Формирование безбарьерной среды в условиях общеобразовательного учреждения
проект на тему
Проект муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2», которое является муниципальным образовательным учреждением, вошедшим во всероссийский проект «Доступная среда».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_bezbarernoy_sredy_v_usloviyah_obshcheobrazovatelnogo_uchrezhdeniya_.doc | 106.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Формирование
безбарьерной среды в условиях
общеобразовательного учреждения
Утяшева Светлана Анатольевна,
учитель начальных классов
Соликамск, 2015
Одним из приоритетов социальной политики Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов является реализация комплекса мер, направленных на создание инвалидам равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества, в том числе равное право на получение всех необходимых социальных услуг для удовлетворения своих нужд в различных сферах жизнедеятельности.
Согласно статье 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
В последние годы в рамках общемирового процесса наблюдается новая тенденция - родители не хотят отдавать своих детей в закрытые учреждения интернатного типа и воспитывают их в семье, устраивая их в общеобразовательные школы и детские сады. Возрос заказ общества на инклюзивное образование. Это желание родителей закреплено законодательно. Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование является одной из важнейших задач государственной политики.
В связи с этим поставлена задача модернизации образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан.
Была разработана и действует государственная программа «Доступная среда» на 2011-2015 годы.
В рамках данной программы Российской Федерации предусмотрено формирование условий беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
Доступность (безбарьерность) - свойство здания, помещения, места обслуживания, позволяющее беспрепятственно достичь места целевого назначения и воспользоваться услугой
В соответствии с методическим пособием «Методика формирования и обновления карт доступности объектов и услуг», разработанной Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, варианты организации доступности объекта могут быть следующие:
«А» доступность всех зон и помещений – универсальная;
«Б» доступны специально выделенные участки и помещения;
«ДУ» доступность условная: дополнительная помощь сотрудника,
услуги на дому, дистанционно;
«ВНД» не организована доступность.
Таким образом, универсальной безбарьерной средой следует считать такую среду, которая обеспечивает получение образовательной услуги в учреждениях образования всем маломобильным категориям детей-инвалидов (с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата), предусматривает устройство общих универсальных путей движения и приспособления для нужд лиц с нарушением здоровья, специальных мест обслуживания.
Индивидуальный подход в образовательном процессе к детям с ОВЗ приводит к необходимости организовывать процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы учитывались индивидуальные потребности и возможности каждого ребенка. А для этого необходима разработка и создание специальных условий, в том числе и принципиальная модернизация образовательных программ, включая и их дидактическое наполнение, разработка программ психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса.
Анализируя созданные условия для детей-инвалидов в системе образования, В.В. Путин ставит следующие задачи: «Уже к 2016 году количество школ, в которых создана безбарьерная среда, должно вырасти более чем в 8 раз – с 1,2 тыс. сегодня до 10 тыс. У нас сегодня доля общеобразовательных учреждений в которых создана универсальная безбарьерная среда составляет всего 2,5%».
В соответствии с Государственной программой Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2015 годы к 2016 году доля общеобразовательных учреждений, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных учреждений, должна составить не мене 20%.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» является муниципальным образовательным учреждением, вошедшим во всероссийский проект «Доступная среда».
В рамках данной темы адаптация (приспособление к новым условиям) понимается как приспособление среды жизнедеятельности, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения (создание условий доступности, безопасности, комфортности и
информативности) посредством технических и организационных решений.
В настоящее время в школе дети с ограниченными возможностями здоровья интегрированы в классы с детьми физиологической нормы.
В школе обучаются 3 школьника, с инвалидностью средней тяжести (с сохраненным интеллектом), из них 2 с заболеваниями опорно - двигательного аппарата, 1 – мышечной миопатией.
В школе открыто 4 класса коррекции (СКК) VII вида с количеством обучающихся 58 человек.
В школе созданы все условия для организации коррекционного образовательного процесса: кадровые, материально-технические.
Учитывая запросы родителей, интересы, возможности детей и профессиональные возможности педагогов в школе осуществляется:
- ПМПк сопровождение;
- оказываются медицинские услуги детям, посещающим школу;
Существует проблемы, требующие решения. В городе не существуют учреждения общего образования полностью соответствующие государственным нормативным требованиям доступной среды для детей с ОВЗ. Не сформирован пакет документов, регламентирующих деятельность образовательных учреждений в рамках инклюзивного образования.
На базе нашего учреждения открыта опытно педагогическая площадка. Тема опытной педагогической площадки: «Формирование безбарьерной среды в условиях общеобразовательного учреждения».
Цель: создание условий для предоставления детям с ОВЗ, с учетом особенностей их психофизического развития, равного доступа к качественному образованию в общеобразовательном учреждении, реализующим образовательные программы общего образования.
Мы поставили перед собой задачи:
- Разработать локальные акты по деятельности ОПП, организации и содержанию функционирования общеобразовательного учреждения, формирующего безбарьерную образовательную среду.
- Разработать модели управления, методического сопровождения общеобразовательного учреждения, формирующего безбарьерную образовательную среду.
- Разработать систему диагностического инструментария деятельности общеобразовательного учреждения, формирующего безбарьерную образовательную среду.
- Разработать систему информационного сопровождения деятельности ОПП.
Разработали стратегии и механизмы достижения цели, этапы реализации проекта. Составили рабочий план по реализации проекта. Провели ремонтно-технические работы. Рассмотрели возможные риски и пути их преодоления:
Возможные трудности и риски | Пути обновления деятельности школы по решению проблемы |
Кадровые, нормативно-правовые, материально-технические ресурсы не в полном объеме соответствуют для осуществления комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. | Подготовка и переподготовка кадров. Отработка механизмов материального стимулирования участников ОПП. Обеспечение и поддержание благоприятного психологического климата в коллективе. Разработка локальных актов. Разработка программного обеспечения. Приобретение оборудования, оргтехники, персональных компьютеров, лечебно-спортивного инвентаря. |
Недостаточная компетентность родителей в вопросах развития детей с ОВЗ; сложность привлечения родителей детей с ОВЗ к сотрудничеству. | Определение наиболее эффективных способов сотрудничества педагогического коллектива с семьей, организация совместной деятельности. |
Конкурентоспособность в социуме | Реклама деятельности |
Приложение
Условия реализации опытной педагогической площадки
Мотивационные.
1) Стимулирование участников деятельности ОПП.
2) Предоставление методических дней;
3) Публикация авторских разработок.
4) Выступление на научно-практических конференциях.
Кадровые.
1) Создание рабочей группы «Реализация идей инклюзивного образования в условиях действия ФГОС» (таб.1).
2) Создание творческих педагогических групп по отдельным направлениям работы.
3) Методологическая и теоретическая подготовка по проблеме опытной педагогической площадки.
4) Обучение трех педагогов на курсах повышения квалификации по коррекционной педагогике.
Материально-технические.
1) Пополнение кабинетов узких специалистов специальным оборудованием, методическими пособиями.
2) Оснащение образовательной среды школы и приведение в соответствие с требованиями.
Финансовые.
Оплата труда участникам ОПП и привлекаемых сотрудников в рамках стимулирующего фонда.
Организационные.
1) Разработка документации по основным направлениям работы ОПП (локальные акты, программы исследования, функциональные обязанности участников эксперимента и т.д.)
2) Приглашение научного руководителя.
Нормативно-правовые.
1) Обеспечение школы федеральными, региональными, локальными документами.
Информационные.
1) Обеспечение площадки научно-методической литературой, программами 2) Распространение имеющегося педагогического опыта.
3) Создание банка данных о педагогическом опыте, творческих и методических разработок; обеспечение специалистов и родителей информацией об уже имеющихся опытах работы по данному вопросу, положительных и отрицательных последствиях.
Этапы реализации опытной педагогической площадки
Этапы реализации:
I этап: аналитико-диагностический ( август - декабрь 2015)
1) Анализ объекта ОПП, внешних и внутренних условий, определение промежуточных и конечных результатов инновационной деятельности.
2) Разработка системы контроля соответствующей цели инновационной деятельности.
3) Календарное планирование хода инновационной деятельности ОПП.
4) Прогнозирование результатов для объективного контроля и анализа хода инновационной деятельности.
II этап: внедренческий (январь – март 2016).
1) Совершенствование организационной структуры ОПП:
- разработка локальных документов функционирования в режиме опытной педагогической площадки;
- разработка системы информационного сопровождения деятельности ОПП.
2) Изменение структуры управления и методического сопровождения общеобразовательным учреждением в условиях инновационной деятельности:
- разработка локальных актов по деятельности ОПП, организации и содержанию функционирования общеобразовательного учреждения, формирующего безбарьерную образовательную среду.
- разработка модели управления, методического сопровождения общеобразовательного учреждения, формирующего безбарьерную образовательную среду.
- разработка системы диагностического инструментария деятельности общеобразовательного учреждения, формирующего безбарьерную образовательную среду.
III этап: аналитический (апрель – май 2016г).
- Анализ результатов деятельности опытной педагогической площадки.
- Проведение педагогического совета по итогам деятельности ОПП.
- Сравнение планируемых результатов с полученными.
- Ознакомление с результатами деятельности родителей, специалистов ОУ, города.
- Проведение - обобщение опыта педагогической деятельности.
- Создание банка данных о педагогическом опыте.
Рабочий план реализации проекта.
Раздел I. Научно-методическая работа.
№ | Направление работы, основные задачи | ответственные | срок | прогнозируемый результат |
Изучение актуальности проблемы, социологический опрос. | Административная команда | август 2015 г. | Получение достоверных данных по проблеме | |
Выявление уровня и обеспечение достаточной готовности педагогов к инновационной деятельности (мотивационный, методологический, теоретический, психологический и практический компоненты готовности) | Зам. по НМР | сентябрь 2015 г | Аналитическая справка | |
Разработка нормативных правовых актов, регламентирующих создание доступной среды в образовательной организации для совместного обучения инвалидов, детей с ОВЗ и лиц, не имеющих нарушений развития. | Зам. по НМР | 2015-2016 | Локальные акты | |
Анализ программ, соотнесение их с содержанием работы ОПП, определение оснований для написания коррекционной программы сопровождения детей с ОВЗ | Зам. по УВР | 2015 г | Учебно-методическое пособие, статьи в научные сборники, тематические планы и дидактические материалы. | |
Планирование педагогического процесса, в классах реализующих коррекционно-развивающую программу. | Зам. по УВР | 2015 г - 2016 | Составление календарно-тематических и перспективных планов работы, оформление конспектов инновационных занятий с детьми. | |
Обобщение и систематизация результатов работы ОПП. | Зам. по НМР | Май 2016 | Оформленный опыт по теме. | |
Разработка механизмов внедрения педагогической системы в условиях реализации проекта. | . Зам. по НМР | 2016г. | НМС | |
Раздел II Научно-управленческая работа | ||||
Заключение договоров о сотрудничестве. | директор | Договоры о сотрудничестве | ||
Разработка локальных документов функционирования ОУ в режиме опытной педагогической площадки. | Зам. по НМР | 2015-2016 | Локальные акты и документы | |
Создание новых организационных структур | Директор | Сентябрь 2015 | Создание рабочей группы для разработки плана мероприятий, направленного на создание безбарьерной образовательной среды для детей с ОВЗ в ОУ. Издание приказа об утверждении плана мероприятий по созданию доступной среды, списка рабочих групп по реализации плана мероприятий | |
Изменения в управлении ОУ в условиях инновационной деятельности | Директор | Декабрь 2015 | Система управления в условиях инновационной деятельности. Составление сметы для закупки специального коррекционного и реабилитационного оборудования. Внесение изменений в Положение о стимулировании работников. | |
Построение новой модели методической работы в условиях инновационной деятельности | . Зам. по НМР | 2015 - 2016 | Модель методической работы. | |
Организация постоянно действующего научно-практического семинара для участников опытной педагогической площадки по вопросам работы с детьми с особыми образовательными возможностями | Зам. по НМР | 1 раз в четверть | Повышение педагогической компетентности педагогов | |
Разработка плана повышения квалификации педагогических и руководящих работников | Зам. по НМР | Сентябрь 2015 | План повышения квалификации педагогических и руководящих работников | |
Аттестация работников ОУ, подготовка к защите. | Зам. по НМР | 2015-2016 | Аттестация на высшую квалификационную категорию. | |
Обобщение и научное обоснование опыта по теме. | Зам. по НМР | Апрель-май 2016 | Педагогический опыт, методические рекомендации | |
Раздел III. Научно-просветительская работа. | ||||
1. | Определение основных направлений и перспектив работы с родителями в ОУ. | Зам. по ВР | Ноябрь 2015 | План работы с родителями. |
2. | Организация разнообразных форм по обмену опытом | Зам. по НМР | Апрель-май 2016 г. | Совместная рефлексия |
3. | Мониторинг эффективности деятельности | Зам. по НМР | Май 2016, | Аналитическая справка |
4. | Определение перспектив взаимодействия в различных моделях муниципальной образовательной системы | Зам. по НМР | 2016 г. | Предоставление опыта на ГНЭПС |
Раздел IV. Издательская деятельность и информационное сопровождение. | ||||
Подготовка и публикации статей, тезисов, докладов, методических рекомендаций | Зам. по НМР, учителя и педагоги | По итогам ОПП | Статьи, тезисы, доклады | |
Создание тематической страницы на сайте школы | Зам. по НМР | Декабрь 2015 | Тематическая страница на сайте школы | |
Освещение хода реализации Программы в средствах массовой информации | Директор, зам. по НМР | в течение 2015-2016 | Публикации, видео ролики | |
Проведение собраний с родительской общественностью | Директор, зам. по ВР | Декабрь, апрель | Позитивные отзывы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование социальной компетенции детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения МБОУ ЦО «Каразей»
Статья раскрывает роль внеурочной деятельности. Развитию социальной компетенции, коммуникативных и творческих способностей детей с ОВЗ способствуют правильная организация воспитательной работы....
Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у подростков в условиях общеобразовательного учреждения
Здоровье подрастающего поколения является актуальной проблемой современности, предметом первоочередной важности и заботы государства, поскольку именно здоровье определяет будущее страны, генофонд наци...
«Подходы к формированию, углублению и развитию математической одарённости в условиях общеобразовательного учреждения»
Цель работы:показать применение математического аппарата в жизни современного общества; - построить математическую модель, иллюстрирующую применение математических методов в статистическом исслед...
О проведении районных физкультурно- спортивных мероприятий среди педагогических работников общеобразовательных учреждений
О проведении районных физкультурно- спортивных мероприятий среди педагогических работников общеобразовательных учреждений...
Педагогический проект «Подходы к формированию, углублению и развитию математической одарённости в условиях общеобразовательного учреждения».
Педагогический проект посвящен изучению теоретических обоснований математической одаренности, способов её выявления, формирования, углубления и развития в условиях общеобразовательного учреждени...
«Работа по формированию здорового образа жизни в условиях общеобразовательного учреждения»
Предпринятый нами подход к построению здоровьеобразующей среды позволяет говорить о здоровьесберегающей деятельности школы как системной комплексной работе по сохранению и укреплению здоровья учащихся...
Проект «Подходы к формированию, углублению и развитию математической одарённости в условиях общеобразовательного учреждения».
Педагогический проект посвящен изучению теоретических обоснований математической одаренности, способов её выявления, формирования, углубления и развития в условиях общеобразовательного учреждени...