«Определение сторон горизонта»
методическая разработка (5, 6 класс) на тему
Методическая разработка открытого
учебного занятия
«Определение сторон горизонта»
для обучающихся 10 -12 лет, занимающихся по программе
" Юный ориентировщик"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uchebnogo_zanyatiya.docx | 492.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка открытого
учебного занятия
«Определение сторон горизонта»
для обучающихся 10 -12 лет, занимающихся по программе
" Юный ориентировщик"
Разработала: педагог дополнительного образования
Онищенко Татьяна Николаевна
2015
Пояснительная записка
Ориентироваться на местности - значит найти направление сторон горизонта и свое местонахождение относительно окружающих местных предметов и элементов рельефа.
Практически каждому человеку приходится ориентироваться все время, применять самые различные приемы и средства ориентирования: карту, компас, часы, небесные светила, очертания рельефа, различные местные предметы и признаки. У опытных путешественников вырабатывается даже особое чувство ориентирования в пространстве. Для начинающего же ориентировщика основой основ является умение работать с компасом и картой, а также определять стороны горизонта различными способами.
Это в городе вы обычно ходите по тем же самым улицам, которые хорошо знаете и прекрасно в них ориентируетесь. А если вам нужно попасть в какое-то место, где вы еще ни разу не были – то вы всегда можете спросить дорогу у местных жителей. А вот в поход, на соревнования по спортивному ориентированию человек часто попадает в те районы, где он никогда не бывал, и дорогу спросить не у кого, так что приходится ориентироваться самостоятельно. А для этого необходимо уметь работать с картой, компасом, а также использовать различные другие ориентиры, такие как солнце, луна, звезды.
Конспект занятия
Тема занятия: Определение сторон горизонта
Тип занятия: изучение и первичное закрепление новых знаний
Форма занятия:
Продолжительность занятия: 45 минут.
Возраст обучающихся: 10 -12 лет
Цель: Формирование знаний и умений у обучающихся в определении сторон горизонта разными способами.
Задачи:
Образовательные:
- изучить способы выбора ориентиров;
- научить ориентированию на местности по местным признакам и по азимуту;
- систематизировать умения в определении сторон горизонта, работе с картой, планом, компасом.
Развивающие:
- развивать умения быстро и правильно ориентироваться на местности;
- развивать память, мышление, внимание при выполнении практических заданий.
Воспитательные:
- воспитывать внимательное и доброжелательное отношение друг к другу.
Методы и приемы:
- словесный метод обучения (беседа, рассказ);
- наглядный метод обучения ( иллюстрация, демонстрация);
- метод проверки и оценки знаний (контроль и коррекция).
Оборудование: карточки с заданиями, часы, компасы, топографическая карта, мел, доска.
Используемые педагогические технологии:
Групповые педагогические технологии.
Технология индивидуализации обучения.
Технология личностно-ориентированного обучения.
Технология исследовательского (проблемного) обучения.
План занятия.
№ п/п | Структура занятия (основные части занятия) |
1 | Вводная часть. |
1.1 | Организационный момент. |
1.2 | Определение целей и задач |
1.3 | Повторение и закрепление пройденного материала |
2 | Основная часть. |
2.1 | Объяснение нового материала |
2.2 | Закрепление нового материала |
3 | Заключительная часть. |
3.1 | Подведение итогов занятия. |
3.2 | Домашнее задание. |
Ход занятия
1.Вводная часть.
1.1.Организационный момент (приветствие, организация рабочего места)
1.2. Определение целей и задач (педагог объясняет тему, цель, задачи, план занятия).
1.3.Повторение и закрепление пройденного материала
В начале занятия обучающимся раздают карточки, с вопросами, на группу из 2-3 человека, для закрепления ранее пройденного материала, по темам:
- Основные правила безопасного поведения человека в экстремальных ситуациях на природе.
- Определение направления выхода в ситуации, когда человек заблудился.
Карточка № 1
1)Что нужно делать, если в походе во время движения по маршруту вы отстали от группы? Разместите указанные действия в необходимой последовательности:
А) искать следы своих товарищей;
Б) ждать, когда за вами вернутся,
В) не сходить с трассы, с лыжни;
Г) остановиться на развилке тропы;
Д) построить временное жилище;
Е) развести костёр.
2) Какую задачу выполняет замыкающий группы?
Карточка № 2
1) Мальчик 12 лет, отдыхая в деревне у бабушки, пошёл в лес за ягодами из заблудился. Погода пасмурная, солнце не видно. Мальчик вышел на старую тропу. Подумайте и ответьте:
а) Какие действия вы посоветуете предпринять мальчику?
б) Как отличить хоженую тропу от заброшенной?
в) Каким образом следует поступить мальчику, если на его пути встретится река или ручей?
2.Основная часть.
2.1. Объяснение нового материала
Педагог дает определение: Слово «ориентирование» происходит от латинского слова «oriens», что в переводе означает «восток». С древнейших времён восток считался почитаемой стороной: с востока появилось Солнце- источник жизни на Земле, поэтому на восток молились, обращали в его сторону алтари православных церквей.
Ориентироваться на местности – это, значит, определить своё местоположение и нужное направление движения или действия относительно сторон горизонта, окружающих местных предметов и элементов рельефа, а также относительно расположения своего лагеря.
Шаг за шагом люди познавали Землю. Уже в далёком прошлом они пускались в плавания через бурные моря и открывали неведомые земли. В этих путешествиях надёжными путеводителями людям служили солнце, луна и звёзды. По ним смелые моряки вели свои корабли в нужном направлении.
Сущность ориентирования составляют три основных элемента:
- опознавание местности, на которой находишься, по известным её признакам и ориентирам;
- определение местоположения;
- отыскивание и определение направлений на местности
Важней шей задачей ориентирование является нахождение и выдерживание нужного направления движения в любых условиях.
Ориентирование по Солнцу.
Вопрос детям: Давайте вспомним, в какой стороне света всходит Солнце, какой заходит?
Самое высокое положение Солнца определяется по длине самой короткой тени, что соответствует полудню, а ее направление в северном полушарии указывает на север. Это соответствует действительности только между Северным полюсом и северным тропиком.
Ориентирование сторон света при помощи часов.
Положи часы со стрелками на горизонтальную поверхность и поверни их так, чтобы часовая стрелка была направлена на солнце. Угол, образовавшийся между часовой стрелкой и цифрой «1» на циферблате (летнее местное время), раздели пополам биссектрисой. Линия биссектрисы укажет примерное направление линии юг-север. Юг будет находиться в той стороне, где Солнце. В зимнее время определяют угол между часовой стрелкой и цифрой «12», а не «1».(Целесообразно использовать рисунок для наглядности или зарисовать на доске. Рисунок прилагается в приложении.) в южных широтах этот способ не рекомендуется применять из-за больших погрешностей.
Определение времени без часов.
Местный полдень узнаётся при помощи примитивного устройства, известного с глубокой древности, вертикального шеста – гномона. В ясный солнечный день в землю втыкают строго вертикально 1 -1,5 метровый шест(рисунок прилагается в приложении) По мере приближения Солнца к зениту тень, которую отбрасывает шест, укорачивается.
Конец её постоянно отмечается колышками. Момент когда тень окажется совсем короткой, и будет местным полднем – 12 часов, то есть временем, когда Солнце прошло через местный меридиан. А если ты станешь в уже определённый тобой полдень спиной к Солнцу, то тень, отброшенная твоим телом, превратится в стрелку- указатель: в северном полушарии она укажет прямо на север. Юг, естественно, окажется за спиной, запад -справа, а восток -слева.
Ориентирование по звёздам.
Вопрос детям: Как можно определить направление ночью по звёздному небу? ( При помощи Полярной звезды. Она всегда в северном полушарии находится на севере. Если мы встанем к Полярной звезде лицом, то перед нами будет находиться север.
Вопрос детям: Как найти на небе Полярную звезду? (Она находится в созвездии Малой Медведицы)
Но сначала надо отыскать созвездие Большой Медведицы; оно представляется в виде огромного, хорошо заметного ковша из семи ярких широко расставленных звёзд; затем мысленно продолжить прямую, проходящую через две крайние звезды Большой Медведицы, расстояние равно примерно пятикратному расстоянию между ними. В конце этой прямой легко найти Полярную звезду, яркую.( Целесообразно использовать рисунок для наглядности или зарисовать на доске.)
Ориентирование по Луне.
Около полуночи по местному времени полная Луна находится на юге.
Растущая Луна (острые концы направлены влево, как у буквы Р) находятся на западе.
Убывающая Луна
(острые концы направлены вправо, как у буквы С) –
на востоке.
(Зарисовать на доске)
Ориентирование по местным признакам.
Вопрос детям: Давайте вспомним, по каким местным признакам можно ориентироваться?
(Ветки деревьев тянутся к югу, смола выступает на хвойных деревьях с южной стороны. Годовые кольца на пнях расположены дальше друг от друга с южной стороны,
ягоды и фрукты краснеют и желтеют быстрее с южной стороны. На южных склонах быстрее растёт трава, раньше сходит снег и т.д.)
ЗАПОМНИТЕ: Местные предметы не всегда точно указывают расположение сторон света. Поэтому для наиболее точного определения сторон горизонта необходимо учитывать сразу несколько таких признаков
Ориентирование по карте.
Проще всего ориентироваться по топографическим картам.
Вопрос детям: Почему, как вы думаете?
(По ним можно узнать расстояние, определять местоположение;
отыскивать и определять направление на местности, воспользоваться для определения азимута, опознавание окружающих предметов.)
Вопрос детям: При помощи чего мы можем узнать расстояние? ( Масштаба)
Вопрос детям: Используя знания по географии расскажите как вы это будете делать?( определю масштаб, чему он соответствует на местности, оценю размеры основных объектов на карте, сравню их с реальными объектами)
Для закрепления можно разобрать настенную топографическую карту.
Ориентирование по компасу.
Магнитный компас изобрели около трёх тысяч лет назад китайцы. В Европе компас появился значительно позже – примерно 600 лет назад. И на сегодняшний день мы пользуемся этим уникальным прибором. Все вы его видели. Устройство и назначение его знаете.
Перед дорогой всегда надо проверить исправность компаса.
Для этого отпускают у компаса тормоз и ставят в горизонтальном положении на землю, стол, пень и т.п. Затем подносят к стрелке любой железный или стальной предмет, выводя её из равновесия. Убрав этот предмет, проследи, остановится ли стрелка компаса на прежнем месте. Если этого не произойдёт или если стрелка долго не успокаивается – использовать компас нельзя.
Пользоваться компасом можно не везде. Так, вблизи линий электропередачи и электрифицированных железных дорог, в районе магнитных аномалий, во время грозы показания компаса искажаются, и ориентироваться на месте приходится другими способами.
Определение азимута по компасу.
(Угол между направлением на север и направлением на какой-то предмет, отчитываемый от направления на север по часовой стрелке.) Вопрос детям: Как определить азимут при помощи ученического компаса?
Если это простой ученический компас, при определении азимута сначала устанавливается компас так, чтобы тёмный конец его стрелки показывал на север. Затем на компас кладут тонкую палочку по направлению от центра компаса к предмету. Азимут отсчитывают от тёмного конца стрелки до палочки по часовой стрелке.
2.2. Закрепление нового материала:
Вопрос детям: Как можно правильно ориентироваться по местности с помощью механических часов?
Вопрос детям: Как определить направление на север, если у вас нет часов?
3. Заключительная часть.
3.1. Подведение итогов занятия
Мы на сегодняшнем занятии научились ориентироваться с помощью компаса, часов, местных признаков и по азимуту. И теперь в случае необходимости сможете правильно и грамотно сориентироваться в любых условиях. Все вы молодцы, показали на сегодняшнем уроке свои способности сосредоточиться, быть внимательными, ответственно подошли к выполнению задания. И благодаря коллективным усилиям мы узнали столько много нового. (НЕОБХОДИМО ПОПРАВИТЬ)
3.2. Домашнее задание
Дома необходимо прочитать конспект. Покажите свои записи родителям и узнайте, может быть, они знают еще какие-нибудь способы ориентирования в природе. И тогда на следующем занятии вы поделитесь с нами теми советами, которые узнаете у своих родителей.
Список используемой литературы
1.Ганопольский, В.И. Туризм и спортивное ориентирование [Текст]: учебник для ин-тов и тех-мов физ. культ./сост В.И. Ганопольский.- М.: Физкультура и спорт, 1987.- 240с., ил.
ПРИЛОЖЕНИЯ
При определении азимута на предмет необходимо.
Так определяются азимуты с помощью компаса
Ориентирование по компасу.
Определение сторон горизонта по признакам местных предметов.
Ориентирование карты по местным предметам
Ориентирование по часам. Ориентирование по часам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическая работа. Определение сторон горизонта
Практическая работа для 6 класса....
конспект занятия - Определение сторон горизонта
Конспект занятия "Определение сторон горизонта" разработан для первого года обучения по образовательной программе туристско-краеведческой направленности "Юный турист"...
Определение сторон горизонта по Солнцу и Луне
В статье показаны способы ориентирования по астрономическим объектам....
Практическая работа по географии 6 класс. "Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту".
Практическая работа по географии 6 класс."Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту"....
«Определение сторон горизонта по естественным природным признакам, небесным светилам»
Ориентироваться на местности - значит найти направление сторон горизонта и свое местонахождение относительно окружающих местных предметов и элементов рельефа.Практически туристу приходится ориентирова...
конспект учебного занятия: «Определение сторон горизонта. Компас. Ориентирование. Действия при потере ориентировки»
Цель: научиться ориентироваться с помощью компаса, местных признаков вспомнить стороны света, изучить действия при потере ориентировки...
Основные действия с компасом. Определение сторон горизонта. Ориентирование. Карты
Формирование знаний и умений у обучающихся в определении сторон горизонта разными способами....