Урок обучения грамоте. 1 класс.
план-конспект урока по русскому языку по теме
Предварительный просмотр:
Урок обучения грамоте. 1 класс.
Тема: Согласные звуки [г], [г ']. Буква Г г
Цель: Познакомить учащихся с согласными звуками [г], [г'] и буквой Г г, обозначающей
эти звуки.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить учащихся с согласными звуками [г], [г'] и буквой Г г , обозначающей эти звуки;
- продолжать формирование навыка звуко - слогового анализа и синтеза;
- умение давать характеристику звукам;
- формировать навыки правильного сознательного, выразительного, беглого чтения, умения работать с текстом,
- совершенствовать основные виды речевой деятельности (говорение, слушание, чтение).
Коррекционно - развивающие:
- корригировать внимание на изучаемом материале;
- способствовать развитию фонематического слуха, логического мышления;
- коррекция и развитие связной устной речи; коррекция и развитие памяти, зрительного и тактильного восприятия;
- расширять кругозор, словарный запас учащегося;
- развитие слухового восприятия;
- коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально – волевой сферы.
Воспитательные:
- прививать навыки трудолюбия, самостоятельности при выполнении заданий;
- развивать творческие способности учащихся; воспитывать интерес к учебе, предмету;
- воспитывать нравственные качества.
Здоровьесберегающие:
- способствовать созданию благоприятного психологического климата;
- следить за правильной посадкой учащихся; соблюдать режим охраны зрения;
- чередовать статические и динамические задания.
Планируемые результаты:
Личностные:
- проявление интереса к новому содержанию урока;
- проявление любознательности к изучаемому материалу;
- формирование умения высказывать самые простые правила.
Предметные:
- выделять звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, определять место новой букве на «ленте букв»;
- читать слоги и слова с изученными буквами; читать текст вслух.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- формирование умения определять цель деятельности на уроке;
- формирование умения определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
- формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- обнаруживать и исправлять ошибки;
- формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Познавательные УУД:
- формирование умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;
- формирование умения находить в тексте ответы на поставленные вопросы;
- формирование умения определять основную мысль текста;
- формирование умения на основе анализа делать выводы;
Коммуникативные УУД:
- формирование умения слушать и понимать других;
- формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- формирование умения оформлять свои мысли в устной форме;
- формирование умения обобщать и классифицировать по признакам.
Технология: технология проблемно-диалогического обучения, системно-деятельностный подход.
Тип урока: «открытие» новых знаний.
Учебно-методическое обеспечение: В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина «Азбука» 1 кл., 1ч. М. Просвещение; карандаши , рисунки гномов, карточки – схемы звуков, конверт с буквами, карточки со словами, слогами, иллюстрации с изображением грибов, магнитофон.
Ход урока:
Этапы и виды работы на уроке. | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | Какие задачи решались в ходе выполнения заданий. |
1.Организационный момент. | - Прозвенел уже звонок Начинается урок. В путешествие пойдем, На полянку попадем. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. - Какой сейчас будет урок? Мы продолжим путешествие по страницам « Азбуки». Путь наш не близок. Что же мы встретим на своем пути? Глазки дружно закрывайте, Сказку в душу пропускайте. (Звучит музыка.) За горами, за лесами, За широкими морями, В чудном домике своем Живут гномы всемером. (Открыть доску. На магнитной доске грибная поляна с гномами.) | Настрой учащихся на работу. Ответы детей. | Способствовать созданию благоприятного психологического климата; корригировать внимание на изучаемом материале; развитие слухового восприятия. |
2.Введение в тему урока. | -Эти гномы-шалунишки Поиграть они хотят. Никогда им не встречалось, Столько умненьких ребят! -Ребята, поиграем с гномами? Они помогут нам познакомиться с новыми звуками [г],[г'] и буквой Г, г, научат читать слоги и слова с этой буквой. Согласны? Тогда отправляемся к первому гному. | Учащиеся слушают учителя. | Учить слушать внимательно речь учителя; коррекция и развитие внимания. |
3.Сообщение нового материала а) Выделение звуков [г],[г'] Б) Знакомство с буквой Г г . в)Пальчиковая гимнастика. | А зовут этого гнома Пишичитай. Он предлагает свое задание. 1.Отгадайте загадку: Под сосною у дорожки Кто стоит среди травы? Ножка есть, но нет сапожек, Шляпа есть – нет головы. (Гриб.) Произнесите слово гриб четко. Какой звук мы слышим первым? Какой это звук? Как мы его обозначим на схеме? 2.Многие виды грибов растут кругами (чернушки, свинушки и др.). Произнесите слово круги четко по слогам. Назовите второй слог. Какой звук мы слышим первым? Какой это звук? Как мы его обозначим на схеме? 1.Звуки [г], [г'] обозначаются буквой Г г (демонстрация буквы). -Найдите букву Г г среди букв. -Обведите пальчиком букву . -Обведите букву Г на лист. -Сконструируйте из палочек букву Г. 2.На что похожа буква Г? И подобно кочерге, Корчит спину буква Г. (А. Шибаев.) Букву на плече носил, На лугу траву косил. (Е. Тарлапан.) Гриб стоит среди дорожки – Голова на тонкой ножке. (С. Маршак.) Г стоит как великан. Буква Г – подъемный кран. (В. Степанов.) Правой левой накроем. Получился уголок. Это буква «Г» , дружок. | Отгадают загадку. Слого – звуковой анализ слова, характеристика звука, выделение звука [г]. Вывод: звук [г] – согл., звонкий, твёрдый (т.к. за звуком идет согл. звук [р]). Слого – звуковой анализ слова, характеристика звука, выделение звука [г'] Вывод: звук [г'] согл., звонкий, мягкий (т.к. звук [и] обозначает мягкость согласного звука). Нахождение буквы среди других; Исследование буквы, графическое изображение; Конструирование буквы из проволоки. Выполняют упражнения для рук. | Формировать логическое мышление; Продолжить формирование навыка звуко – слогового анализа и синтеза; коррекция и развитие мыслительной деятельности; развитие связной устной речи. Познакомить учащегося с новой буквой; развитие связной речи; Развитие творческого воображения; развитие мелкой моторики кистей рук. Коррекция зрительного и тактильного восприятия. Совершенствовать умение соотносить словесные указания с практической деятельностью. |
4.Закрепление полученных знаний. а)Дид. игра: «Угадай букву». б)Дид. игра: «Хлопочки». в)Дид. игра: «Слово на ладошке». г)Дид. игра: «Буква потерялась». д)Физкульт- минутка. е) Работа с учебником («Азбука» стр. 119) ж) Гимнастика для глаз. з) словарно – логическое упр. «Грибы съедобные несъедобные.» | А вот гномик Любознайка. Он уверен, что вы выполните его задание. С закрытыми глазами найдите букву. Прочитайте букву. (Аналогичная работа проводится с другими буквами.) еще раз прочитайте все буквы. Разложите их на две группы. Какие группы получились? (Гласные, согласные). На какие две группы можно разделить согласные буквы? (Звонкие, глухие). Разделите их. В какую из этих групп можно положить букву Г? Гномик Говорун приготовил для вас интересное задание. Он слишком много говорит , поэтому внимательно слушайте задание, которое он предложит. - Когда услышите слова, в которых встречается звук [г], [г’]хлопните в ладони. Гусята у водицы Гогочут, голосят. Глядит, не наглядится Гусыня на гусят. Глядит , не наглядится Гусятами гордится: - Га – Га! Гусята эти Горластей всех на свете. (Д. Лунин.) - Придумайте и положить на ладошку (учителя) как можно больше слов, начинающихся со звука [г],[г’]. А вот и гномик Буквоежка. Что за ужас, что за хлам? Везде буквы по углам. Давайте в доме уберем. Из букв мы слово соберем. - Посмотрите на слова, записанные на доске. Подумайте, какой буквы здесь не хватает. ..убы, ..уси, ..ора, ..рибы, кни.а . - Вставьте пропущенные буквы. Прочитайте, какие слова получились. Вижу сильно вы устали. Позову Весельчака. Проведёт он физминутку, Вам понравится она. Гномик Весельчак приглашает вас отдохнуть, отправиться с гномами за грибами. Гномы шли ,- шли – шли. Белый гриб нашли. Раз – грибок, Два – грибок, Три – грибок, Положили в кузовок. А теперь мы сядем дружно, Нам еще работать нужно. В уголочке кто сидит? Тихо что – то говорит? Да это же гномик Тихоня. Он никак не может составить и прочитать слоги. Поможем ему? - Чтение слогов слияний: га – аг гы – ыг го – ог ги – иг гу – уг гя – яг. - Чтение слов в столбиках. Определить тв., мяг. согл. звук. Чтение текста про грибы, стр. 119. а) чтение текста учителем. б) беседа по содержанию: Что собирали Галя и Гена? Как их можно назвать? Какие грибы нашла Галя? А Гена? Как можно назвать Гену? Словарная работа: Грибники – те, кто собирает грибы. Грибные места – там, где много грибов. Горе – грибник – грибник – неудачник. Поганки – несъедобные грибы. Гриб боровик – белый гриб. в) чтение текста «цепочкой». г) озаглавить текст. д) * пересказ текста. *Ах, как долго мы читали, Глазки у ребят устали. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем, 1,2,3,4,5. Открываем, поморгаем И, трудиться продолжаем. Сколько грибов у гномиков на полянке! Но почему одни грибы в корзинке, а другие лежат в сторонке. Назовите съедобные грибы, назовите несъедобные грибы. «Яркие и бледные, съедобные и вредные. Грибы – ребята дружные, Природе очень нужные ». Почему природе нужны все грибы? «А вот он гриб – боровик! И красив он, и велик!» И, действительно, это самый большой, красивый и очень вкусный гриб.
| Выполняют игровые действия по правилам игры. Услышав звуки [г], [г‘],хлопают в ладони. Придумывают слова; Работа на листочках. Выполняют упражнение. Читают слоги – слияния (индивидуально и хором). Читают слова в столбиках. Работают с текстом: - отвечают на вопросы. - читают текст «цепочкой» - озаглавливают текст. - * пересказывают текст. Выполняют гимнастику для глаз. Ответы учащихся. | Коррекция тактильного и зрительного восприятия; Развитие эмоционально – волевой сферы; Воспитывать интерес к учебе. Способствовать развитию фонематического слуха; Развивать внимание.
Обогащать и расширять словарный запас учащихся. Развивать логическое мышление; обогащать словарный запас учащихся; следить за правильной осанкой учащихся. Чередование статических и динамических заданий. Формировать навыки правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения; умения работать с текстом; совершенствовать основные виды речевой деятельности (говорение, слушание, чтение); Коррекция и развитие эмоционально – волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости, выдержки); Воспитывать нравственные качества (трудолюбие, умение сопереживать). Соблюдать режим охраны глаз. Расширять кругозор учащихся. |
5.Обобщение изученного. Игра «Доскажи словечко». | А сейчас мы у гномика Повторялки. Что же он приготовил для нас? Есть одна игра у нас, Я прочту стихи сейчас. Я начну, а вы кончайте, Дружно, хором отвечайте. Все слова будут начинаться с буквы, которую мы сегодня выучили. «Михаил играл в футбол И забил в ворота … (гол). Очень я го-го-горжусь, Что не утка я, а …(гусь). Лодки по морю плывут. Люди вёслами …(гребут). На жарком солнышке подсох И рвётся из стручков …(горох). | Договаривают слова в стихотворных строках. | Формировать умение дополнять стихотворную строку по опорным словам; развивать творческое мышление. |
6.Итог урока. | На полянке посидели. Всё вокруг мы поглядели. А теперь давай с тобой Мы отправимся домой. Вы справились со всеми заданиями, которые предложили вам гномы. Но, чтобы вернуться, надо ответить на вопросы: - С какой буквой мы сегодня познакомились? - Какие звуки она обозначает? - Какая это буква? Буква Г – в числе согласных И, конечно, не напрасно! Думаю не ошибусь- Г – как голубь, г – как гусь, Г – грибы, горох, галеты, Город, газ, графин, газеты. Нет без г –гимнастов, гениев. Букве Г – наше почтение! Я вас всех благодарю. Мне и гномикам очень понравилось как вы работали. | Развитие личностных качеств учащихся, эмоционально – волевой сферы; воспитывать интерес к учебе, предмету. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краеведение на уроках обучения грамоты в 1 классе.
У народа, который не помнит своего прошлого - нет будущего.Через познание малой родины, человек осознает сопричастность к стране, к ее прошлому, настоящему и будущему.Поэтому с недавнего времени в общ...
Урок обучения грамоте в 1 классе "Согласные звонкие звуки [в, в\']"
Тема урока: Согласные звонкие звуки [ в, в\'], отличающиеся по признаку мягкости-твёрдости, буквы В,в. Цель урока: познакомить учащихся со звонкими звуками [ в, в\' ] , упражнять в чтении слогов, слого...
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе. Тема: звук и буква "Яя"
Данный урок – урок приобретения новых знаний. Относится к букварному периоду. Это первый урок знакомства с данной буквой. Конспект урока содержит виды и формы деятельности, способствующей познавательн...
Календарно-тематическое планирование интегрированных уроков обучения грамоте 1 класс школы 8 вида.
Календарно-тематическое планированиеинтегрированных уроков обучения грамоте 1 класс школы 8 вида....
Календарно-тематическое планирование интегрированных уроков обучения грамоте 1 класс школы 8 вида.
Календарно-тематическое планированиеинтегрированных уроков обучения грамоте 1 класс школы 8 вида....
Календарно-тематическое планирование интегрированных уроков обучения грамоте 1 класс школы 8 вида.
Календарно-тематическое планированиеинтегрированных уроков обучения грамоте 1 класс школы 8 вида....