Евангелие природы от М.М.Пришвина
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме
Цели мероприятия:
- познакомить учащихся с новым литературным жанром – «философской новеллой»;
- развивать умения выразительного чтения и анализа новелл Пришвина из книги «Глаза земли»;
- научить определять философскую направленность новелл;
- расширить читательский кругозор учащихся;
- привлечь учащихся к поисковой творческой исследовательской работе;
- воспитывать внимательное, бережное, вдумчивое отношение к слову, к природе и человеку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnyy_vecher.docx | 15.29 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ №15»
Г. Мурома, Владимирской обл.
«Евангелие природы от Пришвина»
(Методическая разработка литературного вечера, посвящённого творчеству М. М. Пришвина (7 класс))
Учитель: Коршунова Мария Андреевна
2007-2008 уч. Год
Цели мероприятия:
- познакомить учащихся с новым литературным жанром – «философской новеллой»;
- развивать умения выразительного чтения и анализа новелл Пришвина из книги «Глаза земли»;
- научить определять философскую направленность новелл;
- расширить читательский кругозор учащихся;
- привлечь учащихся к поисковой творческой исследовательской работе;
- воспитывать внимательное, бережное, вдумчивое отношение к слову, к природе и человеку.
Наглядность: портрет писателя, плакат-схема «История создания книги «Глаза земли», рисунки учащихся; выставка книг о Пришвине, его произведений.
Использование музыки: П. И. Чайковский «Времена года», Э. Григ «Утро», А. Вивальди «Концерт «Времена года».
На доске: Новелла (от лат. Novella–новость) – небольшой по объёму жанр повествовательной литературы, приближающийся к рассказу. Чаще всего в новелле изображаются один-два эпизода из жизни одного или нескольких лиц. По замечанию Гёте «новелла... новое, невиданное происшествие».
Эпиграф:
«Мои тетради есть оправдание,
суд моей совести над делом моей жизни».
М. Пришвин
I. Вступительное слово учителя.
С Пришвиным-охотником, Пришвиным-краеведом, чудесным певцом родной природы вы знакомы с детства. Но существует и другой Пришвин. За внешней, сразу бросающейся в глаза легкодоступностью его рассказов скрывается мудрый философ, большой гуманист и тончайший знаток души человеческой. Тех, кто это сумел понять, Пришвин называл читателями-друзьями. Он писал для них. Он мечтал, что их число год от года расти, тогда его труды не пропадут зря.
Наш вечер называется «Евангелие природы от Пришвина».
- Как вы понимаете слово «евангелие»? (Евангелие – «благая весть», «добрая весть»)
- с какими произведениями Пришвина вы уже знакомы? («Кладовая солнца»,...)
- кем выступает в них Пришвин? (певцом родной природы, знатоком своего края, иногда охотником»).
- его произведения доступны или трудны для вашего понимания? (доступны, т. к. писатель делится делится с нами своими наблюдениями доходчиво и мастерски)
II. Откуда истоки этого мастерства нам поведают «работники выставочного зала» (заранее подготовленные ученики). Они рассказывают о М. М. Пришвине и по материалам выставки.
III. Об истории создания книги «Глаза земли» учитель рассказывает по схеме-плакату, оформленному в виде глаз, зрачками которых являются полушария Земли.
Писатель взял это название, т. к. оно стало как бы поэтическим символом с философским размышлением о жизни, о родстве природы и человека. Произведения эти по жанру – новеллы (прочитываем запись на доске).
IV. Инсценировка новеллы «Разговор с женщинами».
V. Чтение и анализ новелл«Я болен», «Конец сентября», «Февраль. Свет на ветвях», «Март. Вечер зацвёл», «Октябрь. Светильники осени» (на фоне музыки П. Чайковского).
VI. Слово учителя.
Новелла – это как стихотворения в прозе. Верлибр – это свободное стихотворение без рифмы.
С кем из писателей-классиков перекликается М. Пришвин в этом жанре? (с И. С. Тургеневым)
Многие хдожники иллюстрируют произведения пришвина, и ваши одноклассники поделятся своими работами-иллюстрациями (демонстрация рисунков учеников).
VII. Коллективная работа. Анализ новеллы «Непромокаемый плащ».
- отметить словосочетания, которые покажутся вам непонятными или чем-то особенными;
- какие выражения вы запомнили?
- как вы понимаете фразы – «копилка домашнего благополучия», «копилка своей домашней души»?
- что «недостойное среди сокровищ нашей души» имеет ввиду автор?
VIII. Какой же вывод можно сделать, познакомившись с новеллами, дневниковыми записями Пришвина? Действительно ли «добрую весть» получили мы от них?
IX. Заключительное слово учителя.
Что интересного, нового, сокровенного вы приобрели, готовясь к уроку и работая на уроке?
Можно ли считать книгу «Глаза земли» М. М. Пришвина современной нам? Почему?
Одной из любимых поговорок Пришвина в последние годы жизни была: «Помнить собирайся – рожь сей». Так цельно и просто выразилась психология труженика-сеятеля, сознание высшего значения его работы: не для себя только, но для людей, для будущего. Так и Пришвин. Слово было его «рожью», а дневниковые записи – последней брошенной им горстью семян.
X. Домашнее задание
- Написать новеллу, созвучную пришвинской
или
- Век Пришвина – 81 год – от воздушных шаров до реактивных самолётов – какое стремительное движение! Поспевал ли за ним этот человек? (продолжить это сочинение-рассуждение)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 6 «В» классе «Единство человека и природы в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца».Анализ эпизода «Ель и сосна»
Вашему вниманию я предлагаю урок литературы в 6 «В» классе по теме: «Единство человека и природы в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца».Анализ эпизода «Ель и сосна"Этот урок отн...
ПРИШВИН – ПЕВЕЦ ПРИРОДЫ.
ЭКОЛОГИЯ И ШКОЛАНаша школа находится в сельской местности, в непосредственной близости к природе, которая является наглядным материалом и кн...
Интегрированный урок по литературе и географии «Берегите природу» (урок внеклассного чтения по произведениям М. Пришвина и В. Бианки)
Цели урока: 1. Познакомить учащихся с творчеством Михаила Пришвина и Валентина Бианки. 2. Рассмотреть особенности природы средней полосы России по временам года.Задачи урока: 1. Учить детей получат...
"Я пишу о природе" (Жизнь и творчество М. М. Пришвина). 6 класс
Урок литературы с элементами экологизации по творчеству М. М. Пришвина, 6 класс....
Методическая разработка литературно-музыкальной композиции "Экология души и экология природы",посвященная 140-летию М.М.Пришвина и охране окружающей среды.
Литературно-музыкальная композиция посвящена 140-летию М.М. Пришвина и охране окружающей среды. Философские и мировоззренческие взгляды М. М. Пришвина отразились как в его художественных произве...
"Великий храм природы" в сказке-были М. М. Пришвина "Кладовая солнца"
Конспект урока литеатуры в 6 классе по по произведению М. М. Пришвина....
Урок литературы "Образ природы в сказке – были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»
Интегрированный урок литературы в 6 классе...