«Определение сторон горизонта по естественным природным признакам, небесным светилам»
методическая разработка (5 класс) на тему
Ориентироваться на местности - значит найти направление сторон горизонта и свое местонахождение относительно окружающих местных предметов и элементов рельефа.
Практически туристу приходится ориентироваться все время, применять самые различные приемы и средства ориентирования: карту, компас, часы, небесные светила, очертания рельефа, различные местные предметы и признаки. У опытных путешественников вырабатывается даже особое чувство ориентирования в пространстве. Для начинающего же туриста основой основ является умение работать с компасом и картой, а также определять стороны горизонта различными способами.
Занятие рассчитано на детей 11-12 лет. Тема включена в учебно-тематический план дополнительной общеразвивающей программы «Спортивное ориентирование», второго года обучения. Тема занятия по плану стоит в конце учебного года, так как основана на повторении тем предыдущих занятий разделов «Топографическая подготовка», «Владение компасом».
Тема занятия имеет практическую значимость для обучающихся, так как знания, полученные на занятии, могут пригодиться как в повседневной жизни: в туристском походе, при сборе ягод и грибов в лесу, так и на соревнованиях по спортивному ориентированию, а также информация, полученная на занятии дополняет знания школьных предметов по географии, ботаники и ОБЖ.
Занятие построено на усвоении большого объёма информации, но целью является развитие навыков анализа информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
met._razrabotka_otkrytogo_zanyatiya.doc | 189 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальная бюджетная образовательная организация
дополнительного образования
«Детский образовательно-оздоровительный Центр «Кристалл»
Методическая разработка открытого занятия
(по дополнительной общеразвивающей программе
«Спортивное ориентирование)
Тема занятия: «Определение сторон горизонта по естественным природным признакам, небесным светилам»
Автор: Платицина Елена Анатольевна, педагог дополнительного образования,
туристско-краеведческое направление, объединение «Спортивное ориентирование»
Уварово - 2017г.
Пояснительная записка
Ориентироваться на местности - значит найти направление сторон горизонта и свое местонахождение относительно окружающих местных предметов и элементов рельефа.
Практически туристу приходится ориентироваться все время, применять самые различные приемы и средства ориентирования: карту, компас, часы, небесные светила, очертания рельефа, различные местные предметы и признаки. У опытных путешественников вырабатывается даже особое чувство ориентирования в пространстве. Для начинающего же туриста основой основ является умение работать с компасом и картой, а также определять стороны горизонта различными способами.
Занятие рассчитано на детей 11-12 лет. Тема включена в учебно-тематический план дополнительной общеразвивающей программы «Спортивное ориентирование», второго года обучения. Тема занятия по плану стоит в конце учебного года, так как основана на повторении тем предыдущих занятий разделов «Топографическая подготовка», «Владение компасом».
Тема занятия имеет практическую значимость для обучающихся, так как знания, полученные на занятии, могут пригодиться как в повседневной жизни: в туристском походе, при сборе ягод и грибов в лесу, так и на соревнованиях по спортивному ориентированию, а также информация, полученная на занятии дополняет знания школьных предметов по географии, ботаники и ОБЖ.
Занятие построено на усвоении большого объёма информации, но целью является развитие навыков анализа информации,
Цель занятия: Формирование знаний и умений у обучающихся в определении сторон горизонта разными способами: по естественным природным признакам и небесным светилам; закрепление новых знаний на практике.
Задачи занятия:
Образовательные.
- изучить способы выбора ориентиров;
- научить обучающихся ориентироваться на местности по естественным природным признакам, небесным светилам..
- систематизировать умения в определении сторон горизонта, работе с картой, планом.
Развивающие:
- развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление, умение рассуждать, анализировать;
- развивать умение ориентироваться в непривычной ситуации, стремление применять полученные знания в конкретных жизненных ситуациях.
Воспитательные:
- формировать положительное отношение к окружающей природе;
- прививать любовь к природе на основе полученных знаний;
- воспитывать уверенность в себе; умение слушать другого
- способствовать воспитанию организованности, самостоятельности, чувства взаимопомощи
Оборудование и оснащение занятия:
Учебно-информационные СО: компас, картинки для ориентирования по местным признакам, буквы- стороны горизонта, раздаточный материал для самостоятельной работы, презентация Power Point, диск DWD.
Технические СО: компьютер, мультимедийное оборудование, экран.
Вид занятия: информативное.
Тип занятия: комбинированное.
Методы и приёмы обучения
Словесные: беседа, рассказ, объяснение;
Наглядные: иллюстрация, демонстрация: презентация Power Point, зарисовки на доске;
Метод проверки и оценки знаний: контроль и коррекция;
Практические: выполнение заданий.
Формы работы: индивидуальная, работа в парах, групповая, фронтальная.
План занятия
№ п/п | Структура занятия (основные части занятия) | Расчет времени |
1 | Вводная часть. | 20 мин |
1.1 | Организационный момент. | 2 мин |
1.2 | Определение целей и задач | 3 мин |
1.3 | Повторение пройденного материала и подготовка к восприятию нового | 15 мин |
2 | Основная часть. | 55 мин |
2.1 | Физкультминутка | 3 мин |
2.2 | Объяснение нового материала | 22 мин |
Перемена | 10 мин | |
2.3 | Закрепление нового материала: практическая работа | 30 мин |
3 | Заключительная часть. | 15 мин |
3.1 | Подведение итогов занятия. | 12 мин |
3.2 | Домашнее задание. | 3 мин |
Ход занятия
1.Вводная часть.
1.1.Организационный момент (приветствие, организация рабочего места)
1.2. Определение целей и задач (педагог рассказывает введение в тему, тем самым мотивируя детей на самостоятельное определение темы занятия, объявляет цель, задачи, план занятия).
1.3.Повторение пройденного материала
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня мы с вами на занятии совершим путешествие в лес. И хочу у вас спросить «Кто из вас бывал в лесу? Вам в лесу понравилось?»
Кто-то ходил в лес по ягоды-грибы, кто на пикник, а кто-то просто погулять, подышать лесным, чистым воздухом.
А сейчас давайте вспомним: что же мы должны взять с собой в лес.
«Какой прибор нам необходим для определения сторон горизонта?»
По стране в поход идем —
Друга мы с собой берем.
Он не даст нам заблудиться,
От маршрута уклониться.
Нам покажет верный друг
Путь на север и на юг.
Что такое горизонт? И какие стороны горизонта вы знаете? Ну, а как пользоваться компасом вы изучали на уроках ОБЖ и на наших предыдущих занятиях.
Но мы сегодня с вами будем говорить о том, как ориентироваться в лесу без компаса.
Но прежде, чем мы приступим к изучению новой темы, я напомню вам правила поведения в лесу. Думаю, что вам они известны. Их должен знать каждый школьник. Кто мне напомнит: «Какие это правила?»
Инструкция
1. Отдых в лесу зачастую связан с приготовлением пищи на огне. Для того чтобы пожарить шашлык, требуется разжечь костер. Постарайтесь избежать этого в сухую, ветреную погоду, так как риск пожара слишком велик. В остальное время тщательно расчистите почву на месте будущего костра, сняв верхний слой травы или мха. А ещё лучше разжигать костёр на месте старого костра, и это место мы называем, вспоминайте – кострище. Во время горения не оставляйте огонь без присмотра, а после окончания приготовления пищи залейте его водой или засыпьте землей.
2. Безопасное поведение в лесу на этом не заканчивается. Не менее важно бережно относиться к растительному и животному миру, не обрывая цветов, не ломая веток, не уничтожая жуков и бабочек. Попытка рассмотреть красоту природы вблизи влечет ее гибель. Уважайте местных обитателей и старайтесь вести себя тихо. Громкая музыка или крики пугают животных, птиц и насекомых.
Не шуметь! Не кричать! Не обрывать! Не ломать! Лесных жителей не обижать!
3. Собираясь домой, не забудьте забрать с собой весь мусор, оставшийся после пикника. Даже органический мусор, будучи закопанным в землю, утилизируется лишь спустя длительное время. Полиэтиленовые пакеты, бутылки и стекло остаются в лесу на долгие годы, последнее особенно опасно. При отражении от стекла солнечных лучей может возникнуть пожар, поэтому лучше всего сложить мусор в пакеты и выбросить его в специальные контейнеры в черте города. Помните о том, что правильное поведение человека в лесу выгодно ему самому: только лишь при тщательной уборке имеется вероятность того, что в данное место будет приятно приехать на отдых снова.
2.Основная часть
- Физкультминутка
2.2. Объяснение нового материала
А сегодня мы будем изучать другие правила в лесу, которые помогут вам ориентироваться в нем.
Представьте: тёплый, солнечный летний день. И вы в лесу собираете вкусную землянику. (Музыка с пением птиц) И так увлеклись сбором ягод, что не заметили как удалились от дороги или от другого очень приметного ориентира. И вот вы отрываете взгляд от ягод и понимаете, что не знаете, где вы находитесь. Какие ваши действия? Кто-то из вас растеряется, кто-то испугается, ведь одному в лесу страшновато, ну а кто-то вспомнит, чему вас учили на уроках ОБЖ и на занятиях по спортивному ориентированию.
Это очень важный вопрос, ведь заблудиться в лесу неопытному и незнающему человек – очень просто. Поэтому, чтобы не оказаться в очень неприятной ситуации, давайте разберем другие правила в лесу, которые позволят вам хорошо ориентироваться в нем. Возможно, они сохранят вам множество часов, дней, и даже жизнь – и такое нередко, когда заблудился.
Ориентироваться на местности – это, значит, определить своё местоположение и нужное направление движения или действия относительно сторон горизонт окружающих местных предметов
Чтобы, находясь в лесу, хорошо ориентироваться во времени и пространстве, независимо от того, солнечный или пасмурный день, своевременно выйти из леса в намеченный пункт, каждый должен уметь определить стороны света (восток, запад, юг, север) по солнцу, по деревьям и по другим окружающим предметам.
Определение сторон горизонта по Солнцу
День.
Самый легкий и простой способ – ориентирование по Солнцу.
- 1. Известно, что летом солнце бывает в 7 часов на востоке, в 13 часов на юге и в 19 часов на западе.
Таким образом, в солнечный день, имея при себе часы, можно определить направление, куда следует идти.
2. Можно приближенно определить направление сторон горизонта по перемещению вершины тени. Для этого на ровной площадке устанавливают палку и отмечают (колышком, камнем) вершину ее тени. Через 10-20 мин отмечают второе положение вершины тени. Прямая от первой отметки ко второй укажет приближенно направление запад - восток, а перпендикуляр к ней - север-юг.
Удобство этого способа заключается в том, что он может применяться, когда время неизвестно. Время (10 мин) можно посчитать.
Не надо забывать о возможности ориентироваться по Солнцу и в пасмурную погоду. Дело в том, что местонахождение Солнца нельзя определить только в том случае, когда оно закрыто облаками значительной толщины и плотности, а это бывает относительно редко. В пасмурную погоду при беглом взгляде Солнца не видно, но, присмотревшись внимательно, можно обнаружить его местонахождение по характерному светлому пятну. Если все же Солнце не удалось обнаружить, не следует тут же забывать о нем, надо продолжать наблюдение. Облака имеют различную толщину, и уже через несколько минут Солнце может показаться в разрыве облаков.
Очень хорошим помощником в ориентировании при отсутствии Солнца служит ветер. У многих это вызывает удивление — при одном упоминании о ветре возникает ассоциация с чем-то непостоянным. Достаточно вспомнить известное выражение «вольный как ветер». Однако мнение о способности ветра менять направление чуть ли не каждую минуту ошибочно. Только в приземном слое воздуха, благодаря всевозможным преградам, нередко возникают порывы ветра различного направления. Что же касается более высоких слоев воздуха, то их движение значительно стабильнее. Понаблюдайте: в ненастье гонимые ветром тяжелые тучи, чуть ли не цепляясь за верхушки деревьев, ползут и ползут в одном направлении, иногда по нескольку суток кряду. При этом, если ветер и меняет свое направление, то очень медленно. Ну, а чтобы он сразу вспять повернул, такое бывает крайне редко, и то обязательно после полного штиля. Для ориентирования по ветру необходимо перед заходом в лес запомнить направление движения облаков. Это поможет определить, в каком направлении держать путь. Постоянство направления движения облаков аналогично постоянству положения стрелки компаса, только само направление может быть не север — юг, как показывает компас, а любое другое. Заметим, что направление движения облаков можно определить даже при незначительной их скорости, внимательно наблюдая за ними в просвет кроны дерева.
Определение сторон горизонта по Солнцу и часа
В горизонтальном положении часы устанавливаются так, чтобы часовая стрелка была направлена на Солнце. Угол между часовой стрелкой и направлением на цифру 1 на циферблате часов делится пополам прямой линией, которая указывает направление на юг. До полудня надо делить пополам ту дугу (угол), которую стрелка должна пройти до 13.00 (рис. а), а после полудня - ту дугу, которую она прошла после 13.00 (рис. б).
Определение сторон горизонта по Солнцу и часам.
а – до 13 часов; б – после 13 часов
Определение севера по звёздам
Ночь
Иногда приходиться передвигаться по лесу в ночное время суток. И если при этом при себе не имеется компаса, ориентироваться крайне трудно, и тут поможет только звездное небо.
По Полярной звезде
Полярная звезда всегда находится на севере. Чтобы найти Полярную звезду, надо сначала найти созвездие Большой Медведицы, напоминающее ковш, составленный из семи довольно ярких звезд. Затем через две крайние правые звезды Большой Медведицы мысленно провести линию, на которой отложить пять раз расстояние между этими крайними звездами, и тогда в конце этой линии найдем Полярную звезду, которая, в свою очередь, находится в хвосте другого созвездия, называемого Малой Медведицей. Став лицом к Полярной звезде, мы получим направление на север.
Полярная звезда — надежнейший и, пожалуй, единственный ориентир, доступный в условиях темноты.
Многие мореплаватели с давних времён пользовались этим способом.
Определение сторон горизонта по признакам местных предметов
Деревья
1. Многие, наверное, знают, что и по кронам деревьев можно определить, где находится юг и где север. С южной стороны, как правило, крона развита больше. Она как бы подалась навстречу полуденному Солнцу. Однако необходимо помнить, что такая «однобокость» кроны хорошо выражена только у дерева, выросшего на свободном месте. В условиях же густого леса из-за близко стоящего мощного дерева крона не может формироваться нормально, она усиленно развивается в ту сторону, где больше свободного пространства и света. Если это мощное дерево со временем упадет, подрубленное топором, или просто от старости, то ориентирование по кроне оставшегося, выросшего в угнетении дерева, ни к чему хорошему не приведет. Такую ошибку легко допустить в районе, где проводились сплошные рубки леса. Одинокое дерево, стоящее среди вырубки, так и хочется использовать для ориентирования по кроне. Однако соблазняться не следует: по такому дереву определить, где юг, а где север, невозможно, разве что имеется случайное совпадение.
2. Если на хвойных деревьях мшистость почти равномерная со всех сторон, то на лиственных мох гуще покрывает ствол дерева с северной стороны. На той части ствола дерева, которая обращена к северу; мхи и лишайники находят более благоприятные условия для роста и, следовательно, развиты лучше. Дело в том, что мхи любят влагу, лишайникам она тоже необходима, а на северной стороне дерева или камня после дождя или росы она сохраняется достаточно долго (на камне нередко влага бывает и в виде конденсата). С южной стороны испарение идет интенсивнее и поверхность быстро высыхает. В полуденные часы летнего дня солнце полностью иссушает обращенную к нему поверхность и тем самым лишает жизни любую растительность.
3. На стволах берез с северной стороны бывает больше пятен, с южной стороны кора всегда светлее и глаже.
4. Южная сторона деревьев, получая больше тепла и света, чем северная имеет более сухую и светлую кору. Это особенно заметно в хвойных лесах. Стволы сосны покрываются вторичной коркой. С северной стороны эта корка образуется значительно реже, чем с южной. А после дождя ствол сосны чернеет с севера. Это объясняется тем, что вторичная корка, образующаяся на теневой стороне ствола и заходящая по ней выше, чем по южной, во время дождя набухает и высыхает медленно. Это и создает впечатление черного цвета северной стороны ствола сосны.
5. На деревьях хвойных пород смола обильней накапливается с южной стороны. В летний жаркий день на стволах сосен и елей выступает смола. Замечено, что на южной стороне деревьев появляется гораздо больше смолы, чем на северной.
6. Годовые кольца на пне также способны указать, с какой стороны юг и с какой север. Почти всегда они эксцентричны и имеют с южной стороны утолщения, то есть годовые кольца с южной стороны шире, а с северной уже. Но и в этом случае надо быть уверенным, что дереву при жизни ничто не мешало развиваться. Иначе, «читая» такой пень, можно получить, как сейчас принято говорить, ложную информацию.
7. На пнях почва с южной стороны более сухая, а мох растет с северной стороны.
Ягоды и грибы
- Грибы растут, преимущественно, с северной стороны деревьев, пней, кустов, на восточной и на западной стороне их меньше, а на южной их почти не бывает.
- На открытой лесной поляне ягоды (земляника, черника, голубика, брусника, клюква) начинают вызревать в первую очередь со стороны солнечного света. Зеленоватый оттенок дозревающей ягоды дольше всего удерживается на ее северной стороне. У созревших брусники и клюквы, окраска ярче с южной стороны, светлее с северной.
Травяной покров и почвы
- Весной травяной покров более развит на северных окраинах полян, прогреваемых солнечными лучами; в жаркий период лета - на южных, затененных.
- Летом почва около больших камней, строений, деревьев и кустов более сухая с южной стороны, что можно определить на ощупь.
- Для определения сторон горизонта можно использовать крупные камни и валуны. Их северная сторона покрыта лишайниками и мхом, которые не любят тепла и света.
Трава по весне с южной стороны камня или кочки выше, чем с северной стороны, а по окончанию лета с северной стороны трава более сочная.
Животные (птицы, звери, насекомые)
Помогут ориентироваться в лесу и его обитатели.
1. В лесу северное направление можно определить по муравейникам. Муравьи строят свой дом почти всегда рядом с деревом, и не в любом месте, а именно с его южной стороны. Объясняется это тем, что для нормальной жизнедеятельности муравьиного общежития требуются прямые солнечные лучи, а будь муравейник с северной стороны дерева, то в полдень тень от ствола как раз падала бы на муравейник. Это очень достоверный признак, на который можно смело положиться. Ошибка возможна лишь в том случае, если дерево, к которому «привязались» лесные санитары, срубили, а рядом осталось другое дерево, которое, естественно, может и не быть с северной стороны муравейника.
Кроме того, южный скат муравейников пологий, а северный – крутой.
2. Очень помогают определить стороны горизонта бабочки. Когда она садится отдыхать, то обычно складывает крылья, инстинктивно выбирая такие положения, чтобы солнце светило на нее строго вниз. Тогда тень от крыльев превращается в узкую линию. Если бабочка долго сидит на одном месте и переместившееся солнце начинает светить ей в бок, то она меняет положение, поворачивает крылья узким краем к солнцу. Поэтому крылья отдыхающих бабочек рано утром, как правило, бывают направлены к востоку, в полдень – к югу, а вечером – к западу.
3. Определить стороны горизонта можно по паутине: паук паутину протягивает с севера на юг.
4. Белка устраивает свое жилище только в дуплах, расположенных с противоположной стороны господствующих ветров.
5. Перелетные птицы весной летят на север, а осенью – на юг. Дупла дятлов размещаются с южной стороны дерева.
6. Пчелы обычно строят свои гнезда на камнях и в дуплах деревьев, обращенных к югу.
Просеки
Почти каждому, кто хоть несколько раз побывал в лесу, встречались просеки, прорубленные в виде коридоров и уходящие в чащу леса прямо как стрела. А тот, кто выходил на пересечение двух таких просек, обратил, наверное, внимание на стоящие в центре пересечения невысокие столбы с какими-то цифрами, нанесенными черной краской на специально сделанных стесах. Эти просеки и столбы очень помогают ориентироваться в лесу. Все леса нашей страны для удобства пользования с помощью просек разделены на участки, называемые кварталами. Деление леса на кварталы во многом схоже с делением на кварталы большого города, только вместо улиц квартальными границами в лесу служат просеки. В отличие от городских улиц, которые могут быть ориентированы относительно севера как угодно, квартальные просеки в лесу прорубаются за редким исключением строго с юга на север и с запада на восток. Размеры кварталов бывают разные и за висят от ценности леса. Чем ценнее лес, тем на меньшие кварталы он разделён. Так, например, зеленые зоны городов имеют кварталы размером километр на километр, иногда километр на полкилометра и даже полкилометра на полкилометра. В так называемых лесоизбыточных районах, где лесом покрыты значительные площади, кварталы бывают размером два на два километра, два на четыре, четыре на четыре и реже два на восемь километров. При этом, если квартал имеет форму прямоугольника, то он вытянут с севера на юг. В каждом лесничестве — своя нумерация кварталов, начинающаяся с единицы (в. северо-западном углу лесничества). Далее номера идут по порядку до восточной границы лесничества. Затем нумерация переходит на следующий ряд кварталов и снова нарастает слева направо — от западной границы квартала до восточной, то есть присвоение номеров лесным кварталам осуществляется по той же схеме, как читаются буквы на странице книги. На пересечениях просек специально устанавливаются столбы, которые называют квартальными. Высота таких столбов 1 метр, диаметр — около 24 сантиметров. В верхней части столба делают стесы, называемые щеками. На них пишут номера тех кварталов, которые сходятся у этих столбов. Следует запомнить, что квартальный столб всегда устанавливается таким образом, чтобы щеки смотрели по диагонали в глубь тех кварталов, номера которых на них написаны, а грани, образуемые двумя щеками направлены вдоль просек. Благодаря этому, встретив квартальный столб, легко установить, с какой стороны находится север. Его направление показывает грань, на щеках которой номера кварталов имеют наименьший номер. Указанные столбы также могут помочь в ориентировании, но для того, чтобы воспользоваться ими, нужны более глубокие специальные знания, которые при желании можно найти в учебнике по лесоустройству.
- Закрепление нового материала: практическая работа
Индивидуальная работа
- Изобразить муравейник согласно направлению СЕВЕР-ЮГ.
- Ответить на вопросы.
- Показать с помощью табличек направления СЕВЕР-ЮГ, при этом рассматриваются различные виды деревьев.
- Изобразить девочкам бабочку и как по ней можно определить стороны горизонта, мальчикам паучка и показать в каком направлении он плетёт паутину.
Работа в парах
- На парте выложить просеки таким образом, чтобы они показывали правильно стороны горизонта и написать на квартальном столбе цифры
- Показать направления СЕВЕР И ЮГ с помощью подручного материала (макет Солнца и Большой и Малой Медведицы).
Коллективная работа
1. Загадки
3. Заключение
Подведение итогов занятия
При ориентировании по одним только местным приметам ни в коем случае нельзя делать выводы о расположении сторон света по одному-двум наблюдаемым признакам. Торопливость может привести к серьёзным ошибкам. Наблюдения следует суммировать, копить, окончательные выводы делать лишь после многократного подтверждения первоначально полученного результата. И даже во время движения, внимательно осматриваясь по сторонам, надо беспрерывно искать приметы, подтверждающие или опровергающие выбранное направление движения. Только в этом случае можно рассчитывать на удачу.
Мы на сегодняшнем занятии научились ориентироваться с помощью, небесных светил, часов, местных признаков и по азимуту. И теперь в случае необходимости сможете правильно и грамотно сориентироваться в любых условиях. Все вы молодцы, показали на сегодняшнем уроке свои способности сосредоточиться, быть внимательными, ответственно подошли к выполнению задания. И благодаря коллективным усилиям мы узнали столько много нового
«Где и когда нам могут пригодиться знания, полученные на этом уроке?»
Если заблудились в лесу во время сбора грибов или ягод; когда пошли в поход; на соревнованиях по спортивному ориентированию.
Домашнее задание: тренироваться определять стороны горизонта по местным признакам.
Расскажите родителям о том, что вы узнали на занятии и поинтересуйтесь, может быть, они знают еще какие-нибудь способы ориентирования в природе. И тогда на следующем занятии вы поделитесь с нами теми советами, которые узнаете у своих родителей.
Список используемой литературы
- Акимов В.Г. Подготовка спортсмена-ориентировщика. Минск: Полымя, 1987.
- Богатов С.Ф., Крюков О.Г. Спортивное ориентирование. М.: Воениздат, 1982.
- Иванов Е.И. Начальная подготовка ориентировщика. М.: ФиС, 1985.
- Ингстрем А. В лесу и на опушке. Книга по спортивному ориентированию. Ч.1. М., 1979.
- Куликов В., Константинов Ю. Топография и ориентирование в туристском путешествии. М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2003.
- Нурмимаа В. Спортивное ориентирование. К столетию ориентирования. (1897-1997). М., 1997.
- Огородников Б.И., А.Н. Кирчо, Л.А. Крохин Подготовка спортсменов - ориентировщиков. М.: ФиС, 1978.
- С.Б. Огородников Сборник задач и упражнений по спортивному ориентированию. М.: ФиС, 1980.
- Тыкул В.И. Спортивное ориентирование. М.: Просвещение,
1990. - Фесенко Б.А. Книга молодого ориентировщика. М.: ЦДЮТур, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическая работа. Определение сторон горизонта
Практическая работа для 6 класса....
конспект занятия - Определение сторон горизонта
Конспект занятия "Определение сторон горизонта" разработан для первого года обучения по образовательной программе туристско-краеведческой направленности "Юный турист"...
Определение сторон горизонта по Солнцу и Луне
В статье показаны способы ориентирования по астрономическим объектам....
«Определение сторон горизонта»
Методическая разработка открытого учебного занятия«Определение сторон горизонта» для обучающихся 10 -12 лет, занимающихся по программе " Юный ориентировщик"...
Практическая работа по географии 6 класс. "Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту".
Практическая работа по географии 6 класс."Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту"....
конспект учебного занятия: «Определение сторон горизонта. Компас. Ориентирование. Действия при потере ориентировки»
Цель: научиться ориентироваться с помощью компаса, местных признаков вспомнить стороны света, изучить действия при потере ориентировки...
Основные действия с компасом. Определение сторон горизонта. Ориентирование. Карты
Формирование знаний и умений у обучающихся в определении сторон горизонта разными способами....