ПРОГРАММА работы школы по организации профессиональной ориентации обучающихся «Дорога, которую ты выбираешь»
рабочая программа на тему

Костерина Ирина Владимировна

Выбор будущей профессии - очень серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются воспитанники коррекционных школ.  Цель программы:

формирование сознательного профессионального самоопределения выпускников синтеллектуальными нарушениями с учётом рынка труда,

склонностей, интересов и возможностей учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_proforintatsionnoy_raboty.docx89.11 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное казенное общеобразовательное  учреждение

«Ивановская  коррекционная  школа № 1»

____________________________________________________________

Адрес: 153022 г. Иваново,   ул. 4-я  Первомайская, д. 5/1, тел./факс 38-54-46

 ivkorrschol1@mail.ru

ПРОГРАММА

работы школы по организации

профессиональной ориентации обучающихся

«Дорога, которую ты выбираешь»

                                                        Авторы:

                                                                            Костерина Ирина Владимировна,                                       

                                                                       Малахова Наталья Николаевна

                                                                           

                                             

Иваново - 2016 г.

Содержание

  1. Обоснование………….………………………………………….3
  2. Цель и задачи программы, приоритетные

 направления работы ……………………………………………4

  1. Этапы профессиональной ориентации…………………………5
  2. Приоритетные направления работы

специалистов  школы……………………………………………7

  1. План профориентационной работы…………………………….8
  2. Сотрудничество с родителями

в профориентационной  деятельности…………………………11

  1. Эффективность реализации программы……………………….12
  2. Социальное партнерство  по дальнейшему

обучению и трудоустройству учащихся………………………13

  1. Литература……………………………………………………….14

Приложения:       

1. Курс занятий «Психология и выбор профессии» в рамках курса психологического практикума 9 класс.

2. Работа с родителями по профориентации:

- Анкета для родителей "Моя роль в подготовке ребенка к труду и выбору профессии".

- Схема интервью для беседы с родителями.

 3. Работа с учащимися по профориентации:

 - Диагностическая методика, помогающая профессиональному самоопределению.

 - Работа с учащимися «группы риска» по профориентации.

Обоснование

Выбор будущей профессии - очень серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются воспитанники коррекционных школ.

Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый молодой человек. В подобной ситуации главное –  не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляются  к выбранной профессии.

Учащиеся  с нарушением интеллекта – особая категория школьников, которых отличает инфантилизм, искаженное формирование образа себя и значимых взаимоотношений, неумение планировать свою жизнь и управлять ею, низкая готовность к самостоятельному решению проблем, невысокий уровень самоорганизации, отсутствие мотивации к социальной реализации.

Также существуют другие причины, которые влияют на профессиональное самоопределение выпускников: ограниченный спектр профессий и несовпадение личных притязаний выпускников и родителей с существующим перечнем профессий, отсутствие должной моральной и материальной поддержки со стороны близких, несовершенство механизмов единой системы квалифицированной профориентации и недостаточная разработанность методик профориентационной работы с учащимися с интеллектуальными нарушениями.

Кроме того, незначительный опыт профессиональной деятельности снижает конкурентоспособность выпускников наших школ. Поэтому проведение профориентационной работы и профессиональной подготовки в период нахождения ребенка в школе повышает его шансы на успешную адаптацию в обществе.

Круг профессий и видов трудовой деятельности, доступных выпускникам с нарушением интеллекта, довольно узок, что значительно затрудняет  осуществление профориентации. Это требует поиска особых подходов к подаче в доступной  форме информации о рабочих профессиях, приоритетность которых не является  привлекательной для обучающихся.

Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса, при обязательном дополнении его информационной и консультативной работой, практической деятельностью для развития способностей учащихся к труду.

Срок реализации программы - рассчитан на весь период обучения ребёнка в школе.

Эффективность программы определяется по катамнестическим данным. Основным критерием является получение профессии выпускниками школы и  трудоустройство учащихся по выбранному профилю.

Цель программы:

формирование сознательного профессионального самоопределения выпускников с интеллектуальными нарушениями с учётом рынка труда, склонностей, интересов и возможностей учащихся.

Задачи:

  • формирование устойчивой профессиональной ориентации учащихся;
  • коррекция и компенсация имеющихся у детей нарушений средствами включения в трудовую деятельность, систему трудовых отношений, общечеловеческих норм и ценностей;
  • развитие интеллектуальных, психофизиологических и физических качеств личности, необходимых для успешной профессионально-трудовой деятельности;
  • обеспечение практической и социально-психологической готовности к труду;
  • выявление и развитие задатков, способностей и возможностей учащихся (на основе оценки состояния здоровья, определения реабилитационного потенциала и трудового прогноза).

Приоритетные направления: 

  1. Системный подход - рассмотрение процесса подготовки к труду в его целостности, последовательности и преемственности этапов взаимодействия.
  2. Комплексный подход – всестороннее рассмотрение сложного и многогранного процесса  подготовки к труду обучающихся с ОВЗ.
  3. Личностный подход - подготовка обучающихся к труду, исходя из особенностей формирования личности учащихся.

Реализация мероприятий, предусмотренных программой позволит:

  • оказать адресную психологическую помощь учащимся в осознанном выборе будущей профессии;
  • повысить компетентность учащихся о мире профессий;
  • скорректировать личностные особенности старшеклассников и оказать им помощь в самопознании;
  • увеличить количество выпускников, которые продолжат дальнейшее обучение в учреждениях профессионального образования.

                              

Этапы профессиональной ориентации

1.Подготовительный этап 1-4 классы:

 - формирование у младших школьников  добросовестного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развитие интереса к профессии родителей и ближайшего окружения, нравственных установок выбора профессии, интереса к наиболее распространенным профессиям, основанного на практической вовлеченности учащихся в различные виды познавательной, игровой, общественно-полезной, трудовой деятельности.

2.Формирующий (коррекционный) этап 5-7 классы:

 - решает задачи по ориентации учащихся на показанные им виды профессиональной деятельности, задачи по формированию у подростков начальных представлений о многообразии мира профессий, профессиональной направленности, по осознанию ими своих способностей и развитию интересов, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе через:

- цикл учебных занятий (уроков) и тематических экскурсий, расширяющих диапазон информированности о различных видах профессиональной деятельности;

- цикл учебно-трудовых занятий (уроков), позволяющих приобрести определенный трудовой и профессиональный опыт, сформировать адекватные установки на трудовую деятельность и самооценку;

- цикл профессиональных консультаций, дающих возможность сформировать адекватные представления о конкретных видах профессиональной деятельности.

3.Активно-поисковый этап 8-9 классы:

 - формирование механизмов социального партнерства с учреждениями системы специального образования.

Цель - помочь подросткам сформулировать конкретные личностные задачи профессионального и личностного самоопределения и обеспечить психолого-педагогическое сопровождение выбора выпускников 9-х классов. Формирование представления о профессиях, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, а также умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии.

Учащимся оказывается индивидуальная консультационная помощь в выборе профессии, определении стратегии действий по освоению запасного варианта.

На этом этапе ведется активная информационно-просветительская работа на классных часах (знакомство с миром профессий, с учебными заведениями начального профессионального образования, с конкретной ситуацией на рынке труда).

  1. Профессиональное определение учащихся 10-11 классов:

 – подготовка выпускников школы к адекватному выбору профессии, жизненного пути с учетом способностей, состояния здоровья и потребностей на рынке труда.

 Профориентационная деятельность осуществляется через углубленную трудовую  подготовку по профессиям «Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий», «Швея». Внимание старшеклассников сосредотачивается на формировании профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, осуществляется оценка и коррекция профессиональных планов. Учащиеся знакомятся со способами достижения результатов в профессиональной деятельности.

Приоритетные направления работы специалистов  школы

Классный руководитель:

  1. составление и реализация плана  педагогической поддержки самоопределения учащихся;
  2. организация профориентационных классных часов, бесед и т.д.;
  3.  психолого-педагогические наблюдения за способностями и интересами учащихся;
  4. проведение экскурсий, встреч с представителями профессиональных училищ, встреч со специалистами Центра занятости населения;
  5. оказание  помощи  школьному педагогу-психологу в проведении анкетирования учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;
  6. организация родительских собраний по проблеме формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению.

Учителя - предметники:

  1. обеспечение  профориентационной  направленности уроков, формирование  у учащихся общетрудовых навыков;
  2. формирование у школьников адекватной самооценки;
  3.   наблюдение  за способностями и интересами учащихся.

Педагог - психолог:

  1. изучение профессионального интереса учащихся;
  2. организация мониторинга готовности к профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;
  3. знакомство учащихся с основами психологических знаний по профессиональной ориентации;
  4. развитие мотивации самопознания, побуждение учащихся к осознанию собственных индивидуальных особенностей;
  5. проведение занятий по профориентации учащихся в рамках курсов психологического практикума;
  6. организация бесед, психологического просвещения, психологических консультаций для родителей с учётом возрастных особенностей учащихся;
  7. оказание содействия социальному становлению старшеклассников;
  8. оказание помощи классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся.

     

План профориентационной работы

Содержание

Сроки

Ответственный

I. Организационно-методическая работа

Информационно-аналитическая деятельность

1.

Создание банка методических материалов по профориентации:

а) методики изучения личности в профориентационных целях;

б) дифференциально-диагностические опросники;

в)  наборы тестов, анкет и т.д.;

д)  разработки классных часов, игр, рекомендации классным руководителям, учителям-предметникам по реализации программы профориентации учащихся

сентябь-октябрь

Зам. директора по УВР, педагоги-психологи

2.

Создание банка данных об учебных заведениях города, оформление страницы школьного сайта «Выпускник»

сентябрь

Зам. директора по УВР

3.

Оформление сменного информационного стенда по профориентации

октябрь

Зам. директора по УВР, МО трудового обучения

4.

Пополнение фонда библиотеки

справочно-информационными материалами о предприятиях, учебных заведениях города, о социально-правовой защите выпускников школы

Библиотекарь

в течение года

Зам. директора по УВР

II. Работа с педагогическими кадрами

1.

Консультации с учителями-предметниками, классными руководителями, социально-психологической службой по определению их роли в системе профориентационной работы с учащимися и планирование деятельности

октябрь

Зам. директора по УВР

2.

Работа с классными руководителями по вопросам профпросвещения, профдиагностики и профконсультации учащихся, оказание помощи классным руководителям в анализе и оценке интересов и способностей учащихся

в течение года

Педагоги-психологи

3.

Организация взаимопосещения классными руководителями мероприятий по профориентации

в течение года

Зам. директора по УВР

4.

Проведение ежегодного педагогического совета по трудовому обучению и профориентационной работе с учащимися

март

Зам. директора по УВР,

МО трудового обучения

III. Работа с учащимися

1.

Занятия по профориентации для учащихся  9-11 классов в рамках курса психологического практикума

В течение года

Педагоги-психологи

2.

Проведение игр, праздников, встреч с родителями, по ознакомлению учащихся 1-4 классов  с различными профессиями,

классные мероприятия: «Профессии наших родителей», конкурсы рисунков «Все работы хороши»

в течение года

Учителя начальных классов

3.

Игры релаксации «Я учусь владеть собой» на занятиях психологического практикума,

индивидуальные и групповые консультации «От чего зависит успех»

ноябрь

Педагог-психолог

4.

Экскурсии в мастерские по трудовому обучению для учащихся 1-4 классов,

участие в трудовой неделе – мастер классы по изготовлению новогодних игрушек

ноябрь-декабрь

Учителя начальных классов

5.

Игры релаксации «Как стать членом коллектива» (5-11 классы)

декабрь

Учителя трудового обучения

6.

Занятие «Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники»,

определение трудового прогноза на основании функциональных и психологических исследований учащихся

февраль

Педагог-психолог

7.

Классные часы, посвященный проблеме осознанного выбора профессии: «Ты и твоя профессия»

январь-февраль

Классные руководители

8.

Проведение классных часов: «Трудовая родословная моей семьи», круглого стола  по вопросам профориентации обучающихся 9, 11 классов

март

Классные руководители,

МО трудового обучения

9.

Консультация врача по теме: «Здоровье и выбор профессии»

апрель –май

Классные руководители,

Врач

IV. Совместная работа школы, предприятий,

службы занятости населения, учреждений профессионального образования

1.

Посещение городского центра трудоустройства

октябрь

МО трудового обучения

2.

Организация экскурсий на предприятия города

в течение года

Зам. директора по УВР,

классные руководители

3.

Индивидуальные и групповые консультации учащихся и родителей по различной тематике профориентационной деятельности

в течение года

Педагоги-психологи, классные руководители

4.

Проведение для учащихся выпускных классов:

- встреч со специалистами службы занятости населения по вопросам правовой и социальной защиты выпускников школы;

-  посещение  ярмарки профессий;

- посещение учащимися училищ начального профессионального образования, училища социальной защиты населения (выход на Дни открытых дверей)

март-май

Зам. директора по УВР,

МО трудового обучения

IV. Работа с родителями учащихся

1.

Совместно с семьей изучать интересы, склонности детей и способствовать их развитию через кружки, секции

в течение года

Классные руководители, руководители кружков

2.

Организация консультаций для учащихся и родителей по профессиональному самоопределению

  

в течение года

Педагоги-психологи, классные руководители

3.

Родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению

по плану школы

Зам. директора по УВР

4.

Привлечение родителей к организации и проведению экскурсий на предприятия города и в профессиональные училища

в течение года

Классные руководители

        

Сотрудничество с родителями в профориентационной деятельности

     

Эффективность реализации программы

Наиболее эффективные формы деятельности:

1-4 классы:

  • практическая деятельность на уроках занимательного труда;
  • сюжетно-ролевые игры;
  •  тематические классные часы о людях труда, домашних обязанностях человека;
  • беседы о профессиях наших родителей;
  •  конкурсы-выставки декоративно-прикладного творчества;
  • работа по благоустройству пришкольного участка.

 5-11 классы:

  • практическая деятельность на уроках трудового обучения и социально-бытовой ориентировки;
  •  индивидуальные  и коллективные проекты;
  • кружковая работа;
  • трудовая практика;
  • трудоустройство в городские подростковые бригады по уборке города;
  • экскурсии в профессиональные образовательные организации и на предприятия;
  • трудовая неделя, конкурсы мастерства.

Об эффективности профориентационной работы в школе можно судить по показателям поступления в учебные заведения выпускников. Анализ катамнестических данных по выпускникам школы показывает динамику поступлений наших выпускников в учебные заведения профессионального образования.

Социальное партнерство  по дальнейшему обучению и трудоустройству учащихся

ОГБПОУ СПО «Ивановский колледж лёгкой промышленности»

Адрес: г. Иваново, ул. Красных Зорь, д.23

Телефон: (4932) 38-36-19

Профессия: «Швея».

Срок обучения: 10 месяцев.

ОГБПОУ «Кохомский индустриальный колледж»

Адрес: г. Кохма, ул. Ивановская, д.32.

Телефон: (4932) 55-57-00

Профессия: «Штукатур», «Повар»

Срок обучения: 10 месяцев.

ОГБПОУ «Ивановский промышленно-экономический колледж»

Адрес: г. Иваново, ул. Героя Советского Союза Сахарова, д.46

Телефон: (4932) 32-86-05

Профессия: "Столяр строительный", «Штукатур»

Срок обучения: 10 месяцев.

ОГКУ «ЦЗН г. Иваново»

Адрес: г. Иваново, ул. Московская, д.22

Тел +7(4932)41-79-99  единая справочная

Молодежный центр, МКУ

Адрес : г. Иваново, ул. Мархлевского, д.40

Тел: +7(4932)49-20-92

Литература:

  1. Бондарев В.П. Выбор профессии. М.: Просвещение,1991.
  2. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии.  М.: Просвещение, 1973. – 189 с.
  3. Галстян М.Н. Программа профессионального самоопределения«Твоя профессия»// Работа социального педагога в школе и микрорайоне. М., 2010.
  4. Кисилёва М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей, специалистов, работающих с детьми. Спб.: Речь, 2006. – 160 с.
  5. Кулишова  Г.П. Как обучать профессии учащихся с нарушениями интеллекта: Методическое пособие. М.: 2006. – 104 с. (Коррекционная педагогика).
  6. Лебединская К.С. Степени умственного недоразвития при олигофрении // Отбор детей во вспомогательную школу: Пособие для учителя / Сост.: Т. А. Власова, К. С. Лебединская, В. Ф. Мачихина. — М.: Просвещение, 1983. – 22 с.
  7. Лубовский В.И. Специальная психология: Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений. Изд. 4-е, испр./ 5-е, стереотип. – 464 с.
  8. Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию. М. УЦ Перспектива, 2006.
  9. Основы теории и практики профориентации // сост. В.И. Балалихин. Л., 1990.
  10. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор» / Под ред. Н.В.Афанасьевой. – СПб.: Речь, 2007. – 366 с.
  11. Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений. М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192 с.
  12. Старобина Е.М. Методика профориентации при умственной отсталости  СП Эксперт, 2005.
  13. Филимонова О.Г.  Как научиться выбирать профессию?: Программа занятий для развития профессионального самоопределения учащихся 9-х классов. М.: Чистые пруды, 2008. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог». Вып.20).
  14. Чумаков И.В. Психологическая карта учащегося группы риска: диагностика и сопровождение. Волгоград: Учитель, 2008. – 462 с.
  15. Шарапановская Е.В. Социально-психологическая дезадаптация детей и подростков: Диагностика и коррекция. М.: ТЦ Сфера, 2005. – 160 с.
  16. Шваб Е.Д. Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия (из опыта работы). Волгоград: Учитель, 2007. – 154 с.
  17. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. – 496 с.

Приложение 1.

Курс занятий «Психология и выбор профессии»

в рамках курса психологического практикума 9 класс

В программе изложены современные взгляды на проблему выбора профессии, планирования карьеры и даны диагностические и профинформационные материалы, которые должны помочь ребятам в выборе профессии.

Каждая тема укладывается в одно занятие. В них входят:                                 - профессиональная диагностика с использованием надежных методик;

- деловые и ролевые игры;

- проблемно-поисковые задачи;

- элементы  проектной деятельности.

Занятия разработаны на основе традиционной классно-урочной системы с учетом принципов дифференцированного обучения и модульной организации учебного процесса. Они сгруппированы в четыре самостоятельных, но логически связанных блока.

Наша цель – формирование психологической готовности подростка к профессиональной карьере.

Основные задачи программы: 

- формирование адекватного представления учащихся о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания мира профессий;

- ознакомление со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессии.

Тематическое планирование  курса

Тема

Цели

Дороги, которые мы выбираем.

- Изучение психологических особенностей личности.

- Составление индивидуального психологического портрета личности.

- Развитие умения видеть свои недостатки и работать над ними.

Готовность к выбору профессии.

Самооценка и уровень притязаний.

Темперамент и профессия. Определение темперамента.

Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций.

Стресс и тревожность.

Классификация профессий. Признаки профессий.

- Знакомство с различными классификациями профессий.                     - Знакомство с профессионально важными качествами и медицинскими противопоказаниями.

- Определение профессиональных интересов и склонностей, состояния здоровья каждого

учащегося.

Профессия, специальность.

Интересы и склонности в выборе профессии.

Профессионально важные качества.

Профессия и здоровье.

Способности общие и специальные.

-Определение степени сформированности разных видов способностей у каждого учащегося;

-Знакомство со степенями профессиональной пригодности человека.

Уровни профессиональной пригодности.

Мотивы и потребности.

-Определение роли мотивов и потребностей в жизни человека;

-Анализ рынка труда и образовательных услуг.

Ошибки в выборе профессии.

Современный рынок труда.

Пути получения профессии.

Мой выбор - моя ответственность.

У меня всё получится.

Обобщающее занятие.

Приложение 2.

Анкета для родителей

 "Моя роль в подготовке ребенка к труду и выбору профессии"

Инструкция. Ниже приведен ряд суждений. Анализ своего отношения к ним поможет Вам оценить свое участие в профессиональной ориентации Вашего ребенка.

Внимательно прочитайте каждое из приведенных суждений. Если Вы считаете, что оно соответствует Вашим взглядам, то ответьте "да", если не соответствует, то "нет".
1. Я часто рассказываю дома о своей профессии, успехах и трудностях на работе.
2. Мы с ребенком часто обсуждаем прочитанные им книги, бываем в музеях, на выставках. 
3. Я не знаю, имеет ли какое-нибудь общественное поручение мой сын (дочь).                        
4. Мой ребенок хорошо знает, где и кем я работаю.
5. У меня нет свободного времени, чтобы обсуждать со своим ребенком его интересы и увлечения.
6. Я никогда бы не выступил(а) с рассказом о своей профессии и работе перед классом, в котором учится мой сын (дочь).     
7. Я думаю, что кем бы ни стал в будущем мой ребенок, общетрудовые навыки, полученные им в школе и дома, пригодятся в жизни.
8. Большую радость и мне, и моему ребенку приносит совместное выполнение трудовых обязанностей дома.
9. Моя работа не настолько интересна по содержанию, чтобы я рассказывал(а) о ней своему ребенку.
10. Если в школе будет организован летний лагерь труда и отдыха, мой ребенок обязательно туда поедет.
11. Я стараюсь, чтобы сын (дочь) имел(а) дома постоянное поручение (мытье посуды, покупка продуктов и т.п.).
12. Я не хочу советовать своему ребенку, чем заниматься в жизни, потому что он должен решить
 этот вопрос самостоятельно.
13. Мне кажется, что заставлять сына (дочь) участвовать в работе по дому не нужно, он(а) еще успеет в жизни наработаться.
14. Я знаю, какие учебные предметы больше всего нравятся моему ребенку, а какие нет.
15. Я считаю, что можно наказывать трудом за
 проступки и поощрять деньгами за хорошо выполненное поручение.
16. Я думаю, что участие в общественных делах поможет моему ребенку проявить свои способности.
Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл.


Ключ:

«да» - 1, 2, 4, 7, 8, 10, 11, 14, 16;

«нет» - 3, 5, 6, 8, 12, 13, 15.

 Суммируйте полученные баллы. Если сумма их находится в пределах:
12-16 - можно сделать вывод, что Вы стремитесь активно научить ребенка полезным трудовым умениям и навыкам, помогаете проявить свои интересы, склонности, способности, расширяете его кругозор;

8-11 - Вы понимаете важность семейного воспитания в подготовке школьников к труду, однако у Вас есть резервы для более активного участия в трудовом воспитании своего ребенка;
4 - 7 - этот результат говорит о том, что Вы не очень много внимания уделяете трудовому воспитанию сына (дочери) и подготовке его к будущей профессии. Следует помнить, что Вашего ребенка ждет впереди нелегкая учеба, работа, и надо сейчас научить его преодолевать трудности, заинтересовать предстоящим трудом;
0-3 - у Вас мало свободного времени, или Вы не уверены, что сможете в чем-то помочь своему ребенку, поэтому относитесь к воспитанию в семье не очень серьезно. Однако ребенок нуждается в Вашем участии и внимании. В будущем он может столкнуться с серьезными затруднениями в профессиональном обучении и трудовой деятельности. Поддержите своего ребенка в учебе, общественной работе, домашних делах.

Схема интервью для беседы с родителями

  1. Какие занятия более всего привлекают Вашего ребенка во внеучебное время?
  2. Какие школьные предметы ему более всего нравятся?
  3. По каким школьным предметам обучение идет более успешно?
  4. Какие интересы преобладают у Вашего сына (дочери)?
  5. Какие способности проявились у Вашего ребенка?
  1. Помогаете ли Вы ребенку развивать его способности?
  2. Известны ли Вам ближайшие жизненные планы Вашего ребенка?
  3. Связывает ли Ваш ребенок свои жизненные планы по выбору профессии   с   успехами   по   любимым   предметам?
  4. Выбрал   ли   Ваш   ребенок   будущую   профессию?
  5. Есть ли у Вашего ребенка способности к избранному виду труда?
  6. Куда собирается поступить Ваш ребенок после окончания школы?
  7. Интересуется ли Ваш ребенок Вашей профессиональной деятельностью?
  8. Повлияла ли Ваша профессия на выбор профессии ребенка?
  9.  Ваше отношение к выбору профессии сына (дочери)?

   15.Учитываете его интересы и способности?

   16.Учитываете ли вы потребности региона в кадрах?

   17. Создаете условия для ознакомления с профессией?

   18. Не учитываете интересов и склонностей?

   19. Предоставляете право решать самому, доверяя его самостоятельности

   20. Какую профессию Вы советуете приобрести Вашему ребенку?
  21. Соответствует ли выбор профессии, сделанный Вашим сыном (дочерью), Вашему желанию?

        Приложение 3

Анкета

«Профессиональное самоопределение»

ИНСТРУКЦИЯ:

        Внимательно слушайте вопросы и предложенные на них ответы. Выберите тот вариант ответа, который наиболее соответствует Вашему мнению. В клетке с номером вопроса укажите букву или цифру с выбранным Вами ответом.

ОПРОСНИК:

1. Ваши намерения после окончания школы:

а) Попробую поступить в ПЛ.

б) Буду работать.

в) Затрудняюсь ответить.

2. Что для вас является главным при выборе профессии?

а) Чтобы нравилась.

б) Чтобы много платили.

в) Чтобы было легко.

3. Выбрали ли вы свою будущую профессию?

  1. Да, выбрал.

б) Не уверен, что выбрал окончательно.        

в) Нет.

Если да, то назовите какую.

4. Где вы узнали о своей профессии:

а) В школе.

б) На экскурсии.

в) По телевизору.

5. Нравится ли  вам  профиль вашего трудового обучения?

а) Очень нравится.

б) Совершенно не нравится.

в) Не могу сказать.

6. Как  вы связываете профиль трудового обучения со своей будущей работой?

а) Буду учиться и работать по этой специальности.

б) Выберу другую специальность.

в) Затрудняюсь ответить.

7. Предпринимаете ли вы что-нибудь для подготовки себя к будущей профессии?

а) Да, готовлюсь к будущей профессии.

б) Частично готовлюсь.

в) Не вижу в этом необходимости.

8. Если вы не сможете после окончания школы сразу реализовать свои профессиональные намерения, что будете делать?

а) Поменяю эту специальность на другую, а потом опять попробую добить того, чего задумал.

б) Пусть будет, что будет.

                     в) Затрудняюсь ответить.

9. Перечислите варианты, как можно устроиться на работу:

а) Обращаться в центры и на предприятия.

б) Ходить по объявлениям.

в) Затрудняюсь ответить.

10. Какими, по вашему мнению, основными качествами должен обладать специалист той профессии, которую вы хотите выбрать (обвести)?

1) Аккуратный,                                 6) Активный,

2) Честный,                                 7) Доброжелательный,

3) Внимательный,                         8) Общительный,

4) Сдержанный,                                 9) Дисциплинированный,

5) Заботливый,                                 10) Трудолюбивый.

Подчеркните те качества, которыми вы обладаете?

Работа с учащимся «группы риска» по профориентации

Методы перевоспитания

Назначение

Конкретные способы и приемы

Переубеждение

Конкретное изменение оправдательных мотивов неправильного поведения, формирование социально ценных

Общественное мнение,    переубеждение словом, делом, примером, создание социально ценного индивидуального опыта

Переучивание

Устранение отрицательных привычек, нездоровых потребностей, неправильных действий, изменение жизненного опыта

Запрет, контроль, проверка выполнения требований, включение в активную  социально ценную деятельность, поддержка положительных проявлений

Взрыв

Разрушение отрицательных качеств, отрицательного стереотипа поведения

Нагнетание отрицательных переживаний до предела, доведение до абсурда негативного в поведении подростка

"Реконструкция характера"

Внесение определенных корректив в духовный мир ребенка, сохраняя ценное, устраняя отрицательное

Система перспектив, выделение ведущего положительного качества, составление программы реконструкции

Переключение

Изменение направленности, переориентация на следование положительному примеру

Методы и приемы организации социально ценной деятельности

Поощрение и наказание

Стимулирование положительного поведения, сдерживание отрицательного

Система поощрений и наказаний с поправкой на трудновоспитуемость

Самоисправление

Развитие активности подростков в перестройке и переделке своего характера

    Самоанализ, самооценка, самоприучение, самоупражнение, самоосуждение, самонаказание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по профориентациии учащихся коррекционной школы VIII вида "Дорога, которую ты выбираешь"

Проект по профориентациии учащихся коррекционной школы VIII вида "Дорога, которую ты выбираешь"...

Программа воспитательной работы воспитателя 1К Галсановой Ирины Юрьевны "Дороги, которые мы выбираем"

Программа воспитательной работы "Дорога, которую мы выбираем"  имеет целью - способствование успешной социализации подростков и эффективной адаптации их в обществе, создание условий для...

Программа работы с родителями учащихся специальной коррекционной школы VIII вида « Дороги, которые мы выбираем»

Программа по профориентации направлена на профессиональное обучение и трудоустройство выпускников коррекционных школ VIII вида. Нацелена на создание условий для формирования обоснованных профессиональ...

Программа воспитательной работы "Дороги, которые мы выбираем"

Программа воспитательной работы "Дороги, которые мы выбираем" предназначена для учащихся 10-11 класса....

Сценарий театрализованного концерта, посвященного Дню рождения школы – 2018 «Дороги, которые мы выбираем…»

Сценарий театрализованного концерта, посвященного Дню рождения школы – 2018 «Дороги, которые мы выбираем…»...

Статья Система воспитательной работы ОУ в формировании социально-значимых качеств личности через активизацию учебно-воспитательного процесса.Опыт реализации дополнительной образовательной программы "Дороги которы мы выбираем"

Материал раскрывает структуру системы воспитательной работы в ОУ. Описывается опыт реализации дополнительной образовательной программы курса внеурочной деятельности ",Дороги которые мы выбираем&q...

«Профориентация обучающихся с ОВЗ на внеурочном занятии «Дороги, которые мы выбираем»»

Внеурочное занятие ориентировано на обучающихся с ОВЗ 7-9  классов и реализуется с целью выявления склонностей к определённым видам деятельности обучающихся и самоопределение к профессии. Выбраны...