Урок по теме "Библия и Евангелие"
методическая разработка на тему
Урок по теме "Библия и Евангелие" (включает конспект и презентацию)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bibliya_i_evangelie.zip | 638.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Разумная Н.В., учитель истории и обществознания, ОРКСЭ
МОКУ Струговская ООШ
Тема занятия: Библия (Книга книг)
Цель урока: сформировать представление о Библии как шедевре, феномене мировой культуры.
Задачи:
- расширить представления учащихся о Библии религиозном, историческом, нравственном и эстетическом источнике;
- познакомить с библейскими традициями в литературе, живописи, истории, отзвуками библейских историй в русской фразеологии.
- развить умение делать обобщающие выводы, применять имеющиеся знания о Библии в новой (проблемной) ситуации;
- . развивать практические навыки работы с произведениями искусства, (на примере картин художников, получения и анализа информации.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, текст с отрывком из «Повести Временных лет», Библия, презентация, таблицы для заполнения.
Основные понятия: Библия, Ветхий Завет, Новый Завет, Евангелие.
Ход занятия.
1. Введение. Актуализация знаний.
Работа с документом: Учащиеся получают задание прочитать отрывок из «Повести временных лет» и определить о какой книге идет речь:
«…Вот к причалу подошел легкий парусник. На берег ступил бородатый грек, бережно неся в руках Книгу, одетую золотом. Ветром пронеслась весть: будет мир, ведь греки приехали не с мечом.
Уже давно подозревали русичи, что князь их, Аскольд, не за ратной славой отправился в Византию. Неужели состоится крещение? Неужели далекий и совсем непонятный византийский Бог отныне станет и славянским Богом? Неужели это возможно?
Аскольд ждал, что скажут воины. А старые воины глядели уныло и молчали.
Выступил вперед отрок:
– Нельзя ли книгу новой веры испытать огнем? Ведь если новый бог всемогущ, то его словеса не сгорят в огне.
Когда книгу ввергли в костер, то языки пламени только отразились в золотом окладе. Пламя не коснулось слов, они сияли загадочной чужеземной красотой.
Русичи начали робко креститься…»
Учитель:
- Догадались ли вы, о какой книге идет речь в данном повествовании?
- Что вы знаете о Библии?
- Как переводится данное слово с греческого языка? (если ребята затрудняются, можно попросить их подобрать однокоренное слово – «библиотека», после чего они смогут сделать правильный перевод)
Подведение итогов, обобщение сказанного ребятами. Рассказ учителя.
(слайд №2-3)
Библия (biblia) - слово греческое, на русский язык переводится «книги». Она была названа так в четвертом веке свт. Иоанном Златоустом и св. Епифанием Кипрским, потому что содержит в себе много священных книг. Святая Библия - это собрание книг, написанных по вдохновению и откровению Святого Духа через избранных Богом людей, называемых пророками и апостолами.
В мире нет более распространенной книги. Сегодня она переведена на 1120 языков и диалектов Святая Библия составлялась в течение четырнадцати веков. Ее книги писались и в Аравийской пустыне, и в Палестине, и в Вавилоне, в Греции и Риме лицами различного образования и общественного положения.
В III веке до н. э. ветхозаветные книги были переведены на греческий язык. Этот труд проделали 72 толковника, поэтому этот перевод сокращенно называется переводом семидесяти. В IV веке н.э. блаженный Иероним перевел Библию с еврейского языка на язык народной латыни. Поэтому он стал носить название Вульгата, что значит - распространенный, доступный. Этим переводом пользуется католическая церковь до настоящего времени.
На славянский язык Святая Библия была переведена во второй половине IX века трудами святых братьев Кирилла и Мефодия. Святые братья перевели Библию на славянский язык с греческого перевода семидесяти. На русский язык Библию переводили и с еврейского языка - Ветхий Завет, и с греческого - Новый Завет. Перевод был закончен в 1876 году, и так как он был сделан по благословению Святейшего Синода, то его стали называть Синодальным переводом.
2. Изучение нового материала.
2.1. Знакомство с Библией и ее содержанием. (слайд №4)
Работа в парах: Ребята получают задание открыть Библию, познакомиться с ее содержанием и ответить на вопросы:
- Из каких частей состоит Библия? Равны ли эти части между собой?
Учащиеся: Библия состоит из двух частей: Ветхого Завета и Нового Завета.
- Что означают эти названия? О чем рассказывается в каждой из частей Библии?
(Данный материал затрагивается при изучении Всеобщей истории и Мировой художественной культуры и должен быть знаком учащимся, однако если они испытывают затруднения при ответах, учитель может им помогать).
Завет – значит договор, союз Бога с людьми. Ветхий (Старый) Завет был заключен при Аврааме и продолжался до прихода в мир Спасителя - Иисуса Христа. С Его пришествием между Богом и людьми был заключен Новый Завет, который продолжается до сих пор
В первой части Библии (Ветхом Завете) рассказывается о сотворении мира и истории человечества до времени ожидания Спасителя. Вторая часть Библии (Новый Завет) рассказывает о жизни Иисуса Христа, жизни и деятельности апостолов и о конце света.
- Найдите в оглавлении, кто является автором Библии?
Ветхий Завет представляет собой собрание разных книг, написанных пророками. Главная часть Нового Завета – Евангелие («благая, радостная весть») написана четырьмя апостолами. К Новому Завету относятся также послания апостолов.
- Найдите в оглавлении имена авторов Нового Завета?
(Матфей, Марк, Лука и Иоанн)
Для удобства запоминания и систематизирования информации, по ходу рассмотрения вопросов, можно заполнить таблицу: (слайд №5)
Количество книг | О чем рассказывает | Авторы | |
Ветхий Завет | 50 | рассказывает о сотворении мира и истории человечества до времени ожидания Спасителя | пророки |
Новый Завет | 27 | рассказывает о жизни Иисуса Христа, жизни и деятельности апостолов и о конце света | Апостолы-евангелисты: Матфей, Марк, Лука, Иоанн |
После заполнения таблицы в качестве закрепления нового материла учащимся можно предложить заполнить пропуски в тексте.
Задание: Вставьте в текст нужные слова. (слайд №6)
Библия состоит из 2 частей ________ и _________. Слово ЗАВЕТ означает_______________ . События Священной истории, произошедшие до Рождества Христова, описываются в _____________. ЕВАНГЕЛИЕ - это первые 4 книги ________, рассказывающие о __________.
2.2. Анализ крылатых слов и выражений из Библии.
Очень много слов и выражений пришло к нам из Библии и живет в нашей речи, а мы даже не подозреваем об этом. Давайте попробуем разобраться, что они обозначают
Детям накануне занятие было дано опережающее задание: дать толкование крылатым библейским выражениям.
- Блудный сын;
- Вавилонское столпотворение;
- Волк в овечьей шкуре;
- Суд Соломона;
- Лепта вдовицы;
- Манна небесная;
- Зарыть талант в землю;
- Умывать руки.
Практическая работа: По ходу обсуждения учащиеся заполняют таблицу: «Крылатые выражения Библии» (слайды №7-9)
Крылатое выражение | Краткое значение | В какой части Библии (Ветхий или Новый Завет) о нем идет речь |
Значение крылатых выражений (материал для учителя)
Блудный сын (раскаявшийся в своих заблуждениях человек или беспутный, безнравственный, нестойкий человек).
Вавилонское столпотворение (беспорядок, суматоха).
Волк в овечьей шкуре (характеристика лицемера, скрывающего свои злые намерения под маской добродетели).
Суд Соломона (мудрый и скорый суд).
Лепта вдовицы (жертва количественно малая, но большая по своей духовной (внутренней) ценности).
Манна небесная (блага, полученные ни за что, как бы «упавшие с неба»).
Зарыть талант в землю (оставление без пользы каких-либо знаний, опыта или духовных качеств, пренебрежение ими).
Умывать руки (устраниться от ответственности, объявить о своем неучастии в деле).
Работа с иллюстрациями. После обсуждения крылатых выражений и заполнения таблицы, для закрепления полученной информации, ребятам предлагается просмотреть репродукции картин, представленные на слайдах и определить крылатое выражение, которому они соотетсвуют. (Работа со слайдами № 10-17)
Подведение итогов занятия.
Домашнее задание (выполняется по желанию, на выбор) (слайд №18):
- Узнайте, какие существа изображены на иконах четырех евангелистов, что они означают?
- Подготовьте рассказ наиболее понравившегося вам сюжета Библии, связанного с крылатым выражением.
Список использованной литературы:
1. Библия и христианские уроки священной истории. Мультимедийное пособие. М.: ООО «РМГ Рекордз», 2006.
2. Гончарова Т.И. Основы православной культуры. Владивосток: Издательство ПИППКРО, 2006.
3. Живое слово: Методическое пособие для учителя по курсу регионального компонента (Русская словесность. 5–6 классы.) / Под общ. ред. Л.Г. Дорофеевой. – Калининград, 2007
4. Лоргус А. Книга о церкви.– М.: Паломник, 2008.
5. Священная библейская история: В изложении епископа Вениамина (Пушкаря) - Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 2001.
Приложение
Задание №1. Вставьте в текст нужные слова.
Библия состоит из 2 частей ________ и _________. Слово ЗАВЕТ означает_______________ . События Священной истории, произошедшие до Рождества Христова, описываются в _____________. ЕВАНГЕЛИЕ - это первые 4 книги ________, рассказывающие о __________.
Задание № 2 Заполните таблицу: «Крылатые выражения Библии»
Крылатое выражение | Краткое значение | В какой части Библии (Ветхий или Новый Завет) о нем идет речь |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная работа "Понтий Пилат и Иуда Искариот как образы Евангелия и герои М.Булгакова"
В данной работе рассматривается степень соответствия образов Евангелия Понтия Пилата и Иуды Искариота героям романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита".Материал сопровождается п...
Евангелие природы от М.М.Пришвина
Цели мероприятия:- познакомить учащихся с новым литературным жанром – «философской новеллой»;- развивать умения выразительного чтения и анализа новелл Пришвина из книги «Глаза земли»;- научить о...
Библия и Евангелие
Презентация к уроку ОРКСЭ "Библия и Евангелие"...
"Евангелие" (основы православной культуры)
В презентации освещены общие сведения об Евангелии для учеников 7 класса (элективный курс "Основы православной культуры")...
«Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Евангелие от Матфея гл.16) (по рассказу Т. Толстой «Чистый лист»)
Методическая разработка урока литературы в 11 классе...
Конспект урока литературы в 10 классе. Роль эпизода «Раскольников и Соня читают «Евангелие»
Цели:Подготовка к письменной работе.Задачи:Обучающие: закрепить полученные знания о романе, привести в систему и уточнить их, объяснить смысл противопоставления героев-антиподов: Раскольникова и Сони ...
Расти должны все цветы. Евангелие. Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н.Закатовой)
Расти должны все цветы. Евангелие.Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н.Закатовой)...