«Педагогика индивидуализации».
статья по теме
Предварительный просмотр:
«Педагогика индивидуализации».
Меняется жизнь. И, размышляя о будущем, нельзя обойти то, какими будут дети, какой будет школа, каким будет образование. У всех сейчас на слуху модное словосочетание «педагогика индивидуализации». Что нового? Индивидуальный подход всегда был для умных учителей. И классическая педагогика, начиная с Яна Амоса Коменского, всегда говорила о том, что должен быть принцип учета возрастных и иных особенностей.
В 21 веке ребенок не может учиться в школе, которую придумал Коменский. Произошли изменения во всем: учитель уже не единственный источник знаний, значимость школьного формального образования понизилась, появилось много новых альтернативных школе форм образования, существенно увеличился объем информации, доступной ученику.
Ситуация: ребенок ходит в школу и учит уроки, «потому что так надо» ушла в прошлое.
На современном этапе многие проблемы школы связаны с тем, что она не может понять сама, и не может показать ребенку и его семье, зачем он ходит в школу.
Ответить на этот вопрос не просто, есть знания, накопленные человечеством, есть семья и ее уникальный ребенок, в отношении которого у семьи есть определенные планы.
Есть два принципа: индивидуальный подход и индивидуализация.
Это вещи разные и их не нужно путать. Индивидуальный подход – желание передать педагогом знания. Ученики разные, поэтому ищет способ, как передать и ведет не массу, а каждого индивидуально.
Индивидуализация. Можно пересмотреть саму цель. Это не то, что учитель несет одно знание для всех и как умный педагог учитывает особенности, понимая, что перед ним все дети разные. А он задается мыслью: может не всех подготавливать одинаково, к одному знанию. Стандарты есть и их не отменишь. Но возникает вопрос: можно ли подстроить программу под ученика. Допустим, в программе по географии нет раздела геология, но есть дети, которые этим увлекаются, значит, для них необходимо расширить программу индивидуально.
Индивидуальный подход – я учитель ищу адекватный подход к каждому, и я передаю знание. При индивидуализации – я учитель устраиваю такое сопровождение, которое позволяет реализовывать цели учеников.
В школе появляется новая педагогическая позиция – не учитель-предметник, который ориентирован только на свой предмет, а педагог, который владеет технологией совместного с ребенком поиска личностного индивидуального плана образования.
С 2008 года появилась новая педагогическая профессия – тьютор.
Деятельность тьютора включает три этапа:
- Создание избыточной среды (ситуация: чтобы был выбор, разные программы, разные педагоги).
- Навигация (проложить и обсудить маршрут).
- Масштабирование (не навязывая, переводить интересы ребенка на другой масштаб).
В основу ФГОС положены два принципа:
- Принцип индивидуальности.
- Принцип деятельности.
Принцип научности, как главный принцип в современной школе, остается.
Учебная деятельность в начальной школе: дети сами ставят задачи, сами добиваются результата. Среднее звено - проекты. Старшее звено – предпрофильная работа.
Работа тьютора заключается в создании ситуации осмысления учеником собственных образовательных потребностей и действий.
Например, желание узнать, почему тяжелый самолет летит по небу и не падает. Образовательное действие, удовлетворяющее эту потребность, может быть очень локальным и кратковременным – достаточно найти статью, понятно объясняющую принципы воздухоплавания. Но как искать! И обязательно ли статью, или, может быть, лучше знакомого летчика, или, проще, - учителя физики? А дальше? Ну, нашел, прочитал (расспросил), понял, и что, все? Ведь дальше все может быть очень по-разному: для кого-то – удовлетворенный интерес и навсегда забытый вопрос, а для кого-то – первая ступенька к профессиональному самоопределению. Или, другой вариант: человек хочет научиться играть на гитаре (стать дипломатом). Где учат, как выбрать учебное заведение, как поступить, как подготовиться к поступлению, зачем учиться, как использовать приобретенные знания? На все эти вопросы ребенок (и его семья) отвечают либо интуитивно, либо стихийно – как сложится. На все эти вопросы можно искать ответы с тьютором, который знает способ поиска ответов, и которому интересно и важно развить у своего подопечного способность к самостоятельному анализу и осмыслению собственных образовательных действий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение интерактивных компьютерных технологий в педагогике музейной деятельности на примере работы школьного музея Арктики им. Г.Я.Седова. (Урок географии в контексте педагогики музейной деятельности).
Статья о проведении уроков географии в рамках педагогики музейной деятельности в образовательном пространстве школьного музея Арктики им. Седова ГБОУ СОШ № 516 Невского района Санкт-Петербурга у...
методическая разработка для проведения семинарских занятий по дисциплине "Коррекционная и специальная педагогика" для специальности 05711 "Социальная педагогика"
Материал содержит методические указания по проведению семинарских уроков по темам: "Педагогическая помощь детям с нарушениями речи", "Развитие психики аномальных детей", "Проблемы и причины школьной н...
Портфолио по дисциплине "Коррекционная и специальная педагогика" для студентов, обучающихся по специальности 050711 "Социальная педагогика"
В методической разработке отражены разделы портфолио по дисциплине "Коррекционная и специальная педагогика"...
Укучы шәхесен үстерүдә педагогик таяныч Педагогик киңәшмәгә чыгыш
Педагогик таяныч, булышлык (поддержка)- табигать тарафыннан бирелгән потенциаль мөмкинлекләренә таянып, укучыга теге яки бу кыенлыкны җиңеп чыгарга ярдәм итү. Иң әһәмиятлесе- балага булышу. Педагогик ...
От педагогики сотрудничества к сотворческой педагогике
В статье представлен материал выступления на педсовете, посвященный педагогике сотворчества...
Выступление на IV международной научно-практической конференции по педагогике "Приоритетные направления развития педагогики и образования: инновационные методики и проблемы практического применения"
Выступление на тему "Использование сенсорных игр в коррекционной работе с детьми с ОНР I-II уровня"...
Укучы шәхесен үстерүдә педагогик таяныч Педагогик укуга чыгыш
Укучы шәхесен үстерүдә педагогик таяныч Педагогик укуга чыгыш...