Особенности развития воспитанников на начальных этапах обучения основам бальных танцев.
статья по теме

Чуйкина Галина Дмитриевна

Начальный этап обучения бальным танцам соединяет в себе подвижные игры, прослушивание музыки, ритмику и конечно основы бального танца. Оптимальное количество занятий на этом этапе с учётом рекомендации для детей дошкольного и младшего школьного возраста - два урока в неделю. Можно заниматься как с целыми классами, так и на кружковой основе. С талантливыми детьми рекомендуются дополнительные индивидуальные занятия.

Обычно именно на начальном этапе формируется отношение к танцам. Занятия должны проходить в игровой или комбинированной форме. Поэтому именно на начальном этапе обучения фигурам и танцам необходимо совмещать их освоение с простыми и легко интерпретируемыми детьми понятиями и образами, а также стараться встраивать элементы танцев в подвижные игры, которые нравятся детям. Всё это позволит легко и быстро усваиваться и далее развиваться полученным детьми навыкам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_.docx21.71 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему:

Особенности развития воспитанников на начальных этапах обучения основам бальных танцев.

Автор:Чуйкина Г.Д., педагог дополнительного образования ГБУДО ДТДиМ Колпинского района Санкт-Петербурга.

 

Начальный этап обучения бальным танцам соединяет в себе подвижные игры, прослушивание музыки, ритмику и конечно основы бального танца. Оптимальное количество занятий на этом этапе с учётом рекомендации для детей дошкольного и младшего школьного возраста - два урока в неделю. Можно заниматься как с целыми классами, так и на кружковой основе. С талантливыми детьми рекомендуются дополнительные индивидуальные занятия.

Обычно именно на начальном этапе формируется отношение к танцам. Занятия должны проходить в игровой или комбинированной форме. Поэтому именно на начальном этапе обучения фигурам и танцам необходимо совмещать их освоение с простыми и легко интерпретируемыми детьми понятиями и образами, а также стараться встраивать элементы танцев в подвижные игры, которые нравятся детям. Всё это позволит легко и быстро усваиваться и далее развиваться полученным детьми навыкам.

Начальный этап обучения включает в себя очень важную часть – начало работы с родителями. На первой встрече с детьми и родителями, которую можно совместить с первым родительским собранием, проводится беседа о правилах поведения на уроке, о форме одежды для занятий, плане занятий на учебный год, административных вопросах, в том числе о сборе/заполнении требуемых для обучения документов, формировании родительского комитета, стимуляции успешных занятий детьми со стороны родителей, ответа на вопросы родителей. Желательно на первой  встрече однозначно определить для родителей форму взаимодействия с педагогом. В дальнейшем все родительские собрания проводятся в соответствии с планом занятий на учебный год, поэтому с методической точки зрения в нём заранее необходимо уделить внимание не только танцам, но и учесть необходимость проведения родительских собраний, выездов на спортивные мероприятия и выступления, открытых уроков, отчётных концертов и пр. сразу же на целый год.

Первое занятие с детьми непосредственно танцами начинается с изучения приветствия (поклона), которое позволяет детям произвести настройку на занятия танцами вначале занятия и понять, что занятие закончилось в конце. Далее предлагается узнать и освоить позиции ног (1,2,3,6),  позиции рук (подготовительное положение 1,2,3) и положение корпуса характерные для занятий танцами.

Основную часть занятий первого года обучения составляет разминка. Разминка проводится под ритмичную музыку (музыку стилей диско,  техно, рэп, r'n'b и пр.), что способствует развитию чувства ритма, она включает в себя различные движения головы, шеи, плеч, рук, кистей рук, повороты и наклоны корпуса, подъёмы и вытягивания ног, вращения, прыжки, приседания, хип свинг (движения бедрами), приставные шаги в сторону, повороты на шагах. В процессе разминки полезно вместе с детьми считать вслух хором, как исполняя элементы разминки так и просто останавливаясь и прослушивая музыку. При этом педагог должен по возможности не давать детям переходить на повышенный тон или крик, который нарушает восприятие музыки и ритма у всех обучающихся, т.е. дети всё равно должны слушать музыку сами, а не «слышать соседа».

В продолжении разминки изучаются простейшие диско танцы, основанные на движениях исполняемых на разминке, например:

- Подарок (последовательные движения: руки, качание бёдер, подскоки);

- Кузнечик (комбинированные движения: руки-качание бёдер, руки-прыжки, руки-подскоки);

- Автостоп (танец на основе хип свинга с изменениями уровня и направления движения);

- Брат Луи (поступательные шаги вперед-назад с изменением направления движения, маятник, поворот на шагах вправо-влево с хлопком) и другие.

Первый этап знакомства с основами бальных танцев начинается с прослушивания музыки таких танцев как берлинская полька, модный рок и медленный вальс, а также изучения их особенностей. На втором этапе прослушивается музыка и изучаются танцы ча-ча-ча, самба, рок. При успешном усвоении концу первого года обучения на третьем этапе прослушивается музыка и изучаются танцы джайв, квикстеп.

Полька и модный рок достаточно легко усваиваются детьми, и, как правило, через 3-4 занятия дети могут достаточно самостоятельно их исполнить.

Изучение берлинской польки начинается с развития навыков различных видов прыжков: на месте, на одной ноге, галоп вправо-влево, подскоки на месте/по кругу. В том числе и под музыку польки. В дальнейшем выстраивая эти элементы в требуемой последовательности дети легко запоминают схему танца. Необходимо контролировать, чтобы в основных фигурах танца берлинская полька дети сохраняли легкий и упругий характер прыжков, что определяет характер этого весёлого и быстрого танца.

Изучение модного рока является продолжением изучения элементов простейших диско танцев: шаги вправо и влево, шаги вправо и влево  с поворотами, шаги махами свободной ноги, шаги вперёд и назад. После освоения заданной в танце последовательности детей ставят в пары и этот танец легко и весело позволяет им осваивать парное взаимодействие друг с другом.

Изучение медленного вальса начинается с шага-балланса вперед-назад и вправо-влево, далее фигуры - закрытая перемена, правый поворот по квадрату. Через несколько занятий изучается то же самое с левой ноги. К концу года дети могут исполнить учебную комбинацию по кругу на основе освоенных фигур, например: правый поворот, закрытая перемена, левый поворот, закрытая перемена, с начала по квадрату, а затем по направлениям (диагональ к стене, диагональ к центру, линия танца). Необходимо контролировать, чтобы в основных фигурах танца медленный вальс дети сохраняли характер подъёмов и снижений, а также грамотную работу стопы, что в совокупности на начальном этапе определяет характер данного танца.

Знакомство с самбой начинается с баунс-ритма (ритм в коленях и бёдрах). Далее изучается основное движение вперед, назад, виск. Позднее - поступательный самба-ход, самба-ход на месте, боковой самба-ход. К концу года дети могут исполнить учебную комбинацию по кругу на основе освоенных фигур, например: основное движение (4 раза), виск (4 раза), поступательный самба-ход (4 раза), виск (4 раза). Необходимо контролировать, чтобы в основных фигурах танца самба дети сохраняли баунс-ритм, который является основной характеристикой данного танца.

Ча-ча-ча дети усваивают довольно легко. Изучение этого танца начинается с бокового шассе, основного движения через боковое шассе. После чего дети знакомятся с фигурами: нью-йорк, рука в руке, плечо к плечу, соло-повороты, три ча-ча-ча через лок-степ. К концу года дети могут исполнить учебную комбинацию на основе освоенных фигур, например: основное движение (4 раза), нью-йорк (4 раза), соло-поворот (2 раза), плечо к плечу (2 раза), рука в руке (4 раза). Необходимо контролировать, чтобы в основных фигурах танца ча-ча-ча дети на каждый удар вставали на ногу с выпрямленным коленом и сразу опускались в бедро, что является характерным данного танца.

Рок изучается с основного движения: тэп-степ, рок-шаг назад-впред, впоследствии изучаются основанные на нем движения: разъединение, бок о бок, соединение. К концу году на основе рока изучается джайв,  который получается заменой элемента основного движения танца рока тэп-степ на элемент танца джайв – шассе. К концу года дети могут исполнить учебную комбинацию на основе освоенных фигур, например: основное движение, разъединение, бок о бок, соединение. Для обоих танцев необходимо контролировать, чтобы в основных фигурах на каждом шаге дети вставали  на ногу со слегка согнутым коленом и только после этого активно его разгибали, что приводит к появлению эффекта движения от пола («отскок как у мячика») и является характерным для данных танцев, особенно для быстрого танца джайв.

Знакомство с квикстепом на первом году обучения начинается с шагов на один и два счёта и закрепления ритмического понимания счёта «медленно-быстро-быстро-медленно» одного из основных для базовых фигур танца квикстеп, впоследствии изучаются основанные на нем движения:  четвертные повороты,  поступательное шассе, лок-степ. К концу года дети могут исполнить учебную комбинацию по кругу на основе освоенных фигур, например: четвертной поворот вправо, поступательное шассе, лок-степ. Необходимо контролировать, чтобы в основных фигурах танца квикстеп дети сохраняли ритмический размер «медленно-быстро-быстро-медленно», а также грамотную работу стопы, что в совокупности на начальном этапе определяет характер данного танца.

Особенно на начальном этапе важнейшим компонентом обучения бальным танцам является музыкальное сопровождение, поэтому к нему необходимо проявлять самые высокие требования. Музыка должна быть эмоциональной, выразительной и увлекать за собой. Нужно твердо помнить, что при плохом музыкальном сопровождении не может быть ни успешного обучения, ни хорошего исполнения. Связь музыки и жеста, музыки и движения органична для природы человека. Восприятие музыки в танце активно, оно вызывает действие, действие танцевальное, т.е. обусловленное той или иной хореографической образной формой, организованное во времени и пространстве. В этой созидательной активности кроются особенности музыкально-пластического воспитания – одной из задач обучения бальной хореографии. Умению слушать и понимать образный язык музыки, разбираться в основных формах и выразительных средствах, легко и непринуждённо двигаться в ритме определённой музыки, получать удовольствие от её красоты – всему этому учит танец. Безусловно, качество музыкального произведения, характер исполнения имеют первостепенное значение. Общая черта танцевальной музыки – определённость и повторность ритмов, внятная акцентировка сильных долей, отчётливость их выражения. Музыка для танцев должна быть ясной и выразительной. Музыкальный материал для каждого изучаемого танца должен быть в нескольких вариантах: для разучивания – замедленный темп, для исполнения – нормальный темп. Рекомендованный нормальный темп для танцев спортивной программы по бальным танцам приведен ниже в таблице 1.

Таблица 1

Танец       европейской программы

Темп, тактов в минуту

Танец латиноамериканской программы

Темп, тактов в минуту

Медленный вальс

28-30

Самба

50-52

Квикстеп

50-52

Ча-ча-ча

30-32

Джайв

42-44

С первых уроков следует воспитывать у обучающихся сознательное отношение к занятиям, собранность и дисциплину, начиная с внешнего вида обучающихся, умения правильно стоять, ходить, вежливо обращаться друг с другом. В течении всего танцевального сезона необходимо контролировать физическое состояние обучаемых и давать рекомендации для разностороннего, но при этом и гармоничного, развития детей за рамками курса обучения бальным танцам.

Литература: 

1. Боттомер П., Учимся танцевать - М.: Эскмо – Пресс, 2001.

2. Говард Г., Техника европейских танцев  - М.: Артист, 2003.

3. Лэрд У., Техника латиноамериканских танцев. Ч. I. - М.: Артист, 2003. 

4. Лэрд У., Техника латиноамериканских танцев. Ч. II. - М.: Артист, 2003. 

5. Положение Союза танцевального спорта России «О танцах и допустимых фигурах в стандарте и латине» от 29 июня 2012 года.

6. Регацциони Г., Бальные танцы  - М.: БММ АО, 2001.

7. Регацциони Г., Латиноамериканские танцы  - М.: БММ АО, 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Актуальность проблемы творческого развития учащихся на начальном этапе обучения игре на баяне»

О развитии музыкальных способностей ученика   на начальном этапе обучения....

Особенности развития воспитанников на различных этапах обучения бальными танцами

Этапы обучения бальными танцами и методические рекомендации к ним....

Особенности развития воспитанников на начальных этапах обучения основам бальных танцев.

Обычно именно на начальном этапе формируется отношение к танцам. Поэтому в данной методической разработке уделяется особое внимание необходимости обучения конкретным фигурам и танцам  с простыми ...

Презентация на тему "Развитие УУД на начальном этапе обучения иностранному языку"

Презентация на тему "Развитие УУД на начальном этапе обучения иностранному языку" и доклад к ней...

«Особенности изучения классического танца на начальном этапе обучения»

Классический танец является вечным предметом обсуждения в среде педагогов хореографии, работающих в хореографических коллективах и  школах. Ответ на вопрос: «Нужен ли на уроке классический экзерс...

Методический доклад с элементами открытого урока «Навыки координации в развитии пианиста на начальном этапе обучения»

Методический доклад с элементами открытого урока «Навыки координации в развитии пианиста на начальном этапе обучения»...

«Техническое развитие обучающихся на начальном этапе обучения в классе домры»

Развитие технических навыков и умений обучающего играет важную роль на начальном этапе обучения . Эта разработка посвящена этой теме....