конспект занятия - Определение сторон горизонта
план-конспект занятия по теме
Конспект занятия "Определение сторон горизонта" разработан для первого года обучения по образовательной программе туристско-краеведческой направленности "Юный турист"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opredelenie_storon_gorizonta.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Станция детского и юношеского туризма и экскурсий
города Миньяр Ашинского муниципального района Челябинской области
Методическая разработка занятия
для обучающихся 1 года обучения
в туристско - краеведческом объединении
«ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СТОРОН ГОРИЗОНТА»
Составитель: Баньщикова Маргарита Сергеевна,
педагог дополнительного образования
2010 год
Цель:
- развивать интерес у детей к познанию окружающего мира.
Задачи:
- содействовать воспитанию у детей любви к природе;
- научить детей ориентироваться с компасом и без компаса;
План занятия:
- Организационная часть.
2. Способы ориентирования на местности без компаса.
3. Компас
- Строение компаса. Виды компасов.
- Определение сторон горизонта с помощью компаса.
- Определение азимута.
4. Самостоятельная работа.
5. Анализ самостоятельной работы. Итог.
Ход занятия:
1. Ребята, посмотрите на этот предмет. Что это? (Компас)
А кому и для чего нужен компас. (Туристам, морякам, лётчикам, чтобы не сбиться с пути)
Да, людям этих профессий компас необходим. Он помогает им находить верную дорогу. Но когда-то компаса не было. Что же помогало древним путешественникам не сбиться с пути без компаса и карты? (Солнце и звёзды).
2. Вы знаете, что стороны горизонта – это Север, Юг, Запад, Восток.
В полдень солнце находится на юге, а полуденная тень от предметов направлена на север. Если лицом по направлению к полуденной тени (лицом на север), то впереди у нас будет Север, позади – Юг, справа – Восток, слева – Запад. Позже люди научились определять Север и Юг по Полярной Звезде.
Как найти на небе Полярную звезду?
Полярная звезда находится на Севере. Вначале надо найти созвездие Большой Медведицы, состоящее из семи ярких широко расставленных в форме ковша с ручкой звёзд.. Затем мысленно продолжить прямую, проходящую через две крайние звезды ковша и отложить на ней расстояние в пять раз большее, чем расстояние между звёздами ковша. В конце этой прямой и будет Полярная звезда. Если встать к ней лицом, то впереди у нас будет Север, позади – Юг, справа – Восток, слева – Запад..
Как во время ненастья определить стороны горизонта? (По местным признакам, предметам и явлениям).
Весной и осенью – перелётные птицы. Весной они летят на Север, осенью – на Юг.
В лесу вам помогут определить стороны света мох и грибы (С северной стороны) и муравейники (с южной). Ветви деревьев пышнее с южной стороны. Стволы берёз светлее, а у хвойных деревьев смола проступает с южной стороны.
Ребята, определим стороны света вот по этим часам. Расположим их горизонтально. Часовая стрелка должна быть направлена в сторону солнца. Вспомним, что такое биссектриса. Это – луч, который делит угол пополам. Биссектриса угла между стрелкой и цифрой 1 (13 часов) покажет примерное направление на юг. До полудня надо делить пополам ту дугу, которую часовой стрелке осталось пройти до 13 часов, а после обеда ту дугу, которую она уже прошла.
3. Первым компасом у моряков была обыкновенная металлическая иголка. Сейчас мы с вами сделаем компас, которым пользовались моряки 12 – 13 веков. Возьмём тарелку с водой иглу. Удерживая иглу на тонкой полоске бумаги, осторожно опустим её на воду. Иголка медленно устанавливается в направлении «Север - Юг».
У людей разных профессий свои компасы – геологические, морские, горные и др.
Мы с вами туристы и будет пользоваться жидкостным компасом.
Давайте внимательно рассмотрим его.
Как вы думаете, какая часть в компасе самая главная? (Стрелка)
4. Самая главная часть в компасе – стрелка. Она вращается на острие иглы. Концы стрелки окрашены в разные цвета. Белый конец стрелки показывает на Север, а противоположный на ЮГ. Северный конец стрелки покрыт светящейся в темноте краской. Стрелка компаса помещена в герметичную прозрачную колбу, заполненную специальной жидкостью – глицерином. Колба находится в корпусе, который может вращаться. Корпус закреплён на прозрачной пластиковой платформе с лупой пятикратного увеличения. На дне корпуса вы видите лимб, который поделён на деления, каждое из которых равно5 градусам и оцифровкой через 30 градусов. На дне корпуса вы видите красные (белые) указатели направления. На переднем торце платформы размещена миллиметровая шкала: на боковом торце – шкала для измерения в километрах на картах масштаба 1: 15000 и т.д.
А теперь давайте поиграем. Группа делится на две команды, каждая из которой называет части компаса и их назначение.
Главная часть компаса – магнитная стрелка есть в каждом компасе.
5. А теперь попробуем определить стороны горизонта с помощью компаса. Закрепим компас на правой руке с помощью шнурка, находящегося на платформе. Большим и указательным пальцами левой руки вращаем кольцо со шкалой и совмещаем северный конец стрелки с цифрой 0 Теперь у всех компас показывает направление Север – Юг. Поиграем с вами по этой теме.
Посмотрите на эти промежуточные направления. Это направления между частями света. Это – Северо-Восток, Северо-Запад, Юго-Запад, Юго-Восток. Нарисуем в тетрадях компас. Я буду называть градусы, а вы отвечать, какое направление они показывают.
0 градусов – Север,
90 градусов – Восток,
180 градусов – Юг.
270 градусов – Запад,
50 градусов – Северо- Восток.
140градусов – Юго-Восток,
220 градусов – Юго-Запад,
310 градусов – Северо-Запад.
Подведём итоги.
.Люди с помощью интуиции определяли стороны света. Проверим это, завязав глаза.
Ребята, определим точное расположение данного предмета с помощью азимута.. Азимут – это угол, образованный направлением на Север и заданным направлением (на предмет). Он измеряется в градусах. Величина азимута измеряется в градусах от 0 до 360 по часовой стрелке от направления на Север.
Попробуем понять это с помощью игры. Представим себе, что вы получили задание догонять группу в направлении «Азимут 140». Вспомним, что Азимут – это угол, образованный направлением на Север и заданным направлением. Найдём на компасе 140 градусов. Поворачивая платформу, соединим цифру 140 с указателем направления, и компас покажет вам туда, куда нужно пойти. Теперь надо заметить впереди неподвижный ориентир и догонять друзей.
Игра. Дать несколько заданий для нахождения «клада».
Значит, компас – это прибор для определения сторон горизонта и измерения азимута.
Определение сторон горизонта с помощью компаса называется ориентированием.
На сегодняшнем занятии мы узнали, как определить стороны горизонта по местным признакам, по нашей интуиции, узнали, как можно пользоваться компасом
Знания, которые вы сегодня получили, обязательно пригодятся вам в дальнейшем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическая работа. Определение сторон горизонта
Практическая работа для 6 класса....
Определение сторон горизонта по Солнцу и Луне
В статье показаны способы ориентирования по астрономическим объектам....
«Определение сторон горизонта»
Методическая разработка открытого учебного занятия«Определение сторон горизонта» для обучающихся 10 -12 лет, занимающихся по программе " Юный ориентировщик"...
Практическая работа по географии 6 класс. "Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту".
Практическая работа по географии 6 класс."Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту"....
«Определение сторон горизонта по естественным природным признакам, небесным светилам»
Ориентироваться на местности - значит найти направление сторон горизонта и свое местонахождение относительно окружающих местных предметов и элементов рельефа.Практически туристу приходится ориентирова...
конспект учебного занятия: «Определение сторон горизонта. Компас. Ориентирование. Действия при потере ориентировки»
Цель: научиться ориентироваться с помощью компаса, местных признаков вспомнить стороны света, изучить действия при потере ориентировки...
Основные действия с компасом. Определение сторон горизонта. Ориентирование. Карты
Формирование знаний и умений у обучающихся в определении сторон горизонта разными способами....