Методика обучения акробатическим элементам на уроках физической культуры
Во всех классах описание программного материала по физической культуре начинается с раздела «Гимнастика». В системе физического воспитания гимнастика занимает одно из ведущих мест. Она открывает перед детьми удивительный мир разнообразных движений, новых ощущений, способности управлять своим телом, развивает необходимые навыки и жизненно важные физические качества, способствует развитию морально-волевых качеств характера, а значит и гармоническому развитию личности ребёнка в целом. Одним из основных средств развития координационных способностей является акробатика. Надеюсь, что предложенные мной упражнения помогут быстрее и легче освоить первые шаги в акробатике, разнообразят физкультурные занятия и просто помогут моим коллегам в работе. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРУППИРОВКЕ И КУВЫРКИ БОКОМ № | Упражнение | Методические указания | 1. | Группировка (ознакомление) | Колени плотно прижать к плечам, каждая рука держится за одноимённую ногу | 2. | Наклоны вперёд ноги вместе и ноги врозь | Фото 1 | 3. | Совершенствование группировки в упражнениях ("Ёжики") | «Ёжики» должны спрятать от лисы свои животики. – Дети по сигналу учителя быстро принимают положение «группировка» | 4. | Перекаты в группировке | «Ёжики» готовят гнёздышко для зимы, накалывают листики на свои иголки. – Дети выполняют перекаты | 5. | Стойка на лопатках | Руки должны плотно упираться в спину, локти держать узко. | 6. | Положение "лёжа на спине, коснуться носками за головой" | | 7. | Кувырок боком из положения, лёжа на животе, прогнувшись | | 8. | Кувырок боком в группировке | | 9. | Кувырок боком из положения, сидя ноги врозь ("звёздочка") | | 10. | Кувырок назад через плечо | |
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КУВЫРКОВ ВПЕРЁД
№ | Упражнение | Методические указания | 1. | Кувырок вперёд | И.П. – упор присев. В начале движения колени пола не касаются, смотреть на свой живот или носки ног. Продолжить движение сгибая руки, выпрямляя ноги и не касаясь опоры головой, произвести кувырок вперёд. | 2. | Кувырок вперёд с горки матов (сверху вниз) | | 3. | Кувырок вперёд на горку матов (невысокую) | С небольшого разбега | 4. | Кувырок вперёд на горку матов различной высоты с разбега | | 5. | Несколько кувырков вперёд в группировке подряд | Контролировать группировку | 6. | Кувырки вперёд шагом одной с приходом на другую | | 7. | Кувырки вперёд на одной | Вторую поджать | 8. | Кувырки вперёд с опорой одной рукой | | 9. | Кувырки вперёд в парах, держась за руки | | 10. | Кувырки вперёд без помощи рук | | 11. | Кувырки вперёд прыжком (длинный кувырок вперёд) | | 12. | Кувырки через препятствия различной высоты и ширины | | 13. | Кувырки вперёд в парах (и.п. – один, лёжа на спине, подняв ноги, держится за ноги партнёра; другой, стоит возле головы партнёра, держится за его ноги) | |
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КУВЫРКОВ НАЗАД
№ | Упражнение | Методические указания | 1. | Группировка | | 2. | Перекаты | | 3. | И.п. - стоя спиной к стене, выучить постановку рук внизу и перенос рук за голову | Фото 2 Фото 3 | 4. | И.п. - лёжа на спине, поставить руки за голову для кувырка назад | Повторять это упражнение в разном темпе | 5. | Перекаты из упора присев в упор присев | | 6. | То же с постановкой рук за голову для кувырка назад | Фото 4 | 7. | Кувырок назад с горки матов | Обратить внимание на правильную постановку рук | 8. | Кувырок назад с горки матов в упор стоя согнувшись, ноги врозь | Заканчивая кувырок, не выпрямляться, а наоборот стараться поставить прямые ноги как можно раньше, можно взять носки на себя. | 9. | Кувырок назад из и.п. ноги врозь в упор стоя согнувшись, ноги врозь | Освоить безопасное падение в наклоне вперёд. | 10. | Кувырок назад в группировке | | 11. | Кувырок назад согнувшись | | 12. | Кувырок назад в стойку на руках | |
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГИМНАСТИЧЕСКОМУ ЭЛЕМЕНТУ "МОСТ" № | Упражнение | Методические указания | 1. | И.п. – упор лёжа согнув руки 1 – упор лёжа прогнувшись 2 – и.п. | Живот от пола не отрывать, руки выпрямить, плечи опустить | 2. | И.п. – Лёжа на животе, захватить ноги руками. Перекаты на животе вперёд – назад | Фото 5 | 3. | И.п. – упор лёжа прогнувшись. Ногами коснуться головы | | 4. | И.п. – стойка на коленях, пятки вместе, колени врозь. Наклоны назад | Не стремиться достать головой ног, а тянуться животом вперёд, чтобы развивать подвижность тазобедренных суставов | 5. | И.п. – Лёжа на спине – "мост" | Руки выпрямить | 6. | Лёжа на горке матов, упор руками о пол, ногами на маты – "мост" | Перенести центр тяжести на руки, завести плечевые суставы вперёд | 7. | «Мост», выпрямляя колени с переносом тяжести тела с ног на руки и обратно | Фото 6 | 8. | И.п. – стоя спиной к стене на расстоянии шага, наклоны назад с постановкой рук на стену и встать | По стене не ходить. Наклон выполнять руками. | 9. | То же, но с опорой на горку матов (возвышенность) | По мере освоения выполняется с помощью и без помощи на полу. |
В результате использования данной методики ребята с удовольствием занимаются акробатикой на уроках, многие осваивают более сложные элементы, легко справляются с олимпиадными заданиями по физической культуре. |