Метапредметное погружение как эффективная форма внеурочной деятельности.
материал на тему

Метапредметное погружение как эффективная форма внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metapredmetnoe_pogruzhenie.docx20.52 КБ

Предварительный просмотр:

Метапредметное погружение как эффективная форма внеурочной деятельности.

Соломенникова М.А.,

учитель истории и обществознания

МБОУ «СОКШ №4»

Не секрет, что ФГОС требует от нашей деятельности на ряду с предметными и личностными, метапредметных результатов. Однако, каким образом добиться их получения, а тем более как их оценивать он молчит. Например, как проверить на контрольной работе регулятивные и коммуникативные ууд?

        Одной из Моделей, дающей возможность развивать метапредметные умения и осваивать межпредметные  понятия являются погружения т.е. длительное занятие (от нескольких часов до нескольких дней). Они бывают предметными, межпредметными и метапредметными.Цель Метапредметного погружения организовать такую деятельность ребят, которая бы им была близка,  понятна и в которой они не только бы изучили что-то новое, но и реализовали свой опыт и знания, получили и осознали свой личный результат. Важно чтобы эта деятельность осуществлялась в ситуации неопределенности, т.е. когда нет четких «предметных ориентиров» - как в жизни. Ведь нам не говорят: «Вспомни материал по математике 6 класса и примени его». При возникновении какой-либо проблемы мы просто пытаемся актуализировать, когда-либо полученные знания и опыт для лучшего разрешения этой проблемы.

        Главным результатом таких занятий является «создание учениками личных образовательных продуктов: идей, проблем, гипотез, версий, схем, опытов, текстов и пр. Все остальное служит средством достижения этой цели. Поэтому учитель в метапредметном «погружении» стремится достичь не усвоения «готового материала» учениками, а их личного творчества.

В инициативную группу педагогов вошли учителя истории, русского языка и математики. Цель нашего метапредметного погружения интегрирует в себе образовательные результаты из этих предметных областей, а также надпредметное развитие всех групп универсальных учебных действий.

Практически месяц мы проводим  подобное погружение, организуя образовательные события метапредметной направленности (1 раз в неделю, по субботам).

Участниками образовательных событий являются заинтересованные учащиеся 7-8 классов.

        Основная цель для учащихся - составить и оформить сборник задач по математике для 5 класса на военно-историческую тематику.

Образовательные результаты, которые должны быть приобретены учащимися в рамках данной деятельности:

  • Образовательная область «Математика»: навыки составления и решения текстовых задач; навыки составления диаграмм, схем, моделей.
  • Образовательная область «История»: использование исторически верных фактов для составления задач; использование материалов школьного музея для составления задач;
  • Образовательная область «Филология»: навыки составления текстов разных типов; обогащение словаря.

        Всю работу ребят можно разделить на несколько этапов:

        А) Организационное собрание (это первое собрание, на котором учащиеся познакомились с идеей создания сборника и составили приблизительный план дальнейшей работы).

        Б) Собрания для разработки, экспертирования задач (на этом собрании придуманные задачи, ребятам необходимо было представить и ответить на критику других ребят).

        В) Проведение математического боя (Готовые задачи ребят должны были пройти экспертизу других групп).

        В) Оформление пробного сборника и оформление плакатов (Главная задача получить отзывы и продуктивную критику от других ребят).

        Дальнейшая работа будет направлена на правильное оформление задач с точки зрения русского языка.

        Заключительный этап посвящен оформлению сборника.

        Умения, которые формируются в результате данного погружения представлены на слайде.

        Отмечу лишь, что основной упор сделан на развитие коммуникативных и регулятивных УУД. Для развития коммуникации на всех собраниях, которые мы проводили, ребята работали в группах. Им было необходимо разделить между собой темы по математике, распределить обязанности в игре «Охотники на мусор» (похожей на игру по станциям), оформить плакат, все это требует умения строить взаимоотношения в группе, что является требованием ФГОС.

        Проводя собрания, каждый наш дальнейший шаг определялся обсуждением с ребятами, поэтому наши планы (т.е. педагогов) часто корректировались. Высказывание своей позиции о дальнейших действиях по созданию сборника, о пути и средствах достижения данной цели  - все это и есть регулятивные УУД. Получив критику на свои задачи (на плакатах и рукописи сборника), ребята исправят свои ошибки.

Научное руководство нашей деятельностью осуществляет школа Марии Меркес, через обучающие семинары и сетевое интерактивное сообщество.

Первые наши занятия показали заинтересованность ребят в подобной деятельности (об этом говорит то, что они в выходные дни с удовольствием приходят в школу на наши занятия).

В наших планах привлечь к нашей деятельности педагогов иностранного языка (перевод текстов задач на иностранный язык); изобразительного искусства (оформление иллюстраций к сборнику); информатики (верстка сборника).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные формы организации деятельности обучающихся в рамках ОПК

В данной презентации представлен обобщенный опыт моей работы в качестве руководителя кружка "Основы православной культуры" на базе МОУ СОШ № 37 г. Волгограда. Речь идет о некоторых эффективных формах,...

Формы внеурочной деятельности по химии, как компонент,способствующий формированию метапредметных универсальных учебных действий

Внеурочная деятельность – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки...

Статья "Формы внеурочной деятельности, способствующие достижению личностных и метапредметных результатов".

В данной статье  рассказывается о  формах внеурочной деятельности, способствующих достижению метапредметных компетенций.  Эта статья - обмен опытом о работе над проектами, об организаци...

Технологии в достижении метапредметных результатов на занятиях по внеурочной деятельности (на примере проектной деятельности) Мини-проект «Реклама и рекламная деятельность»

       В рамках реализации программы внеурочной деятельности «Основы предпринимательства» учащимся 9 класса предлагается смоделировать ситуацию, которая одноврем...

Формирование личностных и метапредметных результатов в процессе реализации внеурочной деятельности

Рассмотрены основные задачи организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС ООО, методические особенности программ ВД и специфика оценки личностных и метапредметных результатов....

Лэпбукинг – передовая и эффективная форма проектной деятельности

Статья" Лэпбукинг – передовая и эффективная форма проектной деятельности", опубликована в журнале "Практика школьного воспитания" №4, 2019 год...

Эффективность форм организации деятельности обучающихся на уроке

Проблема поиска эффективных методов, приемов и форм обучения иноязычному общению очень актуальна. Обучение и личностное развитие современного школьника возможно в том случае, если деятельность (учебна...