Функциональная карта по теме «География и этнос г. Кинеля».
материал (8, 9, 10, 11 класс) на тему
карта разработана в помощь обучающимся объединения "Краеведение. Истоки" для получения практического опыта толерантности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
funktsionalnaya_karta.docx | 31.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Функциональная карта по теме «География и этнос г. Кинеля».
Основная цель: приобретение практических компетенций (опыта) толерантного поведения в многонациональном социуме г.о Кинель.
Основная задача: понять и донести до окружающих, что толерантность – путь к миру и процветанию родного города, области и России.
Практические действия:
Расспроси своих родителей, родственников, знакомых, друзей о том люди каких национальностей проживают в нашем городе, по соседству с вами на улице и т. д. Подумай, что объединяет всех жителей Кинеля, не зависимо от национальности
1.Ответь на вопросы теста:
1.Толерантность - это:
А) редкое заболевание глаз
Б) смирение и непротивление злу
В) уважительное отношение к людям другой национальности, взглядов, вероисповедания и др.
Г) процесс разрушения национальных культур и замещение их однородной «попсой»
Д) затрудняюсь ответить
2. Как вы считаете, националист - это тот, кто:
А) нарушает правила дорожного движения за границей
Б) считает представителей своей национальности лучше всех других национальностей
В) досконально знает свою национальную культуру
Г) пишет книги о достоинствах и недостатках представителей своей национальности
Д) затрудняюсь ответить
3. К Вам когда-нибудь относились хуже, чем к другим людям по какому-либо признаку?
А) никогда
Б) да, по национальному признаку
В) да, по имущественному признаку
Г) да, по другим признакам
Д) затрудняюсь ответить
4. Вы когда-нибудь проявляли нетерпимость к представителям какого-либо меньшинства?
А) никогда
Б) да, по национальному признаку
В) да, по имущественному признаку
Г) да, по другим признакам
Д) затрудняюсь ответить
5. По вашему мнению, существует ли в вашем районе нетерпимое отношение к людям другой национальности и вероисповедания?
А) да, и это большая проблема
Б) да, но встречается редко и не является проблемой
В) нет, у нас ко всем относятся одинаково хорошо
Г) нет, у нас ко всем относятся одинаково плохо
Д) я не хочу об этом думать
Е) не знаю
6. Вы сталкивались со случаями унижения достоинства человека из-за его национальности или вероисповедания?
А) да, наблюдал лично
Б) да, испытал на себе
В) да, слышал от знакомых
Г) да, читал в газете
Д) да, видел по телевизору
Е) нет, не сталкивался
ж) никогда не обращал внимания
7. Встречали ли Вы следующие проявления нетерпимости: (можно выбрать любое количество ответов)
А) да, встречал
Б) распространение фашистской символики в виде листовок, плакатов
В) фашистская литература
Г) митинги, сборы и др. публичные выступления
Ж) нет, не встречал
Е) прямые выступления националистов, фашистов
8. Как Вы обычно относитесь к тому, что в Вашем доме / городе живут люди другой национальности или религии:
А) это плохо
Б) это хорошо
В) мне все равно
Г) не знаю
9.Считаете ли Вы себя толерантной личностью:
А) да
Б) нет
В) не знаю
Задание к тесту: осмысли проблемы толерантности в нашем городе, если таковые выявились в результате тестирования, предложи пути их преодоления.
2.Узнай, есть ли среди твоих знакомых, друзей, соседей и т. д. люди другой национальности. Расспроси их о традициях, кухне, присмотрись к быту, послушай песни, стихи, почитай книги национальных авторов. Выясни, что общего в обычаях и традициях людей разных национальностей, живущих на территории г. о. Кинель. Сделай вывод из своих наблюдений.
3.Создай творческую группу обучающихся (возможно, + родителей, друзей) твоей национальности и представьте национальные традиции, быт, кухню, песни, танцы наглядно: через фотовыставку, фильм, театрализованное представление, и прочие виды практической деятельности;
P. S. Практическое изучение уклада жизни людей разной национальности позволит вам принять участие в ежегодном окружном фестивале детского творчества «Народы Самарской губернии». Удачи!
4. Напиши статью о твоём видении проявления толерантности среди молодёжи города в газеты «Позитив», «Квартал», «Кинельская жизнь» и т. д.
Функциональный модуль.
В помощь обучающимся и родителям.
Литература по теме:
- Жукова Т. И. Толерантность - человеческая добродетель // Профессионал. - 2008. - N 2.
- Ситнова Л. И. Без этого жить нельзя // Студенчество: Диалоги о воспитании. – 2008. - N 6. - С. 11-13- С. 28-29.
Проекты и презентации по теме:
«Русские», Видео и фотоматериалы о городе Кинеле, игры по краеведению «Знаешь ли ты свой город»
Памятки:
Как брать интервью? 10 правил
Сначала обратимся к словарю: интервью — это жанр журналистики, который представляет собой разговор с социально значимой личностью. Социально значимая личность — человек, занимающий весомое общественное положение, добившийся успехов или карьерного роста благодаря своим неординарным личностным качествам. Это могут быть качества лидерские или интеллектуальные. Видов интервью — великое множество. Это информационное интервью, блиц-интервью, интервью-портрет, аналитическое интервью и другие. Но независимо от вида, любое из них подчиняется ряду четко установленных правил. Итак,
Правило первое.
Спрашивая о чем-либо собеседника, используйте только открытые вопросы — такие, которые не предполагают однозначного ответа типа «да» или «нет». Правило второе.
Чтобы собеседник дал вам как можно больше информации, не наскакивайте на него сразу с серьезным вопросом, стремясь раскрыть суть его личности, а сначала разговорите его. Для этого предварительно посмотрите его фотографии, расскажите ему смешной анекдот или веселую шутку. Главный вопрос задавайте третьим или четвертым.
Правило третье.
Вопросы начинайте со слов «почему», «как», «зачем», «с какой целью» … Это позволит собеседнику задуматься над ответом, и он получится наиболее полным и развернутым.
Правило четвертое.
Задав вопрос, внимательно выслушайте ответ. Ничего не додумывайте за собеседника. Вместо предполагаемого ответа на, казалось бы, уже хорошо известный вам вопрос, собеседник может привести шокирующие вас новые факты.
Правило пятое.
Не перебивайте того, у кого берете интервью, дайте возможность человеку высказаться. Задали вопрос — получайте ответ. Мягко остановить интервьюируемого можно лишь в том случае, если он отошел в сторону от заданной темы.
Правило шестое. Не превращайте интервью в обычную светскую, а то и панибратскую беседу. Соблюдайте границы формата.
Правило седьмое.
Обязательно подготовьтесь к интервью заранее. Продумайте и запишите не меньше десяти вопросов для собеседника, чтобы не выглядеть рядом с ним дилетантом.
Правило восьмое.
Внимательно слушайте ответы, так как любая информация, которую будет доносить до вас интервьюируемый, может оказаться для вас крайне полезной и интересной. Лучше больше, чем меньше, так как сократить всегда легче, чем добавить. Кроме этого, у вас могут возникнуть по ней езапланированные вопросы.
Правило девятое.
Помните три главных «узелка» на память: — Мысль. Прежде чем брать интервью, подумайте, зачем это необходимо. — Личность. Не забывайте, что напротив вас — личность с большой буквы, и не задавайте глупых вопросов. — Интерес. Содержание интервью должно быть интересно не только вам, но и тем, до кого вы его хотите донести.
Правило десятое.
Не бойтесь ошибиться. Умный собеседник не заметит ошибки или культурно намекнет на нее и даст правильный ответ. Используя эти советы, вы с легкостью можете взять интервью у любого собеседника, даже самого привередливого. Поэтому смело используйте этот уникальный журналистский жанр.
Как вести себя во время экскурсии в природу.
1. По дороге к месту экскурсии помни о правилах дорожного движения, соблюдай их.
Помни, что вокруг тебя люди. Постарайся создать о себе приятное впечатление.
2. Во время экскурсии в лес, на поле, на водоём помни, что ты в гостях у природы, веди себя прилично:
- не шуми, прислушивайся к звукам природы;
- любуйся красотой окружающего мира;
- не наноси вреда природе – не губи зря растения, не бери в руки детенышей зверей, не причиняй вреда насекомым.
«Я сорвал цветок, и он увял… Я поймал бабочку, и она умерла в моих руках. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только глазами…» (подумай над этими словами).
3. Внимательно слушай рассказ экскурсовода, постарайся все понять и запомнить;
Если возникли вопросы, задай их после рассказа учителя. Если тебе известны дополнительные сведения по изучаемой теме, сообщи их обучающимся.
4. Будь внимательным – постарайся сохранить в памяти все детали. Эти воспоминания помогут тебе поднять настроение, выполнить творческую работу.
5. Дома обдумай произошедшее, поделись впечатлениями с родителями, друзьями.
Как вести себя во время экскурсии на предприятие.
1. По дороге к месту экскурсии помни о правилах дорожного движения, соблюдай их. Помни, что вокруг тебя люди. Постарайся создать о себе приятное впечатление.
2. Помни, что люди на предприятии работают, не мешай им громкими разговорами, беспорядочными движениями.
3. Внимательно слушай экскурсовода. Соблюдай правила безопасного поведения – не подходи близко к работающим приборам, не пытайся включить их или остановить.
4. Свою заинтересованность можно показать мимикой. Вопросы задавай после рассказа экскурсовода.
5.Обязательно поблагодари за проведенную экскурсию, не забудь попрощаться.
6. Оставь на память работникам предприятия рисунки, поделки или фотографии (позаботься об этом заранее).
Как работать над проектом
Проект - это «продукт», созданный как результат проектной деятельности; разработанный план решения проектных задач с представлением его реализации, описанием исследований, изложением выводов и рекомендаций.
Алгоритм разработки проекта таков: проблема – цель – результат.
Можно считать, что любая деятельность осуществляется в рамках проекта, если:
- Сформулирована цель предстоящих действий;
- Намечены основные этапы;
- Определены результаты каждого этапа в виде задач;
- Установлены сроки выполнения проекта;
- Определены исполнители, распределены функции каждого;
- Намечены источники средств для достижения цели;
- Определена форма отчетности по результатам проекта.
Типы учебных проектов
1.Исследовательские. Под исследовательским проектом подразумевается деятельность автора, направленная на решение творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.
2.Творческие. Этот тип проектов предполагает четкое планирование конечных результатов и формы их представления. Структура проекта только намечается и развивается далее в ходе работы, подчиняясь жанру конечного результата и интересам участников, но уже в самом начале оговаривается, что будет представлять собой проект. Это может быть совместная газета, сочинение, видеофильм и прочее.
3.Ознакомительно-ориентировочные (информационные). Этот тип проектов направлен на работу с информацией о каком-то объекте, явлении. Предполагается ознакомление участников проекта с конкретной информацией, ее анализ и обобщение уже для широкой аудитории. Такие проекты, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы.
4.Практико-ориентированные (прикладные). Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала будущий результат деятельности его участников. Например, документ, созданный на основе полученных результатов исследования; программа действий, рекомендации.
Проект должен содержать следующие части:
- Титульный лист;
- Оглавление;
- Краткая аннотация;
- Эпиграф;
- Основная часть;
- Заключение (итог);
- Библиография.
1-этап
Выбор формулировки темы – это начальный и очень серьезный этап любого исследования. Тема должна быть актуальной, т.е. практически полезной и представлять интерес в научном отношении. Выбирая тему исследования, автор должен руководствоваться несколькими правилами:
- Тема должна быть интересна, должна увлекать, соответствовать склонностям автора;
- Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу;
- Тема должна быть оригинальной;
- Тема должна быть выполнима, достижимы и постижимы литературные источники.
1.Начальным этапом любого проекта является обоснование актуальности выбранной темы. Объяснение актуальности должно быть немногословным. Главное показать суть проблемной ситуации, объяснить, для чего проводится исследование.
2. Формулировка цели, т.е. постановка вопроса, на который надо получить ответ. При этом выдвинутая цель должна быть конкретной и доступной. Работа должна быть нужной. Ее результаты должны быть интересны не только самому автору, но и еще какому-то кругу людей.
3. После выделения цели необходимо указать на конкретные задачи, которые предстоит решать (изучить, описать, установить, выяснить, вывести формулу и т.п.).
4. Необходимым условием проектной работы является определение его объекта и предмета. В объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования.
Объект исследования – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранные для изучения.
Предмет исследования – все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения.
5. Выдвижение гипотезы – необходимый атрибут любого исследования.
Гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений. Гипотеза возникает как возможный вариант решения проблемы.
2 – этап. Проведение проектной работы:
- Сбор экспериментальных данных, сравнение их с литературными данными и предсказаниями теории;
- После того как выбрана тема, сформулированы вопросы, на которые необходимо получить ответ – нужно попытаться собрать как можно больше информации о предмете изучения;
- Планирование работы подразумевает необходимость выбрать методику проведения исследования, рассчитать, каким должен быть необходимый объем наблюдений или количество опытов, прикинуть, на какую часть работы, сколько времени у вас уйдет;
- Выбор методики работы зависит от цели и предмета исследования: наблюдение, сравнение, эксперимент, анализ, синтез и т.д.
3-этап. Оформление полученных результатов работы.
- На защите автор в своем докладе и при его обсуждении должен показать, что он может кратко и ясно излагать свои мысли, аргументировано отстаивать свои идеи и вести научную дискуссию;
- После детального изучения всей научной литературы по теме исследования и окончательного обсуждения результатов собственного исследования начинается стадия литературного оформления работы – ее написание.
Структура работы:
- титульный лист;
- оглавление;
- введение;
- основная часть;
- заключение;
- список литературы;
- приложения.
Титульный лист – первая страница работы (не нумеруется). В оглавлении приводятся пункты работы с указанием страниц. Введение – это краткое обоснование актуальности выбранной темы, цели и поставленные задачи. Указываются цель, задачи и методы исследования. Проводится обзор литературы по данной теме. В основной части излагаются и анализируются полученные результаты. Номер ссылки в тексте работы должен соответствовать порядковому номеру в списке литературы. В приложении приводятся схемы, графики, таблицы, рисунки.
План оформления проектной работы:
- Введение (обоснование актуальности, определение цели, задачи, объекта, предмета, гипотезы исследования);
- Основная часть (литературный обзор, методика исследования, описание исследования);
- Заключение (выводы и результаты);
- Список литературы.
1. Введение должно включать в себя формулировку постановки проблемы, отражать актуальность темы, определение целей и задач, поставленных перед исполнителем работы, характеристику объекта, предмета, гипотезы исследования, характеристику личного вклада автора работы в решение избранной проблемы.
Введение – очень важная часть работы. Во введении должны быть четкие ответы на следующие вопросы:
- Чем интересна данная задача с точки зрения науки или ее практического применения?
- Какое место занимают результаты данной работы в общем решении задачи?
- Зачем была выполнена работа, какова была ее цель и насколько она была достигнута?
2. Основная часть должна содержать краткий обзор используемой литературы и источников с выводами автора, степень изученности данного вопроса, описание основных рассматриваемых фактов, характеристику методов решения проблемы, сравнение известных автору старых и предлагаемых методов решения, обоснование выбранного варианта решения (эффективность, точность, простота, наглядность, практическая значимость и т.д.). Основная часть делится на главы (параграфы). В конце каждой главы (параграфа) должны быть выводы. В выводах по существу повторяется то, что уже было сказано в предыдущей главе, но формулируется сжато, уже без подробных доказательств.
3. Заключение должно содержать в лаконичном виде выводы и результаты, полученные автором (с указанием, если возможно, направления дальнейших исследований и предложений по возможному практическому использованию результатов исследования).
4. Список литературы содержит в алфавитном порядке список публикаций, изданий и источников, использованные автором с указанием издательства, города, общего числа страниц.
Общепринятые стандарты оформления проектных работ
Шрифт: TimesNewRoman, 14, не жирный (кроме выделения названий разделов, подразделов и др.).
Межстрочный интервал: полуторный.
Поля: верхнее – 2 см, нижнее – 2 см, слева – 3 см, справа – 1.5 см.
Нумерация страниц – со второй (страница с планом или содержанием).
Абзацы – отступ от левой границы основного текста на 1.5 см.
Выравнивание текста по ширине.
На странице не меньше 40% заполнения.
Каждый раздел начинается с новой страницы (но не подраздел). После названия раздела точка не ставиться.
В объем работы не входят приложения.
Основные принципы разработки презентаций к проекту.
1. Оптимальный объем. Наиболее эффективен зрительный ряд объемом не более 8 – 20 слайдов. Презентация из большего числа слайдов вызывает утомление, отвлекает от сути изучаемых явлений.
2. Доступность. Обязателен учет возрастных особенностей и уровня подготовки зрителей. Нужно обеспечивать понимание смысла каждого слова, предложения, понятия, раскрывать их, опираясь на знания и опыт зрителей, использовать образные сравнения.
3. Разнообразие форм. Учет возможностей восприятия предложенного материала по сложности, объему, содержанию.
4. Учет особенности восприятия информации с экрана. Понятия и абстрактные положения до сознания зрителей доходят легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами; поэтому необходимо использовать различные виды наглядности. Необходимо чередовать статичные изображения, анимацию и видеофрагменты.
5.Занимательность. Включение (без ущерба научному содержанию) в презентации смешных сюжетов, мультипликационных героев оживляет презентацию, создает положительный настрой.
6. Красота и эстетичность. Немаловажную роль играют цветовые сочетания и выдержанность стиля в оформлении слайдов, музыкальное сопровождение.
7. Динамичность. Необходимо подобрать оптимальный для восприятия темп смены слайдов, анимационных эффектов.
Создание презентации состоит из трех этапов:
I. Планирование презентации – это многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала.
II. Разработка презентации – методологические особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную (от слайда к слайду) и горизонтальную (внутри слайда) логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации.
III. Репетиция презентации – это проверка и отладка созданной презентации.
Требования к оформлению презентаций
Оформление слайдов:
- Соблюдайте единый стиль оформления;
- Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации;
- Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями);
- Для фона предпочтительны холодные тона.
Использование цвета.
На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста. Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).
Анимационные эффекты.
Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде. Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.
Содержание информации на слайдах.
Используйте короткие слова и предложения.
Заголовки должны привлекать внимание аудитории.
Расположение информации на странице:
- Предпочтительно горизонтальное расположение информации;
- Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана;
- Если на слайде имеется картинка, надпись должна располагаться под ней.
- Избегайте сплошной текст. Лучше использовать маркированный и нумерованный списки.
Шрифты
- Для заголовков – не менее 24. Для информации не менее 18;
- Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации;
- Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание;
- Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).
Способы выделения информации.
Следует использовать рамки; границы, заливку, штриховку, стрелки; рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.
Объем информации
Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений. Не полностью заполненный слайд лучше, чем переполненный.
Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.
Делайте слайд проще. У аудитории всего около минуты на его восприятие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Функциональная карта по теме «Традиции здорового образа жизни города Кинеля»
Карта имеет целью оказать практическую помощь обучающимся и родителям в сохранении здоровья детей...
Функциональная карта по теме «История городского округа Кинель»
Функциональная карта содержит практическую часть по теме "История нородского округа Кинель" прогаммы "Краееведение. Истоки"...
Функциональная карта по теме «Топонимика»
В карте размещены советы обучающимся и их родителям для приобретения практических компетенций по теме...
Функциональная карта по теме «Железная дорога – сердце города Кинель».
Модуль содержит практические рекомендации по изучению темы...
Технологическая карта по теме "География в древности" (География. 5 класс)
Использована технология развития критического мышления, прием "Как ты думаешь"Автор УМК: Лобжанидзе А.А....
Выступление на заседании РП(М)О естественно-научных предметов на тему: «Формирование функциональной грамотности на уроках географии»
laquo;Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диа...
Выступление по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках географии"
Функциональная грамотность формируется по трем основным направлениям:- читательская грамотность- естественнонаучная грамотность- математическая грамотностьНесмотря на то, что географические знания и у...