«Анализ техники и методика обучения акробатическим прыжкам»
методическая разработка на тему

Дменова Юлия Вакилевна

Характеристика и классификация акробатических прыжков. Особенности техники прыжков: разбег, толчок, полет и приземление. Обучение акробатическим прыжкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod.razrab._analiz_yu.v.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Федерация спортивной акробатики ХМАО-Югры

МБУ ДОД «ДЮСШ №1»

спортивный комплекс «Вымпел»

Методическая разработка на тему:

«АНАЛИЗ ТЕХНИКИ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ 

АКРОБАТИЧЕСКИМ ПРЫЖКАМ»

                                                                                               Разработала:

                                                                            тренер-преподаватель

                                                                                       по спортивной акробатике

                                                                                  Дменова Юлия Вакилевна

Мегион, 2014 г.

Содержание.

  1. Характеристика и классификация акробатических прыжков.
  2. Особенности техники акробатических прыжков.
  3. Обучение акробатическим прыжкам.

Характеристика и классификация акробатических прыжков.

Акробатические прыжки составляют главное содержание вольных упражнений, придают им спортивно-акробатическую направленность и отражают основную тенденцию в развитии этого вида  многоборья.

Классификация ак4робатических прыжков построена по принципу структурного сходства элементов с учетом таких признаков, как – направление основного вращательного движения (вперед, назад, в сторону, т.е. «по сальто»):

- степень вращения по сальто (одинарные, двойные и т.д.);

- степень поворота тела в безопорном положении вокруг продольной оси (враще-

  ние «по пируэту»).

Основным признаком, по которому акробатические прыжки отнесены к тем или иным группам и подгруппам, является содержание действий акробатов в безопорных фазах. В связи с этим все прыжки подразделены на простые (гладкие» и комбинированные). В группу простых прыжков включены все акробатические элементы, исполняемые с вращением только вокруг одной из осей тела; поперечной (перевороты и сальто вперед и назад) или переднезадней – сагиттальной (сальто в сторону). Группу комбинированных прыжков составляют акробатические элементы, при выполнении которых наряду с вращением вокруг поперечной и переднезадней оси происходит также поворот тела вокруг продольной оси (различные сальто вперед или назад с пируэтом).

Подобная классификация наиболее распространенных акробатических прыжков имеет значение для процесса обучения, так как дает возможность использовать знание общих закономерностей техники в методике освоения родственных элементов примерно одной степени трудности, а также применять сходные приемы обучения при освоении элементов нарастающей сложности.

 Особенности техники акробатических прыжков.

Элементы акробатических прыжков подчиняются общим биомеханическим закономерностям техники упражнений.

Приведу некоторые сведения об особенностях техники акробатических прыжков, придерживаясь принципа пофазного анализа акробатических прыжков.

Целесообразность выделения фаз разбега, толчка, полета и приземления очевидна, так как позволяет точнее охарактеризовать технические действия акробата в самых различных акробатических прыжках.

Разбег.

Действия акробатов в вольных упражнениях ограничены площадкой размером 12х12 м, а на дорожке такого ограничения нет. Поэтом разбег на ковре не должен превышать нескольких шагов. За их превышение судьи производят сбавки. В связи с этим рекомендуется следующее:

- собственно разбег должен быть особенно энергичным;

- функцию разбега («разгона») принимают на себя элементы, имеющие и самостоятельное спортивное значение (это переворот вперед, назад, в сторону, темповое сальто);

- ограничение разбега требует особенно технических действий в последующих фазах упражнений.

Действия при разбеге подчинены одной из основных фаз прыжка – толчку (руками или ногами). Поступательное движение тела при разбеге за счет остановки ног на опоре преобразуется во вращательное движение туловищем к опоре. Переход от разбега к основному толчку ногами или руками осуществляется благодаря наскокам. Роль наскоков выполняют также служебные элементы, как вальсет, рондат вперед, фляк. При опоре на ноги маховыми звеньями совершающими движения типа вращений, следует считать руки, голову, туловище, а при толчках руками – ноги и туловище.

Таким образом, с целью разгона необходимо стремиться создать наилучшие условия для переключения от поступательного движения тела к вращательному с минимальной потерей энергии, что достигается мягкой постановкой ног и рук в промежуточных опорных положениях и сокращением длительности безопорных фаз при выполнении служебных элементов. Методика обучения разбегу.

Действия на опоре (толчок)

От действий акробатов на опоре при отталкивании во многом зависит продолжительность, высота и дальность полета, что непосредственно связано с качеством прыжка в целом. В зависимости от вида прыжка толчок может быть (сальто вперед) ударным – одномоментным, с жестким закреплением звеньев ног и сего тела при постановки ног на опору с носка (он то же напряжен), а также смягченным – более растянутым во времени, с предварительным полуприседанием и дальнейшим переходом со всей стопы на носок или перекатом с пятки на носок (сальто назад с места, переворот вперед).

Толчок «ударного» типа позволяет развивать большие усилия в малый интервал времени. Например: при отталкивании на 2-й или 3-й пируэты за 0,9-0,11 с сила толчка достигает 700-750 кг, а двойных сальто 800 кг. Именно это позволяет, используя реакции опоры (упругость дорожки) выполнить мощный отскок требуемой высоты и продолжительности для исполнения сложных действий в безопорной фазе. «Смягченный» толчок целесообразен при выполнении сальто назад с места, сальто вперед с разбега махом рук назад при выполнении разгонных элементов. Руки или ноги на опоре могут быть в 3 положениях: а) вертикально; б) наклонно перед вертикалью; в) наклонно за вертикалью.

При движениях с вращением вперед толчок «ударного типа должен развиваться в период нахождения рук или ног на опоре в положении от «наклонно за вертикалью» до «вертикально». При движении с вращением назад – от положения «наклонно перед вертикалью» до положения «вертикально». Подобное отталкивание называется стопорящим. Растянутый, смягченный толчок осуществляется, как правило, от вертикали до положений «наклонно перед вертикалью», при вращениях вперед и «наклонно за вертикалью» при вращениях назад. Стопорящий толчок характерен для одиночных или завершающих серию прыжков с высоким вылетом, а смягченный толчок применяется в прыжках в переход и серийных, где необходимо поддерживать или наращивать горизонтальную скорость перемещения.

Эффективность взаимодействия спортсмена с опорой во многом зависит от своевременного использования им в толчке потенциальной энергии деформированной опорной поверхности. По своему характеру отталкивание на эластичной дорожке наиболее приближается к толчку на настиле для вольных упражнений. Различия временных характеристик в механизме отталкивания на батуте или трамплине по сравнению с дорожкой, дают основание рекомендовать эти вспомогательные снаряды не как средство для овладения техникой отталкивания, а с целью формирования навыков безопорных действий. Привести комплекс СФП для развития скоростно-силовых качеств.

Полет.

В зависимости от двигательной задачи траектория полета может быть пологой и длинной (сальто в переход) или высокой, но более короткой (сальто в «доскок»). Характер траектории (принято рассматривать по траектории перемещения ОЦТ) зависит от силы толчка и его направления. Каждой разновидности сальто соответствуют определенные углы вылета, начальные скорости полета и позы. Это – группировка, согнувшись, прогнувшись, полугруппировка (рваное), выпрямившись. Чем сложнее сальто, тем больше гол вылет, тем больше времени находиться должен спортсмен. После отталкивания акробат вращается вокруг поперечной оси проходящей через о.ц.т. Их три. Скорость же вращения по сальто, полученная при отталкивании, может быть изменена за счет изменения позы. Например: так группировка в полете, уменьшающая момент инерции тела относительно поперечной оси, увеличивает скорость вращения, а выпрямление тела из группированного положения, наоборот, уменьшает скорость вращения.

Методика обучения фазе полета.

Приземление.

Техника приземлений бывает различной и зависит от того, выполняется ли прыжок в остановку или соединяется с последующим. Приземление в остановку    («доскок») требует действий, обеспечивающих прекращение вращения тела в полете. Это выпрямление тела после сальто в группировке. Ноги на опору следует ставить в положение, при котором стопы были бы на пути движения о.ц.т. (в месте пересечения параболы движения о.ц.т. в полете с опорной поверхностью).

Для смягчения ударных нагрузок акробат должен приземляться на носки с переходом на всю стоп и упругим сгибанием ног и туловища в положение круглого полуприседа. Для устойчивости стопы ставятся параллельно, на расстоянии 10-15 см одна от другой. Это увеличивает площадь опоры. Приземление в переход связано с сохранением вращательного движения тела в момент опоры на ноги, что предопределяется действиями акробата в предыдущих фазах (более пологой траекторией полета – «перекрутом» по сальто за счет более плотной и быстрой группировки и более позднего выпрямления тела, а также постановкой ног на опору ближе расчетной точки пересечения параболы движения о.ц.т. в полете с опорной поверхностью).

Обучение акробатическим прыжкам.

Обучение акробатическим прыжкам требует особой методики, так как в большинстве это координационно-сложные движения, связанные с вращением тела в безопорных положениях. Процесс обучения должен строиться по двум направлениям:

  1. с созданием облегченных условий выполнения;
  2. с созданием усложненных условий.

Создание облегченных условий выполнения заданий предусматривает использование приемов, направленных на увеличение продолжительности полетных фаз, повышение эластичности упругой опоры в фазах отталкивания и смягчение опоры в фазах приземления. Особое значение имеют приемы, обеспечивающие безопасность выполнения упражнений.

Группа

Подгруппа

Направление основного ращения

прыжков

прыжков

Вперед

Назад

В сторону

Простые (гладкие) прыжки

Одинарные

Прыжки с ног на руки

Сальто вперед

Прыжки с рук на ноги (курбет)

Сальто назад

Перевороты в сторону

Сальто в сторону

Многократные

Полуторные сальто вперед

Двойные сальто вперед

Двойные сальто назад

Тройные сальто назад

Двойное сальто в сторону

Прыжки

Одинарные

Прыжки вперед с поворотом

Перевороты вперед с поворотом

Сальто вперед с поворотом

Твист

Колпинское сальто

Прыжки назад с поворотом

Перевороты назад с поворотом

Сальто назад с поворотами (пируэтом)

Прыжки вперед с поворотом и сальто назад (обратный твист

Перевороты в сторону с поворотом (рондат)

Сальто в сторону с поворотом

Комбини-рованные

Многократ-ные

Полтора твиста

Двойной твист

Двойное сальто назад с поворотами:

-лунное (1800-1800)

-пируэт заднее  (3600 – 0)

-заднее пируэт (0 -3600)

-пируэт-полпируэта (3600-1800)

пируэт-пируэт (3600-3600)

Увеличение продолжительности полетных фаз дает возможность успевать выполнить сложные действия в безопорном положении, затрачивать на них меньше усилия, лучше ориентироваться в пространстве.

Увеличение времени полетных фаз достигается, в основном, повышением высоты выпрыгивания, что возможно благодаря использованию батута, подкидных мостиков, трамплинов, надувной камеры.

Сами действия акробатов в безопорных положениях целесообразно осваивать с применение круговых лонж и тренажерных устройств.

Повышение эластичности опорной поверхности увеличивает высоту прыжка без большой нагрузки на мышцы и суставы ног. С этой целью применяют дорожки различных систем и с регулируемой упругостью.

На спешность обучения также заметно влияют приемы, обеспечивающие безопасность выполнения акробатических прыжков: использование различных предохранительных поясов, помощь и страховка тренера, поролоновые ямы и кубы, надувные камеры.

Усложненные условия выполнения акробатических прыжков практикуют на этапе совершенствования двигательных навыков. Приемами усложнения являются: выполнения прыжков с приземлением на возвышение, на жесткой опоре, с преодолением сопротивления (амортизатор, отягощение), без страховки, с супервращениями.

Список литературы.

  1. Коркин В.П. Спортивная акробатика: Учебник для ИФК.- М.: Физкультура и спорт, 1981.- 230 с.
  2. Скакун В.А. Акробатические прыжки.- Ставрополь, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика обучения акробатическим элементам на уроках физической культуры

Одним из основных средств развития координационных способностей является акробатика. Надеюсь, что предложенные  упражнения помогут быстрее и легче освоить первые шаги в акробатике, разнообразят ф...

ТЕХНИКА И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БЕГУ НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ

Спортивные соревнования – это уже не просто индивидуальные поединки и не только соревнование команд, это, прежде всего демонстрация силы и умения спортсмена, высокого тактического мышления преподавате...

Методика обучения акробатическим элементам учащихся 1-4 классов

В данном материале раскрывается техника и методика обучения акробатических элементов: стойка на лопатках, кувырок вперед, кувырок назад, стойка на голове (подводящие упражнения к ним). ...

Анализ техники и методика обучения групповым упражнениям

Краткая характеристика женских акробатических троек. Предварительная подготовка для работы в женских тройках. Начальная подготовка. Техника выполнения и методика обучения основным упраж...

Методика обучения акробатическим упражнениям

В комплексной программе физического воспитания большое внимание уделяется освоению сравнительно несложных акробатических упражнений. Перечень упражнений невелик, однако благодаря своей динамичности и ...

Статья на тему "Анализ техники и методика обучения технике ведения мяча на месте и в движении"(Баскетбол)

Элементарные технические приемы в баскетболеТехника ведение мячаКлассификация ведения мячаПрименение техники на своих занятияхУпражнения для обучения ведению мяча...

Баскетбол.Анализ техники и методика обучения

Анализ техники и методика обучения...