Евангелие природы от М.М.Пришвина
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

 

Цели мероприятия:

- познакомить учащихся с новым литературным жанром – «философской новеллой»;

- развивать умения выразительного чтения и анализа новелл Пришвина из книги «Глаза земли»;

- научить определять философскую направленность новелл;

- расширить читательский кругозор учащихся;

- привлечь учащихся к поисковой творческой исследовательской работе;

- воспитывать внимательное, бережное, вдумчивое отношение к слову, к природе и человеку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnyy_vecher.docx15.29 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ №15»

Г. Мурома, Владимирской обл.

«Евангелие природы от Пришвина»

(Методическая разработка литературного вечера, посвящённого творчеству М. М. Пришвина (7 класс))

Учитель: Коршунова Мария Андреевна

2007-2008 уч. Год

Цели мероприятия:

- познакомить учащихся с новым литературным жанром – «философской новеллой»;

- развивать умения выразительного чтения и анализа новелл Пришвина из книги «Глаза земли»;

- научить определять философскую направленность новелл;

- расширить читательский кругозор учащихся;

- привлечь учащихся к поисковой творческой исследовательской работе;

- воспитывать внимательное, бережное, вдумчивое отношение к слову, к природе и человеку.

Наглядность: портрет писателя, плакат-схема «История создания книги «Глаза земли», рисунки учащихся; выставка книг о Пришвине, его произведений.

Использование музыки: П. И. Чайковский «Времена года», Э. Григ «Утро», А. Вивальди «Концерт «Времена года».

На доске: Новелла (от лат. Novella–новость) – небольшой по объёму жанр повествовательной литературы, приближающийся к рассказу. Чаще всего в новелле изображаются один-два эпизода из жизни одного или нескольких лиц. По замечанию Гёте «новелла... новое, невиданное происшествие».

                Эпиграф:

          «Мои тетради есть оправдание,

суд моей совести над делом моей жизни».

М. Пришвин

I. Вступительное слово учителя.

С Пришвиным-охотником, Пришвиным-краеведом, чудесным певцом родной природы вы знакомы с детства. Но существует и другой Пришвин. За внешней, сразу бросающейся в глаза легкодоступностью его рассказов скрывается мудрый философ, большой гуманист и тончайший знаток души человеческой. Тех, кто это сумел понять, Пришвин называл читателями-друзьями. Он писал для них. Он мечтал, что их число год от года расти, тогда его труды не пропадут зря.

Наш вечер называется «Евангелие природы от Пришвина».

- Как вы понимаете слово «евангелие»? (Евангелие – «благая весть», «добрая весть»)

- с какими произведениями Пришвина вы уже знакомы? («Кладовая солнца»,...)

- кем выступает в них Пришвин? (певцом родной природы, знатоком своего края, иногда охотником»).

- его произведения доступны или трудны для вашего понимания? (доступны, т. к. писатель делится делится с нами своими наблюдениями доходчиво и мастерски)

II. Откуда истоки этого мастерства нам поведают «работники выставочного зала» (заранее подготовленные ученики). Они рассказывают о М. М. Пришвине и по материалам выставки.

III. Об истории создания книги «Глаза земли» учитель рассказывает по схеме-плакату, оформленному в виде глаз, зрачками которых являются полушария Земли.

Писатель взял это название, т. к. оно стало как бы поэтическим символом с философским размышлением о жизни, о родстве природы и человека. Произведения эти по жанру – новеллы (прочитываем запись на доске).

IV. Инсценировка новеллы «Разговор с женщинами».

V. Чтение и анализ новелл«Я болен», «Конец сентября», «Февраль. Свет на ветвях», «Март. Вечер зацвёл», «Октябрь. Светильники осени» (на фоне музыки П. Чайковского).

VI. Слово учителя.

Новелла – это как стихотворения в прозе. Верлибр – это свободное стихотворение без рифмы.

С кем из писателей-классиков перекликается М. Пришвин в этом жанре? (с И. С. Тургеневым)

Многие хдожники иллюстрируют произведения пришвина, и ваши одноклассники поделятся своими работами-иллюстрациями  (демонстрация рисунков учеников).

VII. Коллективная работа. Анализ новеллы «Непромокаемый плащ».

- отметить словосочетания, которые покажутся вам непонятными или чем-то особенными;

- какие выражения вы запомнили?

- как вы понимаете фразы – «копилка домашнего благополучия», «копилка своей домашней души»?

- что «недостойное среди сокровищ нашей души» имеет ввиду автор?

VIII. Какой же вывод можно сделать, познакомившись с новеллами, дневниковыми записями Пришвина? Действительно ли «добрую весть» получили мы от них?

IX. Заключительное слово учителя.

Что интересного, нового, сокровенного вы приобрели, готовясь к уроку и работая на уроке?

Можно ли считать книгу «Глаза земли» М. М. Пришвина современной нам? Почему?

Одной из любимых поговорок Пришвина в последние годы жизни была: «Помнить собирайся – рожь сей». Так цельно и просто выразилась психология труженика-сеятеля, сознание высшего значения его работы: не для себя только, но для людей, для будущего. Так и Пришвин. Слово было его «рожью», а дневниковые записи – последней брошенной им горстью семян.

X. Домашнее задание

- Написать новеллу, созвучную пришвинской

или

- Век Пришвина – 81 год – от воздушных шаров до реактивных самолётов – какое стремительное движение! Поспевал ли за ним этот человек? (продолжить это сочинение-рассуждение)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 6 «В» классе «Единство человека и природы в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца».Анализ эпизода «Ель и сосна»

Вашему вниманию я предлагаю урок литературы в 6 «В» классе по теме: «Единство человека и природы в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца».Анализ эпизода «Ель и сосна"Этот урок отн...

ПРИШВИН – ПЕВЕЦ ПРИРОДЫ.

          ЭКОЛОГИЯ  И ШКОЛАНаша школа находится  в сельской местности, в непосредственной близости к природе, которая является наглядным материалом и кн...

Интегрированный урок по литературе и географии «Берегите природу» (урок внеклассного чтения по произведениям М. Пришвина и В. Бианки)

Цели урока: 1. Познакомить учащихся с творчеством Михаила Пришвина и Валентина Бианки. 2. Рассмотреть особенности природы средней полосы России по временам года.Задачи урока: 1. Учить детей получат...

"Я пишу о природе" (Жизнь и творчество М. М. Пришвина). 6 класс

Урок литературы с элементами экологизации по творчеству М. М. Пришвина, 6 класс....

Методическая разработка литературно-музыкальной композиции "Экология души и экология природы",посвященная 140-летию М.М.Пришвина и охране окружающей среды.

Литературно-музыкальная композиция посвящена 140-летию М.М. Пришвина и охране окружающей среды. Философские и мировоззренческие взгляды М. М. Пришвина отразились как в его художественных произве...

"Великий храм природы" в сказке-были М. М. Пришвина "Кладовая солнца"

Конспект урока литеатуры в 6 классе по по произведению М. М. Пришвина....