Конспект урока литературы в 10 классе. Роль эпизода «Раскольников и Соня читают «Евангелие»
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме
Цели:
Подготовка к письменной работе.
Задачи:
- Обучающие: закрепить полученные знания о романе, привести в систему и уточнить их, объяснить смысл противопоставления героев-антиподов: Раскольникова и Сони и ,как следствие, роль последней в воскрешении героя.
- Воспитательные: толерантное отношение к людям, интерес к духовной истории, стимулировать чтение Библии как культорологического источника, вызвать интерес к самоанализу.
- Развивающие: развитие монологической речи, аналитических и сопоставительных умений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по литературе
Тема: «Роль эпизода «Раскольников и Соня читают «Евангелие» в идейном понимании романа «Преступление и наказание»
Цели:
Подготовка к письменной работе.
Задачи:
- Обучающие: закрепить полученные знания о романе, привести в систему и уточнить их, объяснить смысл противопоставления героев-антиподов: Раскольникова и Сони и ,как следствие, роль последней в воскрешении героя.
- Воспитательные: толерантное отношение к людям, интерес к духовной истории, стимулировать чтение Библии как культорологического источника, вызвать интерес к самоанализу.
- Развивающие: развитие монологической речи, аналитических и сопоставительных умений.
Оборудование:
- Иллюстрации к роману художника Э.Неизвестного.
- Распечатки 4 главы 4 части романа.
- Книги с текстом романа «Преступление и наказание».
- Портрет Ф.М.Достоевского.
- Библия.
Оформление доски:
1. Тема урока: «Раскольников и Соня читают «Евангелие» в идейном понимании романа «Преступление и наказание».
2. Эпиграф: « И дойдёшь до такой черты, что не перешагнёшь её – несчастна будешь, а перешагнёшь её – может, ещё несчастней будешь».
3. Письменно ответить на вопрос: «Почему именно Соне с самого начала Р. хочет раскрыть свою тайну?»
Раскольников о Дуне. (Ч. 1, глава1).
Ход урока
- Вступительное слово учителя:
- Я начала сегодняшний урок с цитаты из 1-й главы романа. А всего их 40.
- В скольких присутствует Раскольников?
(в 38).
- О чём это свидетельствует?
(Идейный центр романа, с ним связаны все другие герои).
- Анализ идеи Раскольникова (повторение):
- Очень коротко: в чём идея Раскольникова?
1) деление людей на 2 категории: «имеющих право преступать», чтобы сказать новое слово человечеству, и «тварей дрожащих», т.е. обыкновенных;
2) ПОКАЗАТЬ КАРТИНУ Э.НЕИЗВЕСТНОГО «АРИФМЕТИКА»!
Спасение 10, 100, 1000 хороших людей ценой жизни одного плохого;
- Власть над дрожащим муравейником.
- Где и кому Раскольников произносит эти слова? (Соне в 4 гл. 4 части).
- Процитируйте их:
«Что делать? Сломать, что надо, и страдания взять на себя!.. Свободу и власть, а, главное, власть! Над всей дрожащею тварью и над всем муравейником!.. Вот цель!»
- Раскольников говорит, что спасти детей, которые являются прообразом Христа («сих есть царствие божие») можно только одним способом: если найдётся смельчак (Наполеон, Магомед), который возьмёт власть и изменит все нравственные законы, на которых мир стоит».
- В чём противоречие этого тезиса?
(Ради спасения идеи Христа надо нарушить его же основные заповеди!)
- Это и есть нравственный тупик, в котором находятся все герои!
- Осмысление цели урока:
Дома вы должны письменно ответить на вопрос: «Почему именно Соне с самого начала Р. хочет раскрыть свою тайну?»
Для подробного ответа надо рассмотреть 3 эпизода: IV, 4; V,4; VI,8.
- Знакомство с образом Сони Мармеладовой.
А) Портрет.
Подготовленные учащиеся читают 2 портрета:
- (II, 7). «Лет 18, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами. Платье с нелепым хвостом и шляпа с огромным птичьим пером».
- (IV, 4). «Какая вы худенькая! Вон какая у вас рука! Совсем прозрачная! Пальцы как у мёртвой…раздражалась Соня совсем как если бы рассердилась канарейка или какая другая маленькая птичка».
Вывод: портрет неуловим, как дух. Есть что-то возвышенное, неземное, неуловимое. АНГЕЛЬСКОЕ.
- Один исследователь сказал, что в Соне и Р. противопоставляются ЛИК БОГОЧЕЛОВЕКА и ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКОБОГА.
Б) – У Достоевского всё символично! Что символизирует имя СОФЬЯ.
(Ответ учащейся. Главное у Д.: СМИРЕННОМУДРАЯ.
Главная христианская добродетель, противостоящая гордыне).
В) - Раскольников говорит: «Я тебя ещё давно выбрал, чтоб сказать тебе, ещё когда отец о тебе рассказывал».
- Что узнал Р. о Соне самого важного из рассказа её отца?
(Пересказ учащихся. Главное: Катерина Ивановна ноги её целовала.
Очень надрывная сцена:
«К.И... весь вечер в ногах у ней простояла, ноги ей целовала, встать не хотела, а потом так обе вместе и заснули, обнявшись…»)
- Кто ещё будет целовать ноги Соне?
(Раскольников)
Г) Чтение тремя учащимися эпизода № 1 из 4 главы.
Д) Комментарий учителя:
- Р. называет Соню великой грешницей и видит в этом сходство с собой. В чём различие между ними?
(Соня не убивала других. Она пожертвовала собой!
Р. не в состоянии понять, что спасает Соню и придаёт ей силу!
ВЕРА В БОГА.
«Что ж бы я без Бога-то была?»
«Я есмь воскресение и жизнь; верующий в меня, если и умрет, оживет»).
СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Вся семья Мармеладовых воплощает главную христианскую идею Достоевского – нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием.
- Итоги урока.
- Вопрос: Почему именно Соне..? (д.з.)
1) «Возлюбила мнози» (Мармеладов),
2) «Ты тоже преступила…Стало быть, нам идти по одной дороге…Ты загубила жизнь СВОЮ… Это всё равно!»
- Всё ли это равно? В чём различие между свободой Раскольникова и Сони?
(Р.: свобода – власть над муравейником.
Соня: свобода – ответственность всех за всех).
- С кем из них Достоевский? А вы?
7. Оценки.
Использованная литература.
- Ф.М.Достоевский. Романы в шести томах. Том второй. Игрок. Преступление и наказание.СПб, Библиополис, 1995.
- Б.И.Турьяновская, Л.Н.Гороховская. Литература в 10 классе. Урок за уроком.М., «Русское слово».
-- Эту Лизавету торговку вы знали?
-- Да... А вы разве знали? -- с некоторым удивлением переспросила Соня.
-- Катерина Ивановна в чахотке, в злой; она скоро умрет, -- сказал Раскольников, помолчав и не ответив на вопрос.
-- Ох, нет, нет, нет! -- И Соня бессознательным жестом схватила его за обе руки, как бы упрашивая, чтобы нет.
-- Да ведь это ж лучше, коль умрет.
-- Нет, не лучше, не лучше, совсем не лучше! -- испуганно и безотчетно повторяла она.
-- А дети-то? Куда ж вы тогда возьмете их, коль не к вам?
-- Ох, уж не знаю! -- вскрикнула Соня почти в отчаянии и схватилась за голову. Видно было, что эта мысль уж много-много раз в ней самой мелькала, и он только вспугнул опять эту мысль.
-- Ну а коль вы, еще при Катерине Ивановне, теперь, заболеете и вас в больницу свезут, ну что тогда будет? -- безжалостно настаивал он.
-- Ах, что вы, что вы! Этого-то уж не может быть! -- и лицо Сони искривилось страшным испугом.
-- Как не может быть? -- продолжал Раскольников с жесткой усмешкой, -- не застрахованы же вы? Тогда что с ними станется? На улицу всею гурьбой пойдут, она будет кашлять и просить, и об стену где-нибудь головой стучать, как сегодня, а дети плакать... А там упадет, в часть свезут, в больницу, умрет, а дети...
-- Ох, нет!.. Бог этого не попустит! -- вырвалось наконец из стесненной груди у Сони. Она слушала, с мольбой смотря на него и складывая в немой просьбе руки, точно от него всё и зависело.
Раскольников встал и начал ходить по комнате. Прошло с минуту. Соня стояла, опустив руки и голову, в страшной тоске.
-- А копить нельзя? На черный день откладывать? -- спросил он, вдруг останавливаясь перед ней.
-- Нет, -- прошептала Соня.
-- Разумеется, нет! А пробовали? -- прибавил он чуть не с насмешкой.
-- Пробовала.
-- И сорвалось! Ну, да разумеется! Что и спрашивать!
И опять он пошел по комнате. Еще прошло с минуту.
-- Не каждый день получаете-то?
Соня больше прежнего смутилась, и краска ударила ей опять в лицо.
-- Нет, -- прошептала она с мучительным усилием.
-- С Полечкой, наверно, то же самое будет, -- сказал он вдруг.
-- Нет! нет! Не может быть, нет! -- как отчаянная, громко вскрикнула Соня, как будто ее вдруг ножом ранили. -- Бог, бог такого ужаса не допустит!..
-- Других допускает же.
-- Нет, нет! Ее бог защитит, бог!.. -- повторяла она, не помня себя.
-- Да, может, и бога-то совсем нет, -- с каким-то даже злорадством ответил Раскольников, засмеялся и посмотрел на нее.
Лицо Сони вдруг страшно изменилось: по нем пробежали судороги. С невыразимым укором взглянула она на него, хотела было что-то сказать, но ничего не могла выговорить и только вдруг горько-горько зарыдала, закрыв руками лицо.
-- Вы говорите, у Катерины Ивановны ум мешается; у вас самой ум мешается, -- проговорил он после некоторого молчания.
Прошло минут пять. Он всё ходил взад и вперед, молча и не взглядывая на нее. Наконец подошел к ней; глаза его сверкали. Он взял ее обеими руками за плечи и прямо посмотрел в ее плачущее лицо. Взгляд его был сухой, воспаленный, острый, губы его сильно вздрагивали... Вдруг он весь быстро наклонился и, припав к полу, поцеловал ее ногу. Соня в ужасе от него отшатнулась, как от сумасшедшего. И действительно, он смотрел как совсем сумасшедший.
-- Что вы, что вы это? Передо мной! -- пробормотала она, побледнев, и больно-больно сжало вдруг ей сердце.
Он тотчас же встал.
-- Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился, -- как-то дико произнес он и отошел к окну. -- Слушай, -- прибавил он, воротившись к ней через минуту, -- я давеча сказал одному обидчику, что он не стоит одного твоего мизинца... и что я моей сестре сделал сегодня честь, посадив ее рядом с тобою.
-- Ах, что вы это им сказали! И при ней? -- испуганно вскрикнула Соня, -- сидеть со мной! Честь! Да ведь я... бесчестная... я великая, великая грешница! Ах, что вы это сказали!
-- Не за бесчестие и грех я сказал это про тебя, а за великое страдание твое. А что ты великая грешница, то это так, -- прибавил он почти восторженно, -- а пуще всего, тем ты грешница, что понапрасну умертвила и предала себя. Еще бы это не ужас! Еще бы не ужас, что ты живешь в этой грязи, которую так ненавидишь, и в то же время знаешь сама (только стоит глаза раскрыть), что никому ты этим не помогаешь и никого ни от чего не спасаешь! Да скажи же мне наконец, -- проговорил он, почти в исступлении, -- как этакой позор и такая низость в тебе рядом с другими противоположными и святыми чувствами совмещаются? Ведь справедливее, тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить!
-- А с ними-то что будет? -- слабо спросила Соня, страдальчески взглянув на него, но вместе с тем как бы вовсе и не удивившись его предложению. Раскольников странно посмотрел на нее.
Он всё прочел в одном ее взгляде. Стало быть, действительно у ней самой была уже эта мысль. "Ей три дороги, -- думал он: -- броситься в канаву, попасть в сумасшедший дом, или... или, наконец, броситься в разврат, одурманивающий ум и окаменяющий сердце".
-- Так ты очень молишься богу-то, Соня? -- спросил он ее.
Соня молчала, он стоял подле нее и ждал ответа.
-- Что ж бы я без бога-то была? -- быстро, энергически прошептала она, мельком вскинув на него вдруг засверкавшими глазами, и крепко стиснула рукой его руку.
"Ну, так и есть!" -- подумал он.
-- А тебе бог что за это делает? -- спросил он, выпытывая дальше.
Соня долго молчала, как бы не могла отвечать. Слабенькая грудь ее вся колыхалась от волнения.
-- Молчите! Не спрашивайте! Вы не стоите!.. -- вскрикнула она вдруг, строго и гневно смотря на него.
"Так и есть! так и есть!" -- повторял он настойчиво про себя.
-- Всё делает! -- быстро прошептала она, опять потупившись.
"Вот и исход! Вот и объяснение исхода!" -- решил он про себя, с жадным любопытством рассматривая ее.
С новым, странным, почти болезненным, чувством всматривался он в это бледное, худое и неправильное угловатое личико, в эти кроткие голубые глаза, могущие сверкать таким огнем, таким суровым энергическим чувством, в это маленькое тело, еще дрожавшее от негодования и гнева, и всё это казалось ему более и более странным, почти невозможным. "Юродивая! юродивая!" -- твердил он про себя.
На комоде лежала какая-то книга. Он каждый раз, проходя взад и вперед, замечал ее; теперь же взял и посмотрел. Это был Новый завет в русском переводе. Книга была старая, подержанная, в кожаном переплете.
-- Это откуда? -- крикнул он ей через комнату. Она стояла всё на том же месте, в трех шагах от стола.
-- Мне принесли, -- ответила она, будто нехотя и не взглядывая на него.
-- Кто принес?
-- Лизавета принесла, я просила.
"Лизавета! Странно!" -- подумал он. Всё у Сони становилось для него как-то страннее и чудеснее, с каждою минутой. Он перенес книгу к свече и стал перелистывать.
-- Где тут про Лазаря? -- спросил он вдруг.
Соня упорно глядела в землю и не отвечала. Она стояла немного боком к столу.
-- Про воскресение Лазаря где? Отыщи мне, Соня.
Она искоса глянула на него.
-- Не там смотрите... в четвертом евангелии... -- сурово прошептала она, не подвигаясь к нему.
-- Найди и прочти мне, -- сказал он, сел, облокотился на стол, подпер рукой голову и угрюмо уставился в сторону, приготовившись слушать.
-- Ты с Лизаветой дружна была?
-- Да... Она была справедливая... она приходила... редко... нельзя было. Мы с ней читали и... говорили. Она бога узрит.
-- Зачем вам? Ведь вы не веруете?.. -- прошептала она тихо и как-то задыхаясь.
-- Читай! Я так хочу! -- настаивал он, -- читала же Лизавете!
Соня развернула книгу и отыскала место. Руки ее дрожали, голосу не хватало. Два раза начинала она, и всё не выговаривалось первого слога.
"Был же болен некто Лазарь, из Вифании..." -- произнесла она наконец, с усилием, но вдруг, с третьего слова, голос зазвенел и порвался, как слишком натянутая струна. Дух пересекло, и в груди стеснилось.
"И многие из иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их в печали о брате их. Марфа, услыша, что идет Иисус, пошла навстречу ему; Мария же сидела дома. Тогда Марфа сказала Иисусу: господи! если бы ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего ты попросишь у бога, даст тебе бог".
Тут она остановилась опять, стыдливо предчувствуя, что дрогнет и порвется опять ее голос...
"Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в меня, если и умрет, оживет. И всякий живущий и верующий в меня не умрет вовек. Веришь ли сему? Она говорит ему
(и как бы с болью переведя дух, Соня раздельно и с силою прочла, точно сама во всеуслышание исповедовала):
Так, господи! Я верую, что ты Христос, сын божий, грядущий в мир".
Она было остановилась, быстро подняла было на него глаза, но поскорей пересилила себя и стала читать далее. Раскольников сидел и слушал неподвижно, не оборачиваясь, облокотясь на стол и смотря в сторону. Дочли до 32-го стиха.
"Мария же, пришедши туда, где был Иисус, и увидев его, пала к ногам его; и сказала ему: господи! если бы ты был здесь, не умер бы брат мой. Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею иудеев плачущих, сам восскорбел духом и возмутился. И сказал: где вы положили его? Говорят ему: господи! поди и посмотри. Иисус прослезился. Тогда иудеи говорили: смотри, как он любил его. А некоторые из них сказали: не мог ли сей, отверзший очи слепому, сделать, чтоб и этот не умер?"
Раскольников обернулся к ней и с волнением смотрел на нее: да, так и есть! Она уже вся дрожала в действительной, настоящей лихорадке. Он ожидал этого. Она приближалась к слову о величайшем и неслыханном чуде, и чувство великого торжества охватило ее. Голос ее стал звонок, как металл; торжество и радость звучали в нем и крепили его. Строчки мешались перед ней, потому что в глазах темнело, но она знала наизусть, что читала. При последнем стихе: "не мог ли сей, отверзший очи слепому..." -- она, понизив голос, горячо и страстно передала сомнение, укор и хулу неверующих, слепых иудеев, которые сейчас, через минуту, как громом пораженные, падут, зарыдают и уверуют... "И он, он -- тоже ослепленный и неверующий, -- он тоже сейчас услышит, он тоже уверует, да, да! сейчас же, теперь же", -- мечталось ей, и она дрожала от радостного ожидания.
"Иисус же, опять скорбя внутренно, проходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней. Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего Марфа говорит ему: господи! уже смердит; ибо четыре дни, как он во гробе".
Она энергично ударила на слово: четыре.
"Иисус говорит ей: не сказал ли я тебе, что если будешь веровать, увидишь славу божию? Итак, отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: отче, благодарю тебя, что ты услышал меня. Я и знал, что ты всегда услышишь меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что ты послал меня. Сказав сие, воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший,
(громко и восторженно прочла она, дрожа и холодея, как бы в очию сама видела):
обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами; и лицо его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его; пусть идет.
Тогда многие из иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в него".
Далее она не читала и не могла читать, закрыла книгу и быстро встала со стула.
-- Всё об воскресении Лазаря, -- отрывисто и сурово прошептала она и стала неподвижно, отвернувшись в сторону, не смея и как бы стыдясь поднять на него глаза. Лихорадочная дрожь ее еще продолжалась. Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги. Прошло минут пять или более.
-- Я о деле пришел говорить, -- громко и нахмурившись проговорил вдруг Раскольников, встал и подошел к Соне. Та молча подняла на него глаза. Взгляд его был особенно суров, и какая-то дикая решимость выражалась в нем.
-- Я сегодня родных бросил, -- сказал он, -- мать и сестру. Я не пойду к ним теперь. Я там всё разорвал.
-- Зачем? -- как ошеломленная спросила Соня. Давешняя встреча с его матерью и сестрой оставила в ней необыкновенное впечатление, хотя и самой ей неясное. Известие о разрыве выслушала она почти с ужасом.
-- У меня теперь одна ты, -- прибавил он. -- Пойдем вместе... Я пришел к тебе. Мы вместе прокляты, вместе и пойдем!
Глаза его сверкали. "Как полоумный!" -- подумала в свою очередь Соня.
-- Куда идти? -- в страхе спросила она и невольно отступила назад.
-- Почему ж я знаю? Знаю только, что по одной дороге, наверно знаю, -- и только. Одна цель!
Она смотрела на него, и ничего не понимала. Она понимала только, что он ужасно, бесконечно несчастен.
-- Никто ничего не поймет из них, если ты будешь говорить им, -- продолжал он, -- а я понял. Ты мне нужна, потому я к тебе и пришел.
-- Не понимаю... -- прошептала Соня.
-- Потом поймешь. Разве ты не то же сделала? Ты тоже переступила... смогла переступить. Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь... свою (это всё равно!). Ты могла бы жить духом и разумом, а кончишь на Сенной... Но ты выдержать не можешь, и если останешься одна, сойдешь с ума, как и я. Ты уж и теперь как помешанная; стало быть, нам вместе идти, по одной дороге! Пойдем!
-- Зачем? Зачем вы это! -- проговорила Соня, странно и мятежно взволнованная его словами.
-- Зачем? Потому что так нельзя оставаться -- вот зачем! Надо же, наконец, рассудить серьезно и прямо, а не по-детски плакать и кричать, что бог не допустит! Ну что будет, если в самом деле тебя завтра в больницу свезут? Та не в уме и чахоточная, умрет скоро, а дети? Разве Полечка не погибнет? Неужели не видала ты здесь детей, по углам, которых матери милостыню высылают просить? Я узнавал, где живут эти матери и в какой обстановке. Там детям нельзя оставаться детьми. Там семилетний развратен и вор. А ведь дети -- образ Христов: "Сих есть царствие божие". Он велел их чтить и любить, они будущее человечество...
-- Что же, что же делать? -- истерически плача и ломая руки повторяла Соня.
-- Что делать? Сломать, что надо, раз навсегда, да и только: и страдание взять на себя! Что? Не понимаешь? После поймешь... Свободу и власть, а главное власть! Над всею дрожащею тварью и над всем муравейником!.. Вот цель! Помни это! Это мое тебе напутствие! Может, я с тобой в последний раз говорю. Если не приду завтра, услышишь про всё сама, и тогда припомни эти теперешние слова. И когда-нибудь, потом, через годы, с жизнию, может, и поймешь, что они значили. Если же приду завтра, то скажу тебе, кто убил Лизавету. Прощай!
Соня вся вздрогнула от испуга.
-- Да разве вы знаете, кто убил? -- спросила она, леденея от ужаса и дико смотря на него.
-- Знаю и скажу... Тебе, одной тебе! Я тебя выбрал. Я не прощения приду просить к тебе, я просто скажу. Я тебя давно выбрал, чтоб это сказать тебе, еще тогда, когда отец про тебя говорил и когда Лизавета была жива, я это подумал. Прощай. Руки не давай. Завтра! Он вышел.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).
Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....
Конспект урока за 5 класс: Роль декоративного искусства в жизни человека и общества
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества...
Презентация к уроку литературы 6 класс "Роль пейзажа в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг"
Презентация к уроку по литературе в 6 классе «Роль пейзажа в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»...
Конспект урока литературы "Символика сна в эпизодах произведений"
Предлагаемый урок посвящен рассмотрению "сквозной" темы "Сны и их роль в художественной литературе". Данный урок в 10 классе целесообразно проводить на завершающем этапе изучения р...
Конспект урока литературы по теме: "Роль книги в жизни человека" для 5 класса
Литература – это наука и одновременно вид искусства. Произведениями этого искусства являются рассказы, повести, поэмы, романы, стихи – все это есть богатейший мир человеческих чувств, мысл...
Урок литературы. 9 класс. Анализ эпизода. Евгений Онегин.
Сочинение по литературе - это особый школьный литературоведческий жанр, в первую очередь, письменный анализ литературных произведений, и начинать работу над ним надо с малого, например, с анализа...