Практика интеграции программ общего и среднего профессионального образования в ГАПОУ СО «Екатеринбургский энергетический техникум»
статья на тему

Введение ФГОС нового поколения поставило перед преподавателями общеобразовательных дисциплин учреждений СПОпроблему создания условий для обеспечения реализации требований стандарта к результатам образования не только СОО, но и формирования общих компетенций с целью достижения результатов стандарта профессионального образования. Процесс реализации данных требований усложняется различными подходами к перечню результатов стандартов общего и профессионального образования: для среднего общего образования результаты образования выражаются в личностных, метапредметных и предметных результатах, для среднего профессионального образования результатом являются общие компетенции. В статье приводится пример интеграции требований стандартов СОО и СПО на базе профессиональной образовательной организации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_2.doc159.5 КБ

Предварительный просмотр:

         ПРАКТИКА ИНТЕГРАЦИИ ПРОГРАММ ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГАПОУ СО «ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Автор: Сергеева Евгения Анатольевна

Методист ГАПОУ СО

«Екатеринбургский энергетический техникум»

Обоснование актуальности опыта, его значение для повышения уровня образовательного процесса

Введение Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) нового поколения поставило перед преподавателями общеобразовательных дисциплин профессиональных образовательных организаций проблему создания условий для обеспечения реализации требований стандарта к результатам образования не только среднего общего образования, но и формирования общих компетенций с целью достижения результатов стандарта профессионального образования. Процесс реализации данных требований усложняется различными подходами к перечню результатов стандартов общего и профессионального образования: для среднего общего образования результаты образования выражаются в личностных, метапредметных и предметных результатах, для среднего профессионального образования результатом являются общие компетенции. Но на сегодняшний день отсутствует преемственность между двумя стандартами, нет программы перехода.

Для преподавателей общеобразовательных дисциплин ведущим является федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, но с другой стороны, мы  участвуем в формировании профессионала, обучающийся должен выйти от нас подготовленным к дальнейшему получению образования, поскольку на сегодняшний день успешность выпускника техникума  определяется  не столько совокупным объемом знаний и умений, сколько уровнем сформированности общих компетенций и основ формирования профессиональных компетенций.  Следовательно, на преподавателя общеобразовательных дисциплин в системе среднего профессионального образования ложится ответственность по созданию единого целого на основе интегрирования федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования.

Теоретическая база, технология

Общей для интеграции стандартов является деятельностная парадигма, следовательно, можно установить соответствие между универсальными учебными действиями (УУД) и общими компетенциями (ОК), что и было предпринято в Екатеринбургском энергетическом техникуме. Организованный на его базе в 2013 году Областной круглый стол «Создание ФОС общеобразовательных дисциплин при реализации ФГОС СОО в учреждениях среднего профессионального образования» послужил толчком к осуществлению интеграции стандартов.

Поскольку  новые  стандарты требует избегать трансляции знаний, необходимо создавать проблемную ситуацию, чтобы обучающийся понимал, для чего ему эти знания нужны, организуя данное мероприятие мы опирались именно на деятельностный и компетентностный подход. Преподавателями нашего учебного заведения была разработана рабочая тетрадь «Разработка макета фонда оценочных средств дисциплин общеобразовательного цикла в соответствии с требованиями ФГОС СОО и ФГОС СПО» (Приложение 1).

В данной работе рассмотрена технология разработки фондов оценочных средств на основе методологии создания современной системы средств и технологий и способов оценки качества подготовки (результаты образования и компетенции) студентов в новой компетентностной парадигме. Рассмотрены методы разработки современной системы средств и технологий для оценивания образовательных достижений обучающихся на основе компетентностного подхода учебной дисциплины, рассмотрена технология разработки фонда оценочных средств учебной дисциплины, оценка знаниевого и умениевого компонентов результата образования.

Методический материал, приведенный в Приложении, может служить основой для разработки фондов оценочных средств с целью формирования общих компетенций у обучающихся среднего профессионального образования при реализации Основной образовательной программы в рамках Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.

Кроме того, заполнение листов рабочей тетради позволит преподавателям создать интеграционную модель, выстраивающую единый процесс мониторинга качества общего образования и сформированности общих компетенций, объединяя требования стандартов ФГОС СОО и ФГОС СПО.

В результате работы круглого стола по данной проблеме был проведен анализ нормативной документации и методического материала. На основе анализа было  установлено соответствие требований к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы (ФГОС СОО) общим компетенциям (ФГОС СПО), установлено соответствие форм контроля уровням освоения учебного материала, конкретизированы  требования к результатам усвоения каждой учебной дисциплины.

Результатом работы круглого стола стало:

- создание методических рекомендаций для разработки фонда оценочных средств дисциплин общеобразовательного цикла в соответствии с требованиями ФГОС СОО и ФГОС СПО (2013 г.);

- разработано положение «О формировании фонда оценочных средств при реализации Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования и общеобразовательного цикла дисциплин в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования ГАОУ СПО СО «Екатеринбургский энергетический техникум» (2014 г.).

 Кроме того, полученные результаты позволили внести изменения в рабочие программы всех общеобразовательных дисциплин с учетом интеграции стандартов, и соответственно, внесены изменения в методические пособия по самостоятельной работе, практическим занятиям и лабораторным работам. Программы мониторинга образовательных достижений обучающихся по дисциплинам также составлены на основе интеграции требований стандартов. Разработано методическое пособие по конструированию технологической карты занятия.

Описание результатов работы

Данная методика позволит преподавателю общеобразовательных дисциплин выстроить образовательный процесс с учетом требований современных образовательных стандартов и сформировать у обучающихся общие компетенции и универсальные учебные действия.

Еще одним из положительных моментов интеграции стандартов является то, что общеобразовательная подготовка становится не отдельным элементом, а одним из этапов непрерывного образования будущего специалиста, в подготовке которого главенствующую роль приобретает ориентация на личность и компетентность, позволяющая существенно облегчить процесс адаптации молодежи к профессиональной среде, повысить ее конкурентоспособность.

Цель профессионального образования состоит не только в том, чтобы научить человека что-то делать, приобрести профессиональную квалификацию, но и в том, чтобы дать ему возможность справляться с различными жизненными и профессиональными ситуациями. В связи с этим особую актуальность сегодня приобретает проблема подготовки специалистов на основе инновационных подходов, к числу которых относится модульно - компетентностный, а также разработка адекватных методик диагностики и оценки его результативности.

Главный методологический принцип ФГОС – ориентация на компетентностные результаты и приближение к профстандарту. В стандарте прописаны требования к результатам образования, компетенциям, которые должны быть сформированы и, исходя из этого, преподаватель выбирает технологию обучения. Но, рассматривая компетентностные результаты в эмоционально – психологическом аспекте, необходимо помнить, что соответственно ФГОС  главным является вопрос не чему учить, не как учить, а зачем учить, необходимо четко формулировать, какую роль знания будут играть в практической деятельности. То есть, необходима ориентация на формирование не только предметных и деятельностных, но и личностных образовательных результатов с учетом индивидуальных особенностей. Идеологической и методологической основой стандартов является концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности. Первостепенной является задача формирования личности, а точнее, создание условий для формирования личностных качеств, социально-педагогическая поддержка. Выбор технологий и методов обучения должен быть обоснован не только планируемыми результатами, но и с точки зрения целесообразности именно для конкретной группы обучающихся, их ценностных ориентаций и мотивов. В связи с этим возникает необходимость входной и текущей диагностики уровня мотиваций и компетенций. На данном этапе преподавателями нашего техникума ведется апробация программ мониторинга образовательных достижений обучающихся с учетом требований ФГОС.

Для  контроля и управления достижением целей реализации интегрированных требований стандартов планируется разработка методических материалов следующей направленности:

  • оценка динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе изучения учебной дисциплины с выделением положительных/отрицательных результатов и планирование предупреждающих/корректирующих мероприятий;
  • обеспечение соответствия результатов обучения задачам будущей профессиональной деятельности через совершенствование традиционных и внедрение инновационных методов обучения в образовательный процесс.

Возможность применения данного опыта в массовой практике

Описанный опыт интеграции стандартов применим в любой профессиональной образовательной организации, независимо от профиля подготовки.

Рабочая тетрадь, приведенная в приложении, может быть использована преподавателями общеобразовательных дисциплин для развития собственной профессиональной компетентности, погружения в проблему интеграции современных образовательных стандартов; что особенно важно на современном этапе, когда современные тенденции формирования и развития кадрового потенциала России предполагают существование и функционирование образовательных систем, обеспечивающих непрерывную профессиональную подготовку специалистов, а общеобразовательная подготовка обучающихся является одним из этапов в структуре  непрерывной профессиональной подготовки специалистов любой отрасли.

Поскольку главной целью Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы является обеспечение условий, направленных на повышение конкурентной способности выпускника российской системы образования на национальном и мировом уровне, то основная цель профессионального образования состоит в  подготовке квалифицированного специалиста, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Востребованность выпускника является одной из основных задач, которые стоят перед образовательными организациями любого уровня. Нашей целью является создание условий для реализации индивидуальной траектории развития обучающегося, необходимо делать упор на социальную ориентированность мероприятий, доступных для участия в них любого, том числе лиц с ОВЗ, улучшать материально-техническую базу образовательной организации. Программа развития образования предлагает распространять опыт научной, практической и творческой деятельности. Это требует создания в образовательной практике определенных педагогических условий для включения обучающихся в активную познавательную деятельность, в частности, исследовательскую.

При объективной потребности общества в действующей модели непрерывной профессиональной подготовки специалиста недостаточно развиты условия для получения непрерывного профессионального образования, недостаточно проработанным является вопрос научно-методического обеспечения подготовки специалистов в условиях модернизации системы образования.

Екатеринбургский энергетический техникум строит образовательную траекторию подготовки успешных специалистов энергетической отрасли на основе установления связей ШКОЛА – ТЕХНИКУМ – ПРЕДПРИЯТИЕ.

На первом этапе реализации модели непрерывного образования как условия эффективной подготовки успешного специалиста энергетической отрасли ведется подготовка к поступлению на ступень среднего профессионального образования, проводятся мероприятия по адаптации к новой социальной среде, формирование понятия корпоративной культуры, нравственных и гражданских свойств личности. Ведется обширная профориентационная работа в школах города и  области, проводятся занятия для школьников, теннисный и шахматный турниры, олимпиады, экскурсии на энергетические предприятия. Посещая   с экскурсиями действующие энергообъекты, школьники своими глазами видели процесс производства энергии и  общались с техническими представителями электростанций, имея возможность получить знания, расширяющие рамки школьной программы по физике и химии.

На втором этапе подготовки успешного специалиста кроме получения знаний по общеобразовательному курсу предусматривается получение первичных профессиональных понятий по выбранной  специальности, продолжается адаптация к новой социальной среде, формирование корпоративной культуры, нравственных и гражданских свойств личности.

Обучающиеся первого курса активно вовлекаются в конкурсное движение, участвуют в олимпиадах различного уровня по общеобразовательным дисциплинам, социальных и учебно-исследовательских проектах,  принимают участие в конкурсах научно-исследовательских работ профессиональной направленности, что предполагает тесное сотрудничество с преподавателями специальных дисциплин, мастерами производственного обучения, а также социальными партнерами. Проводятся экскурсии в лаборатории и на полигоны, где первокурсники получают первичные представления о трудовой деятельности по выбранной специальности.

Таким образом, интеграция стандартов есть одно из условий системы непрерывного образования, регламентируемой концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг. 

Приложение

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

ДЛЯ ЗАНЯТИЯ С ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ

МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДИСЦИПЛИН ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦИКЛА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС СОО

Цель занятия:

Создание макета ФОС по дисциплине общеобразовательного цикла.

Задачи:

  1. Установить соответствие требований к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы (по ФГОС С(п)ОО) общим компетенциям (ФГОС СПО);
  2. Установить соответствие форм контроля уровням усвоения учебного материала
  3. Конкретизировать  требования к результатам усвоения учебной дисциплины, учитывая уровень сформированности знаний, умений и ОК формируемые учебной дисциплиной и соответствующие им формы контроля
  4. Заполнить макет шаблона Паспорта ФОС на основе установленных соответствий
  5. Развивать навыки самосовершенствования и саморазвития

Время проведения -  2 часа

Результатом занятия будет:

Разработка макета ФОС по учебной дисциплине для дальнейшей доработки и дополнения

Для создания макета ФОС по дисциплинам общеобразовательного цикла необходимо провести анализ нормативной документации и методического материала.

  1. Установление соответствия требований к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы (ФГОС С(п)ОО) общим компетенциям (ФГОС СПО).

Согласно ФГОС С(п)ОО образовательный процесс направлен на получение следующих результатов освоения основной образовательной программы:

Личностных, включающих готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;

метапредметных, включающих освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

предметных, включающих освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

В результате  осознанной  деятельности формируется компетенция.

Понятие  «компетенция»  относится к  области  умений, а не знаний,        это  общая способность, основанная  на  знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые  приобретены  благодаря  обучению. Компетенция не сводится  ни к знаниям, ни к навыкам. Необходимо различать компетенцию  и  умение. Умение – это  действие в специфической  ситуации, компетенция – это характеристика, которую  можно извлечь  из наблюдений  за действиями, за умениями. Таким образом, умения  представляются  как  компетенция в действии. Компетенция – это то, что порождает умение, действие.

Соответственно требованиям к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы, процесс получения образования должен быть направлен на формирование общих компетенций, включающих в себя:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Задание 1 Заполните таблицу соответствия

Результаты освоения ООП

(по ФГОС СОО)

Общие компетенции

Личностные

Предметные

Метапредметные

  1. Соответствие форм контроля уровням освоения

Теоретический материал для выполнения задания

Определение форм и методов оценки результатов реализации учебной дисциплины зависит от уровня усвоения данного материала обучающимися в соответствии с требованиями ФГОС.

Грамотная формулировка планируемого образовательного результата должна удовлетворять следующим требованиям:

  • позволять однозначно представлять деятельность/ситуацию, которая будет задана для проверки достижения обучаемыми указанного результата, не может содержать фраз, имеющих двоякое толкование и/или требующих детализации или конкретизации;
  • описывать результат деятельности, а не процесс;
  • четко указывать на каждый элемент содержания, включенный в результат;
  • включать в описание результата как знание, так и мыслительные операции, которые обучающийся должен быть в состоянии произвести с этим знанием;
  • позволять проверять сформированность образовательного результата средствами педагогической диагностики.

При определении результата каждой учебной дисциплины необходимо учитывать уровень усвоения знаний и умений:

Ознакомительный (1)

(узнавание ранее изученных объектов и свойств)

  • воспроизводит абстрактные понятия, закономерности, теории, концепции,
  • воспроизводит конкретные факты,
  • воспроизводит обобщенные характеристики предмета или явления, информацию о связях элементов системы и о самих элементов
  • восстанавливает известный алгоритм на основе конкретных действий, совершенных по нему
  • воспроизводит методы, процедуры, способы действий, техники
  • воспроизводит оценки событий, явлений, персоналий и т.п. и основания для этих оценок
  • воспроизводит знания об общем и отличном в процессах и явлениях, о причинах и следствиях, о взаимной обусловленности, о влиянии определенного фактора на систему и процесс и т.п.

Репродуктивный (2)

(выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

  • воспроизводит объяснение, перефразируя, останавливаясь на отдельных фрагментах.
  • демонстрирует или описывает явления (или процессы) в заданных условиях; приводит примеры (аналогичные, разъясняющие)
  • проводит сравнительный анализ объектов (явлений),
  • отбирает по заданным критериям алгоритм из числа известных для применения в конкретной ситуации
  • относит аргументы к тезисам;
  • сопоставляет объекты по заданным критериям и делает вывод о сходствах и различиях;
  • структурирует признаки объектов (явлений) по заданным основаниям
  • вычленяет главные и второстепенные признаки или  характеристики
  • объясняет, детализируя или обобщая (на примере известной последовательности)
  • перебирает алгоритмы из числа известных (опробованных на своем опыте) и выбирает подходящий
  • приводит объяснение с изменением формы представления (графический, аналитический и т.п.)
  • применяет знания, опираясь на заданный алгоритм деятельности
  • воспроизводит технологии

Продуктивный (3)

(планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

  • делает вывод на основе заданных посылок
  • выделяет параметры для проведения оценки объекта на основе анализа этого объекта или группы схожих объектов,
  • выявляет причинно-следственные связи,
  • находит соответствия или несоответствия; указывает и исправляет ошибки, связанные с нарушением алгоритма, в рассуждениях, действиях
  • делает вывод на основе неявных посылок,
  • аргументирует высказывание
  • самостоятельно объясняет или совершает действия, комбинируя известные факты, понятия, знание технологий
  • объясняет с заданной точки зрения (объяснение этого явления или процесса с заданной точки зрения не должны быть заранее известны ученику)
  • проверяет гипотезу с помощью эксперимента, наблюдения;
  • выделяет признаки по заданным критериям
  • выявляет и называет возможные последствия заданной причины (совокупности причин),
  • доказывает (разрабатывает систему аргументов)
  • делает прогноз изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора
  • делает вывод по заданному критерию на основе сравнительного анализа, выявляет и называет причины события, явления и т.п. (возможные причины,  наиболее вероятные причины) и другие формулировки.

Формы контроля:

  • собеседование;
  • коллоквиум;
  • тест;
  • контрольная работа;
  • лабораторная, расчетно-графическая и т.п. работа;
  • эссе и иные творческие работы;
  • реферат;        
  • отчет (по практическим занятиям, научно-исследовательской работе студентов и т.п.);
  • зачет;
  • экзамен.

Задание 2 Заполните таблицу (соответствие форм контроля уровням усвоения)

Уровни усвоения материала

Формы контроля

Ознакомительный (1)

Репродуктивный (2)

Продуктивный (3)

  1. Систематизация требований к результатам усвоения учебной дисциплины с  учетом уровня сформированности знаний, умений и ОК формируемые учебной дисциплиной и  формами контроля.

Задание 3. Перед заполнением паспорта ФОС учебной дисциплины целесообразно заполнить таблицу:

Требования к результату

Уровень сфнормированости (1-3)

Формы контроля

Знать

Уметь

  1. Оформление Паспорта ФОС по дисциплине

Краткая инструкция по заполнению таблицы паспорта ФОС:

Таблица Паспорт ФОС представляет собой планирование, сортирование и представление вашего накопленного материала по контролю знаний и умений студентов. Она призвана определить и выделить набор необходимых знаний и умений, которые будут сформированы Вами у студентов на протяжении изучения всей дисциплины. Также она дает представление о том, с каким багажом знаний и умений, а также навыков выйдет ваш студент на этап освоения выбранной специальности.

Ход работы:        

  1. Заполняем столбик №3 «Наименование темы». Информацию берем из КТП по дисциплине
  2. Выделяем распределение тем по семестрам
  3. Далее распределяем знания и умения (полные из начала рабочей программы, пункт 1.3.) по ходу их формирования и  распределяем по темам, желательно в скобках  знания и умения конкретизировать по каждой теме.
  4. Заполняем столбик 4 «Уровень освоения темы». Определяем на каком уровне должна быть освоена данная тема.

Если выбран уровень 1 ознакомительный, то формы контроля должны будут проверить только умение узнавать изученный материал, свойства и т.д.

Если выбран уровень 2 репродуктивный, то формы контроля предполагают самостоятельную деятельность обучающихся по заданию преподавателя, по инструкции под руководством.

Уровень 3 продуктивный предполагает проверочные работы выполняемые студентами самостоятельно.

  1. В соответствие с выбранным уровнем заполняем столбики 5 6 и 7, виды контроля

Лучше начать с 7 столбика «Промежуточная аттестация», в соответствие с учебным планом указать место, где проводится зачет, дифференцированный зачет или экзамен. Контрольным средством является программа промежуточной аттестации (форма контроля может быть представлена в виде тестирования или контрольной работы, либо сдачи в традиционной форме зачета или экзамена по билетам)

Далее заполняем столбик 5 «Рубежный контроль» он проводится в количестве не менее двух за семестр. Определим место проведения рубежного контроля (по КТП) и форму его проведения , также определяем уровень на котором будет проводится этот контроль. Рекомендуется подготовить материал для рубежного контроля по 3 уровням (начальный, средний и повышенный), у обучающихся должен быть выбор, на какую оценку они хотят сдать рубежный контроль.

В последнюю очередь заполняемся столбик 6 «текущий контроль», где мы определяем виды и уровень трудности для проведения поурочного контроля уровня освоения материала по данным темам.

  1. В конце заполняем столбик 2. Указываем, какие ОК формируются на протяжении изучения материала дисциплины.

Определяем, какие форма проведения контроля знаний формируют данные компетенции и распределяем их по темам.

Далее собирается конкретный материал оценочных средств, при разработке данного материала обязательно учитываются выделенные знания и умения по темам, компетенции и уровень освоения, указанные  в паспорте.

Задание 4 Заполнить шаблон макета ФОС по учебной дисциплине:

ПАСПОРТ

ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

по учебной дисциплине

________________________________________________

наименование учебной дисциплины

______________________________________________________________

базовая или профильная в соответствии с профилем получаемого профессионального образования

 по специальности:______________________________________________

Результаты обучения

(освоенные умения,

 усвоенные знания)

 ОК

Наименование темы

Уровень освоения

темы

Текущий контроль

(поурочный)

Промежуточная аттестация

(в конце семестра по уч. плану)

Наименование

 контрольно-оценочного средства

Уровень трудности

Наименование

 контрольно-оценочного средства

Уровень трудности

Из паспорта программы (пункт 1.3)

Из ФГОС по дисциплине

Из программы (поделить на семестры)

Тема 1,

Тема 2

Из программы (1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

Выбрать (из приложения): 

Например: Контрольная работа №1 - n по теме, разделу

Выбрать:

1.Начальный уровень, 2.средний уровень, 3.достаточный уровень

Тема 3 и т.д.

Тест по теме, разделу

1,2,3

Выбрать:

Зачет, Дифференцированный зачет, Экзамен

1,2,3

Примерный состав ФОС

для текущего контроля знаний, умений обучающихся

по учебной дисциплине (в зависимости от профиля получаемого ПО)

п/п

Наименование КОС

Материалы для преставления

в ФОС

1

Контрольная работа №1 - n по теме, разделу

Комплект контрольных заданий по вариантам*

2

Вопросы для  устного (письменного) опроса по теме, разделу

Перечень вопросов по теме, разделу

3

Тест по теме, разделу

Тест по теме, разделу*

4

Реферат, доклад сообщение, эссе

Темы рефератов, докладов, сообщений, эссе*

5

Индивидуальный (групповой) проект, в т.ч. курсовой проект (работа)

Темы и задания для выполнения обучающимися проектной деятельности*

6

Лабораторная работа

Методическая разработка лабораторной работы*

7

Практическое занятие – деловая игра

Методическая разработка практического занятия*

8

Практическое занятие – решение ситуационных задач

Образцы ситуационных задач*

9

Практическое занятие – семинар, круглый стол

Перечень тем для изучения и(или) обсуждения

10

Практическое занятие – расчетно-графическая работа

Образцы расчетно-графических заданий*

11

Рабочая тетрадь

Образцы заданий

Материалы, отмеченные * должны содержать критерии оценки показателей результатов обучения,  эталоны решений заданий, ключи к тестам  и т.п.

Рабочая тетрадь описывает технологию разработки паспорта фонда оценочных средств на основе методологии создания современной системы средств и технологий, способов оценки качества подготовки (результаты образования и сформированность компетенций) обучающихся в новой компетентностной парадигме.

Данный методический материал может служить основой для разработки  паспорта  фонда оценочных средств с целью формирования общих компетенций у обучающихся среднего профессионального образования при реализации Основной образовательной программы в рамках Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.

Методическое пособие составлено в помощь преподавателям для работы по созданию макета ФОС по дисциплинам общеобразовательного цикла.

Методические рекомендации составлены на основе анализа имеющихся материалов по созданию ФОС МДК и ПМ.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

  1. Российское образование. Федеральный портал:  портал [сайт].– URL: http://www.edu.ru. Дата обращения: 30.09.2013
  2. Сайт Темняткиной О.В. [сайт].– www.temnjatkina/ru. Дата обращения: 10.10.2013
  3. Педагогический портал: портал [сайт].– URL: http://www.festival.1september.ru. Дата обращения: 25.09.2013.
  4. Профобразование: портал [сайт].– www.profobrazovanie.org Дата обращения: 12.10.2013
  5. Социальная сеть работников образования: [сайт].– http://nsportal.ru/ Дата обращения: 08.10.2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правовое регулирование мероприятий по совершенствованию кадрового потенциала педагогических работников, преподающих родные языки народов России на уровнях общего и среднего профессионального образования в региональных нормативных правовых актах

В статье рассмотрены аспекты правового регулирования мероприятий по совершенствованию кадрового потенциала педагогических работников, преподающих родные языки народов России на федеральном и региональ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 10 «Родной язык» основной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования 09.02.06 Сетевой и системный администратор 11.02.15 Инфокоммуникационные сети и сист

    Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Родной язык&raq...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 10 «Родной язык» основной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования 20.02.04 Пожарная безопасность

   Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Родной язык&raqu...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.02 «Литература» основной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования 09.02.06 Сетевое и системное администрирование 11.02.15 Инфокоммуникационные сети и сис

   Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.02 «Литература» предназначена для изучения литературы в профессиональных образовательных организациях, реал...