Использование проектной технологии на уроках обществознания и истории
статья на тему
Использование проектной технологии и метода проектов на уроках обществоведческого цикла в рамках ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_proektnoy_tehnologii_na_urokah_obshchestvoznaniya_i_istorii_.docx | 16.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование проектной технологии на уроках обществознания и истории
Образовательные стандарты нового поколения призваны стать основой процесса модернизации общего образования. Целью современного образования становится не передача готовых знаний, а формирование творческой личности, умеющей и готовой приспосабливаться к изменяющейся реальности, осваивать в течение жизни новые специальности, получать новые знания, менять место работы. Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.
В связи с объективно изменившимися условиями главная миссия учителя истории и обществознания заключается в подготовке выпускника к осмысленному и реальному восприятию мира. Социумом востребованы успешные, конкурентоспособные выпускники, освоившие разные виды деятельности и демонстрирующие свои способности в любых жизненных ситуациях.
Развивая в учениках именно эти качества, акцент делается на результат обучения, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека успешно действовать в различных ситуациях.
Специфика предметов обществоведческого цикла требует от учащихся умения работать с информацией, различного рода источниками, документами, материалами средств массовой информации, поток которых непрерывно растёт. Это вызывает у учащихся определённые трудности: они не в полной мере умеют оперировать фактами, устанавливать причинно-следственные связи, оказываются беспомощными в ситуации дискуссии, спора или даже естественного общения по проблемам политики и общественной жизни. Выход был найден в создании таких педагогических условий, когда каждый ученик включён в творческую деятельность, ситуацию поиска путей решения социально-значимых вопросов. Наиболее эффективным в решении данной проблемы является метод проектов. В преподавании истории и обществознания под учебным проектом подразумевается комплекс поисковых, исследовательских, графических и других видов работ с целью практического или теоретического решения значимой проблемы. Метод проектов позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их практического применения.
При использовании метода проектов на уроках истории и обществознания учащимся
предлагается ряд ситуаций, явлений, в которых так или иначе просматривается противоречие, они должны обозначить это противоречие и возникающую из него проблему. В классе идет
оживленная дискуссия, а затем ученики предлагают гипотезы решения выделенной проблемы,
чтобы затем доказать справедливость тех нескольких гипотез, на которых они сами остановились.
Работа над исследовательским проектом проходит по следующей схеме:
1. Выбор темы проекта, определение его типа и числа участников. Выбор темы проекта происходит во время изучения большой темы.
- Обоснование проблемы, исследуемой в рамках намеченной тематики.
- Распределение задач по группам, поиск информации.
- Составление технологической карты с представлением логической последовательности хода работы.
- Самостоятельная работа участников проекта по своим творческим заданиям.
- Промежуточное обсуждение полученных данных.
- Презентация проектов.
- Коллективное обсуждение. Выводы.
Работая над подготовкой проектов, учащиеся заранее знакомятся с критериями оценки или участвуют в их разработке (в сильных классах, например, в профильных). Разрабатывается памятка для учащихся по критериям оценки. Учащиеся проводят социологические опросы, составляют схемы, таблицы, опорные конспекты, работают с историографическими источниками. Все это позволяет формировать критическое и творческое мышление, умение работать с информацией, что в полной мере отвечает основной задаче современной школы - воспитанию социально активной личности.
Внедряя метод проектно- исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания удается:
- повысить творческую активность учащихся на уроке;
- развивать их логическое и критическое мышление;
- повысить уровень их конкурентоспособности;
- расширить кругозор школьников.
Главный результат - достаточный уровень развития ключевых компетенций учащихся в области истории и обществознания, конкретные умения и навыки, которые получили учащиеся в ходе проектной деятельности:
- опыт работы с большим объемом информации;
- опыт проведения презентации;
- умение оценивать ситуацию и принимать решения;
- умение работать в коллективе;
- умение структурировать информацию;
- умение индивидуально планировать работу;
- умение работать в команде.
В ходе проектно-исследовательской работы у учащихся появилась возможность по-новому рассмотреть процессы исторического развития нашей страны, вопросы общественно-политической и социальной жизни. Проектная деятельность способствует более глубокому осмыслению учащимися прошлого и настоящего России, ведет к формированию собственных оценок, развитию критического мышления учащихся, помогает преодолеть догматизм, который препятствует совершенствованию учебной деятельности. Использование современных технологий в процессе обучения позволило:
- Значительно повысить мотивацию учащихся, уровень обученности и качество знаний.
- Более качественно подготовить учащихся к итоговой аттестации.
- Достичь высоких результатов в олимпиадах школьного, муниципального уровня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация педагогического опыта по теме "Использование проектной технологии на уроке обществознания как условие успешной социализации обучающихся"
Данная методическая разработка может быть полезна учителям обществознания в практической работе при планировании и организации урочной деятельности и во внеурочной практике....
Проектная технология на уроках обществознания и во внеурочной деятельности по предмету как способ формирования ключевых компетенций
Проектная технология на уроках обществознания и во внеурочной деятельности по предмету как способ формирования ключевых компетенций...
Применение тестовой технологии на уроках обществознания и истории. Тематические контрольные работы (№1-№4) по обществознанию 6 класс
контрольная работа составлена в форме ГИА, в 2 варианта, с ответами...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...
статья о необходимости использования проектной деятельности на уроках обществознания
В представленном материале можно ознакомиться со взглядом автора на применение проектной деятельности на уроках обществознания в школе, на целесообразность и качественный результат от неё...
Методическая разработка "Использование проектных технологий на уроках истории, обществознания "
Паспорта учебных проектов...