публичное представление опыта
статья по истории по теме

Коммуникативно-деятельностный подход к обучению на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной культуры учащихся, развития их логического мышления, творческого и познавательного потенциала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt.docx36.09 КБ

Предварительный просмотр:

ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

I. Общие сведения

1.

Ф. И. О. автора опыта

Мякушина Елена Александровна

2.

Должность

Учитель истории и обществознания

3.

Стаж педагогической работы

23 года

4.

Квалификационная категория

Первая

5.

Учреждение, в котором работает автор опыта

МОУ «СОШ №1»

II. Сущностные характеристики опыта

Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Коммуникативно-деятельностный подход к обучению на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной культуры учащихся, развития их логического мышления, творческого и познавательного потенциала.

1.

Актуальность и перспективность опыта

В настоящее время, в условиях кардинальных изменений во всех сферах жизни общества, всё более серьёзное значение приобретает вопрос совершенствования исторической подготовки личности, поскольку знание истории своей страны в современных условиях становится значимой социально-экономической необходимостью. Расширяющиеся международные контакты в различных областях показали, что необходимо глубокое понимание особенностей менталитета, стиля жизни и системы моральных ценностей представителей мира , если народы стремятся к сотрудничеству и совместному устройству будущего мира. В первую очередь речь идет о формировании таких качеств личности, как открытость, толерантность и готовность к общению, заинтересованность, инициативность обучающегося.   Данное положение предполагает повышение уровня межкультурной образованности современного человека, что возможно лишь в том случае, если результаты общего образования будут выражены не только в предметном формате, но и будут иметь характер интегральных знаний, навыков и умений.

Практически каждый  предмет школьной программы вносит определенный вклад в формирование коммуникативной компетенции учащихся, наполняя ее соответствующим содержанием. Значимая роль в этом процессе отводится предмету «история» т. к. именно формирование межкультурной коммуникативной компетенции является основной целью обучения данной дисциплине.  

Опыт работы показывает, что развитие логического мышления, творческого и познавательного потенциала учащихся на уроках истории будет эффективным, через решение следующих задач:

- осуществлять учебный процесс в соответствии с познавательными способностями ребенка;

-делать акцент не столько на формирование знаний, сколько на развитие навыков, позволяющих самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в потоке информации;

- создавать условия для конкретного воплощения творческих идей, предоставлять ребенку свободу выбора области приложения сил и методов достижения цели, уметь воздерживаться от вмешательства в процесс творческой деятельности;

- на уроках уделять внимание развитию логического мышления, характеризующегося быстротой, гибкостью и точностью, охватом всех возможностей для создания ситуации успеха;

- помогать обучающему открывать и ценить в себе творческую личность.

Важнейшей целью, как учителя истории, считаю развитие интереса учащихся к изучению своего предмета, так как он является одним из приоритетных предметов в формировании духовно-нравственной личности, в воспитании патриота своей страны.

Современные образовательные технологии и их отдельные элементы, которые я активно использую на уроках истории, а также и во внеурочное время, помогают мне в успешном решении поставленных задач для достижения выбранной цели.

2.

Новизна опыта

Комуникативно-деятельностный подход к обучению предполагает учебное сотрудничество, в котором  заинтересованы, инициативны как обучающие , так и обучаемые. Коллективная работа, поисковая деятельность способствуют формированию познавательных мотивов. Главной целью урока на основе комуникативно-деятельностный подхода к обучению становиться формирование  способности к самообучению, саморазвитию, воспитание коммуникативной культуры, гуманных, нравственных качеств, интеллектуальное, эмоциональное развитие учащихся в условиях совместной деятельности.

 История  как школьный предмет обладает колоссальным мета предметным потенциалом, она способна осуществлять связь знаний, получаемых учениками на разных уроках. Практическая значимость заключается в том, что использование данного подхода отвечает современным требованиям, стоящим перед школой при подготовке конкурентоспособных граждан.

3.

Наличие теоретической базы 

Теоретической базой педагогического опыта являются  идеи  Г.К. Селевко, Н.И. Грудцыной,  Е.А. Ямбурга.

Модель урока на основе коммуникативно-деятельностного подхода может быть использована как универсальное средство проектирования уроков. В современном образовании акценты расставлены на использование новых технологий, потому в своей работе стараюсь наряду с традиционными , большую ставку делать на применение  современных образовательных технологий, что позволяет успешно реализовывать принципы личностно ориентированного обучения.

   Технология коллективного взаимообучения или работа в парах, позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения, обеспечивает успешность каждому ребёнку. На коллективных учебных занятиях в разновозрастных и разноуровневых группах у учащихся развиваются навыки самоорганизации, самоуправления, самоконтроля, самооценки и взаимооценки. В результате постоянного повторения материала совершенствуются навыки логического мышления и понимания;

 в процессе постоянной, активной деятельности развиваются навыки мышления, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний; каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе, что создает ситуацию успеха; повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда; обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а значит, обеспечивает более прочное усвоение.

 Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках истории позволяет не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний, развивать познавательную активность. На уроках применяю компьютер в разных режима: презентации учебного материала, мультимедийные приложения; работа с Интернет-ресурсами; тесты; самостоятельный поиск материала. Использование данных приемов приводит  к повышению интереса к предмету; развитию творческого потенциала; повышению степени наглядности; моделированию учебного процесса; снижению утомляемости.

  1.              Проблемно-поисковое обучение формирует  развитую творческую личность, способную логически мыслить, самостоятельно находить решения в различных проблемных ситуациях,  систематизировать и накапливать знания, делать самоанализ, а также содействует развитию у учащихся критического мышления. Технологию проблемного обучения можно использовать   на разных этапах урока: на этапе актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности, при постановке учебной задачи, а также при построении проекта выхода из затруднения и рефлексии деятельности  и т.п.

       Проблемные вопросы, поставленные перед учащимися, побуждают их к действию, обучают умению самостоятельно  решать проблемы, намечать план поиска решения. Кроме того, проблемная ситуация на уроке развивает произвольное внимание и память, приучает детей к анализу, креативному взгляду на вопросы, умению четко формировать вопросы и ответы. В результате использования данной технологии:  совершенствуется умение учащихся обосновывать свою  позицию; воспитывается уважение к чужой точке зрения; активизируется познавательная деятельность учащихся; появляются навыки сотрудничества, осуществлять самоконтроль, корректировку своих действий и конечно,увеличивается количество творческих  работ.

          Проектная деятельность позволяет наиболее полно раскрыть и развить творческий потенциал личности ребёнка в процессе обучения. В результате проектной деятельности учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса, продукт их творческой деятельности может иметь научную значимость и являться предметом инноваций. Дети сами стараются открывать новые для них факты.        Данная технология делает учебный процесс более полным, интересным, насыщенным и ориентирует учащихся на самостоятельную работу: индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Этот метод органично сочетается  с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.

         Технология интеграции в образовании способствует формированию целостной картины мира у обучаюшихся, развивает целенаправленность, активность, гибкость мышления и потенциал самих учащихся, побуждает к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики,  коммуникативных способностей.          Использование данной технологии расширяет кругозор обучающихся,  повышает  их интерес к предметам, а также формирует познавательные мотивы учебной деятельности ,  появляется возможность самим открывать новые знания и умения.        

 

4.

Ведущая педагогическая идея

Создание оптимальных условий личности самореализации школьников с одновременным высоким уровнем освоения ими содержания учебных программ. Учитель из носителя знаний и информации превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы,  добыванию необходимых знаний и информации из различных источников. Учитель стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. Таким образом, формируются потребности к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию и умение  применять ее в жизни.

5.

Оптимальность и эффективность средств  

         Для оптимизация своих уроков учитываю формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению; находя лучшее сочетание приёмов, методов.; 

На практике стараюсь, использовать следующие способы оптимизации:
определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи; формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах; формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материала; использование современных технологий в обучении; выбор наиболее рациональных методов и средств обучения для каждого отдельного класс;
воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь; побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними; реализация мета предметных связей.
          Практика показывает, что суть оптимизации состоит не в применении того или иного метода, приема, формы обучения, технологии, а в умении найти им наилучшее, наиболее рациональное место в учебном процессе. Процесс оптимизации идет одновременно с учетом двух критериев - результативности и затратам времени на достижение цели.
 

   Эффективный процесс обучения не может быть построен лишь на основе методов передачи информации, её запоминания, воспроизведения.
           Развивающее обучение, осуществляемое с помощью активных методов, способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний в учебной деятельности. Так работа в группах п
редлагает задания на “новое” знание, побуждает учеников к определению и выбору видов работы по достижению целей урока, помогает комментировать учебные действия “ведущему” (сильному ученику), поддерживает интерес и познавательную активность учащихся. Создает условия для сотрудничества – работы в парах, группах. Создание ситуации успеха для каждого. Индивидуальная работа по устранению ошибок.

      Другой плодотворный приём – знакомство различными точками зрения на одно и то же событие. Постановка проблемного задания - «По данной теме существуют несколько позиций. Предлагаю познакомиться с разными вариантами  и высказать свою точку зрения. Аргументация обязательна».  В ходе обсуждения, дискуссии по заявленной проблеме учащиеся раскрывают свои способности;   оценивают правильность своих выводов, суждений, осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов. 

  Не менее, интересный прием - составление интеллект карт, в ходе которой обучающийся использует не только знания, полученные на данном уроке,  но и знания полученные раннее как на уроках истории, так и других дисциплинах, т.е. использует свой потенциал знаний.

  Наличие учебных мотивов на уроках, ситуаций или проблем, которые приводят к постановке учебных задач, активность учащихся, направленная на их решение, дают знания, которые помогают учащимся выстроить новые знания, в своем опыте и изменить прежний опыт, и они (знания) являются средством изменения самого ученика.

              Таким образом, эффективность обучения оцениваю исходя из уровня успешности учащегося.

6.

Результативность опыта

Современные образовательные технологии формируют коммуникативные умения,   информационную культуру учащихся, культуру общения,  развитие логического мышления, творческого и познавательного потенциала, совместного сотрудничества.  Повышение качества исторической подготовки обучающихся повлекло за собой положительную динамику уровня обученности по истории, возрос интерес к предмету  и к внеурочной познавательной деятельности, к росту числа участников и призеров предметных олимпиад.

Дипломы призеров муниципального этапа Всероссийской предметной олимпиады по праву, обществознанию, 11, 10 класс.

Дипломы 2 степени во Всероссийской дистанционной олимпиаде по истории проекта «Инфоурок», 6, 7 класс.

Диплом 2 степени в Республиканской дистанционной олимпиаде по экономике, 11 класс.

В рамках коммуникативной деятельности обучающиеся развивают навыки выступления, ведения дискуссий. Обучающиеся активно используют компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации.       

Высокая результативность и эффективность педагогического опыта обеспечивает улучшение, преобразование существующей образовательной ситуации; повышение качества образовательного процесса и его результатов; положительную динамику развития детей в соответствии с их возрастными, индивидуальными особенностями.

7.

Возможность тиражирования

Обобщение собственного педагогического опыта реализовано в выступлениях на научно-практических конференциях, семинарах, публикациях. А также на моем сайте: http://nsportal.ru/myakushina-elena-aleksandrovna

8.

Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приемы работы с учащимися

1. Тема самообразования: «Коммуникативно-деятельностный подход к обучению на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной культуры учащихся, развития их логического мышления, творческого и познавательного потенциала».

2. Рабочие программы курсов истории, обществознания, элективных курсов.

3. Разработки открытых уроков и мероприятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Мною представлен опыт моей педагогической деятельности по проблеме "Использование ИКТ в работе уителя химии"....

Публичное представление собственного опыта

  ОСНОВНЫЕ ЛИЧНЫЕ                   ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ     Любовь к ...

Публичное представление опыта

Публичное представление опыта...

Публичное представление опыта

В данном представлении описан мой опыт работы...

Публичное представление опыта работы

Публичное представление опыта работы...

Публичное представление опыта

Выступление на заседании методического объединения  «Создание условий для формирования у обучающихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности в рамках реализации ФГОС»...