Использование физкультминуток на занятиях с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста
учебно-методический материал на тему
Материал содержит комплексы физкультминуток, которые можно использовать для снятия мышечного напряжения на уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizkultminutki.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование физкультминуток на занятиях с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Обеспечить ребёнку возможность сохранения здоровья за период обучения в образовательных учреждениях – главная задача педагогов и учителей. Решить её можно с помощью здоровьесберегающих технологий. Оздоровительные виды гимнатики - физкультминутки, пальчиковая гимнастика, зрительная гимнастика – укрепляют здоровье детей, поддерживают на высоком уровне их физическую и умственную работоспособность, повышают активность в учебной деятельности.
Физкульминутки снимают физическое и умственное утомление, которое является основной причиной различных стойких нарушений функций коры головного мозга, проявления нервности, что может привести к невротическим состояниям различной степени (Н.М. Аскарина). Исследования показывают, что первые признаки утомления появляются у детей 7-8 лет на 12-14-й минуте занятия. Эффективным средством предупреждения этого состояния являются физические упражнения. Под их влиянием увеличивается количество импульсов, поступающих из двигательного, вестибулярного и других анализаторов. Более интенсивно работают железы внутренней секреции, что приводит к возбуждению нервной системы, повышению её работоспособности. Одновременно происходит восстановление функций тех центров, которые находились в активном состоянии при умственной работе.
Цель проведения физкультминуток – снятие психического напряжения обучающихся путём переключения на другой вид деятельности.
Условия проведения.
Физкультурные минутки проводятся в течение 2-3 минут в период появления у детей утомления. В комплекс входят 3-4 упражнения, каждое из которых повторяется 4-6 раз, При выполнении упражнений произносятся несложные стихотворные тексты в ритме движений. Комплексы могут выполняться стоя или сидя, после показа или вместе с педагогом. Физкультминутки включают упражнения на выпрямление ног и туловища, расправление плеч, поднимание головы, расслабление кистей, движения для профилактики нарушения осанки. Темп выполнения медленный или средний.
Комплексы физкультурных минуток.
1. Вновь у нас физкультминутка
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
(Наклоны вперёд и назад).
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
(Рывки руками перед грудью).
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(Вращение головой).
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
(Дети садятся за парты).
2. Вот под ёлочкой зелёной
Вот под ёлочкой зелёной
Скачут весело вороны,
(Прыжки на одной ноге, на другой ноге).
Кар-кар-кар.
(Дети кричат «Кар-кар-кар» на выдохе).
Целый день они летали,
(Бег на месте со взмахами рук в стороны).
Спать ребятам не давали,
Кар-кар-кар.
(Дети кричат «Кар-кар-кар» на выдохе).
Только к ночи умолкают,
Вместе с нами засыпают,
(Ходьба на месте).
Ш-ш-ш-ш.
(Присед с выдохом).
3. Вы, наверное, устали?
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
(Выполнение движений вслед за педагогом).
4. Громко тикают часы
Громко тикают часы
(Ходьба сидя).
Тик-так, тик-так.
(Наклоны головы вправо-влево, проговаривая слова).
В школу нам пора идти,
(Ходьба сидя).
Тик-так, тик-так.
(Наклоны головы вправо-влево).
Мы учебники собрали,
(Наклон назад, прогнувшись, руки развести в стороны).
Тик-так, тик-так.
(Повторить наклоны головы, руки на поясе).
В школу дружно зашагали,
(Ходьба на месте).
Тик-так, тик-так.
(Наклоны головы).
5. Мы пройдёмся по дорожке
Чтобы отдохнули ножки,
Мы пройдёмся по дорожке.
Но дорожка не простая –
Нас от парт не отпускает.
(Ходьба на месте).
Голову тяну к плечу,
Шею я размять хочу.
В стороны разок-другой
Покачаю головой.
(Вращение головой вправо и влево).
Пальцы ставим мы к плечам,
Руки будем мы вращать.
Круг вперёд,
Другой – вперёд,
А потом наоборот.
(Руки к плечам, вращение вперёд и назад).
Хорошо чуть-чуть размяться.
Снова сядем заниматься.
(Дети садятся за парты).
6. По дорожке, по дорожке
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
(Подскоки на правой ноге).
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
(Подскоки на левой ноге).
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
(Бег на месте).
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки.
(Прыжки на месте на обеих ногах).
Стоп. Немного отдохнём.
И домой пешком пойдём.
(Ходьба на месте).
7. Кто живёт у нас в квартире
Раз, два, три, четыре,
(Хлопаем в ладоши).
Кто живёт у нас в квартире?
(Шагаем на месте).
Раз, два, три, четыре, пять,
(Прыжки на месте).
Всех могу пересчитать:
(Шагаем на месте).
Папа, мама, брат, сестра,
(Хлопаем в ладоши).
Кошка Мурка, два котёнка,
(Наклоны туловища влево-вправо).
Мой сверчок, щегол и я –
(Повороты туловища влево-вправо).
Вот и вся моя семья.
(Хлопаем в ладоши).
8. А над морем – мы с тобою!
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем – мы с тобою!
(Дети машут руками, словно крыльями).
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
(Дети делают плавательные движения руками).
Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу.
(Ходьба на месте).
Сядьте, дети, на песок,
Продолжаем наш урок.
(Дети садятся за парты).
9. Ветер веет над полями
Ветер веет над полями,
И качается трава.
(Дети плавно качают руками над головой).
Облако плывёт над нами,
Словно белая гора.
(Потягивания, руки вверх).
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья –
Вправо-влево, назад-вперёд,
А потом наоборот.
(Наклоны вправо-влево, вперёд-назад).
Мышки прячутся во ржи.
Как увидеть их, скажи?
В норке прячется полёвка.
Покажись, скорей, плутовка!
(Приседания).
Мы взбираемся на холм,
(Ходьба на месте),
Там немного отдохнём.
(Дети садятся за парты).
Литература
1. Аскарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста: Учебное пособие / Н. М. Аскарина. – М.: Просвещение, 1998. – 264 с.
2. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008.
3. Ковалько В.И. Поурочные разработки по физкультуре: 1 класс. – М.: «ВАКО», 2008, 224 с. – (В помощь школьному учителю).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование и развитие исследовательских умений и навыков детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
В результате социально-экономических преобразований, качественных изменений ценностей и потребностей современного общества, изменения типа познавательного отношения к миру резко возросло значени...
Песни для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
В папку входят 14 песен для детей, набранные в программе "Sibelius 3". Мелодии песен в формате midi позволят вам прослушать мелодию, замедлять или ускорять темп, транспонировать ее, сочинит...
Особенности формирования навыков полноценного чтения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста
Чтение- это один из общеучебных навыков, наряду с письмом и счетом. навык чтения формируется одним из первых с момента поступления ребенка в школу. и это не случайно, так как чтение можно считать осно...
Экологическое занятие «Стол накрыт среди ветвей, приглашает он гостей!» для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Цель: привлечение внимания детей к проблемам охраны птиц зимой.Задачи: 1. Расширить представление о жизни зимующих птиц.2. Научить помогать птицам в зимний период.3. Воспитывать любовь и бережное отно...
Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Материал содержит комплексы зрительной гимнастики, снимающие напряжения глаз, позволяющие укрепить и сохранить здоровье детей....
Проект «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста».
Слайд 1. На современном этапе, в эпоху введения ФГОСов, семейное воспитание признано ведущим. Сотрудничество семьи и педагога – необходимое условие успешного коррекционно-воспитательного во...
Использование УМК в обучении татарскому языку в начальной школе (на примере УМК по татарскому языку «Татарча да яхшы бел» для русскоязычных учащихся старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Авторы: Мещерякова В.Н., Нигматуллина Р.Р.)
Использование УМК в обучении татарскому языку в начальной школе (на примере УМК по татарскому языку «Татарча да яхшы бел» для русскоязычных учащихся старшего дошкольного и младшего школьного возр...