Использование метода диагностики в детском хореографическом коллективе
учебно-методический материал на тему
Педагогическая диагностика – это педагогическая деятельность, направленная на изучение объектов и субъектов педагогического процесса, где объекты – воспитанники, педагоги, педагогические и ученические коллективы, а субъекты – это весь педагогический процесс в целом. Основную задачу диагностики составляет изучение усвоения учебного материала, а также определение результативности учебного и воспитательного процесса. Диагностические исследования являются одним из эффективных методов определения ЗУН учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_metoda_diagnostiki_v_horeograficheskom_kollektive.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования детей
Дворец детского и юношеского творчества
Использование метода
диагностики в детском
хореографическом
коллективе
Подготовила:
Бородина Е.В.
г. Армавир,
2015 г.
Педагогическая диагностика – это педагогическая деятельность, направленная на изучение объектов и субъектов педагогического процесса, где объекты – воспитанники, педагоги, педагогические и ученические коллективы, а субъекты – это весь педагогический процесс в целом. Основную задачу диагностики составляет изучение усвоения учебного материала, а также определение результативности учебного и воспитательного процесса. Диагностические исследования являются одним из эффективных методов определения ЗУН учащихся.
Познакомившись с этим методом, я вижу необходимость его применения в своей работе, потому что, несмотря на разработку программного обучения с учетом занятий в студии детей с различными генотипами, не все воспитанники в состоянии воспринимать учебный материал на одинаковом уровне. В объединении занимаются дети и подростки, которые отличаются друг от друга по темпу работы, по работоспособности, по скорости восприятия музыкального материала, поэтому мне необходимо проведение диагностики.
Использование этого метода помогает мне получить информацию о различной степени усвоения учебного материала каждым воспитанником, а также позволяет определить детей с незаурядными способностями и выявить индивидуальные особенности каждого ребенка.
Диагностику я провожу с воспитанниками 2 раза в год – в первом и во втором полугодии. Она строится не только на непосредственном наблюдении за учащимися на занятиях, но и на использовании диагностических методик. Для проведения диагностики мною разработаны диагностические карты по определению усвоения музыкального материала всеми возрастными группами учащихся.
В младшей и средней группе воспитанники должны уметь:
1) четко определять метроритм;
2) темп;
3) жанр мелодий;
4) характер звучащей мелодии.
У воспитанников подростковой группы я выявляю:
1) умение четко передавать ритмический рисунок танца;
2) правильное восприятие музыкального образа;
3) динамичное исполнение;
4) развитую музыкально-ритмическую память.
На основе проведенной диагностики я получила следующие результаты:
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |
Младшая группа (13 чел.) | 5 чел. | 7 чел. | 4 чел. |
Средняя группа (16 чел.) | 5 чел. | 9 чел. | 1 чел. |
Подростковая группа (18 чел.) | 10 чел. | 6 чел. | 2 чел. |
Обработка полученных данных показывает, что не все воспитанники справляются с поставленными задачами. В основном это дети младшего и среднего школьного возраста. В подростковой группе показатели обычно высокие, потому что здесь остаются заниматься те учащиеся, которые имели или приобрели определенные способности, необходимые для успешных занятий.
Анализируя диагностические данные, я пришла к выводу, что группу воспитанников можно условно разделить на 3 подгруппы:
1 – дети, легко усваивающие музыкальный материал;
2 – дети, усваивающие программный материал при определенных условиях;
3 – дети, усваивающие программу с трудом.
Это условное разделение помогло мне найти индивидуальный подход к каждому ребенку в соответствии с его уровнем развития. Наибольшую сложность для воспитанников младшей и средней групп, как показывает диагностика, представляет собой тема о музыкальном размере и ритмическом рисунке разнохарактерных мелодий.
Для успешного восприятия этого материала большое значение имеют природные данные ребенка, а также его желание работать над собой. Чтобы помочь воспитанникам быстрее усвоить этот сложный материал, я занимаюсь с ними дополнительно, объединяя их в группы по несколько человек. Они получают задания на дом по слушанию разнохарактерной музыки с обязательным определением темпа, ритма и характера звучащей мелодии. К выполнению домашнего задания необходимо подключать и родителей воспитанников. Выполненное задание обязательно проверяю на следующем занятии.
Также для достижения наилучшего результата в усвоении сложных тем я провожу слушание музыки и тематические музыкальные беседы, которые нередко готовят и сами воспитанники, что, несомненно, тоже дает положительный результат. Анализируя работу, я пришла к выводу, что лучше всего сложные темы дети воспринимают в игровой форме, через музыкальные игры и упражнения. Поэтому в своей работе я использую такие игры и упражнения, которые помогают воспитанникам быстрее и легче усвоить сложный материал:
- «Запомни музыку» - игра на сопоставление разных по характеру, темпу, ритму, динамике мелодий;
- «Птичий двор» - игра на создание музыкальных образов;
- «Кот и мыши» - игра со сменой динамики;
- «Ускоряет и замедляет» - игра на смену темпа;
- «Марш со сменой ведущих» - упражнение на определение начала музыкальных фраз;
- «Мячики» - игра на развитие у детей умения передавать четкий ритм музыки;
- «Звездочка» - игра на четкое определение смены частей в движении, определение музыкальных фраз, на умение слышать акценты в музыке;
- «Что мы делали в прошлый раз под эту музыку?» - упражнение для развития музыкально-двигательной памяти.
На занятиях я, в основном, обращаю внимание на тех воспитанников, которым требуется помощь, и которые все-таки смогут усвоить программный материал. Воспитанники подростковой группы относятся к занятиям осознанно, им нравится то, что они делают, у них существует самосознание и самоконтроль. В чем я убеждаюсь, проводя диагностику. Учитывая возраст воспитанников, предлагаю им оценить свои знания и умения самостоятельно. Затем я оцениваю их уровень и провожу сравнительную характеристику. Отличие результатов очень незначительное. Из этого следует, что благодаря сознательному отношению к учебному процессу, в подростковой группе для успешного усвоения программного материала достаточно словесного объяснения темы педагогом или концертмейстером.
Я считаю, что педагогическая диагностика необходима в работе любого детского коллектива, так как она позволяет наглядно видеть все сложности учебной программы, это позволяет хореографу вносить необходимые корректировки в свою программу, а концертмейстеру определить детей, требующих дополнительной помощи и внимания. Благодаря всему этому, диагностика позволяет добиться высоких результатов в учебном и воспитательном процессе.
Литература:
- Гуревич К. М. Психологическая диагностика. - М.: Знание, 1985
- Степанова Е. Н. Воспитательный процесс. Изучение эффективности. – 2001
- Методика отслеживания и стимулирования саморазвития ребенка. // Дополнительное образование, 2001, № 2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий выпускного в детском хореографическом коллективе "Искорка" "Звездопад в ансамбле снова звездопад..."
Сценарий выпускного в хореографическом коллективе "Искорка"...
Технология организации постановочной работы в детском хореографическом коллективе: музыкально-хореографическая сказка "Волк и семеро козлят на новый лад"
Публикация посвящена особенностям работы педагога-балетмейстера в детском хореографическом коллективе на базе общеобразовательной кадетской школы. Подробно раскрывается технология пос...
«Обучение народно-сценическому танцу в детском хореографическом коллективе как средство формирования толерантной личности».
данный проект способствует развитию интереса и понимания учащимися танцевальных особенностей и обычаев различных народов при изучении их на уроках народно-сценического танца....
"Развитие творческого потенциала учащихся в детском хореографическом коллективе"
Методический доклад...
"Развитие творческого потенциала учащихся в детском хореографическом коллективе"
Методический доклад...
Формы и методы обучения джаз-танцу в детском хореографическом коллективе
В данной методической разработке определяются формы и методы, используемые педагогом на практике в обучении детей (8-18лет) джаз-танцу. Аналитическая работа, проделанная автором, раскрывает проб...
Использование бальных танцев советского периода в работе с детским хореографическим коллективом
quot;Люди от танцев должны получать радость. Они должны радоваться, что они танцуют" , - С. Попов....