Школа вожатых и воспитателей городского лагеря дневного пребывания "Город Мастеров"
методическая разработка на тему
В данной методической представлен опыт работы городского лагеря «Город Мастеров» на базе ГБОУ гимназии № 513 Невского района Санкт – Петербурга по подготовке кадрового состава для работы в городском лагере дневного пребывания.
В методических материалах рассматриваются программы по подготовке педагогического состава и обучающихся старших классов, желающих попробовать себя в роли помощников вожатых. Актуальность данной разработки в том, что она позволяет психологически подготовить учителей для работы в лагере. Смена деятельности происходит очень быстро и важно, чтобы она прошла спокойно и профессионально. В свою очередь для старшеклассников, данная программа позволяет найти себя, обрести уверенность в своих способностях, обучиться новым навыкам и сформировать новые социальные связи. Кроме этого создать условия для осознанного выбора профиля будущей профессии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.doc | 65.5 КБ |
prilozhenie_1.doc | 44.5 КБ |
prilozhenie_3.doc | 63.5 КБ |
prilozhenie_2.doc | 233.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 513
НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Школа воспитателей и вожатых
городского лагеря дневного пребывания «Город мастеров»
Автор: руководитель ОДОД, методист,
начальник городского лагеря «Город Мастеров»
Симонова Ольга Евгеньевна
Санкт – Петербург
2016 год
СОДЕРЖАНИЕ
ШКОЛА ВОСПИТАТЕЛЕЙ И ВОЖАТЫХ ГОРОДСКОГО ЛАГЕРЯ ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ «ГОРОД МАСТЕРОВ» 4
ВВЕДЕНИЕ
Лето, каникулы - замечательная и долгожданная пора для всех детей. А вместе с тем масса вопросов у родителей и конечно главный из них: куда пристроить маленького «отпускника» пока я на работе?
В последнее время все больше внимания стало отводиться организации летнего отдыха детей. Проблема культуры и здоровья подрастающего поколения вновь заняла приоритетное место в социальной политике Российской Федерации. Повсеместно стали восстанавливаться, приводиться в порядок и открываться новые площадки детских оздоровительных лагерей. Немаловажную роль в организации летнего отдыха играет и такая форма, как городской лагерь дневного пребывания, позволяющий охватить летним отдыхом тех, кто по тем или иным причинам не может отправить своего ребенка в загородный стационарный лагерь. Много можно выдвигать аргументов «за» и «против» данной формы организации отдыха детей, но она есть, она востребована родителями и значит, требуется внимания для ее развития.
Каждый, кто хотя бы раз столкнулся с организацией отдыха в городском лагере дневного пребывания на базе школы, знает, что вопросов и проблем возникает много. Как сделать так, чтобы классы превратились в уютные спальни? Кабинеты и коридоры стали зонами отдыха? Но не только, а может и не столько материально-техническая сторона вызывает вопросы, как грамотный подбор кадрового состава.
Как правило, в городских лагерях работают педагоги данного образовательного учреждения и возможно привлеченные студенты из колледжей и институтов. Не секрет, что работа учителя и воспитателя (вожатого) в лагере – это разный подход, разные навыки и умения. Необходимо максимально быстро перестроить себя и включиться в новый вид деятельности. И главное помнить, что ближайший двадцать один день ты для ребенка - ВОСПИТАТЕЛЬ, а не учитель. Ты не стоишь у доски и не ставишь оценки, ты вместе с детьми живешь и творишь.
В данной методической разработке мы предлагаем вам познакомиться с опытом работы нашего образовательного учреждения, и представляем вам программы по подготовке кадров для городского лагеря дневного пребывания «Город Мастеров».
ШКОЛА ВОСПИТАТЕЛЕЙ И ВОЖАТЫХ ГОРОДСКОГО ЛАГЕРЯ ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ «ГОРОД МАСТЕРОВ»
В современных условиях мало предоставить ребёнку просто отдых. Главной задачей летнего лагеря вновь становиться неразрывная программа воспитания в ребёнке лучших человеческих, культурных, патриотических качеств и развитие различных видов детской деятельности в соответствии с их потребностью и интересами. Для претворения таких программ в жизнь нужны грамотные специалисты.
Педагогический состав нашего городского лагеря с дневным пребыванием составляют учителя начальной школы, учителя - предметники, педагоги отделения дополнительного образования детей. Кроме того, нам очень повезло, что мы имеем тесную связь с педагогическим колледжем № 8, выпускники которого успешно работают в нашем образовательном учреждении учителями начальной школы и педагогами дополнительного образования. Поэтому с большим удовольствием предоставляем в качестве базы площадку нашего городского лагеря дневного пребывания «Город Мастеров» для прохождения практики в качестве вожатых.
Одной из особенностей состава работников нашего лагеря являются наши старшеклассники, которые в качестве помощников вожатых работают на отрядах и активно помогают в подготовке и проведении общелагерных и отрядных дел, в организации спортивных часов и прогулок. Не смотря на столь юный возраст, ребята очень ответственно и творчески подходят к этой работе. В отряд вожатых может попасть любой желающий, но с одним условием, пройти подготовку в течение весенних каникул в «Школе вожатых».
По подготовке кадров для работы в городском лагере «Город мастеров» мы разработали две программы «Школа воспитателей» и «Школа вожатых». Первая программа направлена на подготовку воспитателей из числа педагогического состава нашего образовательного учреждения. Вторая программа - на подготовку помощников вожатых для работы в городском лагере из числа старшеклассников.
Целью программ является подготовка и включение в деятельность городского лагеря дневного пребывания «Город Мастеров» педагогического состава (воспитателей, помощников вожатых).
Актуальность данной разработки в том, что она позволяет психологически подготовить учителей для работы в лагере. Смена деятельности происходит очень быстро и важно, чтобы она прошла спокойно и профессионально. В свою очередь для старшеклассников, данная программа позволяет найти себя, обрести уверенность в своих способностях, обучиться новым навыкам и сформировать новые социальные связи. Кроме этого создать условия для осознанного выбора профиля будущей профессии.
По продолжительности обе программы являются краткосрочными и рассчитаны на 20 часов. По своей структуре занятия содержат теоретическую и практическую часть, где большая часть отводится на практику.
Программы учитывают возрастные аспекты, профессиональную подготовку, поэтому, не смотря на общую цель, включают в себя разный содержательный аспект, понятийный аппарат, формы подачи материала. В ходе подготовке слушатели изучают нормативно - правовые документы, знакомятся с методиками, технологиями и формами работы в городском лагере дневного пребывания. Особое место отводится организации деятельности предстоящей лагерной смены. Слушатели знакомятся с образовательной программой, содержанием смены, основными мероприятиями, которые будут предложены детям. В рамках практической деятельности обязательно отводится время для разработки отрядных дел и общего праздника, который по традиции в нашем лагере готовят воспитатели и вожатые.
Данные программы мы запускаем в дни весенних каникул, когда есть возможность полностью погрузиться в лагерную жизнь и провести полноценные занятия.
Программа «Школа воспитателей» направлена на подготовку педагогического состава для работы в должности воспитателя. Программа создана для того, чтобы помочь учителям и педагогам дополнительного образования в - первую очередь психологически настроить себя для работы в городском лагере. В содержании программы содержатся основные темы, необходимые для профессиональной реализации программы отдыха детей в течение лагерной смены.
Тема 1. «Нормативно – правовая база по организации отдыха и оздоровления детей» знакомит педагогов с основными документами, регламентирующими отдых и оздоровление детей, с должностными обязанностями, нормами охраны труда в городском лагере дневного пребывания.
Тема 2. «Планирование и организация смены» рассматривает особенности организации отдыха в городе, в городском лагере дневного пребывания, логику развития лагерной смены, периоды смены лагеря, знакомит с программой лагеря и видами планирования.
Тема 3. « Методика организации дела» дает возможность вооружить педагогов набором форм, методов деятельности для организации детского коллектива, проведения разнообразных мероприятий в течение лагерной смены.
Тема 4. « Психология человека и коллектива» позволяет дать необходимый минимум знаний по возрастной психологии, познакомить с особенностями организации временного коллектива, с простейшими методиками диагностики настроения человека и уровня развития коллектива.
Реализация содержания данной теме осуществляется обязательно во взаимодействии с педагогом-психологом, поскольку предполагается использовать тесты, проводить тренинги.
Для реализации данной программы используются различные формы занятий: групповые, беседы, тренинги, проектирование, работа в парах (желательно пары формировать так, как педагоги будут работать на отрядах, это дает, возможно, сработаться и сформировать один стиль работы в течение лагерной смены).
По окончании обучения воспитателям выдается печатный материал «В помощь воспитателям и вожатым». Выдержки из материалов приводятся в Приложении 2.
Оценка результатов работы осуществляется в ходе проведения наблюдения, собеседования и анкетирования воспитанников и работников лагеря, анализа работы городского лагеря дневного пребывания.
Программа реалистична, воспроизводима, дает возможности творчества по содержанию деятельности. Наиболее полно с целями, задачами, учебным планом и содержанием программы можно познакомиться в Приложении 1.
Особое внимание в нашей работе нам хотелось бы акцентировать на программе «Школа вожатых». Опыт работы в городских лагеря дневного пребывания старшеклассников в качестве помощников вожатых (волонтеров) невелик. Данный вид деятельности ребята выбирают добровольно. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне.
Для ребят – это возможность найти себя, обрести уверенность в своих способностях, обучиться новым навыкам и сформировать новые социальные связи.
Программа «Школа вожатых» направлена на подготовку старшеклассников, желающих попробовать себя в роли помощников вожатых в городском лагере дневного пребывания. В программе рассматривается семь тем. Каждая тема содержит теоретический и практический блок. Наибольшее количество часов отведено практике.
Тема 1 «Введение. Кто такой вожатый» предполагает познакомить ребят с понятиями «лагерь» и «вожатый», обязанностями вожатого.
Тема 2 «Азбука права» знакомит с основными нормативно- правовыми документами.
Тема3 «Психолого-педагогическая поддержка» позволяет дать воспитанникам необходимый минимум знаний по психологии, знакомить с понятиями «коллектив», «временный коллектив», «групповая работа».
Реализация содержания данной теме обязательно осуществляется во взаимодействии с педагогом-психологом школы.
Тема 4 «Организация деятельности лагерной смены» предполагает знакомство с видами планирования, структурой смены и логикой развития.
Тема 5 «Организация досуговой деятельности КТД» знакомит ребят с методикой конструирования и организации КТД.
Тема 6 «Игровая деятельность в лагере» предполагает знакомство с классификацией игр и этапами организациями игры.
Тема 7 «Оформительский практикум» дает возможность вооружить воспитанников минимальными знаниями о материалах оформления и правилах оформления различных видов работ.
По окончании обучения ребятам выдается сертификат, свидетельствующий о прохождении и успешном освоении программы «Школа вожатых». Наиболее полно с целями, задачами, учебным планом и содержанием программы можно познакомиться в Приложении 3.
Представленные программы реализуются на базе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии № 513 Невского района Санкт – Петербурга силами административного состава городского лагеря дневного пребывания «Город Мастеров». Занятия проводят начальник лагеря, заместитель директора по воспитательной работе лагеря, педагог-организатор и педагог – психолог.
Для более слаженной и профессиональной деятельности всего педагогического коллектива в мае месяце проводится однодневный установочный семинар, в котором принимают участие воспитатели, вожатые из числа студентов педагогического колледжа, старшеклассники - помощники вожатых и весь административный корпус городского лагеря дневного пребывания «Город Мастеров».
В ходе семинара еще раз проговаривается режим работы лагеря, цели и задачи, поставленные в образовательной программе, проводится акцент на значимые мероприятия, выезды, встречи гостей, работу с родителями.
Семинар позволяет соединить в единое целое все наработки, сделанные педагогами и ребятами во время весенних сборов. А также еще раз акцентируется внимание на целостной реализации образовательной программы и создании творческой и доброжелательной обстановке.
Вторая часть установочного семинара отводится на подготовку общелагерных мероприятий. По традиции весь педагогический состав готовит в качестве сюрприза номера на открытие лагеря (запуск программы) и концерт закрытия смены.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сделать смену творческой и запоминающийся – это трудная задача, требующая ежедневной кропотливой работы всех сотрудников лагеря. По мнению нашего коллектива именно возможность погружения в лагерную жизнь через программы обучения и проведение установочного семинара позволяют грамотно и профессионально реализовать задуманную образовательную программу летнего отдыха, сплотить педагогический коллектив городского лагеря, дать возможность раскрыться молодым специалистам. А ребятам, работающим помощниками вожатых, позволяет не только раскрыть в себе новые грани, но и самоопределиться с точки зрения профессиональной ориентации.
Мы надеемся, что наш опыт работы в данном направлении поможет нашем коллегам в подготовке кадрового состава для работы в городском лагере дневного пребывания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? М, 1991.
- Данилков А.А. Технология работы с детским коллективом (коммуникативно-деятельностный подход) Новосибирск, 2011
- Данилова В. Как стать собой. Психотехника индивидуальности: пособие для самообразования. Харьков: ИМП Рубикон, 1994
- Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках и во внеурочное время. М.: 2005
- Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.: Педагогика, 1989
- Как вести за собой. Большая книга вожатого. М.: Педагогическое общество России,2004
- Коваль М.Б. Ключ к успеху: Пособие для работников учреждений летнего отдыха и дополнительных учреждений. М., 1998.
- «Орленок» Книга вожатого. М.: Собеседник, 2005
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19 апреля 2010 г. N 25 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.2599-10»
- Практическая психология в тестах или как научиться понимать себя и других. М.: АСТ- пресс, 2001
- Прутченков А.С. Наедине с собой. М: Российское педагогическое агентство, 1996
- Распоряжение Правительства Санкт – Петербурга от 4 сентября 2014 года № 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей»
- Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. Новая школа М.: 1993
- Смекалова Е.М. Школа лидерства. Методические рекомендации. М.: творческий центр, 2006
- Снайдер Д. Практическая психология для подростков. М.: АСТ – пресс, 1997
- Учимся вместе решать проблемы. Сборник ситуативных заданий. СПб: Образование и культура, 2004
- Шмаков С.А. Лето. Каникулы Лагерь. Липецк, 1998
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРОГРАММА «ШКОЛА ВОСПИТАТЕЛЕЙ» (выдержки)
ЦЕЛЬ:
Подготовка и включение в деятельность городского лагеря дневного пребывания «Город Мастеров».
ЗАДАЧИ:
- Познакомить педагогический состав с нормативно - правовыми документами, регулирующими деятельность по организации отдыха и оздоровления детей;
- Познакомить с конкретными методиками, технологиями и формами работы в городском лагере дневного пребывания;
ФОРМА ЗАНЯТИЙ
- Групповые занятия;
- Работа в парах;
- Беседа;
- Тренинги;
- Проектирование;
РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
Занятия проводятся во время весенних каникул по 2 часа, т.е. 4 часа в день, 20 часов в неделю.
Оценка результатов работы осуществляется в ходе проведения наблюдения, собеседования и анкетирования воспитанников и работников лагеря, анализа работы городского лагеря. Программа реалистична, воспроизводима, дает возможности творчества по содержанию деятельности.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п\п | Название темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Нормативно-правовая база по организации отдыха и оздоровления детей | 2 | 2 | - | |
Планирование и организация смены | 6 | 2 | 4 | |
Методика организации дела | 5 | 2 | 7 | |
Психология человека и коллектива | 3 | 1 | 2 | |
ИТОГО | 20 | 7 | 13 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Нормативно-правовая база по организации отдыха и оздоровления детей.
Теория:
Знакомство с документами, регулирующими деятельность по организации отдыха и оздоровления детей: Распоряжение Правительства Санкт – Петербурга от 4 сентября 2014 года № 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей», Концепция развития дополнительного образования, Социальный кодекс Санкт – Петербурга, Распоряжение Комитета образования «О мерах по реализации постановления правительства Санкт – Петербурга», Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19 апреля 2010 г. N 25 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.2599-10»
Должностные обязанности воспитателя, вожатого, педагога дополнительного образования. Требования по охране жизни и здоровья детей в детском городском лагере дневного пребывания.
Тема 2. Планирование и организация смены.
Теория:
Особенности организации отдыха в городе. Особенности лагеря с дневным пребыванием детей. Образовательная программа лагеря. Планирование смены. Планирование деятельности отряда. Режим дня. Логика развития лагерной смены. Периоды смены лагеря: организационный, основной, заключительный.
Практика:
Мастерская: «Здравствуйте». Разучивание игр на знакомство и сплочение коллектива: «Снежный ком», «Автобус», «Болото», «Ветер дул», «Кто? С кем? Куда? Зачем?». Упражнение на планирование дел: «Ромашка». Игры на выявление интересов (маршрутные игры, игры-испытания). Мозговой штурм: «Как провести тематический день?», «Подведение итогов смены». Мастерская: «Логика и алгоритм построения тематического дня». Разработка проекта: «Мне бы хотелось вам сказать» (закрытие лагеря).
Тема 3. Методика организации дела
Теория:
Понятие проектирования. Особенности социального проектирования, этапы создания и реализации проекта. Понятие коллективная творческая деятельность. Стадии реализации КТД, основные принципы реализации. Понятие игры, историческая справка, функции, классификация игр.
Практика:
Разработка беседы с элементами игры по одной из предложенных тем: «О здоровом образе жизни», « Мой город Санкт – Петербург» « Творчество А.С. Пушкина». Разработка одного из КТД (спортивные, трудовые, интеллектуальные, творческие). Создание «Банка игр». Творческий проект (по выбору слушителя).
Тема 4. Психология человека и коллектива
Теория:
Понятие коллектива. Особенности временного коллектива. Командообразование. Особенности групповой работы. Особенности личности (темперамент, гибкость, самооценка).
Практика:
Тренинг общения. «Цветопись» – дневник настроения. Простейшие методики и диагностики организованности коллектива. От “песчаной россыпи” к “горящему факелу”. Социометрия. Тренинг по командообразованию. Тренинговые упражнения на отработку ситуаций по решению конфликтов, на работу в коллективе.
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРОГРАММА «ШКОЛА ВОЖАТЫХ» (выдержки)
В русском языке есть два слова, обозначающие носителя притягательных качеств, - «вожак» и «вожатый». В словаре С.И. Ожегова даны их понимания: «тот, кто ведет за собой кого-нибудь», «проводник, указывающий дорогу». Дети без вожатого не могут, так было всегда, такова потребность и нашего времени. Говорят вожатый - это не профессия, вожатый - это образ жизни. И этот образ жизни каждый выбирает добровольно. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. Для ребят – это возможность найти себя и заложить в свою жизнь те ценности и привычки, которые позволят человеку вести здоровую, продуктивную и насыщенную жизнь. Помогая другим, они обретают уверенность в своих способностях, обучаются новым навыкам и формируют новые социальные связи. В этом качестве вожатство, бесспорно, является ресурсом развития личности.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Подготовка вожатых из числа обучающихся для работы в лагере с дневным пребыванием детей.
ЗАДАЧИ:
- Формирование социальной компетентности и социальной активности;
- Формирование коммуникативной компетентности;
- Формирование потребности в самопознании и саморазвитии;
- Создание условий для осознанного выбора профиля будущей профессии.
СРОКИ и УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа рассчитана на 20 часов. Занятия по данной программе проходит в каникулярное время. Обучение могут пройти все желающие ребята в возрасте 15-17 лет.
ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
Формы работы:
- Лекция
- Беседа
- Практикум
- Просмотр видеоматериалов
- Игра
Формы организации деятельности:
- Групповая
- Индивидуально - групповая
Методы:
- Словесный
- Наглядный
- Практический
Занятия группы проводятся каждый день в каникулярное время по 2 часа, т.е. 4 часа в день, 20 часов в неделю. Данный режим занятий привычен обучающимся, в переводе на урочную систему процесс обучения составляет 4 урока.
Оценка результатов работы осуществляется в ходе проведения наблюдения, собеседования и анкетирования воспитанников и работников лагеря, анализа и качественной оценки подготовленных проектов, анализа информации о дальнейшем самоопределении воспитанников. Программа реалистична, воспроизводима, дает возможности творчества педагога по содержанию деятельности.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п\п | Название темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Введение. Кто такой вожатый. | 2 | 1 | 1 |
2 | Азбука права. | 1 | 1 | - |
3 | Психолого - педагогическая поддержка. | 2 | 1 | 1 |
4 | Организация деятельности лагерной смены. | 5 | 1 | 4 |
5 | Организация досуговой деятельности КТД. | 4 | 1 | 3 |
6 | Игровая деятельность в лагере. | 3 | 1 | 2 |
7 | Оформительский практикум. | 3 | 1 | 2 |
ИТОГО | 20 | 7 | 13 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Введение. Кто такой вожатый.
Теория:
Что такое лагерь? Особенности лагеря с дневным пребыванием детей. Понятие о значении слова “вожатый” и знания об обязанностях вожатого. Характеристика личностных качеств вожатого.
Практика:
Игра на знакомство. Составление «Кодекса поведения вожатого».
Тема 2. Азбука права.
Теория:
Нормативно - правовые акты: Конституция РФ, Конвенция о правах ребенка. Роль социальных форм в поведении человека.
Тема 3. Психолого - педагогическая поддержка.
Теория:
Понятие коллектива. Особенности временного детского коллектива. Особенности групповой работы.
Практика:
«Цветопись» – дневник настроения. Разучивание игр: «Болото», «От носа к носу», «Автобус».
Тема 4. Организация деятельности лагерной смены.
Теория:
Программа и планирование смены. Логика развития лагерной смены. Периоды смены лагеря: организационный, основной, заключительный. Режим дня.
Практика:
Беседа: Как придумать название отряду. Что такое отрядный круг. Разучивание игр: «Снежный ком», «Кто? С кем? Куда? Зачем?», «Коснись до», «Крестики-нолики». Игры на выявление интересов (маршрутные игры, игры-испытания). Разработка и проведение игровой зарядке.
Тема 5. Организация досуговой деятельности КТД.
Теория:
Методика конструирования и организация КТД. Этапы КТД: идея, создание, организация, проведение и анализ. Виды КТД: спортивные, трудовые, интеллектуальные, творческие.
Практика:
Практикум: Разработка одного из видов КТД (по выбору). Создание банка КТД. Просмотр и обсуждение видео самых ярких примеров реализации флешмоба, хэппенинга.
Тема 6. Игровая деятельность в лагере.
Теория:
Классификация игр. Этапы организации игры. Подготовка, проведение, анализ. Игры в различные периоды смены: организационный, основной, заключительный.
Практика:
Разучивание игр на знакомство, с залом, подвижные игры. Создание “Банка игр”.
Тема 7. Оформительский практикум.
Теория:
Материалы для оформления. Шрифты. Фон. Отрядный уголок. Стенная газета. Визитка. Объявление. Плакат.
Практика:
Составление проекта «Отрядное место». Творческая мастерская: создание коллажей по ЗОЖ, разработка одного из вида просветительской деятельности, разработка плаката социальной рекламы (по выбору).
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
В программе в процессе обучения используются следующие методы работы: словесный, наглядный и практический. Наряду с командной работой у каждого есть возможность деятельности над собственной работой. В основе программы лежат следующие принципы:
- ориентация содержания и характера работы на развитие обучающихся;
- ориентация на практическую направленность.
Выбор методов обучения согласуется с дидактическими принципами: наглядности, доступности, научности (достоверности), систематичности и последовательности, связи теории с практикой, индивидуального подхода в условиях групповой работы, активного обучения. Создавая оптимальные условия для организации деятельности, педагог использует следующие методы и приемы работы:
- словесные: рассказ, беседа, диалог, лекция
- наглядно - демонстративные: фото, кино, видеоматериалы, мультимедийные средства
- практические: задания для игр, выполнение практических заданий
В целях создания положительной мотивации к обучению используются методы:
- Эмоциональные: свободный выбор задания, поощрение и порицание, ситуация успеха, удовлетворение желания быть значимой личностью.
- Социальные: создание ситуации взаимопомощи, заинтересованности в результатах коллективной работы.
- Познавательные: опора на имеющийся опыт, выполнение творческих заданий.
Программа сопровождается методической продукцией и дидактическим материалом:
- Методические рекомендации по разработки агитплакатов, плаката социальной рекламы, коллажа.
- Методические разработки: организация и проведение КТД.
- Методические рекомендации по проведению мозгового штурма.
- Методические рекомендации по организации и проведения игр различной направленности.
Дидактический материал:
Подборка иллюстративного материала, слайдов, подборка фильмов;
Мультимедийные презентации по темам:
- Организация и проведение КТД.
- Понятие коллектива.
- Азбука права.
- Кто такой вожатый.
- Логика развития лагерной смены.
Материально- техническое обеспечение:
- Помещение для занятий, оборудованное столами, стульями, доской;
- Аудио- видео аппаратура, компьютер, проектор;
- Канцелярские товары (бумага, ножницы, скотч, карандаши, краски, фломастеры, цветная бумага, ватман и т.д.).
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
В ПОМОЩЬ
ВОСПИТАТЕЛЮ И ВОЖАТОМУ
ПАМЯТКА
Чем занимается воспитатель в детском лагере
Обязанности и права воспитателя, основные направления его работы, требования к его компетентности зафиксированы в официальном документе – должностной инструкции. А получить общее представление о том, чем обычно занимается воспитатель, можно из этого списка дел.
Работа с детьми
- Отрядная работа – организация вместе с напарником в течение смены жизнедеятельности и работы по программе смены.
- Работа с детской творческой группой – организация подготовки запланированного в отряде или лагере дела совместно с ребятами.
Работа в педагогическом коллективе
- Работа с напарником (планирование и обсуждение различных ситуаций, возникающих в совместной работе с детьми, итогов смены и каждого дня; практическая подготовка к работе с детьми).
- Работа в творческих группах по подготовке дел, мастер-классов для детей или для других воспитателей.
- Участие в подготовке и репетициях творческих выступлений для вожатского концерта или спектакля, других мероприятий.
Работа с документами и материалами
- Ежедневное ведение журнала учета.
- Заполнение журнала инструктажей – по мере проведения инструктажей с детьми.
- Изучение документов и материалов, адресованных воспитателю (программа смены или пояснительная записка к ней; тематические подборки книг, методических сборников, разработок и сценариев; советы, памятки, рекомендации; результаты диагностики, проведённой социально-психологической службой и т. п.).
- Создание собственных программ, разработок и сценариев дел, оформление результатов педагогических исследований, разработка и изготовление дидактических материалов для детей.
ПАМЯТКА «ИГРА – ДЕЛО СЕРЬЕЗНОЕ»
Игра – веселый помощник в любом деле для людей находчивых. Поэтому воспитатель и вожатый должен иметь под рукой запас игр.
При организации игры помните:
- Организуя игру, начинай с тех, которые освоил до тонкости, где ты сам можешь быть примером и авторитетом.
- Тон обращения должен быть приветливым, дружелюбным, но при этом твердым и уверенным.
- Твое место в игре может быть различным: судья, посредник, организатор болельщиков, водящий или рядовой игрок.
- Продумай заранее ход игры, определи время, место, необходимый инвентарь, возможных участников.
- Следи за длительностью игры, чтобы дети не переутомлялись, не проводили в игре время, необходимое для других занятий.
- В организации игры помогает игровой инвентарь - мячи, скакалки, ракетки, обручи, спортивные снаряды. Когда они есть, игры и состязания начинаются почти сами собой и остается их только регулировать.
- Заканчивай игру организованно, по заранее условленному сигналу.
ПОМНИТЕ!!!
- Многие игры подходят не для любого возраста и пола, требуют строго ограниченного количества игроков.
- Главный смысл игры не в победе любой ценой, а в физическом и духовном росте всех ее участников.
- Отметить надо не только победителей, но и других участников игры.
ПАМЯТКА
ОРГАНИЗАЦИЯ КТД
КТД – коллективное творческое дело. Коллективные творческие дела — это прежде всего полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников и в то же время их общая борьба за улучшение окружающей жизни.
- дело, так как оно несет в себе заботу об окружающих людях, о коллективе, друг о друге;
- коллективное дело, так как осуществляется посредством совместных усилий всех членов коллектива – детей и воспитателей, то есть является общей заботой;
- коллективно-творческое дело, так как предполагает непрерывный поиск лучших решений, задумывается, планируется, реализуется, оценивается сообща.
По характеру ведущей деятельности выделяются КТД:
- организаторские;
- общественно-политические;
- познавательные;
- трудовые;
- художественные;
- спортивные.
Структура коллективно-творческого дела определяется шестью стадиями коллективного творчества. Содержание этих стадий составляют действия воспитателей и детей, необходимые для целенаправленного развития у детей целостно-многостороннего гражданского отношения к жизни, к самим себе и для преодоления отрицательных личностных качеств.
Стадии КТД:
- Первая стадия – предварительная работа коллектива. На этой стадии руководитель и сотрудники коллектива определяют конкретные задачи данного КТД, намечают свои исходные направляющие действия, необходимые для выполнения этих задач и приступают к таким действиям, проводя «нацеливающие» воспитательные занятия с детьми (беседы, экскурсии), готовят их коллективному планированию – рассказывают, какие дела можно провести, для кого, с кем вместе.
- Вторая стадия – коллективное планирование.
- Третья стадия – коллективная подготовка КТД.
- Четвертая стадия – проведение коллективно-творческого дела.
- Пятая стадия – коллективное подведение итогов.
- Шестая стадия – ближайшее последействие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование кружков школьного летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания (начальнавя школа).
Файт содержит тематическое планирование таких кружков школьного летнего лагеря, как "Фольклорный", "Волшебный карандаш", "Ритм"(ритмика), "Театральный", секция "Футбол для всех", секция по общей физич...
Лагерь дневного пребывания "Звездная школа"
Каникулы -это пора,когда дети не только отдыхают, но учатся и познают новое, творят и придумывают....
Отчет о работе летнего лагеря дневного пребывания детей "Город мастеров - 2015" на базе МАУДО г. Нижневартовска "ДШИ №1"
Летний лагерь с дневным пребыванием детей является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой - пространством для оздоровления, фи...
Программа лагеря дневного пребывания «Лагерь актива»
Содержание программы несет в себе как обучающую, так и воспитательную функцию, реализация которых призвана сформировать лидерскую позицию обучающихся с помощью определенной системы знаний, умений, нав...
Сценарий открытия летнего лагеря дневного пребывания при школе
Сценарий открытия лагеря "Непоседы"...
Сценарий закрытия летнего лагеря дневного пребывания при школе
Сценарий закрытия лагеря "Непоседы"...
Сценарий городского праздника «Сегодня на планете хозяева – Дети», посвящённый Дню защиты детей открытию лагерей дневного пребывания
Городской праздник , посвящённый Дню защиты детей и открытию лагерей дневного пребывания....