Программа по внеурочной деятельности
рабочая программа на тему
Даннаяя программа разработана для обеспечения подготовки одарённых детей к участию в олимпиадах разного уровня.
Программа дает возможность обучающимся освоить не только основные знания, умения и навыки по предметам, но и расширить и углубить многие вопросы общей эрудиции, не входящие в курс основной программы по предметам.Содержание занятий направлено на систематическое участие учеников в творческой деятельности, в олимпиадном движении, на развитии креативных и интеллектуальных способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 37.38 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ОЛИМПУС»
Уровень образования: Основное общее образование
Уровень изучения: Базовый
Срок реализации | 1 год |
Класс | 8-9 |
Количество часов в год | 35 |
Количество часов в неделю | 1 |
Составитель: Зуева Светлана Васильевна, первая квалификационная категория;
Содержание
Раздел 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Раздел 2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Раздел 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа разработана для обеспечения подготовки одарённых детей к участию в олимпиадах разного уровня.
Актуальность программы заключается в том, что обучающиеся должны освоить не только основные знания, умения и навыки по предметам, но и расширить и углубить многие вопросы общей эрудиции, не входящие в курс основной программы по предметам.
Цель:
- формирование предметной, коммуникативной, социальной компетентности в вопросах общей эрудиции.
- разностороннее развитие личности:
- повышение качества знаний обучающихся
Задачи:
- создание условий и внутреннее мотивирование творческого саморазвития;
- развитие математических способностей и логического мышления у обучающихся;
- развитие у обучающихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;
- расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу;
- осуществление индивидуализации и дифференциации.
В ходе проведения занятий следует обратить внимание на то, чтобы обучающиеся овладели умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобрели опыт:
- решения разнообразных задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
- исследовательской деятельности, проведения экспериментов, обобщения;
- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, аргументации;
- поиска, систематизации, анализа, классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Принципы программы:
1) строгого следования научности при планировании работы в олимпиадной микрогруппе и самостоятельно;
2) сочетания коллективных и индивидуальных форм воздействия и выбор средств самообразования на основе учёта креативных потребностей человека;
3) ориентирования на развитие готовности личности к самообразованию на основе внутренней мотивации и осознанности деятельности;
4) установления максимально рациональных соотношений между компонентами системы на основе мотивационной готовности аудитории.
- Актуальность.
Олимпиадное движение, интегрируясь в жизнь обучающихся, развивает произвольное и концентрированное внимание, ассоциативное мышление, навыки общения, внешнюю и внутреннюю собранность, помогает преодолеть психологические барьеры при вступлении в новый коллектив, повысить уровень управленческих умений. Использование в образовательном процессе олимпиадного движения стимулирует развитие креативных и интеллектуальных способностей, отражающихся на успешности обучающегося.
- Доступность.
Данная программа призвана обеспечить приобретение обучающимися первичных знаний, умений и навыков по организации вначале своей творческой деятельности, а потом и коллектива. Данные знания получат своё дальнейшее развитие именно в олимпиадном движении, основанном на познавательной деятельности в условиях олимпиадной креативной среды по другим дисциплинам, входящим в основную образовательную программу.
- Практическая направленность.
Содержание занятий направлено на систематическое участие учеников в творческой деятельности, в олимпиадном движении, на развитии креативных и интеллектуальных способностей.
- Инвариантивность.
Программа применима для обучающихся средних и старших классов.
- Предполагаемые результаты.
способность к творческому саморазвитию; высокий уровень творческих компетенций; овладение способами исследовательской деятельности;
Основные виды деятельности учащихся:
- работа с источниками информации: поиск, сопоставление информации;
- анализ текстов;
- решение логических задач;
- творческие работы: проекты, презентации, доклады.
- лекции
- семинары беседы дискуссии практические занятия: тренинги, игровое моделирование индивидуальные и групповые консультации совместные занятия родителей и детей
Содержание тематического блока расширяет и углубляет сферу предметных интересов по истории, повышает результативность обучающихся на олимпиадах разного уровня (школьных, муниципальных, областных, Всероссийских международных). Содержание психологического блока формирует и развивает межличностное взаимодействие, умения преодолевать психологические стрессы, коллективного творчества, умения работать в команде, принимать решения, развивает скорость восприятия любой информации и скорость ответа на поставленные вопросы, формирует самосознание. Предлагаются темы и тренинговые упражнения, направленные на развитие личности, интеллектуальной и эмоциональной сфер. Содержание образовательного блока развивает уровень интеллекта и креативности учащихся, творческую деятельность на основе соревнования и сотрудничества. Программа рассчитана на 1 час в неделю.
Раздел 2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Психологические тренинги.(3 ч.)
Умение работать в команде; в группе; психологическая совместимость группы (работа с психологом).
«Занимательное» в математике (4ч.)
«Магические» квадраты. Ребусы, головоломки, кроссворды. Математические фокусы и софизмы. Занимательный счет. Математические игры. Итоговое занятие по теме: конкурс на лучший математический ребус.
Задачи на разрезание (5ч).
Простейшие геометрические фигуры. Задачи на разрезание.
Закончить рисунок по образцу. Лабораторная работа «Игра-головоломка «Танграм».
Логические задачи (13ч).
Понятие « истинно и ложно», « отрицание». Высказывания, противоречащие друг другу.
Высказывания, содержащие в себе и истину, и ложь одновременно. Решение логических задач с помощью отрицания высказываний. Задачи, решаемые с конца. Задачи на переливание. Задачи на взвешивание. Логические задачи, решаемые с помощью таблиц. Задачи на делимость чисел. Задачи на принцип Дирихле. Задачи, решаемые с помощью графов. Игровые задачи. Комбинаторные задачи. Итоговое занятие: Защита мини-проекта.
Занимательные задачи на дроби (4ч).
Старинные задачи на дроби. Задачи на совместную работу.
Олимпиадные задачи (5ч).
Решение олимпиадных заданий. Решение заданий математической игры «Кенгуру», «Инфоурок». Итоговое занятие: Школьная олимпиада.
Итоговое занятие – Командная игра (1 ч).
Раздел 3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
В результате освоения программы обучающийся будет:
знать:
- нестандартные методы решения различных математических задач;
- логические приемы, применяемые при решении задач;
- виды логических ошибок, встречающихся в ходе доказательства и опровержения.
уметь:
- логически рассуждать при решении текстовых арифметических задач;
- применять изученные методы к решению олимпиадных задач;
- научиться новым приемам устного счета;
- познакомиться с великими математиками;
- познакомиться с такими понятиями, как софизм, ребус;
- научиться работать с кроссвордами и ребусами;
- рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;
- систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;
- применять нестандартные методы при решении задач
- применить теоретические знания при решении задач;
- получить навыки решения нестандартных задач;
- выявлять логические ошибки, встречающиеся в различных видах умозаключений, в доказательстве и опровержении.
- решать логические задачи по теоретическому материалу науки логики и занимательные задачи.
- уметь:
1) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
2) использовать общие приёмы решения задач;
3) применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
4) осуществлять смысловое чтение;
5) создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
6) самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических задач;
7) понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
8) понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
9) находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
- демонстрировать навыки:
1) формулировать и удерживать учебную задачу;
2) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
3) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
4)предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
5) составлять план и последовательность действий;
6) осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
7) адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
ПРИЛОЖЕНИЯ:
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Общее кол-во часов | Теорети-ческая часть | Практи- ческая часть | Форма проведения занятий |
Психологические тренинги. | 3 | ||||
1 | Работа с психологом. | 1 | 1 | Работа в парах | |
2 | Работа с психологом. | 1 | 1 | Индивидуальная | |
3 | Работа с психологом. | 1 | 1 | ||
| «Занимательное» в математике . | 4 | 1 | 3 |
|
4 | «Магические» квадраты. | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа в парах |
5 | Ребусы, головоломки, кроссворды. | 1 | 0,5 | 0,5 | Групповая работа |
6 | Занимательный счет. | 1 | 0,5 | 0,5 | Выполнение заданий презентации |
7 | Математические игры. | 1 |
| 1 | Практикум-игра |
Задачи на разрезание. | 5 | 1,5 | 3,5 |
| |
8 | Простейшие геометрические фигуры. | 1 | 0,5 | 0,5 | Викторина |
9 | Задачи на разрезание. | 1 | 0,5 | 0,5 | Консультация |
10 | Задачи на разрезание. | 1 |
| 1 | Практикум-игра |
11 | Закончить рисунок по образцу. | 1 | 0,5 | 0,5 | Деловая игра |
12 | Практическая работа. | 1 |
| 1 |
|
Логические задачи. | 13 | 6 | 7 |
| |
13 | Понятие « истинно и ложно», « отрицание». | 1 | 0,5 | 0,5 | Проблемно-поисковая беседа |
14 | Высказывания, противоречащие друг другу. | 1 | 0,5 | 0,5 | Дискуссия |
15 | Решение логических задач с помощью отрицания высказываний | 1 | 0,5 | 0,5 | Дискуссия |
16 | Задачи, решаемые с конца. | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа в группах |
17 | Задачи на переливание. | 1 | 0,5 | 0,5 | Ролевая игра |
18 | Задачи на взвешивание. | 1 | 0,5 | 0,5 | Индивидуальная работа |
19 | Логические задачи, решаемые с помощью таблиц | 1 | 0,5 | 0,5 | Исследовательская работа |
20 | Задачи на делимость чисел. | 1 | 0,5 | 0,5 | Исследовательская работа |
21 | Задачи на принцип Дирихле. | 1 | 0,5 | 0,5 | Рассказ практикум |
22 | Задачи, решаемые с помощью графов. | 1 | 0,5 | 0,5 | Деловая игра |
23 | Игровые задачи. | 1 | 0,5 | 0,5 | Викторина |
24 | Комбинаторные задачи. | 1 | 0,5 | 0,5 | Коллективная работа |
25 | Практическая работа | 1 |
| 1 |
|
Занимательные задачи на дроби. | 4 | 1 | 3 |
| |
26 | Старинные задачи на дроби. | 1 | 0,5 | 0,5 | Доклад учащегося |
27 | Старинные задачи на дроби. | 1 |
| 1 | Практикум по решению задач |
28 | Задачи на совместную работу. | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа в группах |
29 | Задачи на совместную работу. | 1 |
| 1 | Практикум-игра |
Олимпиадные задачи. | 5 |
| 5 |
| |
30 | Решение олимпиадных заданий. | 1 |
| 1 | Решение задач повышенной трудности |
31 | Решение олимпиадных заданий. | 1 |
| 1 |
|
32 | Решение заданий математической игры. | 1 |
| 1 | Практикум по решению задач |
33 | Решение заданий математической игры. | 1 |
| 1 | Выполнение проектной работы |
34 | Решение заданий математической игры. | 1 |
| 1 | Викторина |
Итоговое занятие. | 1 |
| 1 |
| |
35 | Командная игра | 1 |
| 1 | игра |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1. Спивак А. В. Математический кружок. М.: Просвещение, 2013.
2. Спивак А. В. Тысяча и одна задача по математике. М.: Просвещение, 2012.
3. Спивак А. В. Математический праздник. М.: Бюро Квантум, 2012.
4. Фарков А. В. Математические кружки в школе. 5 – 8 классы. М.: Айрис-пресс, 2014.
5. Шарыгин И. Математический винегрет. М.: Просвещение, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса внеурочной деятельности "Основы исследовательской деятельности" 8 класс
Программа межпредметного кружка "Основы исследовательской деятельности" для учащихся 8 класса...
Программа организации внеурочной деятельности школьников "Исследовательская и проектная деятельность обучающихся физике"
Включение обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность является одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности. Организация учебно-исследовательских и проектных ра...
Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»
Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС
Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...
Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность учащихся»
Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Проектная деятельность учащихся» 5 класс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»
Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Издательская деятельность: газета "Большая перемена""
Программа направлена на развитие и реализацию творческих способностей учащихся через создание школьной газеты.Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения шк...