Использованье физкультминуток на уроках
учебно-методический материал на тему

Бубнов Александр Викторович

В процессе учебной деятельности учащимся младших классов, и не только, но и детям среднего звена, на протяжении одного и нескольких уроков трудно постоянно удерживать активное внимание. Это связано со свойственным им повышением возбуждения коры головного мозга, недостаточностью активного торможения, неустойчивостью нервных процессов. В этой работе вы познакомитесь с некоторыми видами фозкультминуток. Данный материал будет полезен не только учителям начальных классов, но и учителям-предметникам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizkultminutki.docx27.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Краснодубровская основная общеобразовательная школа»

Воловского района Тульской области

(Материал подготовлен к районному совещанию

директоров школ Воловского район)

                                                                                                        Подготовил:

                                                      учитель физической культуры и ОБЖ,

                                                                                                         А.В. Бубнов

Физкультминутки на общеобразовательных уроках

Своё выступление хочу начать словами В.А.Сухомлинского, он писал: «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества»

Я работаю учителем физической культуры 23 года, вижу, что год от года заметно увеличиваются  заболевания среди детей. Причины ухудшения здоровья зависят от многих факторов: отрицательного влияния окружающей среды, наследственных факторов, нарушения правил здорового образа жизни, неправильного отношения взрослых к своему здоровью и здоровью своих детей. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающим воздействиям, поэтому именно с начальной школы нужно использовать обучения детей основам здорового образа жизни.

            В процессе учебной деятельности учащимся младших классов, и не только, но и детям среднего звена, на протяжении одного и нескольких уроков трудно постоянно удерживать активное внимание. Это связано со свойственным им повышением возбуждения коры головного мозга, недостаточностью активного торможения, неустойчивостью нервных процессов.

           С началом обучения в школе суточная двигательная активность уч-ся снижается примерно в 2 раза. Уроки физической культуры лишь частично выполняют недостаток движений. Поэтому одной из важнейших задач совершенствования учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях является организация двигательной активности уч-ся, обеспечивающий активный отдых и удовлетворяющий естественную потребность  в движениях.

Снижение внимания проявляется в “двигательном беспокойстве”. Это поведение физиологически оправдано, так как различные движения руками, ногами, туловищем, головой препятствуют чрезмерному напряжению мышц. Излишняя подвижность может затем смениться вялостью, пассивностью, а главное – безразличием к учебному процессу. Проявление “двигательного беспокойства” одновременно служит сигналом для учителя, что учащиеся утомлены.

Для предупреждения утомления детям необходим отдых в виде физических упражнений, а физкультминутки являются непродолжительным активным отдыхом.

Значение физкультминутки заключается в смене характера деятельности и позы ребенка путем двигательной активности, снимающей утомление, восстанавливающей эмоционально-положительное состояние. Изучение влияния упражнений разного характера и интенсивности на физическое состояние и умственную работоспособность детей показало, что упражнения, включаемые в физкультминутки, должны вызывать у детей эмоциональность, быть интенсивными.

Выбор времени проведения физкультминутки на уроке зависит от физической подготовленности детей, их возраста, индивидуальных различий в пределах одного и того же возраста. Поэтому одним из важных критериев является наблюдение учителя не только за поведением детей и их двигательными неадекватными действиями, но и снижением внимания в процессе обучения.

Каждый комплекс физкультминуток состоит, как правило, из 3–4 упражнений. Варианты выполнения различны: сидя за партой, стоя около парты, в кругу или в шеренгах, если позволяет помещение классной комнаты.

Целесообразно варьировать разнообразные формы проведения физкультминуток (комплексы общеразвивающих упражнений, игровые задания, несложные игры малой интенсивности, упражнения с музыкальным сопровождением и т.д.).

Учитель должен использовать отведенное на уроке время для физкультминуток (1,5–3 мин) полностью.

           Значение физкультминуток в том, чтобы снять утомление, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность. Ученые установили, что двигательные нагрузки в виде физкультминуток на уроке снимают застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой, дают отдых мышцам, органам слуха и зрения, восстанавливают эмоционально-положительное состояние.

Практическая часть:

Комплексы упражнений можно выполнять под счёт, магнитофонную запись, стихотворный текст или музыкальное сопровождение, имеющие чёткий ритм.   Физкультминутки могут проводиться в форме подвижных игр. Танцевальные движения выполняются под музыку. Уч-ся могут изображать движения зверей (кошка крадется, собака бежит, лягушка скачет, аист летит). Танцевальные движения создают бодрое настроение и развивают творческие способности. Продолжительность танцевальных упражнений 2-3 минуты.

Хочу представить вашему вниманию такие  танцевальные упражнения под музыку в виде презентации, где все необходимые движения выполняют животные (дети слышат энергичную музыку и видят изображения, двигающихся животных и повторяют за ними танцевальные упражнения). 

(демонстрация презентации)

Заключение:

           Физкультминутки могут проводиться в форме общеразвивающих упражнений. В этом случае подбираются упражнения для крупных мышц, которые несли длительное время статическое напряжение (мышцы живота, спины плеч, рук и таза). Закончить физкультминутку целесообразно танцевальными или прыжковыми упражнениями, обратив внимание уч-ся на высоту прыжков.

Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на момент поступления в школу, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:

благоприятный эмоциональный настрой;

• соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);

• построение урока с учетом работоспособности учащихся;

• строгая дозировка учебной нагрузки;

• проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.

С первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой, т.к. у учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя.

Примерные комплексы физкультминуток

I. Стоя около парты

Комплекс 1

1. И.п. – основная стойка, руки на пояс.
1 – руки в стороны; 2 – руки вверх, хлопок над головой; 3 – руки в стороны; 4 – исходное положение.

2. И.п. – стойка ноги врозь, руки вниз.
1 – руки вверх; 2–3 – наклон вперед, хлопки по коленям; 4 – исходное положение.

3. И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову. 1 – поворот вправо, правую руку в сторону; 2 – исходное положение. То же влево.

4. И.п. – основная стойка, руки перед грудью. 1 – руки вверх; 2 – наклон вправо;
3 – выпрямиться; 4 – исходное положение.

5. И.п. – основная стойка, руки перед грудью. 1–4 – вращение кисти одной руки вокруг другой; 5–8 – в другую сторону.

Комплекс 2

1. И.п. – руки скрещены за спиной с захватом за предплечья, руки на пояс. 1–2 – подняться на носки; 3–4 – исходное положение.

2. И.п. – основная стойка, руки на пояс.
1–3 – пружинистые полуприседания; 4 – исходное положение.

3. И.п. – стойка ноги на ширине плеч, руки к плечам. 1 – поворот вправо, руки в стороны; 2 – исходное положение. То же влево.

4. И.п. – стойка ноги вместе, руки на пояс. 1 – прыжком поворот вправо; 2 – исходное положение. То же с поворотом влево.

Комплекс 3

1. И.п. – основная стойка, руки вниз.
1–4 – поднимая руки вверх, сжимать и разжимать пальцы; 5–8 – опуская руки вниз.

2. И.п. – стойка ноги врозь, руки вниз.
1 – поворот вправо, руки за голову; 2 – исходное положение. То же влево.

3. И.п. – стойка ноги на ширине ступни, руки на пояс. 1 – поднять согнутую в колене ногу, хлопнуть по колену, хлопнуть под коленом; 2 – исходное положение. То же другой ногой.

4. И.п. – стойка руки на пояс. 1 – прыжком ноги врозь; 2 – исходное положение. Повторить 3–4 раза.

II. Сидя за партой

Комплекс 1

1. И.п. – руки на парту вперед. 1–2 – поднять руки вверх, прогнуться; 3–4 – исходное положение.

2. И.п. – руки на край парты, согнуты и сжаты в кулаки. 1–4 – выпрямляя руки и разжимая пальцы, дотронуться до противоположного края парты; 5–8 – исходное положение.

3. И.п. – руки за голову, локти вперед.
1–2 – развести локти в стороны; 3–4 – исходное положение.

4. И.п. – руки к плечам. 1–3 – локти в стороны; 4 – исходное положение.

Комплекс 2

1. И.п. – сидя за партой, руки за голову, локти свести. 1–2 – локти в стороны, прогнуться; 3–4 – расслабляя мышцы, принять исходное положение.

2. И.п. – сидя за партой, руки за голову. 1–2 – поворот вправо, руку в сторону, коснуться сзади стоящей парты; 3–4 – исходное положение. То же влево.

3. И.п. – сидя за партой, руки к плечам, пальцы сжаты в кулаки. 1 – руки вперед, пальцы разжать; 2 – исходное положение.

4. И.п. – стоя у парты, руки на пояс.
1 – руки в стороны; 2 – вверх; 3 – в стороны; 4 – исходное положение.

Комплекс 3

1. И.п. – сидя за партой, руки к плечам, ноги расставлены. 1–2 – поворот туловища вправо, руки вверх; 3–4 – исходное положение.

2. И.п. – сидя за партой, руки за голову. 1–2 – поднять руки вверх, туловище держать прямо; 3–4 – исходное положение.

3. И.п. – стоя за партой, руки на парту.
1–2 – сесть за парту; 3–4 – исходное положение.

4. И.п. – стоя за партой, руки на пояс;
1 – руки в стороны; 2 – руки вверх, потянуться; 3 – руки в стороны; 4 – исходное положение.  

В состав физкультминуток можно включать комплексы, состоящие из 4-6 упражнений, 2-3 из них должны целенаправленно формировать осанку, 2-3 – для плечевого пояса, рук и туловища и упражнения для ног. Количество повторений   4-6 раз.

           Физкультминутки могут проводиться без предметов и с предметами: мячами, шарами, гимнастическими палками скакалками.

 (В прилагаемой подборке использованы комплексы, предложенные Л.И. Пензулаевой, О.Г. Аракелян и Л.В. Кармановой)

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование физкультминуток на занятиях с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Материал содержит комплексы физкультминуток, которые можно использовать для снятия мышечного напряжения на уроках....

Использование физкультминуток на уроках немецкого языка

Иностранный язык, по данным исследований психологов, педагогов и ученых медиков относится к группе наиболее трудных предметов, требующих значительного напряжения высшей нервной деятельности учащ...

Консультация для педагогов:"Использование физкультминуток для развития пальцевой моторики".

Данная консультация  рассказывает о необходимости проведения физкультминуток на занятиях и правильной их организации....

Использование физкультминуток на уроках иностранного языка

На уроках иностранного языка, как впрочем, и на любом уроке необходимо проведение физкультминуток. Это не только разнообразит урок, но и принесет большую пользу. Во-первых дети переключаются с одной д...

Использование физкультминуток на уроках иностранного языка

На уроках иностранного языка, как впрочем, и на любом уроке необходимо проведение физкультминуток. Это не только разнообразит урок, но и принесет большую пользу. Во-первых дети переключаются с одной д...

Здоровьесберегающие технологии " Приёмы использования физкультминуток на уроках"

Представлен комплекс различных упражнений. Даны рекомендации по применению на различных этапах урока....