Формирование здорового образа жизни - как актуальная проблема образования
статья на тему

Бровцев Евгений Михайлович

Сегодня важной задачей образования является сохранение здоровья обучающихся и восстановление адаптационных возможностей организма ребёнка, полноценное физическое и психологическое развитие учащихся в соответствии с возрастом, обучение основам здорового образа жизни, формирование здоровьесберегающей среды. Состояние здоровья детей в современных условиях значительно зависит от условий, в которых находятся дети (безопасность пребывания в учебном заведении, санитарно- гигиеническое состояние помещений, освещённость и температурный режим помещений, нормальное функционирование всех систем жизнеобеспечения, материально- техническое оснащение, организация учебно - воспитательного процесса).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_zdorovogo_obraza_zhizni.docx21.12 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование здорового образа жизни – как актуальная проблема образования.

«Успешной и востребованной будет та школа,

которая обеспечивает здоровье детей, использует здоровьесберегающие педагогические технологии».

В.Н.Касаткин

Сегодня важной задачей образования является сохранение здоровья обучающихся и восстановление адаптационных возможностей организма ребёнка, полноценное физическое и психологическое развитие учащихся в соответствии с возрастом, обучение основам здорового образа жизни, формирование здоровьесберегающей среды. Состояние здоровья детей в современных условиях значительно зависит от условий, в которых находятся дети (безопасность пребывания в учебном заведении, санитарно- гигиеническое состояние помещений, освещённость и температурный режим помещений, нормальное функционирование всех систем жизнеобеспечения, материально- техническое оснащение, организация учебно - воспитательного процесса).

Наше образовательное учреждение уделяет большое внимание проблеме охраны жизни и здоровья детей, так как студент проводит значительную часть своей жизни в техникуме. И оттого, как будет организован образ жизни учащихся на протяжении всего «учебного марафона», какие будут созданы условия для сохранения и укрепления здоровья в этот ответственный период роста и развития детей, будет зависеть, выйдут ли учащиеся из стен техникума практически здоровыми или будут иметь ограничения в свободном выборе профессии из-за плохого здоровья.

Какие меры необходимо принимать человеку, чтобы каждая часть его здоровья была сохранена? Физическим здоровым считается человек, который редко болеет, у него хорошая иммунная система, физически развит и закален, и, что особенно важно, стремится к сохранению и упрочению своего здоровья.

Одно из направлений в решении этого вопроса принадлежит соблюдению режима дня, организации отдыха. Многие родители, стремясь дать как можно больше знаний ребенку, записывают его к различным репетиторам, на дополнительные курсы. В итоге такой интенсивный труд без полноценного отдыха приводит к переутомлению. Это, в свою очередь, снижает иммунитет, приводит к стрессам, появлению хронических соматических заболеваний.

Правильно организованный режим дня способствует установлению физиологического равновесия организма со средой, в которой осуществляются воспитание и обучение, так как он основан на всестороннем учете особенностей роста, развития, условий жизни ребенка. Поскольку все процессы в организме носят ритмический характер, регулярность отдельных элементов режима и их чередование способствуют нормальному функционированию и четкому взаимодействию всех органов и систем.

Следующий фактор сохранения здоровья – это укрепление иммунной системы. Физическая активность, закаливание, соблюдение правил личной гигиены, водные процедуры, отказ от вредных привычек, правильное питание – все эти условия способствуют этому. К сожалению, современные учебные нагрузки значительно снизили двигательную активность детей. Поэтому для профилактики гиподинамии и сохранения здоровья семья и общеобразовательное учреждение должны принимать следующие меры по улучшению физического состояния и самочувствия детей:

  • проведение зарядки; 
  • прогулки на свежем воздухе; 
  • оздоровительный бег; 
  • занятия зимними видами спорта – катание на лыжах и коньках; 
  • плавание; 
  • езда на велосипеде; 
  • командные виды спорта: волейбол, футбол и т.п.; 
  • туризм; 
  • занятия в спортивных секциях. 

Все эти меры не только способствуют профилактики простудных заболеваний, снимают нервное напряжение, активизируют дыхание и кровоснабжение, но и создают хорошее настроение, укрепляют волю и развивают такое качество характера, как выносливость.

Немаловажным фактором сохранения здоровья является закаливание. Оно укрепляет защитные силы организма, повышает тонус центральной нервной системы, улучшает кровоснабжение и работу мышц, нормализует обмен веществ. Закаленные дети лучше переносят перепады температуры, реже болеют простудными заболеваниями. Существуют следующие виды закаливания: 

  • закаливание солнцем; 
  • закаливание воздухом; 
  • закаливание водой; 
  • обтирание; 
  • обливание; 
  • обтирание стоп; 
  • полоскание горла; 
  • контрастный душ; 
  • купание; 
  • массаж. 

Начинать закаливание следует постепенно, лучше в летний период, учитывая состояние здоровья ребенка.

Значительную роль в сохранении здоровья человека играют привычки. Одни из них сохраняют здоровье, другие разрушают его, приводят к деградации личности, преждевременному старению организма. К ним относятся употребление психоактивных веществ, табакокурение. Наши дети подходят к трудному подростковому возрасту. В этот период меняются их жизненные приоритеты. Например, если мнение родителей и учителей раньше для них было неоспоримым, авторитетным, то в этом возрасте точка зрения взрослых обесценивается. Мнение сверстников становится более значимым. Поэтому такая вредная привычка, как табакокурение становится в подростковом возрасте настоящей бедой, как для детей, так и их родителей.

Еще один опасный яд – алкоголь. Он также обладает наркотическим воздействием. В небольших дозах он поднимает настроение, вызывает чувство облегчения. Но в дальнейшем наступают симптомы отравления, о которых ребенку надо также рассказать. Опасность употребления алкоголя подростками состоит еще и в том, что он вызывает агрессивность. 
То же самое можно сказать и об употреблении наркотиков. Кроме того, эта вредная привычка вызывает чрезвычайно опасную болезнь, трудно поддающуюся лечению – наркоманию. Часто попробовав наркотик только один раз, человек уже не может обойтись без него. Наркотик поражает все органы человека, разрушает иммунную систему, вызывает психические расстройства, вызывает полную деградацию личности.

Но мало будет просто рассказать детям о воздействии табака, алкоголя, наркотиков на организм. Взрослым нужно стараться сохранить с ними доверительные отношения. А самое важное – научить его находить удовольствие в другом, например, в творчестве, спорте, общении. И сколько бы мы не говорили об этом, воспитание потребности в здоровом образе жизни идет от семьи.

Следующим фактором сохранения здоровья является полноценное сбалансированное питание.

Говоря о формировании здорового образа жизни, нельзя не сказать об уроках физической культуры. Физическая подготовка является фундаментальной частью оздоровительного воспитания. Уроки физкультуры решают свои сугубо специфические задачи (как и другие общеобразовательные дисциплины), определенные данному предмету.

Основной формой организации учебного процесса является урок, на котором закладываются основы здорового образа жизни. Педагоги используют различные здоровьесберегающие технологии: личностно ориентированную, развивающую, информационные, проектно – исследовательские, интерактивные. Интеграция информационных технологий с другими технологиями и методами обучения способствуют экономии учебного времени, позволяют уменьшить объём учебных нагрузок, увеличить образовательные возможности учащихся. Обязательным условием эффективности каждого урока является выполнение требований СанПиНа.

Необходимо чувствовать момент наступления усталости учащихся и строго выполнять гигиенические требования к организации урока: плотность урока, количество и смена видов деятельности, разнообразие и чередование методов и приёмов, наличие эмоциональных разрядок, уместность применения ИКТ, а также контроль осанки, зрения. 

Большой эффект в этом вопросе дает использование различных форм двигательной активности. Во время учебных занятий мы не можем уделить этому много времени, поэтому такая работа должна проводится во внеурочное время.

В нашем техникуме созданы условия для развития физкультуры и спорта. Имеется спортивный зал, оснащённый спортивным оборудованием и инвентарём. Регулярно спортивный инвентарь обновляется. Создана лыжная база. Функционирует тренажёрный зал. Творчески организована спортивная работа с детьми, проводятся спортивные соревнования, игры. Проводятся дни здоровья, в тои числе и на свежем воздухе, чтобы учащиеся могли отдохнуть, расслабиться, сменить обстановку, это соревнования, походы на лыжах, обычные прогулки. А также они посещают спортивные секции и кружки, участвуют в спортивно-оздоровительных мероприятиях.

Сбалансированное горячее питание, спортивные занятия, в том числе внеурочные, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни – всё это залог здоровья. Насыщенная, интересная и увлекательная жизнь станет важнейшим условием сохранения и укрепления здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Результаты исследования по проблеме формирования здорового образа жизни на базе Зубово-Полянского педагогического колледжа

В работе представлены результаты проведенного исследования, оформлены протоколы исследования...

Программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома» по здоровому образу жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (для занятий с детьми от 7 до 12 лет в течение 1 года) "РАСТИ ЗДОРОВЫМ"

Цель моей программы: обеспечить воспитаннику возможность сохранения  здоровья за период обучения ,сформировать у него необходимые знания, умения ,навыки по здоровому образу жизни ,научить использ...

Статья на тему: "Проблемы формирования здорового образа жизни детей младшего школьного возраста".

Проблемы формирования здорового образа жизни детей младшего школьного возраста....

Формирование здорового образа жизни как социальная проблема современного общества

    Образовательный процесс в средней школе предполагает не только обучение и воспитание, но и сохранение и оздоровление подрастающего поколения. Поэтому проблема поиска новых техноло...

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ. Часть 2. Общая характеристика образа жизни и его влияния на здоровье и качество жизни.

В работе рассмотрены основные характеристики такого понятия как здоровый образ жизни. Образ жизни, это деятельность личности. Характер активности. Сфера активности. Вид активности....

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Часть 2. Анализ эффективности деятельности по формированию у младших школьников представлений о здоровом образе жизни

Приводится анализ эффективности педагогической деятельности по формированию правильных представлений о здоровом образе жизни. Анализ выполнен на основе анкетирования учащихся....