Приобретение, распространение и использование научного знания в образовательной деятельности: необходимость или случайность?
статья на тему

Копылова Ольга Дмитриевна

Небольшое эссе-размышление о научном знании в современном образовании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_nauchnoe_znanie.docx28.64 КБ

Предварительный просмотр:

Приобретение,  распространение и использование научного знания в образовательной деятельности: необходимость или случайность?

Образование – одна из самых важных и популярных тем для размышления и обсуждения в современном мире. И это не случайно, ведь человек оказывается включенным в образовательный процесс практически с самого начала своей жизни. К тому же, сегодня концепция «образования через всю жизнь» становится основополагающей идеей для успешной жизни в развитом социуме.        Уже в младенчестве мы становимся участниками образовательной деятельности наших родителей. Конечно, те знания, которые они нам дают, являются обыденными, житейскими. Они основаны только на жизненном опыте определенной группы людей, весьма субъективны и неточны, не подвергаются никакому контролю, ответственность за них полностью в руках семьи.                                        Но в какой-то момент человек становится частью системы организованного образования. Такое образование существует в разных формах (формальное, неформальное), но все же предполагает определенные цели, задачи, методы и формы контроля. Такое образование и оказывается под пристальным вниманием как специалистов, так и широкой общественности. Сегодня ведутся оживленные дискуссии о том, каким оно должно быть, какие у него должны быть цели и содержание.                                Популярной оказывается идея о том, что формальное образование перегружено научными знаниями, далекими от повседневной жизни человека, знаниями, которые могут не пригодиться ему ни разу. Отсюда многие делают выводы, что объем научного знания должен быть сокращен или упрощен, что образованию следует быть более близким к реальной жизни.                                                                                        Однако, на мой взгляд, образование в первую очередь призвано формировать картину мира человека. И эта картина сегодня, в XXI веке, должна быть основана именно на научном знании – системе знаний о законах природы, общества, мышления. Только так человек сможет свободно жить и грамотно выбирать жизненный путь, целенаправленно осуществлять полезную, созидательную деятельность. Поэтому любая образовательная деятельность должна основываться на необходимости приобретения, распространения и использования научного знания.                                                Одной из важнейших наук, педагогикой, наукой о воспитании и обучении, годами вырабатывались основные дидактические принципы, по которым должно осуществляться обучение. И не случайно первым принципом, который не вызывает сомнений у исследователей разных стран и точек зрения, становится принцип научности. Именно этот принцип служит твердой опорой при составлении учебных программ и учебников. Он требует от преподавателя, чтобы содержание обучения было основано на положениях, соответствующих фактам, выражало бы состояние современных наук. Реализация этого принципа не только помогает сформировать адекватное представление о мире и научиться отличать верное от ложного. Этот принцип также способствует расширению картины мира, формирование толерантного отношения к этому миру, понимания его многообразия и изменчивости. Этот принцип в образовании определяет путь, на котором субъект образовательной деятельности учится наблюдать и анализировать результаты своей и чужой деятельности, организовывать свою деятельность, вступать в коммуникацию и защищать свои воззрения. Именно соблюдение принципа научности обеспечивает возможность системности знаний, понимания причинно-следственных связей. Это представляется особенно важным в информационном обществе, где объемы информации поступают к человеку часто хаотично и в больших объемах. Современные серьезные исследователи, вопреки складывающемуся представлению, не говорят о пересмотре важности этого принципа в образовании. Наоборот, речь идет о том, как расширить его влияние и сферы его действия в образовательном процессе. Без соблюдения этого принципа образовательная деятельность представляется лишенной смысла и целесообразности.                                        Сегодня ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что человек существует в рамках информационного общества, основы которого требуют от него соответствующего понимания мира и путей взаимодействия с ним. Информационное общество является переходным этапом к обществу, основанному на знании. Производство чего-то материального в этих условиях отходит на второй план, наивысшую ценность приобретают информационные продукты. Основами такого общества являются приоритет информационных ресурсов над всеми остальными, информационные технологии, охватывающие все сферы социальной деятельности человека, производство, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейших технологий. Соответственно, для успешного к нему перехода необходимы личностно развитые люди, способные к образованию и самообразованию. Для полноценной жизни в таком социуме человек должен постоянно обращаться к научному знанию, повышать уровень владения этим знанием, умения сохранять, использовать и распространять его. От этого напрямую зависит ценность каждого человека. Очевидно, что в подобных условиях и образовательная деятельность должна быть основана на научном знании и оперировании им.                                                                                Таким образом, мы приходим к выводу, что научное знание в образовательной деятельности сегодня отнюдь не случайно, а необходимо для полноценного существования каждого человека и общества в целом. На это указывают и традиции образования, много лет успешно и плодотворно базирующиеся на принципе научности, и вызовы, которые ставит перед нами современная эпоха. Соответственно, и современный педагог не может игнорировать подобные выводы, основой его жизни и деятельности также должно быть научное знание, а процесс оперирования им – естественным и свободным.


Список источников

1. Философия науки. Словарь основных терминов [Электронный ресурс]/ Академик, 2000-2016 – Режим доступа: http://philosophy_of_science.academic.ru/214

2. Жуликова Ольга Валентиновна Роль знаний и образования в информационном обществе // Вестник ТГУ. 2010. №10. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rol-znaniy-i-obrazovaniya-v-informatsionnom-obschestve (дата обращения: 06.12.2016).
3. Наука в информационном обществе:  Издание ЮНЕСКО для Всемирного Саммита по информационному обществу [Электронный ресурс]/ Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры
WWW.UNESCO.ORG – Режим доступа: http://portal.unesco.org/ci/fr/files/12852/11110597537science_ru.pdf/science_ru.pdf 

4.Алешин Леонид Ильич, Знания в информационном обществе (аспекты проблемы)

// "Технологии информационного общества и культура". Матер. 7-й междунар. конф. "EVA`2004" 29 ноября-3 декабря 2004 г. 

 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://laleshin.narod.ru/zio.htm 

5. Перминова Л.М., Методологические условия повышения качества образования [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://yspu.org/images/c/c2/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D0%9B.%D0%9C..pdf 

6. Даммер Манана Дмитриевна Роль принципа научности в формировании содержания обучения // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2012. №4 (263). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rol-printsipa-nauchnosti-v-formirovanii-soderzhaniya-obucheniya (дата обращения: 06.12.2016).

7.  Шаров Николай Федорович Научное знание как организующий и методический фактор обеспечения образовательных процессов // Вектор науки ТГУ. 2015. №2-1 (32-1). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/nauchnoe-znanie-kak-organizuyuschiy-i-metodicheskiy-faktor-obespecheniya-obrazovatelnyh-protsessov (дата обращения: 06.12.2016).

8. Нестеров Александр Геннадиевич Европейские концепции непрерывного образования в начале XXI века // Научный диалог. 2012. №5. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/evropeyskie-kontseptsii-nepreryvnogo-obrazovaniya-v-nachale-xxi-veka (дата обращения: 06.12.2016).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование СПО «Linux» в образовательной деятельности

«План перехода федеральных органов власти и федеральных бюджетных учреждений на использование свободного программного обеспечения» Период с 2011 до 2015 г.Апробация базового пакета СПО в пилотныхучреж...

«Использование информационных технологий в образовательной деятельности»

Использование компьютерных технологий наданном уроке позволяет сделать следующее: 1.обобщить и повторить большой объем лексического и грамматического материала по теме «Мой рабочий день»;2....

Мастер-класс по теме: «Использование Интернет - ресурсов в образовательной деятельности. Золотая рыбка в сети»

В наше время Интернет -  это уже проза жизни, а не редкое явление, и информационные технологии в образовании становятся неотъемлемой частью учебного процесса.В современном мире необходимо с...

Использование инновационных технологий в образовательной деятельности

Проведя социологический опрос среди старшеклассников Айхала и их родителей, мы пришли к выводу, что среди молодёжи нашего посёлка наибольший интерес вызывают программы дистанционного обучения, к...

Использование элементов "Психодидактики" в образовательной деятельности.

В работе представлены: классификация физических величин, изучаемых в 7 классе;                                 ...

«Психологические аспекты использования информационных технологий в образовательной деятельности детей с ОВЗ.»

«Психологические аспекты использования информационных технологий в образовательной деятельности детей с ОВЗ.» Преимущества, аспекты влияния,санит.гигиен.нормы и правила,задачи использования инф.технол...

Практикоприменение полученных по истории (обществознанию) знаний в образовательной деятельности и социально практике

Проектная работа  по  предмету истории (обществознанию) знаний в образовательной деятельности и социально практике...