Методическая разработка "Использование проектных технологий на уроках истории, обществознания "
методическая разработка по истории (10 класс)
Предварительный просмотр:
Учебный проект «Предпринимательство в России:
возвращение к истокам».
Работа над учебным проектом проходит в течение 3 учебной четверти. Во время изучения учениками 10 –х классов на уроках экономики раздела: «Теория фирмы», включает в себя вводный урок с определением темы и направлений работы, текущую работу с использованием учебной литературы, интернет – ресурсов, источников (трудов историков), консультации с учителем в процессе работы, презентацию наиболее интересных работ, проверку и оценку всех работ учащихся класса.
Готовая работа предполагает :
1. Титульный лист, на котором указываются тема работы, сведения об авторе, об учителе, дата написания
2. План проекта.
3. Основное содержание, раскрывающее тему согласно плану.
4. Список использованной при подготовке проекта литературы с указанием выходных данных или интернет – адреса.
Рекомендуемая литература:
Липсиц И. В. Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности. – М.: Вита – пресс, 1999 -2008.
Рубин Ю. Б. «Основы бизнеса» . – М.: Вита -пресс, 2007
Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность – М.: ИНФРА-М,2005
http://cyberleninka.ru/article/n/blagotvoritelnost-v-istorii-rossiyskogo-predprinimatelstva
http://knowledge.allbest.ru/history/
Учебный проект:
«Предпринимательство в России:
возвращение к истокам»
разработан учителем экономики
МБОУ СОШ № 14 г. о. Коломна
Литовка Ю. Н.
Тип проекта: информационный,средней продолжительности (1месяц), индивидуальный ( по желанию учащихся групповой), внутришкольный.
Цели проекта:
- знакомство с историей предпринимательства в России, формирование понимания необходимости учёта предпринимательского опыта прошлого для формирования современного российского бизнеса
- развитие творческих способностей учащихся, умения планировать свою деятельность, отбирать и систематизировать дополнительный материал по предмету;
- интегрирование в процессе работы знаний учащихся по истории, экономике, отработка навыка подготовки презентаций, выступления перед аудиторией
Практический результат проекта: создание докладов, презентаций о российских, в частности, коломенских предпринимателях 18 -20 вв.
Участники проекта: учащиеся 10-х классов
Работа над проектом:
1.Урок – введение в учебный проект с обозначением задач, сроков, условий выполнения проектов. По желанию учащихся создание творческих групп для подготовки проектов – презентаций.
2.Изучение литературы и исторических источников. Отбор материала для презентации и доклада.
3.Создание презентаций, подготовка выступлений по презентациям, написание докладов. Подготовка иллюстративного материала.
4. Консультация для учащихся по подготовке проекта во внеурочное время.
5.Урок – презентация учебных проектов с применением подготовленных презентаций и видеофрагментов. В ходе урока вниманию предлагаются наиболее интересные работы, ребята, работавшие по смежным темам, могут объединить представления своих проектов.
6 Обсуждение, дополнения, комментарии учеников, принимавших участие в работе над проектом.
7. Подведение итогов работы над проектом, анализ результатов работы, выделение наиболее интересных работ
8. Выставление оценок всем участвовавшим в работе над проектом.
Учебный проект «20 век в лицах».
Работа над учебным проектом проходит в течение 2,3,4 учебных четвертей. В процессе изучения в 11 классе курса « История России: 20 век» фирмы», включает в себя вводный урок с определением темы и направлений работы, текущую работу с использованием учебной литературы, интернет – ресурсов, источников (трудов историков), консультации с учителем в процессе работы, презентацию всех работ.
Готовая работа предполагает :
1. Презентацию, первый слайд которой предполагает указание темы, информацию об авторах работы.
2. Основное содержание, раскрывающее тему согласно плану.
3.На завершающем слайде указываются интернет – ресурсы, литература, которая использовалась при подборе материала.
Рекомендуемая литература:
1. Учебная, публицистическая литература, содержащая иллюстративный материал.
2. Интернет – ресурсы, например, Yandex. картинки, Википедия и др.
3. Семейные фотоальбомы.
Учебный проект
«20 век в лицах».
разработан учителем истории
МБОУ СОШ № 14 г. о. Коломна
Литовка Ю. Н.
Тип проекта: практико – ориентированный, творческий, годовой, групповой, внутришкольный.
Цели проекта:
- знакомство с историей и динамикой изменения социальной структуры России в течении 20 столетия
- подготовка наглядного, творчески оформленного иллюстративного материала, который в течение года используется на уроках истории России
- развитие творческих способностей учащихся, умения планировать свою деятельность, отбирать и систематизировать дополнительный материал по предмету;
- интегрирование в процессе работы знаний учащихся по истории, обществознанию, отработка навыка подготовки презентаций
Практический результат проекта: создание презентаций, создающих представление об обществе, по каждому из периодов истории России 20 века,
Участники проекта: учащиеся 11 А класса (2011 – 2012 уч. год)
1) «Российское общество в начале 20 века» Маилян А.,Елягин Н.,Марков Е.
2) «Гражданская война в России» Федотова В., Красников И., Филиппов Н.
3) «СССР в 20 –е годы» Любичева К., Андреева Е.,Евдокимова М.
4) «Советское общество в 30 –е годы» Елягин Н., Огурцов Д., Марков Е.
5) «Советский народ в годы Великой Отечественной войны» Калайда В., Дорожкин Е., Максимов О., Остапенко А.
6) «Советское общество в 50 -60 –х гг: «оттепель»Хазов В..Киселёв Д., Зорин В.
7) «СССР в с.70 – н. 80 –х гг.: эпоха «застоя» Архипова Д., Колесова М., Симонова А.
8) «Перестройка в СССР» Калайда В., Филиппов Н., Марков Е.
9) «Из «лихих 90 –х» к современной России» Дорожкин Е., Андреева Е., Маилян А.
Работа над проектом:
1.Урок – введение в учебный проект с обозначением задач, сроков, условий выполнения проектов.
2. Создание творческих групп для подготовки проектов – презентаций.
3.Изучение литературы и исторических источников. Отбор материала и подготовка презентаций в заранее оговоренные сроки согласно календарно – тематического планирования курса «История России»
4. Консультация для учащихся по подготовке проекта во внеурочное время.
5.Представление презентаций в разделах изучения социальной структуры ( по соответствующим перидам)
6 Обсуждение, комментарии учеников, принимавших участие в работе над проектом.
7. В конце учебного года подведение итогов работы над проектом, анализ результатов работы, выделение наиболее интересных работ.
8. Выставление оценок всем участвовавшим в работе над проектом (по мере подготовки и представления презентаций».
Учебный проект «История философской мысли».
Работа над учебным проектом проходит в течение 3 учебной четверти. Во время изучения учениками 10 –х классов на уроках экономики раздела: «Теория фирмы», включает в себя вводный урок с определением темы и направлений работы, текущую работу с использованием учебной литературы, интернет – ресурсов, источников (трудов историков), консультации с учителем в процессе работы, презентацию наиболее интересных работ, проверку и оценку всех работ учащихся класса.
Готовая работа предполагает :
1. Титульный лист, на котором указываются тема работы, сведения об авторе, об учителе, дата написания
2. План проекта.
3. Основное содержание, раскрывающее тему согласно плану.
4. Список использованной при подготовке проекта литературы с указанием выходных данных или интернет – адреса.
Рекомендуемая литература:
Липсиц И. В. Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности. – М.: Вита – пресс, 1999 -2008.
Рубин Ю. Б. «Основы бизнеса» . – М.: Вита -пресс, 2007
Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность – М.: ИНФРА-М,2005
http://cyberleninka.ru/article/n/blagotvoritelnost-v-istorii-rossiyskogo-predprinimatelstva
http://knowledge.allbest.ru/history/
Учебный проект:
«История философской мысли»
разработан учителем обществознания
МБОУ СОШ № 14 г. о. Коломна
Литовка Ю. Н.
Тип проекта: информационный, средней продолжительности, индивидуальный ( по желанию учащихся групповой), внутришкольный.
Цели проекта:
- знакомство с историей развития философской мысли, её влиянием на социально – политическое развитие человечества
- развитие творческих способностей учащихся, умения планировать свою деятельность, отбирать и систематизировать дополнительный материал по предмету;
- интегрирование в процессе работы знаний учащихся по истории, обществознанию, отработка навыка подготовки презентаций, выступления перед аудиторией
Практический результат проекта: создание докладов, презентаций о видных представителях мировой, в частности, российской, философии, которые используются на уроках обществознания в 11 классе
Участники проекта: учащиеся 10-х классов
Работа над проектом:
1.Урок – введение в учебный проект с обозначением задач, сроков, условий выполнения проектов. По желанию учащихся создание творческих групп для подготовки проектов – презентаций.
2.Изучение литературы , источников. Отбор материала для презентации или доклада.
3.Создание презентаций, подготовка выступлений по презентациям, написание докладов. Подготовка иллюстративного материала.
4. Консультация для учащихся по подготовке проекта во внеурочное время.
5. Презентации наиболее интересных учебных проектов с применением подготовленных презентаций и видеофрагментов. В ходе уроков вниманию предлагаются наиболее интересные работы, ребята, работавшие по смежным темам, могут объединиться для представления своих проектов.
6 Обсуждение, дополнения, комментарии учеников, принимавших участие в работе над проектом.
7. Подведение итогов работы над проектом, анализ результатов работы, выделение наиболее интересных работ
8. Выставление оценок всем участвовавшим в работе над проектом.
Учебный проект:
«Бизнес - план»
разработан учителем экономики
МБОУ СОШ № 14 г. о. Коломна
Литовка Ю. Н.
Тип проекта: практико - ориентированный, средней продолжительности, индивидуальный ( по желанию учащихся групповой), внутришкольный.
Цели проекта:
- отработка навыка практико – ориентироованной деятельности по составлению бизнес плана
- развитие творческих способностей учащихся, умения планировать свою деятельность, отбирать и систематизировать дополнительный материал по предмету, формирование деятельностной компетентности
- интегрирование в процессе работы знаний учащихся по экономике, обществознанию, отработка навыка рассчётов, выступления перед аудиторией
Практический результат проекта: создание и представление бизнес плана предполагаемого предприятия на обзорно- обобщающем уроке экономики по разделу: «Теория фирмы»
Участники проекта: учащиеся 10-х классов
Работа над проектом:
1.Урок – введение в учебный проект с обозначением задач, сроков, условий выполнения проектов. По желанию учащихся создание творческих групп для подготовки проектов – презентаций.
2.Изучение литературы , источников. Отбор материала для составления бизнес – плана. Проведение расчётов.
3.Составление бизнес – плана, подготовка краткой аннотации для его представления.
4. Консультация для учащихся по подготовке проекта во внеурочное время.
5. Презентации наиболее интересных учебных проектов .
6 Обсуждение, дополнения, комментарии учеников, принимавших участие в работе над проектом.
7. Подведение итогов работы над проектом, анализ результатов работы, выделение наиболее интересных работ
8. Выставление оценок всем участвовавшим в работе над проектом.
Учебный проект
с применением информационно – коммуникационных технологий
«Виртуальная экскурсия по Коломне»
разработан учителем истории
МБОУ СОШ № 14 г. о. Коломна
Литовка Ю. Н.
Тип проекта: творческий, долгосрочный (в течение 2 лет выполняется по мере изучения курса «История России»), коллективный, внутришкольный.
Цели проекта:
- знакомство с историей России через историю малой Родины - Коломны;
-формирование информационно – коммуникативных навыков и культуры учащихся через работу с различными источниками информации, навыка выступления перед аудиторией
- воспитание подлинного патриотизма, деятельной любви к своему Отечеству
Практический результат проекта: создание и представление презентаций «Коломна: путешествие в русское средневековье», «Коломенский кремль» (6 -7 класс), «Коломна в годы Великой Отечественной войны» ( 11класс) , для повторительно – обобщающих уроков по соответствующим разделам курса «История России» ,«Коломенские предприниматели – благотворители» (для урока – презентации проекта «Предприинмательство в России: возвращение к истокам»( 10 класс)
Участники проекта :
1) учащиеся 10«А» класса:
Волков Денис, Мальков Антон, Попова Виктория, Пополитов Максим, Сахаров Глеб, Макеев Владислав, Федотов Станислав
2) учащиеся 11 «А» класса
Берников Алексей, Старостин Андрей, Панин Максим, Кудряшов Никита
Оборудование и литература:
1) Афонасенко И. М., Ломако Е. Л. Русский провинциальный город екатерининской эпохи: Коломна во второй половине XVIII века — М., 2010.
2) Ефремцев Г. П., Кузнецов Д. Д. Коломна — М.: Московский рабочий, 1977.
3) Кириченко В. Ю. Коломна: история в именах — Коломна, 1993.
4) Электронная энциклопедия "Коломна 2003".
5) Сайты:
http://town-kolomna.chat.ru/HIS/
http://www.temples.ru/tree.php?ID=1301
http://www.egorov.narod.ru/kolomna.htm
http://www.kolomnaonline.narod.ru
Работа над проектом:
1.Создание творческих групп – 4 группы;
2.Изучение литературы и исторических источников. Отбор материала для презентации и выступления на уроке.
3.Создание презентаций и подготовка выступлений по презентациям.
4.Выступление перед учащимися класса.
5 Обсуждение, дополнения, комментарии учеников, принимавших участие в работе над проектом.
6. Подведение итогов работы над проектом, анализ результатов работы, определение возможных перспектив работы над другими темами по истории России и нашего города в дальнейшем.
7. Выставление оценок ребятам, участвовавшим в работе над проектом.
8. Анкетирование учащихся классов, где были представлены виртуальные экскурсии, о продуктивности данного вида деятельности.
Анкетирование учащихся ( для оценки эффективности проекта и направлений дальнейшей работы):
1. Заинтересовала ли Вас тема виртуальной экскурсии?
А) да Б) нет
2. Что привлекло и заинтересовало Вас в процессе виртуальной экскурсии? (выберите любые 3 позиции)
А) фотографии
Б) видеофрагменты
В) текстовое содержание
Г) комментарии учителя
Д) материалы Googl
Е) возможность поучаствовать в проведении экскурсии
3. Отражены ли заявленная тема в содержании экскурсии?
А) да Б) нет В) частично
4. Хотели бы Вы поучаствовать в создании интерактивной экскурсии?
А) да Б) нет В) затрудняюсь ответить
5. Хотели бы вы посетить места, о которых шла речь в данной виртуальной экскурсии?
А) да Б) нет В) затрудняюсь ответить
Учебный проект:
«Первые в космосе»
разработан классным руководителем
5 В класса МБОУ СОШ № 14 г. о. Коломна
Литовка Ю. Н.
Тип проекта: информационный, творческий, средней продолжительности (3 месяца), индивидуальный ( по желанию учащихся групповой), внутришкольный.
Цели проекта:
- знакомство с историей космонавтики, формирование понимания развития космонавтики в 21 веке
- развитие творческих способностей учащихся, умения планировать свою деятельность, отбирать из разных источников и систематизировать материал;
- отработка навыка подготовки презентаций, выступления перед аудиторией
Практический результат проекта: создание докладов, презентаций, рисунков, газеты
Участники проекта: учащиеся 5 В класса
Работа над проектом:
1.Классный час - введение в учебный проект с обозначением задач, сроков, условий выполнения проекта, создание творческих групп для подготовки рисунков, газеты, классных часов, презентаций.
2.Сбор материалов по истории освоения космоса ( янв. – март 2011г.)
3.Посещение познавательной программы «Первые в космосе» в выставочном зале «Дом Озерова» ( январь 2011 г.)
4. Консультация для учащихся по подготовке проекта во внеурочное время (янв. – март 2011 г.)
5.Участие в школьной выставке рисунков, посвящённых Дню космонавтики (февраль 2011 г.)
6 Просмотр видеофильма «Битва за космос» ( март 2011 г.)
7. Проведение классных часов «У истоков космической эры» и «Герои космоса» (март, апрель 2011 г.)
8. Выпуск газеты «Первые в космосе» и участие в школьном конкурсе газет ( апрель 2014 г.)
9. Подведение итогов работы над проектом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектные технологии на уроках истории и обществознания (Выступление на РМО учителей истории и обществознания).
В методической разработке рассматривается возможность внедрения проектных технологий на уроках истории и обществознания: требования, предъявляемые к проектам, их типология и практическое применение. М...
обобщение опыта учителя истории и обществознания «Использование ИТК и Интернет технологий на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности»
С появлением в школе персонального компьютера, меня заинтересовали возможности использования новых информационных технологий на уроках истории. К настоящему времени накоплен определенный опыт практиче...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...
Исследовательская работа "Внедрение проектных технологий на уроках истории".
Цель данного исследования: проблема организации учебных проектов на уроках истории. Объект исследования: процесс организации ученических проектов на уроках истории. Предмет исследования: особенност...
Материал для выступления на заседании школьного методического объединения « Проектная деятельности на уроках истории и обществознания»
Представление педагогического опыта на заседании школьного МО учителей истории и обществознания по теме « Проектная деятельности на уроках истории и обществознания»...
Методические рекомендации для учителей истории и обществознания "Формирование исследовательской компетентности одаренных учащихся посредством организации проектной деятельности на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности"
Методические рекомендации могут быть применимы в любом типе общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы не только учителями истории и обществознания, но и педагогами др...