Семинар
материал по теме
1.1 Особенности ребенка с задержкой психического развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_3.02.docx | 21.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Задержка психического развития
Выполнила учитель начальных классов
Александрова Ю Л
2016 год
Введение.
В условиях модернизации образовательной системы в России актуальным становится вопрос получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Тем более, что таких детей действительно много. Причем основную массу составляют дети с задержкой психического развития.
Это дети – в целом нормальные: с нормальным слухом и зрением, отсутствием умственной отсталости, заметных дефектов речи и опорно-двигательного аппарата. Они испытывают значительные трудности в учебе из-за повышенной утомляемости, неустойчивого внимания, плохой памяти, недостаточного уровня развития мышления и речи.
Увеличение числа таких детей отмечается во всем мире, поэтому проблема трудности в обучении стала одной из актуальных психолого-педагогических проблем сегодняшнего времени.
Дети с ЗПР так же, как все другие дети с ОВЗ, «могут реализовать свой потенциал социального развития при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания – образования, обеспечивающего удовлетворение как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей, заданных спецификой нарушения психического развития» . Тем более, что получение образования определяет успешность их социализации.
Таким образом, этот вопрос на данный момент является актуальным не только в теоретическом, но и практическом аспекте и остро стоит практически перед каждой образовательной организацией.
- Особенности ребенка с задержкой психического развития.
(слайд 2, 3) Задержка психического развития (ЗПР), вариант психического дизонтогенеза (это состояние, при котором наблюдаются отклонения от нормального личностного развития в определенный период жизни), к которому относятся как случаи замедленного психического развития («задержка темпа психического развития»), так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей степени слабоумия. Процесс развития познавательных способностей при ЗПР часто осложняется различными негрубыми, но нередко стойкими нервно-психическими расстройствами, нарушающими интеллектуальную работоспособность ребёнка.
Причины возникновения ЗПР можно разделить на две большие группы: (слайд 4)
- причины биологического характера. (слайд 5) К ним относятся:
- патология беременности (негрубые внутриутробные поражения ЦНС, инфекция во время беременности, резус-конфликт, курение и алкоголизм матери и отца);
- легкие родовые травмы;
- малый вес ребенка при рождении, рождение раньше положенного срока;
- инфекционные заболевания на ранних этапах жизни ребенка;
- заболевания ребенка соматического свойства.
2 Социально-психологические причины, вызывающие задержку в усвоении ребенком общественного опыта и препятствующая своевременному психическому развитию: (слайд 6)
- отсутствие полноценной, соответствующей возрасту деятельности: предметной, игровой, общение со сверстниками, взрослыми.
- ранний отрыв матери от ребенка и воспитание в полной изоляции в условиях социальной депривации;
- гиперопека, гипоопека, авторитарный тип воспитания.
(слайд6) В основе задержки психического развития (ЗПР) лежит взаимодействие биологических и социальных причин.
(слайд 7) При систематике ЗПР Власова Т.А. и Певзнер М.С. выделяют две основные формы:
1) Дети с нарушенным темпом физического и умственного развития.
Инфантилизм - нарушение темпа созревания наиболее поздно формирующихся мозговых систем.
(слайд 8) 2) Дети с функциональными расстройствами психической деятельности.
Причины: минимальное органическое повреждение головного мозга.
Астения - резкая ослабленность соматического и неврологического характера, обусловленная функциональными и динамическими нарушениями центральной нервной системы.
(слайд 9) В самом общем виде сущность ЗПР состоит в следующем: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно с отставанием от нормы.
(слайд 10) У такого ребенка гораздо дольше (часто на протяжении всех лет обучения в начальной школе) остается ведущей игровая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы.
(слайд 11) Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребенок либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот, скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны остальных детей.
При работе с такими детьми важно не только видеть указанные ограничения, но и правильно оценивать потенциальные возможности учащихся с ЗПР: при индивидуальной помощи (дополнительном объяснении) они правильно понимают учебную информацию, адекватно используют предлагаемую помощь.
(слайд 12) Школьники с ЗПР при условии систематической коррекционной поддержки, интеллектуальной стимуляции, общеукрепляющего оздоровления имеют благоприятный прогноз развития.
(слайд 13) Выделяется четыре типа задержки психического развития:
♦ конституционального происхождения (психофизический инфантилизм);
♦ соматогенного генеза;
♦ психогенного генеза;
♦ церебрально-органического генеза.
Охарактеризуем подробнее каждый из типов ЗПР.
(слайд 14-15) 1.Задержка психического развития конституционального происхождения. Обусловлена замедленным созреванием и функциональной недостаточностью филогенетически молодых лобных структур мозга и их связей (гармонический психический и психофизический инфантилизм, при котором эмоционально-волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста).
Проявляется в:
- дефиците познавательной активности при обучении;
С первых месяцев обучения в школе эти дети становятся стойко неуспевающими.
- отсутствии школьных интересов, несформированности «роли ученика»;
- преобладании игровых интересов в школьном возрасте;
- быстрой пресыщаемости в любой деятельности, требующей активного внимания и интеллектуального напряжения. Ребенок не понимает новых требований, предъявляемых к нему, например, в поведении. Во время урока может передвигаться по классу, разговаривать вслух. При написании букв или цифр дорисовывает им дополнительные элементы, превращая в домики, елочки.
- неспособности к волевому напряжению и преодолению трудностей;
- недоразвитии чувства долга;
- относительной слабости абстрактно-логического мышления, словесно-смысловой памяти;
- в стремлении быть в обществе детей младшего возраста или тех, кто им покровительствует;
- недостаточной дифференциации межличностных отношений;
(слайд 16) Для конституциональной ЗПР характерен благоприятный прогноз при условии целенаправленного педагогического воздействия в доступной ребенку занимательной игровой форме.
- (слайд 17) Задержка психического развития соматогенного генеза.
- Этот тип задержки развития психики обусловлен длительной соматической недостаточностью различного происхождения: хроническими инфекциями и аллергическими состояниями, врожденными и приобретенными пороками развития внутренних органов (сердце, почки, легкие и др.).
- В замедлении темпа психического развития таких детей значительная роль принадлежит стойкой астении (слабости), болезненному состоянию, которое характеризуется повышенной утомляемостью, истощаемостью, неспособностью к длительному умственному и физическому напряжению.
- Причины неуспеваемости при астеническом состоянии лежат в ослаблении умственной работоспособности (а не в интеллектуальной недостаточности).
Боясь ответить неправильно, используют такие фразы как «не знаю», «не могу».
- Из-за общей ослабленности организма темп деятельности, скорость усвоения материала, память снижены. На первый план выступают быстрое снижение работоспособности, сужение объема воспринимаемого материала, трудности распределения и переключения внимания.
Болезненность рождает психическую незрелость. Вследствие этого ребенок плохо адаптируется в новой среде. Он часто плачет, скучает по родителям, просится домой.
Свои неуспехи в учебной деятельности такие дети переживают достаточно болезненно.
(слайд 18) Дети с соматогенной ЗПР нуждаются в систематической лечебно-педагогической помощи. Наиболее целесообразно помещать такого ребенка в школы санаторного типа, при их отсутствии - в класс компенсирующего обучения. Если такового нет, то необходимо создать в условиях класса строгую регламентацию учебной нагрузки, профилактики переутомления, формирование рациональных приемов умственного напряженного труда.
3. (слайд 19) Задержка психического развития психогенного генеза. Связано с неблагоприятными условиями воспитания. Социальный генез этой аномалии развития не исключает ее патологического характер.
Особенности таких детей развития обусловлены неблагоприятными условиями воспитания.
При раннем возникновении и длительном воздействии психотравмирующих факторов могут возникнуть стойкие сдвиги в нервно-психической сфере ребенка, что приводит к невротическим и неврозоподобным нарушениям, патологическому развитию личности. Яркий пример – дети, находящиеся в Доме ребенка. Отсутствие материнской ласки, тепла семейного очага приводят к замедлению психического развития ребенка. В итоге: несформированность интеллектуальной мотивации, инфантильность, несамостоятельность поведения, подверженность чужому влиянию.
Психотравмирующая среда:
- негативное влияние на ребенке еще в утробе матери, если женщина испытывает сильные, длительно действующие негативные переживания.
- социальное сиротство, безнадзорность, культурная депривация, гиперопека.
- воспитание детей психически больными родителями, прежде всего матерью.
Воздействие на ребенка со стороны родителей – это, как правило, подавление и систематические наказания.
(слайд 20) При индивидуальном подходе, достаточной интенсификации обучения эти дети сравнительно легко могут заполнить пробелы в своих знаниях в обычных условиях массовой школы.
(слайд 21) 4.Задержка психического развития церебрально-органического генеза. Отличается большей стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности. Анамнез детей с данным типом ЗПР в большинстве случаев показывает наличие негрубой органической недостаточности нервной системы резидуального (остаточного) характера вследствие патологии беременности, родов, постнатальных нейроинфекций и др.
- При этом варианте ЗПР сочетаются черты незрелости и различной степени поврежденности ряда психических функций.
(слайд 22) Церебрально-органическая недостаточность прежде всего накладывает типичный отпечаток на структуру самой ЗПР – как на особенности эмоционально-волевой незрелости, так и на характер нарушений познавательный деятельности.
Обучение таких детей в обычном классе общеобразовательной школы бесперспективно. Им нужна систематическая компетентная коррекционно-педагогическая поддержка в социальных условиях обучения
( слайд 23) Особенности познавательной деятельности ребенка с задержкой психического развития.
Познавательная деятельность детей с задержкой психического развития характеризируется рядом особенностей.
(слайд 24) Отмечаются следующие особенности внимания, характерные для данного нарушения:
- Низкая концентрация внимания: неспособность ребенка сосредоточиться на задании, на какой-либо деятельности, быстрая отвлекаемость.
- Низкий уровень устойчивости внимания. Дети не могут длительно заниматься одной и той же деятельностью.
- Узкий объем внимания.
Неустойчивость внимания имеют индивидуальные формы проявления. Так, у одних детей максимальное напряжение внимания и наиболее высокая работоспособность обнаруживаются в начале выполнения задания и неуклонно снижаются по мере продолжения работы;
- у других детей наибольшее сосредоточение внимания наступает после некоторого периода деятельности;
- у третьей группы детей отмечаются периодические колебания внимания и неравномерная работоспособность на протяжении всего выполнения задания.
(слайд 25) У ребенка с ЗПР наблюдается низкий (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками) уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приёма и переработки сенсорной информации. Сходные качества предметов воспринимаются ими обычно как одинаковые.
(слайд 26) Общие недостатки мыслительной деятельности детей с ЗПР:
- Несформированность познавательной, поисковой мотивации (своеобразное отношение к любым интеллектуальным задачам). Дети стремятся избежать любых интеллектуальных усилий (отказываются выполнять трудную задачу). Такой ребенок выполняет задачу не полностью, а ее более простую часть. Дети не заинтересованы в результате выполнения задания.
- Отсутствие выраженного ориентировочного этапа при решении мыслительных задач. Дети с ЗПР начинают действовать сразу, с ходу. Следует заметить, что они в большей мере заинтересованы в том, чтобы побыстрее закончить работу, а не качеством выполнения задания.
- Низкая мыслительная активность, «бездумный» стиль работы (дети, из-за поспешности, неорганизованности действуют наугад). Дети решают задачу на интуитивном уровне, то есть ребенок вроде бы правильно дает ответ, но объяснить его не может.
- Стереотипность мышления, его шаблонность.
(слайд 27) Наблюдения педагогов и родителей за детьми с ЗПР, а также специальные психологические исследования указывают на недостатки в развитии их непроизвольной памяти. Многое из того, что нормально развивающиеся дети запоминают легко, как бы само собой, вызывает значительные усилия у их отстающих сверстников и требует специально организованной работы с ними.
Снижение произвольной памяти у таких детей - одна из главных причин их трудностей в школьном обучении. Они плохо запоминают тексты, не удерживают в уме цель и условия задачи. Им свойственны колебания продуктивности памяти, быстрое забывание выученного.
(слайд 28) Особенности развития речи
У большинства детей с ЗПР имеются нарушения как импрессивной (недостаточностью дифференциации речевого восприятия, речевых звуков, не различением смысла отдельных слов, тонких оттенков речи), так и экспрессивной речи, нарушение как устной, так и письменной речи, аграмматизмов, низкая речевая активность.
Во многих случаях картина речевых нарушений свидетельствует о наличие общего недоразвития речи, о задержке речевого развития, дизартрией.
У детей с ЗПР выявляется бедный, недифференцированный словарный запас.
При использовании даже имеющихся в словаре слов дети часто допускают ошибки, связанные с неточным, а иногда и неправильным пониманием их смысла.
(слайд 29) . Особые образовательные потребности ребенка с задержкой психического развития.
Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР .
(слайд 30) Особые образовательные потребности детей с ЗПР включают в себя как общие, свойственные всем детям с особыми образовательными потребностями, так и специфические:
- в получении специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития, т.е. в дошкольном возрасте;
- в периоде подготовки к школьному обучению, обеспечении преемственности между дошкольным и школьным образованием как условия непрерывности коррекционно-развивающего процесса;
- в обеспечении коррекционно-развивающей направленности обучения в рамках основных образовательных областей;
(слайд 31) - в организации процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков детьми с ЗПР («пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию ребенка, так и компенсации индивидуальных недостатков развития );
- в обеспечении непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности ребенка, продолжающегося до достижения ее минимально достаточного уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
- в обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния ЦНС и нейродинамики психических процессов у детей с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
- в постоянном стимулировании познавательной активности, побуждении интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
- в постоянной помощи ребенку в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
(слайд 32) - в комплексном сопровождении, гарантирующем получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальной психокоррекционной помощи, направленной на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
- в развитии и отработке средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), в формировании навыков социально одобряемого поведения, максимальном расширении социальных контактов;
- в обеспечении взаимодействия семьи и образовательного учреждения (организация сотрудничества с родителями, активизации ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).
ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт) ОВЗ вводится с первого сентября 2016 года и только для детей, поступающих в школу, то есть это первый класс, поэтому в своем выступлении я расскажу об отдельных результатах работы с детьми именно первого класса с ЗПР.
В школе уже был опыт работы с детьми, имеющими задержку психического развития, поэтому, когда родители обратились с просьбой принять их детей в такой класс, администрацией было принято решение об открытии первого класса.
(слайд 33) В сентябре 2015 года был укомплектован класс ЗПР, состоящий из трех человек, два мальчика: Звягинцев Илья и Переверзев Кирилл , одна девочка: Паценко, позже добавился ещё один мальчик: Ефанов Дима. На момент поступления в школу только у двоих ребят была признана инвалидность и программа составлялась с учетом рекомендаций комиссии и ИПР (индивидуальная программа реабилитации). И только в третьей четверти остальным ребятам присвоили инвалидность, соответственно сейчас я вношу коррективы в программу с учетом всех рекомендаций, которые были даны на комиссии. Помимо основного диагноза (ЗПР с мин.дизартрич.растройствами) присутствует и задержка речевого развития,
На данный момент в классе обучаются 4 человека. Работа проходит по учебному плану для начальной общеобразовательной школы, что соответствует варианту 7.1 (Вариант инклюзивного образования).
(слайд 34) Адаптированная образовательная программа предназначена для обучения школьников с особыми образовательными потребностями в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.
Адаптированная программа составлена с учётом особенностей познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, трудовых навыков, который необходим им для социальной адаптации.
В программе содержится информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана программа (в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком).
(слайд 35) Программа включает в себя следующие предметы:
- обучение чтения и литературное чтение,
- обучение письму и русский язык,
- математика,
- изобразительное искусство,
- технология,
- окружающий мир.
Адаптированная образовательная программа для 1 класса разработана на основе Закона «Об образовании в РФ», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина «Обучение чтению», Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, Л.А. Виноградской «Литературное чтение», М.И.Моро, Ю.М.Колягиной, М.А.Бантовой «Математика», «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой, Плешакова А.А. «Окружающий мир» (Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1–4). – М.: Просвещение, 2011) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования. Коррекционно-развивающее обучение: начальные классы (I-IV), 7 вид». - Под ред. С.Г.Шевченко (М.: Школьная пресса, 2004) и в соответствии с Уставом школы.
(слайд 36-37) При разработке адаптированной программы использовались следующие учебники:
- Горецкий, В. Г., Федосова, Н. А. Пропись 1, 2, 3, 4 к «Азбука». – М.: Просвещение, 2011.
- Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник и рабочая тетрадь 1 класс.
- Учебник «Литературное чтение» (авторы Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий,); II части, 2011 г
- Моро М.И. Математика: учебник для 1 класса, тетрадь рабочая в 2 частях.
- Контрольные работы по математике. 1 кл.: к учебнику М.И. Моро и др. Автор: В.Н. Рудницкая-М.: Экзамен,2007.
- Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник для 1 класса. Рабочая тетрадь. 1 кл. (ч.1,2).
(слайд 38) Основной формой организации процесса обучения является урок.
На уроках математики дети производят счёт предметов. Записывают числа от нуля до 10, называют компоненты арифметические действий: сложение, вычитание. Пример Кирилл (видео «Сколько носок….» с 00.00 по 3.10)
Называют взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше—ниже, слева—справа, сверху—снизу, ближе—дальше, между и пр.) чертят геометрические фигуры. Учатся распознавать и изображать геометрических фигуры: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, Используют чертёжные инструменты для выполнения построений (линейка).
На уроках решают задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на…», записывают текст задачи (схема, таблица)
Все мы прекрасно знаем, что одно из важных качеств, способствующих успешной учебе – это память. И один из cпособов развития памяти – это заучивание стихов. (видео 2233 00.00-00.10).
Очень хорошо сочетать чтение стихов и какие-то движения. Тогда ребенку можно напомнить движение, а он вспомнит слова сам. Такие небольшие стихи - физминутки развивают память детей и координацию движений. (видео 2233 00.11-01.13).
На уроках русского языка дети устанавливают последовательность звуков в слове, сопоставляют слова, различающихся одним или несколькими звуками, различают гласные и согласные звуки, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие; делят слова на слоги, определяют место ударения.
Вырабатываю навыка написания большой буквы в именах людей и кличках животных. (Видео №2233 01.12-06.52)
При работе с предложением соблюдают правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка в конце). (Видео №2233 06.53-9.48) Дима обучается в школе всего два месяца, но уже видны его успехи. Хорошо читает, пишет, считает.
(слайд 39-40) На уроках технологии происходит развитие творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий при замене различных видов материалов, способов выполнения отдельных операций;
(слайд 41) Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. . На уроке я использую один из видов рефлексии – это рефлексия настроения и эмоционального состояния. «Ёлочка настроения» На доске висит картинка ёлочки. В конце урока если ребятам понравилось и они узнали что-то новое, прикрепляют к ёлочке красный шарик, синий и т.д., если не понравилось – белый».
Конечно же, детям требуется постоянная похвала, которая способствует усилению мотивации к учебной деятельности.
(слайд 42) На уроке музыки используется хоровое пение; игра на музыкальных инструментах; разыгрывание песен, сказок. Всё это способствует нормальному развитию личности, нравственно-эстетическое её воспитание. (видео №20011628)
(слайд 43-44) На уроках ритмики и физической культуры дети укрепляют иммунитет, выполняют разные упражнения, направленные на развитие мышц разных категорий.
Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. (видео 20160127)
Для успешного обучения важную роль играет и благоприятная эмоциональная обстановка в классе, помогающая ребенку раскрыть свой творческий потенциал, реализоваться в коллективе. Для этого необходимо участие таких детей в жизни класса и школы, в общественных мероприятиях. Несмотря на то, что они ещё маленькие, охотно участвуют в творческих номерах, рисуют, поют, танцуют. Это помогает им уверенно чувствовать себя в коллективе, установить контакт с одноклассниками. Особенно когда эти занятия становятся успешными. (видео 634 Н,Г видео).
Организация взаимодействия с родителями.
Для успешного осуществления коррекционно-развивающей работы необходимо не только взаимодействие всех специалистов образовательного учреждения, но и активная помощь и поддержка со стороны родителей.
На начальном этапе взаимодействия наиболее продуктивной формой работы являлось индивидуальное консультирование. Я в доступной форме рассказываю родителям об особенностях их детей, указывает на положительные качества, объясняю, как заниматься в домашних условиях, на что следует обратить внимание. В моем классе очень хороший родительский комитет, который внимательно слушает все мои рекомендации и по возможности старается их выполнять. Все родителя активно участвуют в школьной жизни детей. (слайд фото с родителями)
Придя в первый класс, дети не знали алфавита, прямого и обратного счета; не различали цветовую гамму; не умели читать, писать, держать в руках правильно ручку, карандаш, самостоятельно одеваться и обуваться. В течение первой четверти боялись без присутствия учителя выйти из кабинета и подняться на второй этаж, то сейчас адаптирровались, влились в школьную жизнь и чувствую себя прекрасно! (Совместное фото)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы выступления на семинаре "Использование разнотиповых семинаров и ИКТ в профильном обучении химии".
Использование семинаров в профильном обучении химии органической химии. На городском семинаре данный опыт был представлен в форме выступления....
Городской семинар учителей русского языка и литературы
Тема семинара: "Формирование базовых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы" Представлена теоретическая основа семинара и памятка по компетенциям....
Внутришкольный семинар " Неуспевающие учащиеся. Как им помочь"
Выступление завуча с элементами практического задания для педагогов+памятки для работы с "неуспевающими"...
Краевой семинар воспитателей коррекционных образовательных учреждений. Тема семинара: «Развитие познавательных интересов и творческих способностей воспитанников с ограниченными возможностями здоровья во внеурочное время».
23 марта 2012 года на базе КГКСКОУ школы-интерната VI вида города Владивостока для слушателей курсов ПИППКРО был проведен краевой семинар на тему: «Развитие познавательных интересов и творческих спосо...
Зональный семинар для заместителей директора по воспитательной работе. Выступление на семинаре.
laquo;Системно-деятельностный подход как основа создания воспитательной модели школы »...
Зональный семинар для заместителей директора по воспитательной работе. Выступление №2 на семинаре.
«Создание воспитательной модели на основе внедрения комплекса технологий деятельностного типа в условиях реализации ФГОС»...