статья "Воспитание подрастающего поколения средствами физической культуры"
статья ( класс) на тему
описание о проблемах подрастающего поколения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_podrastayushchego_pokoleniya_sredstvami.docx | 16.43 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
М.Ф.Атанов
Россия, Иркутская область, Аларский район, МБОУ Бахтайская средняя общеобразовательная школа
О проблемах, стоящих перед подрастающим поколением, говорится и пишется всегда. Это вполне объяснимо, так как мир постоянно меняется и развитие человечества происходит в соответствии с новыми направлениями, явлениями, а в последнее время и техническими новинками, без которых порой сложно двигаться вперед (в 80-ые годы это называлось научно-технический прогресс). В силу этого подрастающее поколение все больше времени проводит наедине с компьютером или с гаджетом (буквально днем и ночью). Одним из немногих средств воспитания подрастающего поколения, которое еще работает достаточно стабильно, остается физическая культура (все-таки здоровье нужно всем и каждому во все времена).
Поэтому физическая культура и спорт могут и должны, если не «оторвать от …», то хотя бы изменить процент личной занятости в сторону двигательной активности. Эта задача усложняется из года в год, так как материально-техническая база ИКТ модернизируется, улучшается, а главное обновляется гораздо стремительнее, чем материально-техническая база физической культуры и спорта. С этим приходится мириться и продолжать надеяться на настоящие изменения (все-таки появление президентских соревнований, возвращение комплекса ГТО – несопоставимо с шагами ИКТ). Воспитание подрастающего поколения средствами физической культуры имеет свои особенности, связанные с рядом факторов социального, демографического, географического характера.
В данной статье рассматривается как это происходит в небольшой сельской школе, какой является МБОУ Бахтайская средняя общеобразовательная школа (количество учащихся в течение последних лет составляет чуть более ста человек). Анализ качественного состава учащихся 5-11 классов показывает, что четверть детей переходящих из начального звена в среднее относятся к категории слабых и очень слабых. Одной из задач, стоящих перед уроками физического воспитания, является уменьшение этого соотношения в сторону улучшения.
Система физического воспитания, сложившаяся в Бахтайской средней общеобразовательной школе в течение многих лет,позволяет любому учащемуся серьезно повысить свой физический потенциал. Для этого необходимо всего лишь две вещи: желание улучшить и желание поработать на эту серьезную задачу. А школа предоставляет для этого максимум путей и направлений, из которых и сложилась указанная система физического воспитания. В нее входят, кроме традиционных для всех образовательных учреждений такие мероприятия, как:
- работа спортивных секций различных направлений (не типичных для школы, т.е. таких, которых не было в истории школы и появившихся в последние годы. К ним относятся – баскетбол, легкая атлетика, лыжный спорт. До начала нового столетия эти виды не культивировались в школе, кроме урочных занятий)
- внеурочные мероприятия (также организованные в последние годы: легкоатлетические пробеги на дальние расстояния более 20 км, посвященные Дню Победы, триатлон (10 км бега, 10 км езда на велосипеде и упражнения ОФП – 100 приседаний и 100 отжиманий), лыжный переход до соседнего населенного пункта 20 км).
Многолетние исследования показывают, что у основной массы учащихся уровень физической подготовленности улучшается из года в год (динамика у всех разная, но, в основном, положительная). Так и должно быть! Более интересно наблюдать изменения у тех, кто имел слабые «стартовые» условия. Интересно с нескольких точек зрения:
- смогут ли такие дети преодолеть «комплекс слабого старта»
- какие задачи ставит перед собой такой ребенок (чаще всего к таким относятся дети хорошо успевающие по другим предметам)
- какова будет динамика по годам обучения
- влияние на одноклассников и других учащихся школы положительных результатов таких детей.
Практика работы в нашей школе показала, что большинство слабых детей стараются решить эту задачу, хотя бы в силу поддержания имиджа успешного ученика, т.е. решают вторую из указанных задач. Гораздо интереснее посмотреть на таких, которые стараются решить все четыре. Наблюдения за такими детьми в течение ряда лет позволили сделать следующие выводы. При правильном и грамотном отношении можно добиться очень существенных результатов. Для иллюстрации можно привести только два примера из нескольких наблюдений за учащимися из разных выпусков. Объединяет их «слабый старт» - средний уровень физической готовности составлял 2.7-2.9 (по десяти нормативам). Упорная, кропотливая, изнурительная (временами) работа в течение 2-3 лет позволила не только повысить уровень до 4.5-4.6, но и добиться неплохих результатов, включая призовые места на муниципальных этапах олимпиады по физической культуре, а также призовые места по спортивным играм (баскетбол, волейбол, футбол, мини-футбол) и в лыжном спорте. Особенно значимы результаты в лыжном спорте, так как до последнего времени этот вид спорта был «белым пятном» и совершенно не интересовал детей (в силу традиций, сложившихся за многие годы), а занятия на уроках носили только обязательный характер, не более того. Один из них в настоящее времяявляется рекордсменом школы по прыжкам через скакалку за 1 мин., готовится поступать в кадетское училище, а далее в ВДВ (!), второй – учится в Улан-Удэнском железнодорожном колледже и защищает честь колледжа по баскетболу (не имея особых ростовых показателей). А ведь в самом начале пути под названием «Дорога к самому себе крепкому и сильному!» в свой адрес они слышали много обидных слов (детская психология). В последние годы аналогичное отношение к физическому воспитанию проявляется увсе большего количества учащихся. Здесь можно применить измененную народную мудрость - «Хороший пример – заразителен!».
Успехи данной категории учащихся являются хорошим стимулирующим аргументом не только для подобных детей, но и тех, кого можно отнести к средней группе по физической подготовленности. Это весьма важно, так как большой процент из этой группы не прилагает никаких усилий для улучшения своих кондиций. А ведь к категории со средними стартовыми возможностями относится более 60% учащихся, переходящих в среднее звено. Налицо огромный потенциал и широкое поле деятельности.
Таким образом, при целенаправленной, кропотливой работе можно дать возможность детям любых «стартовых возможностей» почувствовать и понять свои истинные возможности. Ведь такая работа над собственными слабостями, как ни что другое воспитывает и закладывает характер растущего человека. Физическая культура в данном случае только один из методов воспитания, но весьма эффективный и наглядный.
Таким образом, чтобы не «делали», а физическая культура остается одним из немногих островков стабильности в современной жизни, с помощью которой решаются такие важные задачи как воспитание подрастающего поколения. Хочется верить, что это понимают не только участники воспитательного процесса, но и те, от кого зависит эффективность этой работы. Ведь в конечном итоге, здоровое, крепкое поколение – это благополучие страны на многие годы. И процесс этот является непрерывным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стандарты нового поколения по физической культуре.
В новом стандарте урок физической культуры занимает правильное место. Три часа физкультуры в современном мире – необходимость.Цель школьного образования по физической культуре — формирование раз...
ФГОСы второго поколения по физической культуре
Доклад на тему "ФГОСы второго поколения по физической культуре"...
Историко-патриотическое воспитание подрастающего поколения средствами семейного туризма
Семейный туризм имеет очень большое социальное значение. Он укрепляет семью, способствует сближению родителей и детей, а также служит отличным средством для расширения кругозора. Туризм способен реали...
ПРОЕКТ « ЖИВИ И ПРОЦВЕТАЙ, НАРОДНАЯ ПЕСНЯ» духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения средствами славянской культуры
В наше время все очевидней становится настоятельная необходимость возрождения общечеловеческих нравственных ценностей, имеющих непреходящее значение. Это актуально как для народных обычаев, традиций и...
СТАТЬЯ: формирование здорового образа жизни у подростков средствами физической культуры и привлечение подростков к занятиям физической культурой
Привлечение подростков к занятиям физической культурой как психолого-педагогическая проблемаФизическая культура создает фундамент для полноценного развития подростков, так как содержание предмета напр...
Формирование экологии мировоззрения подрастающего поколения средствами музыкальной культуры
Статья, посвященная проблеме нравственного воспитания и внутренней культуры современной молодежи, адресована родителям учеников и представляет собой трансляцию собственного опыта в решении данной проб...
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения средствами хореографического искусства в МОУ Ивановская СОШ.
Духовно-нравственное и патриотическое восптание подростающего поколения средствами хореографического искусства в МОУ Ивановская СОШ....