ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
статья на тему

Торощина Светлана Анатольевна

 

 

Вопрос по обогащению словарного запаса школьника с ОВЗ на сегодняшний день является актуальным. В условиях научного прогресса в обиход входят все новые и новые слова, многие из которых трудны и непонятны. Поэтому первостепенной задачей учителя является работа над обогащением и уточнением словарного запаса школьников. Ключевой образовательной компетентностью младших школьников с ОВЗ является речевая компетенция. Она особенно важна для учёбы и социальной жизни, так как людям, не владеющим ею, угрожает социальная изоляция.

На уроках в классе, во внеурочной деятельности, в общении мы встречаемся с ответами, бедными в лексическом отношении. А бедная лексика сочетается с бедным синтаксисом. Скудный словарный запас младшего школьника нередко мешает и успешной работе в области орфографии. Всё это усугубляется ещё и тем, что учащиеся с ОВЗ начальных классов мыслят конкретно: многие отвлечённые слова и понятия они употребляют, зачастую не понимая их значения. Речь обучающихся с ОВЗ часто бессвязна, логически непоследовательна, содержит много стилистических ошибок. Неправильную речь или трудно понять, или можно понять ошибочно. Из-за небрежного отношения к нашей речи возникает множество недоразуменийКак раз эти-то ошибки и следует искоренять из речи наших детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obogashchenie_sl_zapasa.doc45.5 КБ
Office presentation icon toroshchina_sa.ppt121.5 КБ

Предварительный просмотр:

Торощина Светлана Анатольевна, учитель

Кировское областное государственное

 общеобразовательное бюджетное учреждение

«Школа-интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья  

г. Советска»

ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

С ОВЗ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ

 РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Вопрос по обогащению словарного запаса школьника с ОВЗ на сегодняшний день является актуальным. В условиях научного прогресса в обиход входят все новые и новые слова, многие из которых трудны и непонятны. Поэтому первостепенной задачей учителя является работа над обогащением и уточнением словарного запаса школьников. Ключевой образовательной компетентностью младших школьников с ОВЗ является речевая компетенция. Она особенно важна для учёбы и социальной жизни, так как людям, не владеющим ею, угрожает социальная изоляция.

На уроках в классе, во внеурочной деятельности, в общении мы встречаемся с ответами, бедными в лексическом отношении. А бедная лексика сочетается с бедным синтаксисом. Скудный словарный запас младшего школьника нередко мешает и успешной работе в области орфографии. Всё это усугубляется ещё и тем, что учащиеся с ОВЗ начальных классов мыслят конкретно: многие отвлечённые слова и понятия они употребляют, зачастую не понимая их значения. Речь обучающихся с ОВЗ часто бессвязна, логически непоследовательна, содержит много стилистических ошибок. Неправильную речь или трудно понять, или можно понять ошибочно. Из-за небрежного отношения к нашей речи возникает множество недоразуменийКак раз эти-то ошибки и следует искоренять из речи наших детей.

Новизна моего опыта заключается в изменении организации учебного процесса за счёт привлечения дополнительного материала, чёткого отбора языковых средств и использования активных приёмов отечественных методик, основанных на деятельностном подходе в рамках компетентностной технологии. Деятельностный режим организации учебной работы ориентирует учащихся на творческие работы.

В основе обогащения словарного запаса лежит традиционная система работы со словарём, но в её содержание и организацию мною внесены определённые коррективы. Они призваны форсировать развитие естественной детской познавательной потребности.

Как на уроках чтения, так и на уроках русского языка обязательным  компонентом является словарная работа.

Общие требования к проведению словарной работы:

  1. Должна быть выдержана дозировка слов на единицу учебного времени. Здесь так же, как и в усвоении любого вербального материала, необходимо соблюдать принцип небольших шагов, или расчлененности подачи материала. Как показали исследования В.А. Сумароковой, для учащихся младших классов среднее оптимальное число слов в пределах одного этапа – 2-3, для учащихся старших классов – 3-5 [1, с. 71].
  2. Необходимо стремиться к конкретному объяснению новых слов. По данным психологов, процесс точного запоминания слов заметно эффективнее, если они объединены в тематические группы или включены в предложение.

Я предлагаю такие темы: «Квартира», «Одежда», «Магазин» и т.д. (Приложение 1). Затем составляем рассказы уже по изученным словам. Здесь возможны варианты: дети сами составляют рассказы, либо учитель читает рассказ, а дети должны выписать те слова которые учили.

  1. Процесс презентации слов должен опираться на работу всех возможных анализаторов. Новое слово обязательно записывается и прочитывается учителем и воспринимается школьниками на слух, так мы реализуем одновременно звуковую и визуальную природу слова. При таком подходе мы «работаем» сразу на два типа детей визуалов (то есть, тех, кто воспринимает информацию преимущественно зрительно) и аудиалов (тех, кто лучше воспринимает информацию на слух). Далее разбирается его значение с использованием наглядных или словесных средств при активном участии детей; затем слово ещё раз прочитывается учениками, включается в предложение и записывается, если это происходит на уроке русского языка или в некоторых случаях на уроках развития устной речи.

В работе с новым словом я использую такие приёмы как: написание его в воздухе пальчиком, воображаемым карандашом, который находится на кончике носа, а слово нужно написать на потолке или противоположной стене.

Образное представление словарного слова: картинка в графическом оформлении слова, семантическая карта.

Конечно не всегда и не все слова можно нарисовать, в таком случае я использую аудиальную «подсказочку», т.е. связать слово с так называемым мнемоническим представлением. К изучаемой единице надо подобрать такое слово, которое всегда на слуху, легко запоминается, а самое главное, имеет схожее звуковое звучание со словарным. Например, Костя в костюме. Белая берёза и т.д.

Если слово русское по происхождению, то возможно обратиться к его этимологии. Происхождение слова объясняет его написание. Например: платье, платок. Что общего между этими словами и почему они стоят у нас рядом? Дело в том, что в основе этих двух слов лежит древнерусское слово ПЛАТЬ, что означает «кусок материи»[5, с. 25] . 

  1. Объяснение значения слова – это только начальный этап работы над лексикой. Для введения слова в речь необходимы система упражнений, постоянное повторение слова, включение его в различные контексты.

В своей работе использую следующие приёмы объяснения слов:

  • показ предмета или действия (мышка живёт в норке), показ изображения предмета (булавка);
  • полное логическое определение (работа с толковым словарём);
  • рассказ о предмете или явлении (гроза);
  • пояснение нового слова с помощью примеров, сравнение (сильная воля и упрямство);
  • подбор синонимов;
  • введение непонятного слова в понятную фразу (барьер – лошадь перепрыгнула через барьер);
  • обращение к составу слова;
  • подведение частного под общее (слон -  травоядное животное);
  • расчленение общего на частные (городской транспорт – автобус, такси...);
  • использование мимики;
  • раскрытие понятия в ходе экскурсии (кучевые облака).

 Упражнения с использованием логических приёмов, раскрывающих содержание слов и понятий:

  • составить предложение со словами (трава, дрова, птичка…);
  • образовать другие части речи от слов (почтенный, диво…);
  • подобрать однокоренные слова (стряслась, понеслась, …);
  • заменить данные слова близкими по смыслу;
  • заменить данные слова противоположными по смыслу.
  1. При активизации лексики важно соблюдать естественность условий. Составляемые учениками предложения должны отражать либо содержание прочитанного текста, либо ситуацию, которая задаётся учителем и разбирается на уроке с учётом того, что дети узнали на экскурсии, из передач по телевидению, на других уроках. Любые приёмы, которые уводят детей от примитивных стандартных фраз, являются значимыми для уроков русского языка.
  2. Работа над лексикой должна быть тесно связана с работой над грамматической, фонетической и другими сторонами языка. Нельзя усвоить новое слово, не употребляя при этом его разные грамматические формы, не отрабатываясь правильность произношения. Без комплексной работы над всеми сторонами языка, без постоянного применения изученного грамматического материала по отношению к конкретным словам новая информация ложится в памяти детей мёртвым грузом или же быстро забывается.

Таким образом, работа по обогащению словарного запаса младших школьников с ОВЗ имеет серьёзное значение для развития психики, успешного включения в сферу общения с окружающими, формирования речевой компетентности.

Контактный телефон автора: 8-905-870-96-81

Список литературы

  1. Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной коррекционной) школе [Текст]/ А. К. Аксенова  - Центр ВЛАДОС, 2000. – 320 с.
  2. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе [Текст]/  Под ред. В. В. Воронковой – М.: Школа-Пресс, 1994. – 416 с.
  3. Ильина, С. Ю. Методическое руководство к учебнику «Книга для чтения» для 2 класса специальных (коррекционных) образоват.  учрежд. VIII  вида [Текст]/ С. Ю Ильина – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2004. - 2 с.
  4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы  [Текст]/ А.А. Айдарбекова, В.М. Белов, В.В. Воронкова. Под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой – М.: «ПРОСВЕЩЕНИЕ»,

2013. – 200 с.

5. Соболева, А.Е., Кондратьева, Н.Н. Русский язык с улыбкой [Текст]/ А.Е. Соболева, Н.Н. Кондратьева. – М.: В. Секачёв, ТЦ «Сфера», 2007 – 64с.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Улица:

улица, аллея, фонтан, здание, завод, фабрика, аптека, библиотека, метро, памятник, канава, песок, овраг.

Квартира:

Квартира, адрес, лестница, коридор, комната, кровать, диван, кресло, табурет, мебель, предмет, порядок, шифоньер, стеллаж, картина, портрет, коллекция.

Одежда:

одежда, пальто, варежки, свитер, карман, ботинки, сапоги, валенки, платок, комбинезон, костюм.

Магазин:

магазин, витрина, касса, чемодан; рисунок, фломастер, карандаш, альбом, пенал.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ГЛУХИХ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ

статья на тему "обогащение словарного запаса глухих на уроке русского языка и развития речи в средней школе"...

Обобщение педагогического опыта "Уроки риторики как средство формирования речевой компетентности учащихся"

В данной работе отражены условия возникновения и становления опыта, показана актуальность и перспективность, выявлена ведущая педагогическая идея, подчеркнута его новизна, помещено приложение, включаю...

Обогащение словарного запаса детей-инвалидов на уроках русского языка при домашнем обучении. Приёмы обогащения словарного запаса детей.

Русский язык является одним из богатейших языков мира. Задача учителя русского языка в школе – сформировать развитую речевую культуру у школьника, сообразную с потребностями современного. Лексич...

Статья. Использование на внеклассных занятиях толкового словаря для формирования интеллектуальных навыков, развития речи и обогащения словарного запаса учащихся младшего школьного возраста

Данная статья предназначена для воспитателей и учителей, которые работают со слабослышашими и глухими учащимися. В ней представлены медодические рекомендации по использованию толкового ...

дипломная работа «Работа со словарем на уроках русского языка как средство обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся основной школы»

Обогащение словарного запаса учащихся - важнейшая задача школьного курса русского языка. Необходимость в специальной работе по обогащению словарного запаса учащихся определяется, во-первых, исключител...

Рекомендации логопеда родителям по обогащению словарного запаса детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Как увеличить словарный запас ребенка? Поделиться… Рост словарного запаса зависит от условий жизни и воспитания ребенка. Здесь индивидуальные особенности заметны более, нежели в какой-либо друг...

Консультация для родителей "Обогащение словарного запаса у детей младшего школьного возраста с ОВЗ"

Консультация для родителей "Обогащение словарного запаса у детей младшего школьного возраста с ОВЗ"...