Обобщение опыта
статья (10 класс) на тему
«Формирование творческой личности по средствам графической деятельности на уроках черчения»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта работы
по теме: «Формирование творческой личности посредствам графической деятельности на уроках черчения»
Выполнила
Гогу Марина Александровна,
учитель черчения МБОУ лицея №5
2016
СОДЕРЖАНИЕ
I. Введение
II. Теоретическая глава
II.1. Современные педагогические технологии в преподавании черчения
II.2. Формирование умений и навыков решения творческих задач на уроках черчения
II.3 Формирование творческой личности посредством графической деятельности на уроках черчения
III. Практическая глава
III.1. Описание личного опыта работы
III.2. Анализ результатов работы
III.З. Перспектива дальнейшей работы
III.4. Выводы
IV. Заключение
V. Приложения
VI. Библиография
«Творчество это способность
удивляться и познавать, умение
находить решение в нестандартных
ситуациях, нацеленность на открытие
нового и склонность к глубокому
осознанию своего опыта».
Э. Фромм.
1. ВВЕДЕНИЕ
Курс черчения в лицее - составная часть политехнической подготовки учащихся. Основная его цель развить пространственное представление, логическое мышление, эстетическое восприятие изображений с опорой на графическую деятельность, связанную с ясным пониманием методов изображений. Выполнить это условие можно, лишь расширив круг вопросов, не получивших отражение в графических работах предусмотренных действующей программой по черчению в средней школе.
Для обучения учащихся мысленному преобразованию пространственных образов введен в школьный курс черчения раздел «Начертательная геометрия». Ограничение курса начертательной геометрии в часах обуславливает и программное ограничение круга рассматриваемых вопросов.
Знания, умения и навыки, приобретенные при изучении начертательной геометрии и черчения, необходимы для изучения общеинженерных и специальных технических дисциплин, а также в последующей инженерной деятельности. Умение представлять мысленно форму предметов и их взаимное расположение в пространстве особенно важны для эффективного использования современных технических средств на базе вычислительной техники, для машинного проектирования технических устройств и технологии их изготовления. Для эффективного использования современных дорогостоящих технических средств автоматизации, конструктор должен иметь хорошо развитые пространственные представления.
Чертежи являются важнейшим средством, способствующим техническому прогрессу . Поэтому знание основных правил черчения, умение читать чертежи и выполнять несложные графические работы необходим каждому образованному человеку и являются непременным условием высокой общей и технической культуры. Последовательность решения задач позволяет подводить учащихся от простого к сложному, от элементарного к комплексного. Обучение имеет теоретически - практическую направленность.
2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГЛАВА
2.1. Современные педагогические технологии в преподавании черчения
Потребность построения учебного процесса на технологической основе возникла в педагогике как условие повышения эффективности образовательного процесса, гарантирующего достижение запланированных стандартом результатов обучения в условиях массовой школы и массового учителя.
Педтехнологию понимают и как совокупность приемов и методов, применяемых в процессе обучения, и как технику реализации учебного процесса (в том числе применение технических средств), и как процессуальную часть дидактической системы, и как модель совместной педагогической деятельности, и как системную совокупность и порядок функционирования всех средств, используемых для достижения педагогических целей.
На своих уроках использую различные сочетания педагогических технологий, учитывая возраст детей, сложность темы, уровень подготовки детей и др.
Технология формирующего обучения с учетом ее совершенствования в направлениях:
- активизация внимания при восприятии знаний путем стимулирования интереса, конкретизацией целей и сообщением их учащимся;
- использование более современных способов наглядности;
- активизация учебно-познавательной деятельности каждого ученика; и др.
Наиболее широко применяется вариант технологии полного усвоения.
В процессе работы происходит поэтапное формирование умственных действий (решение познавательных задач).
Используются и элементы технологии РО - активная позиция учащегося в учебном процессе.
В период академической практики используется проблемно – поисковая технология обучения, когда учащиеся ставятся в позицию исследователя в сочетании с проблемно-исследовательским обучением (предъявление значимого или интересного детям задания).
Технология рассчитана на достижение некоторой общей цели, без учета частной ситуации. Формы, методы, приемы, наоборот, отбираются в данный конкретный момент и реализуют цели именно этого периода в данной ситуации относительно конкретных детей. Формы, методы и средства обучения - это инструментальная часть технологии. Но существует и обратная взаимосвязь, то есть во взаимосвязи технологий с формами и методами проявляется взаимосвязь целей, на реализацию которых они направлены.
Так, в 7 - 9 классах используется репродуктивная учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и типовых видов деятельности под руководством учителя.
В 10 классе применяется технология объяснительно-иллюстративного обучения в форме лекций, которая проводится методом проблемного изложения с элементами беседы и значительной доли иллюстрированного материала, и обучения способам решения типовых задач .
В 11 классе используется проблемно – поисковая технология обучения, где организуется
самостоятельная практика в типовых и более сложных ситуациях, формируется и организуется осмысление обобщенных способов графической деятельности под руководством учителя-консультанта, который осуществляет контроль за ходом и результатом работы.
В процессе реализации выше перечисленных технологий на практике используются следующие методы обучения:
1. Методы учебной работы:
- эвристический - усвоение знаний и умений путем рассуждения, требующих догадки, поиска, находчивости, что должно быть предусмотрено в вопросе (задании);
- исследовательский - добывание знаний и умений путем самостоятельного нахождения исходных данных и прогнозирования результатов работы;
- догматический - приобретение знаний в готовом виде.
Первые два подхода наиболее свойственны развивающему типу обучения.
2. Методы организации учебно-познавательной деятельности:
- репродуктивный - воспроизведение по образцу;
- проблемное обучение - учитель ставит проблему и сам показывает ее решение, включая в деятельность учащихся;
- эвристический - используется для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем;
- исследовательский - метод проблемного обучения наиболее полно решает задачи развития учащихся;
- самостоятельной работы и работы под руководством учителя.
3. Методы подачи материала:
1) словесные (материал носит теоретико-информаuионный характер):
- объяснение;
- изложение;
- рассуждение;
- проблемное изложение;
2) наглядные;
3) упражнения;
4) практические.
4. Методы контроля:
- устный (фронтальный опрос, устная проверка знаний, некоторых мыслительных умений);
- письменный (контрольные и письменные работы);
- практический (выполнение практических работ).
.
2.2. Формирование умений и навыков решения творческих задач на уроках черчения
Проблема - как учить детей, чтобы не ослабло их участие активно познавать мир и самих себя.
При этом я по-прежнему рассматриваю, необходимость усвоения знаний, умений и навыков не как сама цель, а как одно из средств развития учащихся. Зачастую в современной школьной практике «развитие» не всегда понимается как комплексная задача: имеется налицо явный и сильный дисбаланс соотношения решения проблем интеллектуального и личностного развития (перевес первого).
Более того, проблема «развития личности» зачастую как задача осознанно вообще не ставится и проблема развития подменяется вопросом о передаче знаний учащимся. Между тем, школа, будучи начальным социальным институтом должна готовить к жизни. А жизнь - это не только академические знания.
Требования к творческим задачам:
1. Основное место должна занимать графическая работа, не требующая от учащихся специальных знаний или сколько-нибудь сложных расчетов.
2. Должна создавать проблемную ситуацию, сущность которой понятна школьникам и вызывает их интерес.
3. Формулировка условия задачи не должна давать рецепта ее решения.
4. Должны иметь не только признаки новизны, но и практическую направленность (содержат
в себе все этапы профессионального конструирования).
5. Вариативность решения.
Виды и направленность творческих задач
2.3. Формирование творческой личности посредством деятельности на уроках черчения
В последние годы меняются стратегии воздействия на человека для усиления его творческой результативности. Становится все актуальнее проблема формирования творческой личности.
Подходы к развитию творческой личности радикально изменились. Ключевым моментом считаются не способности человека, а его мотивация и жизненные цели. Не «человек для общества», а «человек для себя».
Творчество многообразно, но виды его во многом связаны. Так, техническое творчество нельзя представить в отрыве от дизайна, ибо людям нужны как функциональные качества изделия, так и его красота. В не меньшей степени с эстетических позиций оценивается и архитектура. Общим звеном, которое связывает большинство видов творчества, являются графические изображения, и прежде всего чертежи, поэтому в курсе черчения заложены огромные потенциальные возможности для формирования творческих качеств личности
За прошедшее десятилетие А.Д.Ботвинниковым, И.М.Рязанцевой, П.И.Беланом и другими авторами были предложены во многом удачные задачи с творческим содержанием.
Центральное место в творческой графической деятельности занимает решение задач Постановка учебной задачи рождает в сознании ученика внутреннюю необходимость в овладении теоретически обоснованными способами решения не которого класса конкретных задач (В.В.Давыдов), что приводит к развитию самого действующего субъекта (Д.Б.Эльконин).
Так, Т.В.Кудрявцев на основе разработанных этапов Т.Рибо и
П.М.Якобсона, предлагает четыре типа конструктивно - технических задач:
1. собственно - конструкторские задачи;
2. задачи на доконструирование;
3. задачи на переконструирование;
4. задачи на моделирование.
у И.А.Ройтмана таких типов задач пять:
- конструирование деталей в зависимости от их назначения;
- соединение деталей;
- усовершенствование конструкций;
- способы монтажа и демонтажа;
- способы конструирования механизмов.
В.А.Гервер считает, что обращение к понятию «творческая задача», более емкому, чем «задача с элементами конструирования», расширяет границы учебного творчества за счет задач иной ориентации, а также позволяет использовать творчество на всех этапах обучения черчению. В связи с этим, творческие задачи подразделяются на две категории:
1) пропедевтические, развивающие общую готовность учащихся к выполнению работ с техническим или иным специальным содержанием, которые используются, как правило, на более ранних этапах обучения;
2) задачи с элементами проектной деятельности, моделирующие в рамках логики черчения работу специалистов творческих профессий, где наряду с графической ставится техническая или иная специальная цель.
Назовем важные качества в системе этапов творчества:
первый этап - чувство новизны, необычного, чуткость к противоречиям, критичность, склонность к творческому сомнению («сомневаться во всем!»), способность испытывать внутреннюю борьбу, информационный голод («жажда познания» );
второй этап- интуиция, творческое воображение, чувство красоты, остроумие, способность открывать аналогии, вдохновенность, оригинальность (нестандартность) мышления, смелость, эмоциональная возбудимость в творческой ситуации;
третий этап- самокритичность, упорство в доведении дела до конца, способность пользоваться различными формами доказательств, обоснования
результатов творчества.
Можно говорить о таких чертах творческого мышления: способность переноса знаний и умений в новую ситуацию, видение новой проблемы в знакомой и нестандартной ситуациях, способность определять новую функцию объекта и т.п.
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ГЛАВА
3.1. Описание личного опыта работы
Как показывает практика, выполнение упражнений, предложенных учебником и «Карточками заданиями по черчению» Е.А.Василенко и Е.Т.Жуковой (М. Просвещение, 1988г.) не достаточно для решения задач развития ребенка его и его потребностей в исследовательской деятельности.
Он решает задач развития ребенка и его потребностей в исследовательской
деятельности.
Названная эта проблема решаются, если углубить и расширить учебно-
развивающие задачи при выполнении работы.
Используя доступные примеры, необходимо обобщить, актуализировать знания учащихся о симметрии. С этой целью применяется динамический учебный плакат.
Задача на формообразование плоской детали по заданному фрагменту:
- симметрично одной оси;
- симметрично двум осям;
- несимметричные детали
позволяет усвоить процесс разметки, вырезания на модели, вычерчивания на
чертеже элементов плоской детали («Прокладка» ). Простановка размеров
происходит одновременно. Ученик осознает какие и где надо ставить размеры,
что они характеризуют, понять, что расположение некоторых геометрических
элементов детали определяется координирующими размерами (Приложение 1 ) .
На своих уроках использую серию заданий, помогающих школьникам
восполнить знания о геометрических телах, сформировать умения анализировать геометрическую форму предметов, приобрести умения оперировать пространственными образами.
Изучение темы «геометрические тела» завершается изготовлением
игрушек, в основе которых - склеенные модели геометрических тел
(Приложение 3).
Практика показывает, что учащиеся охотнее выполняют задания, когда им предлагается «придумать» новую модель детали.
Для проверки результатов сформированности графических знаний и умений, которые являются обязательным компонентом процесса обучения в 7 - 8 классах, мною составлена рабочая тетрадь в двух частях:
- для домашней работы;
- для проверочных работ.
Рабочая тетрадь предназначена для самостоятельной работы учащихся, выполняемой с помощью чертежных инструментов и принадлежностей непосредственно на ее страницах, т.е. на печатной основе - на графическом условии задач, приведенных в ней.
Тетрадь содержит минимальное количество упражнений, подобранных в определенной системе. Она не исчерпывает всех графических и других работ по черчению, которые должны быть выполнены в 7 - 8 классах.
Цель данной тетради - помочь учащимся на начальной стадии в изучении черчения, в приобретении знаний и навыков при выполнении графических работ, а также в экономии времени на непроизводительное механическое перечерчивание графических условий задач.
Предлагаемые задания предназначены для всех видов контроля: текущего,
периодического, итогового.
Изучение нового материала происходит с использованием проблемных ситуаций. На уроках звучат непривычные слова - «придумай», «разработай», «изобрети» .
В классах с углубленным изучением предмета формируются графические знания, развиваются умения, расширяются интеллектуальный и творческий потенциал. В связи с этим, при обучении школьников графике включаются задачи с элементами проектной деятельности, моделирующие в рамках логики черчения работу специалистов творческих профессий: конструктора дизайнера, рекламного бюро и т.д.
В философии творчество понимается как создание нового, принимаемого в определенной ситуации как нужное и полезное.
В последнее время наметил ась тенденция расширения политехнического кругозора учащихся и накопления ими большого практического опыта в процессе систематического участия в общественно полезном труде.
Решение творческих задач с элементами инженерно - технической деятельности затруднительно для учащихся 7 - 9 классов из-за скромного опыта практической и трудовой деятельности и недостаточного запаса технико-технологических знаний. Подготовка учащихся к созидательной деятельности при обучении черчению идет в направлении конструкторского творчества .
Дифференцированный, личностно-ориентированный подход реализуется
не только в учебно-воспитательном процессе, но и в создании для учащихся
ситуаций выбора направленности в обучении - профиля. Профильное образование в лицее предоставляет школьникам более широкие возможности для реализации их жизненных планов.
Образование выстраивается по выбранным профилям, при этом учащиеся имеют возможность продолжать свое образование в проектах во время академической практики в июне в 10 классе (обще-технический профиль - ОТФ).
Представляется возможным повысить практическую ценность графических задач с элементами конструирования путем постановки доступной для учащихся технической цели. Целенаправленная деятельность начинается с момента зарождения идеи - формулировки задачи. Далее идет этап поиска решения, в результате которого должен быть получен оптимальный вариант решения.
Смена способов образовательной и познавательной деятельности предполагает введение проектирования - разработка и защита проектов.
Разработка проектов позволит соотнести личный опыт с опытом других учащихся, даст возможность обрести и представить свое видение, свой взгляд, свой подход к поставленным учебным проблемам.
Из опыта - концепция создается в процессе реальной практики, в начале может и не быть четких положений, возможна лишь одна идея или гипотеза. По
мере работы над идеей сначала в свободном поиске становятся ясны очертания самой концепции, которая постоянно развивается, по мере создания практики, ее осмысления авторами и появлением новых идей. В процессе поиска учащиеся выполняют эскизы и технические рисунки, показывают детали отдельно и в соединении, добиваясь эстетической выразительности их формы. На их основе уточняется и конкретизируется замысел работы. В результате оптимальный результат решения (Проект реконструкции школьного кафе).
Создание тематического материала, изложенного на планшетах раскрывает сущность образовательной деятельности лицея в условиях школы III ступени по обще-техническому профилю (ОТФ) и оказывает информационную помощь учащимся 9-х классов при выборе профиля обучения в 10 классе
(Приложение7 ).
Важно обосновать в глазах детей полезность совместного творческого труда, приоткрыть перед ними тайны работы дизайнера, а значит и графические основы дизайна.
Позиция учителя - это прежде всего позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить наличие продвижения.
Атмосфера, где сотрудничество взрослых и детей в освоении и осмыслении культуры, понимании и раскрытии самого себя - не декларация, а сущность процесса.
Ученика ставим в ситуацию поиска: ему не разжевывают, не объясняют то что от него требуется. В подобной ситуации он может придти к своим собственным открытиям.
После выполнения задания в графическом исполнении начиналась подготовка текста с кратким изложением содержания работы для выступления
с ним. Наступал последний этап - защита. Оформленные работы выставлялись на стенде (Приложение ).
После защиты:
-задавались вопросы;
- устный отзыв слушателей о защите творческой работы;
- давалась оценка работе.
В 11 классе нужно не только закреплять у учащихся полученные знания, но и способствовать их дальнейшему развитию, систематизации и совершенствованию. И в этом отношении перед учителем черчения открывается широкое поле деятельности.
Все занятия конструированием на уроках черчения подчинены главной задаче - целенаправленному формированию мыслительной деятельности школьника, развитию у него способностей отчетливо представлять форму и характерные особенности изучаемых предметов и на основе их воссоздавать новые образы. В этом я усматриваю едва ли не одну из главных задач, решаемых в процессе ведения учебных занятий по черчению.
3.2. Анализ результатов работы
В развернутом виде структура творческой графической деятельности значительно шире и может быть представлена следующей цепью ее компонентов:
в нашей практике оптимизация творческой графической деятельности
школьников предусматривала:
- создание творческой атмосферы, обстановки доброжелательности;
- внимание к каждому творческому предложению;
- умение радоваться находкам и щедро хвалить за них.
Неразрывность творческой и собственно графической деятельности требует того, чтобы в учебном процессе, моделирующем труд профессионалов, была отражена логическая связь между поиском технических решений и их графическим отображением, т.е. на завершающей стадии работы перед учащимися возникает трудная проблема: на чертеже необходимо грамотно
отразить итог творческой работы. При этом нужно использовать оптимальное количество изображений, с достаточной полнотой и наглядностью раскрывающих особенности формы объекта.
3.3. Перспектива дальнейшей работы
Во время развития творческой графической деятельности учащихся формируется и их творческое мышление, о чем свидетельствует продуктивность творческой деятельности, которая и является для нас соответствующим индикатором.
Мы стремимся приучать детей к длительному умственному напряжению и
значительным интеллектуальным нагрузкам, к терпению и умению доводить
дело да конца, к умению отстаивать свою точку зрения.
Опыт показал, что реализация идеи обогащения черчения творчеством выходит далеко за рамки по предмету и что графическое образование учащихся в стенах школы может быть расширено и продолжено за счет:
- обучения в классах с углубленным изучением черчения;
- включение в учебный план предмета с 7 по 11 классы с использованием
основной части учебного времени на выполнение практических работ; реализация на творческой основе непрерывного графического образования по линии школа - ВУЗ.
3.4. Вывод
Творческая работа учащихся при максимальной ее самостоятельности протекает все же под руководством учителя, регламентирующего учебный
процесс.
Отсюда следует, что результатом учебной работы едва ли может стать
изобретение, однако ее автор способен подняться до уровня рационализаторского предложения, ценного для школы.
IV. Заключение
Раскрывая свое понимание смысла и содержания предмета, свое представление о деятельности, в которой это содержание становится моментом образования личности (личностно - ориентированное образование), я не стремилась свой работой подтвердить правильность тех или иных положений,
выдвинутых наукой или передовым педагогическим опытом, не докладывать о
результатах и достижениях, а делиться самим ходом своих· поисков,
сомнениями и трудностями.
Если мы хотим дать подрастающему поколению шансы на успех, важно
точно определить основные знания, чтобы подготовить к получению высшего образования. Успешность и эффективность обучения в значительной мере зависит от интереса обучаемых, их мотиваций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта педагога.
Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы....
обобщение опыта работы"Развитие творческих способностей на уроках физики"
обощение опыта по теме "Развитие творческих способностей на уроках физики". Приведены работы детей, которые можно использовать на уроках....
Обобщение опыта
Обобщение опыта работы учителя музыки Корякиной Н. А. по теме: «Развитие эстетического восприятия и познавательной деятельности учащихся на уроках музыки» Идея опыта:Обеспечение успешного развития тв...
Обобщение опыта работы по теме "Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка"
Представлен опыт работы по применению метода интеллект-карт на разных типах и формах уроков русского языка: изучение нового материала закрепление материала обобщение материала написание до...
Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».
Свой опыт я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...
Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)
Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...
Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"
В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...