЛЕКСИЧЕСКАЯ) РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ.
Задачи преподавания русского языка в школе заключаются в том, чтобы научить учащихся содержательно, логически последовательно, грамотно выражать свои мысли в устной и письменной форме , для чег...
Игровые технологии на уроках русского языка в средней школе. Из опыта работы.
В данной статье размещен план-конспект урока русского языка в 6 классе "Понятие о причастии" (учебник "Русский язык. 6 класс" под ред. М.М.Разумовской) Урок разработан на основе игровых технологий с и...
ДИАЛОГ КУЛЬТУР НА УРОКАХ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
· Доказано, что при последовательном овладении двумя языками второй язык, хотим мы этого или нет, неизбежно усваивается на основе перв...
Словарная работа на уроках русского языка в средней школе
Речь - это визитная карточка любого человека.Секреты хорошей речи раскрываются для учащихся именно на уроках русского языка и литературы.Один из способов обогатить речь учащихся - это проведение регул...
Культура общения при изучении литературы в средней школы
Обращаем внимание на изучение литературы, как искусство слова....
Физкультпаузы на уроках русского языка в средней школе. Из опыта работы
Несколько практических советов о том, как провести физкульпаузу, не нарушая целостность урока....