публичное представление опыта
статья по истории по теме
Коммуникативно-деятельностный подход к обучению на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной культуры учащихся, развития их логического мышления, творческого и познавательного потенциала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt.docx | 36.09 КБ |
Предварительный просмотр:
ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
I. Общие сведения | ||
1. | Ф. И. О. автора опыта | Мякушина Елена Александровна |
2. | Должность | Учитель истории и обществознания |
3. | Стаж педагогической работы | 23 года |
4. | Квалификационная категория | Первая |
5. | Учреждение, в котором работает автор опыта | МОУ «СОШ №1» |
II. Сущностные характеристики опыта | ||
Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) | Коммуникативно-деятельностный подход к обучению на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной культуры учащихся, развития их логического мышления, творческого и познавательного потенциала. | |
1. | Актуальность и перспективность опыта | В настоящее время, в условиях кардинальных изменений во всех сферах жизни общества, всё более серьёзное значение приобретает вопрос совершенствования исторической подготовки личности, поскольку знание истории своей страны в современных условиях становится значимой социально-экономической необходимостью. Расширяющиеся международные контакты в различных областях показали, что необходимо глубокое понимание особенностей менталитета, стиля жизни и системы моральных ценностей представителей мира , если народы стремятся к сотрудничеству и совместному устройству будущего мира. В первую очередь речь идет о формировании таких качеств личности, как открытость, толерантность и готовность к общению, заинтересованность, инициативность обучающегося. Данное положение предполагает повышение уровня межкультурной образованности современного человека, что возможно лишь в том случае, если результаты общего образования будут выражены не только в предметном формате, но и будут иметь характер интегральных знаний, навыков и умений. Практически каждый предмет школьной программы вносит определенный вклад в формирование коммуникативной компетенции учащихся, наполняя ее соответствующим содержанием. Значимая роль в этом процессе отводится предмету «история» т. к. именно формирование межкультурной коммуникативной компетенции является основной целью обучения данной дисциплине. Опыт работы показывает, что развитие логического мышления, творческого и познавательного потенциала учащихся на уроках истории будет эффективным, через решение следующих задач: - осуществлять учебный процесс в соответствии с познавательными способностями ребенка; -делать акцент не столько на формирование знаний, сколько на развитие навыков, позволяющих самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в потоке информации; - создавать условия для конкретного воплощения творческих идей, предоставлять ребенку свободу выбора области приложения сил и методов достижения цели, уметь воздерживаться от вмешательства в процесс творческой деятельности; - на уроках уделять внимание развитию логического мышления, характеризующегося быстротой, гибкостью и точностью, охватом всех возможностей для создания ситуации успеха; - помогать обучающему открывать и ценить в себе творческую личность. Важнейшей целью, как учителя истории, считаю развитие интереса учащихся к изучению своего предмета, так как он является одним из приоритетных предметов в формировании духовно-нравственной личности, в воспитании патриота своей страны. Современные образовательные технологии и их отдельные элементы, которые я активно использую на уроках истории, а также и во внеурочное время, помогают мне в успешном решении поставленных задач для достижения выбранной цели. |
2. | Новизна опыта | Комуникативно-деятельностный подход к обучению предполагает учебное сотрудничество, в котором заинтересованы, инициативны как обучающие , так и обучаемые. Коллективная работа, поисковая деятельность способствуют формированию познавательных мотивов. Главной целью урока на основе комуникативно-деятельностный подхода к обучению становиться формирование способности к самообучению, саморазвитию, воспитание коммуникативной культуры, гуманных, нравственных качеств, интеллектуальное, эмоциональное развитие учащихся в условиях совместной деятельности. История как школьный предмет обладает колоссальным мета предметным потенциалом, она способна осуществлять связь знаний, получаемых учениками на разных уроках. Практическая значимость заключается в том, что использование данного подхода отвечает современным требованиям, стоящим перед школой при подготовке конкурентоспособных граждан. |
3. | Наличие теоретической базы | Теоретической базой педагогического опыта являются идеи Г.К. Селевко, Н.И. Грудцыной, Е.А. Ямбурга. Модель урока на основе коммуникативно-деятельностного подхода может быть использована как универсальное средство проектирования уроков. В современном образовании акценты расставлены на использование новых технологий, потому в своей работе стараюсь наряду с традиционными , большую ставку делать на применение современных образовательных технологий, что позволяет успешно реализовывать принципы личностно ориентированного обучения. Технология коллективного взаимообучения или работа в парах, позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения, обеспечивает успешность каждому ребёнку. На коллективных учебных занятиях в разновозрастных и разноуровневых группах у учащихся развиваются навыки самоорганизации, самоуправления, самоконтроля, самооценки и взаимооценки. В результате постоянного повторения материала совершенствуются навыки логического мышления и понимания; в процессе постоянной, активной деятельности развиваются навыки мышления, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний; каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе, что создает ситуацию успеха; повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда; обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а значит, обеспечивает более прочное усвоение. Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках истории позволяет не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний, развивать познавательную активность. На уроках применяю компьютер в разных режима: презентации учебного материала, мультимедийные приложения; работа с Интернет-ресурсами; тесты; самостоятельный поиск материала. Использование данных приемов приводит к повышению интереса к предмету; развитию творческого потенциала; повышению степени наглядности; моделированию учебного процесса; снижению утомляемости.
Проблемные вопросы, поставленные перед учащимися, побуждают их к действию, обучают умению самостоятельно решать проблемы, намечать план поиска решения. Кроме того, проблемная ситуация на уроке развивает произвольное внимание и память, приучает детей к анализу, креативному взгляду на вопросы, умению четко формировать вопросы и ответы. В результате использования данной технологии: совершенствуется умение учащихся обосновывать свою позицию; воспитывается уважение к чужой точке зрения; активизируется познавательная деятельность учащихся; появляются навыки сотрудничества, осуществлять самоконтроль, корректировку своих действий и конечно,увеличивается количество творческих работ. Проектная деятельность позволяет наиболее полно раскрыть и развить творческий потенциал личности ребёнка в процессе обучения. В результате проектной деятельности учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса, продукт их творческой деятельности может иметь научную значимость и являться предметом инноваций. Дети сами стараются открывать новые для них факты. Данная технология делает учебный процесс более полным, интересным, насыщенным и ориентирует учащихся на самостоятельную работу: индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения. Технология интеграции в образовании способствует формированию целостной картины мира у обучаюшихся, развивает целенаправленность, активность, гибкость мышления и потенциал самих учащихся, побуждает к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, коммуникативных способностей. Использование данной технологии расширяет кругозор обучающихся, повышает их интерес к предметам, а также формирует познавательные мотивы учебной деятельности , появляется возможность самим открывать новые знания и умения.
|
4. | Ведущая педагогическая идея | Создание оптимальных условий личности самореализации школьников с одновременным высоким уровнем освоения ими содержания учебных программ. Учитель из носителя знаний и информации превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников. Учитель стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. Таким образом, формируются потребности к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию и умение применять ее в жизни. |
5. | Оптимальность и эффективность средств | Для оптимизация своих уроков учитываю формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению; находя лучшее сочетание приёмов, методов.; На практике стараюсь, использовать следующие способы оптимизации: Эффективный процесс обучения не может быть построен лишь на основе методов передачи информации, её запоминания, воспроизведения. Другой плодотворный приём – знакомство различными точками зрения на одно и то же событие. Постановка проблемного задания - «По данной теме существуют несколько позиций. Предлагаю познакомиться с разными вариантами и высказать свою точку зрения. Аргументация обязательна». В ходе обсуждения, дискуссии по заявленной проблеме учащиеся раскрывают свои способности; оценивают правильность своих выводов, суждений, осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов. Не менее, интересный прием - составление интеллект карт, в ходе которой обучающийся использует не только знания, полученные на данном уроке, но и знания полученные раннее как на уроках истории, так и других дисциплинах, т.е. использует свой потенциал знаний. Наличие учебных мотивов на уроках, ситуаций или проблем, которые приводят к постановке учебных задач, активность учащихся, направленная на их решение, дают знания, которые помогают учащимся выстроить новые знания, в своем опыте и изменить прежний опыт, и они (знания) являются средством изменения самого ученика. Таким образом, эффективность обучения оцениваю исходя из уровня успешности учащегося. |
6. | Результативность опыта | Современные образовательные технологии формируют коммуникативные умения, информационную культуру учащихся, культуру общения, развитие логического мышления, творческого и познавательного потенциала, совместного сотрудничества. Повышение качества исторической подготовки обучающихся повлекло за собой положительную динамику уровня обученности по истории, возрос интерес к предмету и к внеурочной познавательной деятельности, к росту числа участников и призеров предметных олимпиад. Дипломы призеров муниципального этапа Всероссийской предметной олимпиады по праву, обществознанию, 11, 10 класс. Дипломы 2 степени во Всероссийской дистанционной олимпиаде по истории проекта «Инфоурок», 6, 7 класс. Диплом 2 степени в Республиканской дистанционной олимпиаде по экономике, 11 класс. В рамках коммуникативной деятельности обучающиеся развивают навыки выступления, ведения дискуссий. Обучающиеся активно используют компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации. Высокая результативность и эффективность педагогического опыта обеспечивает улучшение, преобразование существующей образовательной ситуации; повышение качества образовательного процесса и его результатов; положительную динамику развития детей в соответствии с их возрастными, индивидуальными особенностями. |
7. | Возможность тиражирования | Обобщение собственного педагогического опыта реализовано в выступлениях на научно-практических конференциях, семинарах, публикациях. А также на моем сайте: http://nsportal.ru/myakushina-elena-aleksandrovna |
8. | Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приемы работы с учащимися | 1. Тема самообразования: «Коммуникативно-деятельностный подход к обучению на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной культуры учащихся, развития их логического мышления, творческого и познавательного потенциала». 2. Рабочие программы курсов истории, обществознания, элективных курсов. 3. Разработки открытых уроков и мероприятий. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
Мною представлен опыт моей педагогической деятельности по проблеме "Использование ИКТ в работе уителя химии"....
Публичное представление собственного опыта
ОСНОВНЫЕ ЛИЧНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ Любовь к ...
Публичное представление опыта
Публичное представление опыта...
Публичное представление опыта
В данном представлении описан мой опыт работы...
Публичное представление опыта работы
Публичное представление опыта работы...
Публичное представление опыта
Выступление на заседании методического объединения «Создание условий для формирования у обучающихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности в рамках реализации ФГОС»...