Метапредметное погружение как эффективная форма внеурочной деятельности.
материал на тему
Метапредметное погружение как эффективная форма внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metapredmetnoe_pogruzhenie.docx | 20.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Метапредметное погружение как эффективная форма внеурочной деятельности.
Соломенникова М.А.,
учитель истории и обществознания
МБОУ «СОКШ №4»
Не секрет, что ФГОС требует от нашей деятельности на ряду с предметными и личностными, метапредметных результатов. Однако, каким образом добиться их получения, а тем более как их оценивать он молчит. Например, как проверить на контрольной работе регулятивные и коммуникативные ууд?
Одной из Моделей, дающей возможность развивать метапредметные умения и осваивать межпредметные понятия являются погружения т.е. длительное занятие (от нескольких часов до нескольких дней). Они бывают предметными, межпредметными и метапредметными.Цель Метапредметного погружения организовать такую деятельность ребят, которая бы им была близка, понятна и в которой они не только бы изучили что-то новое, но и реализовали свой опыт и знания, получили и осознали свой личный результат. Важно чтобы эта деятельность осуществлялась в ситуации неопределенности, т.е. когда нет четких «предметных ориентиров» - как в жизни. Ведь нам не говорят: «Вспомни материал по математике 6 класса и примени его». При возникновении какой-либо проблемы мы просто пытаемся актуализировать, когда-либо полученные знания и опыт для лучшего разрешения этой проблемы.
Главным результатом таких занятий является «создание учениками личных образовательных продуктов: идей, проблем, гипотез, версий, схем, опытов, текстов и пр. Все остальное служит средством достижения этой цели. Поэтому учитель в метапредметном «погружении» стремится достичь не усвоения «готового материала» учениками, а их личного творчества.
В инициативную группу педагогов вошли учителя истории, русского языка и математики. Цель нашего метапредметного погружения интегрирует в себе образовательные результаты из этих предметных областей, а также надпредметное развитие всех групп универсальных учебных действий.
Практически месяц мы проводим подобное погружение, организуя образовательные события метапредметной направленности (1 раз в неделю, по субботам).
Участниками образовательных событий являются заинтересованные учащиеся 7-8 классов.
Основная цель для учащихся - составить и оформить сборник задач по математике для 5 класса на военно-историческую тематику.
Образовательные результаты, которые должны быть приобретены учащимися в рамках данной деятельности:
- Образовательная область «Математика»: навыки составления и решения текстовых задач; навыки составления диаграмм, схем, моделей.
- Образовательная область «История»: использование исторически верных фактов для составления задач; использование материалов школьного музея для составления задач;
- Образовательная область «Филология»: навыки составления текстов разных типов; обогащение словаря.
Всю работу ребят можно разделить на несколько этапов:
А) Организационное собрание (это первое собрание, на котором учащиеся познакомились с идеей создания сборника и составили приблизительный план дальнейшей работы).
Б) Собрания для разработки, экспертирования задач (на этом собрании придуманные задачи, ребятам необходимо было представить и ответить на критику других ребят).
В) Проведение математического боя (Готовые задачи ребят должны были пройти экспертизу других групп).
В) Оформление пробного сборника и оформление плакатов (Главная задача получить отзывы и продуктивную критику от других ребят).
Дальнейшая работа будет направлена на правильное оформление задач с точки зрения русского языка.
Заключительный этап посвящен оформлению сборника.
Умения, которые формируются в результате данного погружения представлены на слайде.
Отмечу лишь, что основной упор сделан на развитие коммуникативных и регулятивных УУД. Для развития коммуникации на всех собраниях, которые мы проводили, ребята работали в группах. Им было необходимо разделить между собой темы по математике, распределить обязанности в игре «Охотники на мусор» (похожей на игру по станциям), оформить плакат, все это требует умения строить взаимоотношения в группе, что является требованием ФГОС.
Проводя собрания, каждый наш дальнейший шаг определялся обсуждением с ребятами, поэтому наши планы (т.е. педагогов) часто корректировались. Высказывание своей позиции о дальнейших действиях по созданию сборника, о пути и средствах достижения данной цели - все это и есть регулятивные УУД. Получив критику на свои задачи (на плакатах и рукописи сборника), ребята исправят свои ошибки.
Научное руководство нашей деятельностью осуществляет школа Марии Меркес, через обучающие семинары и сетевое интерактивное сообщество.
Первые наши занятия показали заинтересованность ребят в подобной деятельности (об этом говорит то, что они в выходные дни с удовольствием приходят в школу на наши занятия).
В наших планах привлечь к нашей деятельности педагогов иностранного языка (перевод текстов задач на иностранный язык); изобразительного искусства (оформление иллюстраций к сборнику); информатики (верстка сборника).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективные формы организации деятельности обучающихся в рамках ОПК
В данной презентации представлен обобщенный опыт моей работы в качестве руководителя кружка "Основы православной культуры" на базе МОУ СОШ № 37 г. Волгограда. Речь идет о некоторых эффективных формах,...
Формы внеурочной деятельности по химии, как компонент,способствующий формированию метапредметных универсальных учебных действий
Внеурочная деятельность – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки...
Статья "Формы внеурочной деятельности, способствующие достижению личностных и метапредметных результатов".
В данной статье рассказывается о формах внеурочной деятельности, способствующих достижению метапредметных компетенций. Эта статья - обмен опытом о работе над проектами, об организаци...
Технологии в достижении метапредметных результатов на занятиях по внеурочной деятельности (на примере проектной деятельности) Мини-проект «Реклама и рекламная деятельность»
В рамках реализации программы внеурочной деятельности «Основы предпринимательства» учащимся 9 класса предлагается смоделировать ситуацию, которая одноврем...
Формирование личностных и метапредметных результатов в процессе реализации внеурочной деятельности
Рассмотрены основные задачи организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС ООО, методические особенности программ ВД и специфика оценки личностных и метапредметных результатов....
Лэпбукинг – передовая и эффективная форма проектной деятельности
Статья" Лэпбукинг – передовая и эффективная форма проектной деятельности", опубликована в журнале "Практика школьного воспитания" №4, 2019 год...
Эффективность форм организации деятельности обучающихся на уроке
Проблема поиска эффективных методов, приемов и форм обучения иноязычному общению очень актуальна. Обучение и личностное развитие современного школьника возможно в том случае, если деятельность (учебна...