Путешествие в краеведческий музей
презентация к уроку на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Любой музей есть память о веках. Творенья от начала мирозданья, Любое человечества созданье В картинах, письменах, стихах. Сегодня день торжественен и строг. Открыта дверь, музей гостей встречает, В стенах своих входящих привечает, Лишь стоит преступить его порог. Музей - это учреждение, которое занимается сбором, хранением, изучением, реставрацией и экспонированием свидетельств развития природы и материализованных ценностей культуры, отражающих различные области деятельности человека.
Ревнители старины (исторический экскурс) В Усть-Ишимском районе, таком богатом исторически прошлым, просто не мог не появиться свой музей. Вполне естественно, что, как и многие другие районные музеи, он начинался со школы. Сохранились воспоминания о том, что еще в 30-е годы XX века в Усть-Ишимской школе существовал небольшой музейный уголок. Но настоящая история нашего музея началась в 60-е годы, когда учителями-энтузиастами при школе была собрана уникальная обширная коллекция археологических, этнографических предметов и материалов по Великой Отечественной и гражданской войнам, Ишимскому восстанию. В этом большая заслуга «первого летописца Усть-ишимской истории» В. А. Фатеева. Шло время, экспозиция переросла рамки простого музейного уголка, поэтому было решено открыть школьный музей, отдав под него целый кабинет. 20 апреля 1970 года, ко дню столетия со дня рождения В. И. Ленина, в присутствии партийного руководства района музей торжественно открыли. Открыли и... забыли. Кабинет закрыли на ключ и только изредка, по большим праздникам проводили в нем экскурсии.
В 1978 году музей возродился в новом качестве. Специально под него было построено новое деревянное здание по улице Школьной . Смотрителем нового народного музея стал краевед, фронтовик, художник М. И. Степанов. Именно его руками был оформлен зал, посвященный природе района, так запомнившийся многим устьишимцам. Большой вклад в развитие музея внес В. В. Симонов, работавший в нем заведующим в 80-х годах. При нем работали краеведческие кружки, в районе проводились археологические раскопки, была составлена картотека музейных фондов. В то время в музее насчитывалось более 21 тысячи единиц хранения. В смутное время, на рубеже 80-90-х годов, не в чести было уважение к минувшему, и народный музей перестал быть нужным и народу, и власти. Экспонаты растаскивались или уничтожались «Иванами, родства не помнящими». Уникальные коллекции пропали безвозвратно, почти все музейные архивы были сожжены, как ненужный хлам. Чудом удалось сохранить лишь крупицы былого.
Но все возвращается на круги своя. Закончился период уничтожения собственной истории, и снова вспомнили о той роли, которую играют музеи в воспитании патриотизма и любви к родному краю. В бывшем здании художественно-оформительской мастерской, где хранились убереженные добрыми людьми экспонаты (а их осталось чуть больше трехсот) было решено открыть музей. Так как до настоящего музея он не дотягивал, его назвали Домом-музеем сибирской старины. В его задачи, кроме собственно музейной работы, входило проведение различных праздников, торжеств, посиделок и т.д. Многое сделала для своего учреждения В. А. Федотова, работавшая директором Дома-музея в первой половине нашего десятилетия. При ней снова начали вестись фондовые книги, составлялось описание экспонатов. С 2006 года музею вернулось прежнее название. Сейчас здесь работает небольшой, дружный, слаженный коллектив. В дополнение к постоянным экспозициям каждый месяц проводятся временные выставки различной тематики. За прошлый год здесь побывало более трех тысяч посетителей. Идут сюда не только жители нашего района - почти каждый гость нашего села считает своим долгом заглянуть в музей. Бывают и заграничные гости.
Каждый устьишимец знает это небольшое деревянное здание в центре села и нет-нет да, проходя мимо, завернет посмотреть, что нового приготовили для него сотрудники музея.
Дела музейные (современность) В работе «Усть-Ишимского краеведческого музея» можно выделить три основных направления: фондохранение; экспозиционно-выставочная деятельность; научно-просветительская работа.
Начну с фондохранения, так как основу каждого музея составляют его фонды. Выделяют следующие фонды музея: основной, научно-вспомогательный и библиотечный. Самым большим фондом музея является основной фонд, он насчитывает 2153 единицы хранения. В него попадают предметы, имеющие историческую ценность или же несущие информационную нагрузку. Научно-вспомогательный фонд музея насчитывает 325 единиц хранения. Его составляют предметы, не попавшие в основной фонд по причине того, что они не имеют исторической ценности, или же это макеты, чучела, или же это изготовленные нами предметы для экспозиции. В этот фонд попадают даже портретные фотографии ветеранов ВОВ. Библиотечный фонд музея насчитывает 126 единиц хранения. Его основу составляют книги, использующиеся в работе музея, в частности, методическая литература, словари, энциклопедии. Всего музей экспонирует и хранит 2604 единицы хранения. Фондохранение — это работа с фондами музея, осуществляет эту работу фондохранитель — Горбунова Ильза Валерьевна.
Прежде чем какая-либо вещь или предмет станет музейным экспонатом, она должна пройти путь из рук дарителя в руки фондохранителя. Когда даритель приносит в музей какую-либо вещь или предмет, хранитель фондов заполняет следующие документы: Акт приёма на постоянное хранение и Договор дарения. Музей принимает эту вещь или предмет на постоянное хранение. С этого момента принесённая вещь или предмет становится музейным экспонатом. Затем фондохранитель определяет, в какой фонд музея поставить на учёт данный экспонат. После этого экспонат ставится на учёт, для этого ему присваивается инвентарный номер. Инвентарный номер и краткое описание экспоната заносится в инвентарную книгу. Весь этот процесс называется комплектованием .
Фондохранитель занимается описанием экспонатов и занесением их в электронный каталог, который можно считать базой данных музейных экспонатов. В электронном каталоге для каждого экспоната указывается: инвентарный номер; его наименование (название); к какой коллекции принадлежит; автор; дата изготовления; место изготовления; размеры; материал и техника изготовления; сохранность; описание; источник поступления. В электронном каталоге помимо описания экспоната хранится и его фотография. Фондохранитель занимается сверкой фондов — проверяет наличие всех экспонатов по номерам. Фондохранитель может передать экспонат или же принять какой-либо экспонат на временное хранение. В этих случаях составляются Акты передачи или приёма на временное хранение. Музейные экспонаты хранятся в хранилищах музея, часть экспонатов размещена в музейных экспозициях.
Перейду к экспозиционно-выставочной деятельности музея, осуществляет её художник-реставратор — Мамадулина Танзиля Рашидовна. Художник-реставратор занимается оформлением экспозиций музея, а также оформлением временных выставок на различные темы. Например, выставка «Великоденские писанки» посвящена великому православному празднику Пасхе; выставка «Красное и Белое» посвящена событиям Гражданской войны; выставка «Школьные годы чудесные» посвящена Дню знаний; выставка «Террор против совести» приурочена ко Дню памяти жертв политических репрессий и т. д.
И третье направление деятельности музея — научно-просветительская работа. Осуществляет эту работу лектор-экскурсовод — Попова Юлия Александровна. Лектор-экскурсовод разрабатывает и проводит лекции на различные темы для воспитанников детского сада и для учащихся школ (например, лекция «Живое прошлое Земли» познакомила детей с жизнью вымерших животных, обитавших и на территории нашего района; лекция «Дорогами Афганистана» знакомит детей с событиями войны в Афганистане и с именами наших земляков, участвовавших в этой войне; лекция «Легенды родного края» знакомит детей с легендами об Иртыше, Ишиме и Святом озере; лекция «Судьбы, опаленные войной» посвящена боевому пути ветерана ВОВ Степанова М. И.; лекция «Слово о разведчике» знакомит детей с боевыми подвигами Куликова Л.К. и т.д.)
В музее проводились встречи ветеранов Великой Отечественной войны, воинов- интернационалистов. 15 февраля текущего года работниками музея был подготовлен и проведён митинг, посвященный 23-й годовщине вывода советских войск из Афганистана.
В течении года музей проводит более 120 мероприятий, общая посещаемость «Усть-Ишимского краеведческого музея» с каждым годом увеличивается. За прошедший год общее количество посетителей музея составило 3651. Каждого посетителя музея лектор-экскурсовод записывает в Тетрадь учёта посетителей и заносит в электронную Базу данных посещений; каждое проведённое мероприятие записывается в Журнал учёта проводимых мероприятий; есть и Журнал учёта общей посещаемости музея, в котором фиксируются обобщённые данные о посещаемости музея.
В музее регулярно издаются брошюры, буклеты на краеведческую тематику. Из крупных работ можно отметить брошюру «Строки войны» - издание солдатских писем и солдатского дневника времён войны, хранящихся в фондах музея, и брошюру «Памятники и памятные места Усть-Ишима», рассказывающей о мемориалах, находящихся в райцентре, а также о наших земляках, чьими именами названы улицы Усть-Ишима.
Комплектование фондов музея, создание выставок и экспозиций, проведение лекций, экскурсий, конкурсов — это обычная каждодневная работа коллектива музея. Каждый исторический период привносит свои изменения в его деятельность. Но неизменной остаётся его основная задача — сохранение памяти прошлых поколений и передача её потомкам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школьный краеведческий музей
о создании о работе музея...
Школьный краеведческий музей как центр патриотического воспитания
Большую роль в решении педагогических задач по изучению родного края играет краеведческий музей. Более значимую роль, в связи с этим, выполняет школьный музей, который способствует формированию у учащ...
Конспект занятия"Экскурсия в Рославльский историко-краеведческий музей".
.Внеклассное занятие проводилось с учащимися 8 класса коррекционной школы.С учащимися проводилась подготовительная работа.В течение всего занятия использовались различные средства обучения: слов...
Экскурсия по краеведческому музею (Белгородская область)
Занятие проводится в виде виртуальной экскурсии по краеведческому музею. Здесь раскрываются особенности истории возникновения Бегородчины, экономико-географические и природные особенности нашей област...
«Экскурсия в краеведческий музей»
Конспект экскурсии....
Статья о музее " Хранитель Памяти"( краеведческий музей Героя Советского Союза Н.В.Грибанова)
Музей в школе - это центр патриотического воспитания.Ребята изучают историю родного края не только по книгам, но в походах , поездках по достопримечательным местам, во время встреч с интересными людьм...
Историко-краеведческий музей МБОУ лицея № 4 города Чехова \ Общие сведения о музее
Наш музей – это результат работы поколения краеведов (учителей и учеников) конца 50-ых – 70-ых годов.Основной фонд музея создавался учителями и учениками школы № 4 в 1950-60-ые годы....