Алгоритм построения ИОМ в профильных классах
методическая разработка на тему

Рискова Татьяна Викторовна

Структура индивидуального образовательного маршрута  (и на уровне ученика, и на уровне учителя) включает следующие компоненты:
целевой (постановка целей получения образования, формулирующихся на основе государственного образовательного стандарта, мотивов и потребностей ученика при получении образования);
содержательный (обоснование структуры и отбор содержания учебных предметов, их систематизация и группировка, установление межцикловых, межпредметных и внутрипредметных связей);
технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания);
диагностический (определение системы диагностического сопровождения);
организационно-педагогический (условия и пути достижения педагогических целей).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_rts_01.1112.2015.docx52.75 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_po_iom.ppt983.5 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1.

Индивидуальный образовательный маршрут учащегося как одно из условий повышения качества знаний по предмету, способ развития детской одаренности.

Слайд 2.

«Обучение должно быть построено так, чтобы оно стало нужным человеку для продолжения развития, профессиональной дальнейшей деятельности»

                                                                                     Д. Б. Эльконин

Слайд 3.

В условиях перехода ОО на ФГОС общего образования, с принятием нового закона «Об образовании в РФ» существенно меняется содержание и характер деятельности педагогических работников. Идет активный поиск моделей и технологий обучения, которые позволили бы обеспечить каждому ученику собственную траекторию учения. Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным.

В документах, посвященных модернизации российского образования, ясно выражена мысль о смене ориентиров образования: от получения знаний и реализации абстрактных воспитательных задач  к формированию универсальных способностей личности, основанных на новых социальных ценностях и потребностях.

Слайд 4.

Нормативно-правовые аспекты решения проблемы индивидуализации обучения определены:

  • Концепцией профильного обучения,
  • Национальной законодательной инициативой «Наша новая школа»,
  • Федеральной целевой программой развития образования на период 2011-2015 годы,
  • Концепцией «Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики – 2020»,
  • ФЗ «Об образовании в РФ» (ст.17),
  • ФГОС общего образования.

Слайд 5.

Одним из способов решения задачи индивидуализации образовательного процесса является разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов учащихся.

Слайд 6.

Появление нового направления педагогической деятельности обусловлено возникшим противоречием между инновационным характером государственных требований к планируемым результатам освоения каждым учащимся основных образовательных программ и недостаточной разработанностью на институциональном уровне механизмов управления образовательным процессом.

 Использованием ИОМ при наличии определенного комплекса условий позволит обеспечить современное качество образования.

Слайд 7.

Однако сегодня можно утверждать, что всеобщее применение ИОМ маршрутов затруднено из-за отсутствия в широком доступе систематизированной теоретической основы процесса разработки и реализации ИОМ.

В качестве методического пособия по составлению и использованию ИОМ  можно рекомендовать издание Волгоградского автора М. А. Кунаш «Индивидуальный образовательный маршрут школьника», 2015 год.

В своем выступлении я постараюсь кратко изложить   тот небольшой опыт работы, накопившемся в нашей образовательной организации (МБОУ «СШ №21») по разработке и применению ИОМ.

Слайд 8.

А именно, остановлюсь на:

  • создание единого пространства по проектированию образовательных маршрутов на уровне образовательной организации (в соответствии с целями и задачами развития школы);
  • разработке образовательных маршрутов по отдельным направлениям: работа со слабоуспевающими обучающимися,  работа с одаренными обучающимися, работа по формированию навыков проектной и исследовательской деятельности;
  • применение образовательных маршрутов конкретно к предмету математика.

Слайд 9.

Что же мы понимаем под ИОМ? Существует множество трактовок ИОМ.  От ограниченно узких до широких.

«Индивидуальный образовательный маршрут – это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации». (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.)

Слайд 10.

«Индивидуальный образовательный маршрут – это  персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании».
«Способ самоопределения, самореализации и проверки правильности выбора профилирующего направления дальнейшего обучения»

«ИОМ – специфический метод индивидуального обучения, помогающий ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках учащихся, овладеть ключевыми образовательными технологиями, осуществить психолого-педагогическую поддержку ребёнка, а значит повысить уровень учебной мотивации».

При ограничении понятия ИОМ только содержательным наполнением возникает множество противоречий, не позволяющих согласовать их между собой. Мы приняли за основу первое  определение ИОМ.

Принятие ИОМ как комплексного документа,  модели образовательного пространства снимает              ряд  противоречий.

Слайд 11.

С понятием «индивидуальный образовательный маршрут» тесно связаны  понятия «индивидуальная образовательная траектория», «индивидуальная образовательная программа», «индивидуальная учебный план».  

Все они связаны между собой . Так например:
Понятие «
индивидуальная образовательная траектория» обладает более широким значением и характеризуется многоаспектностью и несколькими направлениями реализации:

  •  содержательным (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут),
  • деятельностным (специальные педагогические технологии),
  • процессуальным (организационный аспект).

Другими словами, Индивидуальная образовательная траектория включает в себя ИОМ.

Слайд 12.

Попытаемся ответить на вопросы?

- Вид какого документа должен иметь образовательный маршрут?

-Какова структура этого документа?

-Кем и с какой целью он разрабатывается?

-Через какие формы реализуется?

-Возможные направления разработки ИОМ?

Слайд 13.

Универсального рецепта создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) в настоящий момент нет. Невозможно определить этот маршрут на весь период обучения.  ИОМ должен отражать процесс изменения в развитии и обучении ребенка. С помощью ИОМ происходит своевременная коррекция педагогического процесса. 

Слайд 14.

На сегодняшний  день опыт нашей работы привел к тому,  что  в нашем ОУ ИОМ имеет вид

Уровень

Вид документа

СтатусСводная таблица

1

На уровне педагога

1)Программа.

Дополнительная образовательная программа.

2)Индивидуальный план работы.

Комплексный план

2

На уровне ученика

Маршрутный лист

Продукт совместной деятельности учителя, ученика, родителей.

3.

На уровне классного руководителя.

Карта.

Сводная форм учебной и внеучебной деятельности, отражающая общеразвивающее поле клаасного коллектива и позволяющая в процессе реализации образовательных маршрутов осуществлять педагогическое сопровождение.

Слайд 15.

Структура индивидуального образовательного маршрута  (и на уровне ученика, и на уровне учителя) включает следующие компоненты:
целевой (постановка целей получения образования, формулирующихся на основе государственного образовательного стандарта, мотивов и потребностей ученика при получении образования);
содержательный (обоснование структуры и отбор содержания учебных предметов, их систематизация и группировка, установление межцикловых, межпредметных и внутрипредметных связей);
технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания);
диагностический (определение системы диагностического сопровождения);
организационно-педагогический (условия и пути достижения педагогических целей).
Достигается это путем:

  • структурирования педагогического процесса (согласование мотивов, целей, образовательных потребностей, а, следовательно, и индивидуального образовательного маршрута с возможностями образовательной среды);
  • сопровождения (осуществление консультативной помощи при разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута);
  • регулирования (обеспечение реализации индивидуального образовательного маршрута через использование адекватных форм деятельности);

результативный (формулируются ожидаемые результаты).

Обучение школьников по индивидуальным траекториям образовательного маршрута позволяет:

  • усилить поисково-исследовательский, проблемный характер предметного содержания обучения, связанный с апробированием, моделированием, экспериментированием в рамках образовательных областей;
  • создать условия для профилизации обучения, формировать Портфолио учащегося;
  • сосредоточить контрольно-оценочную деятельность учащихся на анализе и оценке способов и результатов собственной самостоятельной работы;
  • перевести контрольно-оценочную деятельность учителя, во-первых, на помощь в освоении учащимися способов учения, во-вторых, на фиксацию исключительно достижений учащихся;

Задача школы – сформировать и углубить способности ученика.

Слайд 16.

Возможные направления  ИОМ:

-углубленное изучение предмета или отдельных тем;

-расширенное обучение;

-компенсирующее обучение;

-опережающее обучение.

Слайд 17.

Цели ИОМ

-организация деятельности одаренных детей,

-ликвидация пробелов в знаниях обучающихся,

-организация обучения на повышенном  уровне через выбор предлагаемых элективных учебных курсов, профильных предметов,

-организация исследовательской деятельности,

-другие.

Слайд 18.

При проектировании ИОМ.

В 5-6 классах:

Педагог  является инициатором основных видов деятельности при  разработке и реализации ИОМ . Он формулирует цель, задачи, определяет направленность, осуществляет отбор форм, видов, способов деятельности; формирует и поддерживает мотивацию, информирует школьника о целях и планируемых результатах, осуществляет функции контроля.

Ученик получает информацию о цели и содержании ИОМ, требованиях по реализации ИОМ, собственных особенностях, действует под руководством педагога.

В 7-9 классах:

Педагог мотивирует обучающихся к построению ИОМ, раскрывает сущность отдельных его элементов.

Ученик совместно с педагогом проектирует ИОМ, обосновывает выбор форм, методов деятельности.

В 10-11 классах:

Ученик самостоятельно определяет цели, задачи, проектирует ИОМ (составляет маршрутный лист), обосновывает выбор форм, методов деятельности.

Педагог сопровождает обучающегося, корректирует отдельные элементы.

Слайд 19

ИОМ ученика реализуется различными способами:

-классно-урочная система (наряду с посещением уроков по выбранной теме в своем классе может быть организовано обучение в другом классе);

-групповые и индивидуальные формы занятий;

-самостоятельная деятельность (сочетающаяся с консультациями);

-практическая деятельность

Другими словами  ИОМ строится с использованием  всех форм учебной и внеучебной деятельности в целях социальной самореализации личности и формирования обучающимися опыта допрофессиональной подготовки.

Слайд 20

Обеспечение в школе реализации индивидуально-образовательных маршрутов учащихся – это попытка решения проблемы развития личности, её готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования. Это попытка увидеть учебный процесс с позиции ученика.

Создание в школе единого пространства по разработке и реализации ИОМ позволяет значительно повысить эффективность их применения.

Какие же шаги на наш взгляд должна сделать ОО с целью создание единого пространства по проектированию образовательных маршрутов (в соответствии с целями и задачами развития школы)?

Слайд 21, 22

Шаги

Где нашли отражение

1

Самоопределение ОО: выбор целей и задач  развития ОО, соотнесение их с социальным заказом  общества (выявление потребностей  родители, обучающиеся).

1.Программа развития ОО,

2.Основная образовательная программа.

3. Рабочая программа по учебному предмету, элективным учебным предметам, внеурочной деятельности.

2

Разработка и принятие на уровне ОО модели организации образовательной деятельности с использованием  ИОМ.

Положение «Об индивидуальных образовательных маршрутах», приказ директора по утверждению формы маршрутного листа обучающегося,  другие документы (Положение об индивидуальных и групповых занятиях, внеурочной деятельности, дополнительных занятиях  в неурочное время) .

3

Анализ диагностики индивидуальных особенностей обучающихся на уровне ОО (по результатам предыдущего периода).

Рассмотрение и обсуждение по классам (параллелям, МО) списков одаренных детей, детей нуждающихся в коррекции знаний, часто болеющих, детей с ОВЗ, других категорий.

4.

Определение технологий и методик индивидуального педагогического сопровождения указанных категорий.

Локальный акт.

5.

Анализ ресурсного обеспечения эффективного управления реализацией ИОМ.

Мониторинг деятельности ОО.

6.

Разработка и реализация педагогами ИОМ на указанный период.

Приказ директора школы по организации образовательной деятельности с использованием ИОМ на текущий год, четверть, другие периоды.

7.

Промежуточный и итоговый анализ реализации ИОМ, коррекция.

Анализ работы школы за год.

Процесс формирования единого пространства по проектированию образовательных маршрутов на уровне образовательной организации находится в начале пути. Идет процесс становления.

Исходя из целей развития ОО, анализа работы школы за предыдущий период, диагностики обучающихся,  на 2015-2016 год в нашей ОО приказом директора школы определены следующие направления разработки и реализации ИОМ:

  • реализация профильного обучения;
  • работа со слабоуспевающими обучающимися;  
  • работа с одаренными обучающимися;
  • работа по формированию навыков проектной и исследовательской деятельности.

Слайд 23

 Кратко остановлюсь на разработке ИОМ для одаренных детей.

По данным международной статистики 25% детей являются одаренными. Задача школы - сформировать и углубить способности ученика. Опираясь на идею всеобщей генетической одаренности, современный учитель должен обеспечить поле деятельности для самопроявления и самовыражения ученика.

«Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологическом конкурентном мире» («Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»).

 Отличительной особенностью обучения  одаренных детей может стать разработка ИОМ с широким использованием системы олимпиад.

Виды олимпиад:

-всероссийская олимпиада,

-олимпиада по основам наук Уральского федерального округа,

-математический конкурс «Кенгуру»,

-собственные школьные олимпиады,

-дистанционные олимпиады,

-другие.

Слайд 24

Именно школьные олимпиады имеют своей целью:

-расширение кругозора учащихся,

-развитие интереса к изучаемому предмету,

-выявление одаренных учащихся.

Слайд 25

Успешное развитие математической одарённости достигается при выполнении определённых условий:

-создание особой развивающей среды,  включающей организацию учебной деятельности на уроке,

-внеурочную деятельность,

-организацию самостоятельной работы обучающихся; 

-углубление и обогащение содержания математического образования; -

создание особых организационных условий (работа по индивидуальному плану и составление индивидуальных программ обучения);

-эффективное  использование педагогических технологий, включение современных информационных технологий,  технологии дистанционного обучения;

-совершенствование профессиональных и личностных качеств педагога.

Вывод: Ценность индивидуального образовательного маршрута состоит в том, что он позволяет каждому, на основе оперативно регулируемой самооценки, активного стремления к совершенствованию обеспечить выявление и формирование творческой индивидуальности, формирование и развитие ценностных ориентаций, собственных взглядов и убеждений, неповторимой технологии деятельности.


Хочу продемонстрировать закрепившиеся  в нашей ОО наработки:

- карту выбора  форм учебной и внеучебной деятельности для выстраивания ИОМ. 

На мой взгляд данная форма позволяет проектировать общеразвивающее поле класса, группы; контролировать полноту реализации основной образовательной программы (использование таких форм как индивидуальные, групповые занятия, внеурочная деятельность, элективные учебные предметы, курсы по выбору, предпрофильная подготовка, внеурочная деятельность),  дополнительных образовательных программы.

-нормативные документы, приказы: приказ по утверждению индивидуальных маршрутов обучения, утверждению индивидуальных планов работы  по подготовке к итоговой аттестации, другие.

В качестве примера демонстрирую маршрутный лист ученика профильного класса

Приложение  к приказу № 340     от   18.09.2015 года

Лист индивидуального маршрута обучения.

ФИО __________________________________________________

Ученика(цы) _____ класса МБОУ «СШ  №21»

На 2015/2016 учебный год.

         Выбор элективных учебных предметов.

Название курса

Количество часов

Расписание

кабинет

Учитель

1

2

3

Индивидуальные, групповые занятия по предмету

Предмет

Направления занятий

Расписание

ФИО учителя

Подпись

1

Ликвидация пробелов в знаниях

2

Подготовка к олимпиаде

3

Другое (платные образовательные услуги, услуги репетитора)

Проектные, исследовательские работы

Предмет

Тема

Цель

ФИО учителя

Подпись

1

2

3

Участие в конкурсах, олимпиадах

Предмет

Тема

Цель

ФИО учителя

Подпись

1

2

3

Участие в спортивных соревнованиях

Предмет

Название

Сроки

ФИО учителя

Подпись

1

2

3

Дата заполнения

Подпись обучающегося

При организации элективных курсов в 10-11 классах мы используем поточный метод организации. Когда обучающиеся ходят на элективные учебные предметы не классом, а потоком. Предлагаем избыточный перечень элективных курсов. Это позволяет расширить спектр элективных учебных предметов, обеспечить широкий выбор, дает возможность построения новых образовательных траекторий.

При проектировании образовательных маршрутов в профильной школе мы придерживаемся следующих этапов:

  • постановка образовательной цели (индивидуальный выбор цели профильной подготовки);
  • рефлексия (осознание и соотнесение индивидуальных потребностей с требованиями профиля);
  • выбор пути (вариантов) реализации поставленной цели;
  • конкретизация цели (выбор курсов);
  • оформление маршрутного листа.

Лист индивидуального маршрута обучения.

ФИО Онайтиса    Дэнаса

Ученика 11Б класса МБОУ «СШ  №21»

На 2015/2016 учебный год.

  1.  Выбор элективных учебных предметов.

Предмет

Количество часов

Расписание

кабинет

Учитель

1

Русский язык

35

Вторник, четверг

(по расписанию уроков)

303

Омарбекова С. В.

2

Математика

35

Вторник, пятница

(по расписанию уроков)

409

Савчук Л.И.

3

Физика

35

Понедельник

(по расписанию уроков)

309

Кедьо О. Б.

  1. Индивидуальные, групповые занятия по предмету

Форма занятий/Предмет

Направления занятий

Сроки/

Расписание

ФИО учителя

Примечание

1

Групповые занятия по русскому языку

Ликвидация пробелов в знаниях, подготовка к ЕГЭ

Еженедельно

с 01.11.2015

Омарбекова С. В.

Согласно графика

2

Групповые занятия по литературе

Подготовка к итоговому сочинению

1.с 01.10-25.10

(пн -15.00)

2.с 27.10-03.11

( вт, ср -09.00)

3.с 05.11—1.12.

(пн, вт, ср-15.00)

Омарбекова С. В.,

Абайдуллина А. Н.,

Шелестюк Е. В.,

Вельмакова Н. Н.

Согласно графика

3

Групповые занятия по математике

Ликвидация пробелов в знаниях, подготовка к ЕГЭ

Еженедельно

с 01.11.2015

Воскресенье, 15.00

Савчук Л. И.

4

Индивидуальные занятия по географии

Углубленное изучение отдельных тем по предмету.Подготовка к Всероссийской олимпиаде по географии на школьном, муниципальном, региональном уровне

1.четверг, 15.00

Тюрина Н. П.

5

Научная сессия по географии

Подготовка к Всероссийской олимпиаде по географии на муниципальном, региональном уровне

Пятница, 16.30-18.30

Нижневартовский экономико-правовой институт, филиал ТГУ

Середовских

Борис Анатольевич

Кандидат географических наук, доцент

3

Платные образовательные услуги по физике

Другое (платные образовательные услуги, услуги репетитора).

С 01.10.15

Суббота 11.00

Кедьо О. Б.

3.Проектные, исследовательские работы

Предмет

Тема

Сроки

ФИО учителя

Примечание.

1

Исследовательская работа по географии

Влияние географического положения на жизнь людей нашего города

Ноябрь-февраль

Тюрина Н. П.

  1. Участие в конкурсах, олимпиадах

Предмет

Сроки

ФИО учителя

Планируемый результат

Примечание

1

Всероссийская олимпиада по географии

Октябрь-ноябрь

Тюрина Н. П.

Победа на школьном, муниципальном, региональном уровне

2

Уральская олимпиада по основам наук

Ноябрь, февраль

Лазаренко Н. А., Кедьо О. Б.

Выйти в 3 тур и победить

3

Дистанционные олимпиады по географии, физике

Октябрь-февраль

Тюрина Н. П.

Лазаренко Н. А.

Занять призовое место

  1. Участие в спортивных соревнованиях

Предмет

Название

Сроки

ФИО учителя

Подпись

1

Физическая культура

Кросс нации

Сентябрь

Спицин Р. В.

Дата заполнения

Подпись обучающегося

Классный руководитель

Филимонова Е. Г.

Закрепился в нашем образовательном учреждении «План работы учителя по подготовке обучающихся к ЕГЭ, ОГЭ».

 

Поэтому опыт каждой образовательной организации ценен по- своему.




Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Из опыта работы по применению ИОМ Индивидуальный образовательный маршрут учащегося как одно из условий повышения качества знаний, способ развития математической одаренности. Т. В. Рискова, учитель математики МБОУ «СШ №21»

Слайд 2

Из опыта работы по применению ИОМ «Обучение должно быть построено так, чтобы оно стало нужным человеку для продолжения развития, профессиональной дальнейшей деятельности» Д. Б. Эльконин

Слайд 3

Из опыта работы по применению ИОМ Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным.

Слайд 4

Нормативно-правовые аспекты решения проблемы индивидуализации обучения определены: Концепцией профильного обучения, Национальной законодательной инициативой «Наша новая школа», Федеральной целевой программой развития образования на период 2011-2015 годы, Концепцией «Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики – 2020», ФЗ «Об образовании в РФ» (ст.17), ФГОС общего образования.

Слайд 5

Из опыта работы по применению ИОМ ИОМ – один из способов решения задачи индивидуализации образовательного процесса.

Слайд 6

Из опыта работы по применению ИОМ Появление ИОМ обусловлено возникшим противоречием между инновационным характером государственных требований к планируемым результатам освоения каждым учащимся основных образовательных программ и недостаточной разработанностью на институциональном уровне механизмов управления образовательным процессом.

Слайд 7

Из опыта работы по применению ИОМ Проблема Разработка и применение ИОМ маршрутов затруднено из-за отсутствия в широком доступе систематизированной теоретической основы процесса разработки и реализации ИОМ.

Слайд 8

Из опыта работы по созданию и применению ИОМ Направления - создание единого пространства по проектированию образовательных маршрутов на уровне образовательной организации; - разработке образовательных маршрутов по отдельным направлениям; - применение индивидуальных образовательных маршрутов конкретно к предмету математика.

Слайд 9

Что мы понимаем под ИОМ? «Индивидуальный образовательный маршрут – это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации». (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.)

Слайд 10

Что мы понимаем под ИОМ? «Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании». «Способ самоопределения, самореализации и проверки правильности выбора профилирующего направления дальнейшего обучения» ИОМ – специфический метод индивидуального обучения, помогающий ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках учащихся, овладеть ключевыми образовательными технологиями, осуществить психолого-педагогическую поддержку ребёнка, а значит повысить уровень учебной мотивации.

Слайд 11

Понятия, связанные с ИОМ «индивидуальная образовательная траектория», «индивидуальная образовательная программа», «индивидуальная учебный план».

Слайд 12

Из опыта работы Попытаемся ответить на вопросы? - Вид какого документа должен иметь образовательный маршрут? -Какова структура этого документа? -Кем и с какой целью он разрабатывается? -Через какие формы реализуется? -Возможные направления разработки ИОМ?

Слайд 13

Из опыта работы Универсального рецепта создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) в настоящий момент нет.

Слайд 14

Из опыта работы На уровне педагога 1)Программа. 2)Индивидуальный план работы. На уровне ученика Маршрутный лист. На уровне классного руководителя . Карта.

Слайд 15

Из опыта работы Структура ИОМ включает компоненты: -целевой, -содержательный, -технологический, -диагностический, организационно-педагогический, -результативный.

Слайд 16

Из опыта работы Возможные направления ИОМ : - углубленное изучение предмета или отдельных тем, - расширенное обучение, - компенсирующее обучение; -профильное обучение, -опережающее обучение, -другие.

Слайд 17

Из опыта работы Цели ИОМ: -организация деятельности одаренных детей, -ликвидация пробелов в знаниях обучающихся, -организация обучения на повышенном уровне через выбор предлагаемых элективных учебных курсов, профильных предметов, -организация исследовательской деятельности, -другие.

Слайд 18

Из опыта работы по применению ИОМ Этапы проектирования ИОМ Постановка образовательной цели. Самоанализ, рефлексия (осознание и соотнесение индивидуальных потребностей с внешними требованиями). Выбор пути (вариантов) реализации поставленной цели. Конкретизация цели (выбор курсов). Оформление маршрутного листа.

Слайд 19

Из опыта работы по применению ИОМ ИОМ ученика реализуется различными способами: -классно-урочная система; -групповые и индивидуальные формы занятий; -самостоятельная деятельность (сочетающаяся с консультациями); -практическая деятельность

Слайд 20

Из опыта работы по применению ИОМ Создание в школе единого пространства по разработке и реализации ИОМ позволяет значительно повысить эффективность их применения.

Слайд 21

Из опыта работы по применению ИОМ на уровне ОО - самоопределение : выбор целей и задач развития ОО, соотнесение их с социальным заказом общества (выявление потребностей родители, обучающиеся); - разработка и принятие на уровне ОО модели организации образовательной деятельности с использованием ИОМ; - анализ диагностики индивидуальных особенностей обучающихся на уровне ОО (по результатам предыдущего периода).

Слайд 22

Из опыта работы по применению ИОМ на уровне ОО - определение технологий и методик индивидуального педагогического сопровождения указанных категорий, - анализ ресурсного обеспечения эффективного управления реализацией ИОМ, - разработка и реализация педагогами ИОМ на указанный период, - промежуточный и итоговый анализ реализации ИОМ , коррекция.

Слайд 23

Из опыта работы по применению ИОМ ИОМ для одаренных детей Отличительной особенностью обучения одаренных детей может стать разработка ИОМ с широким использованием системы олимпиад.

Слайд 24

Из опыта работы по применению ИОМ Именно школьные олимпиады имеют своей целью: -расширение кругозора учащихся, -развитие интереса к изучаемому предмету, -выявление одаренных учащихся.

Слайд 25

Из опыта работы по применению ИОМ Успешное развитие математической одарённости достигается при выполнении определённых условий: - создание особой развивающей среды; - углубление и обогащение содержания математического образования; -создание особых организационных условий (работа по индивидуальному образовательному маршруту); -эффективное использование педагогических технологий; совершенствование профессиональных и личностных качеств педагога.

Слайд 26

Из опыта работы по применению ИОМ Под выбором индивидуального образовательного маршрута мы понимаем создание специальных педагогических условий для возможности выбора способов, форм и методов обучения, позволяющих поддерживать различные образовательные интересы учащихся при обучении.

Слайд 27

Из опыта работы по применению ИОМ Выяснилось, что при наличии четырех основных профилей существуют образовательные маршруты учащихся, отличающиеся набором и уровнем основных учебных курсов школьного компонента и набором спецкурсов элективного компонента. Из 49 возможных спецкурсов, рекомендуемых в качестве обязательных для завершения профиля, и спецкурсов свободного выбора реально начали работать 16. Это спецкурсы, которые были выбраны минимум 13 учащимися – минимальное количество учащихся, которое позволяет реализовать в школе данный спецкурс. Помимо рекомендованных к каждому профилю, наиболее популярными оказались такие спецкурсы, как «Начала философии» и «Информационные технологии в образовании». Следует заметить, что реализация такого большого числа спецкурсов и образовательных маршрутов учащихся возможна только при наличии в школе как минимум трех 10-х классов профильного обучения. Лишь в этом случае возможно открытие нужного количества спецкурсов, организация модульных, а в дальнейшем и разновозрастных модульных спецкурсов.

Слайд 28

Из опыта работы по применению ИОМ Использование индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) при обучении математике. Т. В. Рискова, учитель математики МБОУ «СШ №21»

Слайд 29

Из опыта работы по применению ИОМ Актуальность вопроса Каждый человек – единственный и неповторимый в своей индивидуальности. Индивидуальность выражается в индивидуальных особенностях и различиях. Индивидуальными особенностями обусловлено формирование всех качеств. Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании. Процесс выявления, реализации и развития способностей ученика происходят в ходе образовательного движения по индивидуальному маршруту.

Слайд 30

Из опыта работы по применению ИОМ Ученик сможет продвигаться по образовательному маршруту во всех образовательных областях, в том случае, если ему будут представлены возможности: - определить индивидуальный смысл изучения учебной дисциплины; - ставить собственные цели в изучении конкретной темы или раздела; - выбирать оптимальные формы и темпы обучения; - применять те способы учения , которые наиболее соответствуют его индивидуальным особенностям; - рефлексивно осознавать полученные результаты , осуществлять оценку и корректировку своей деятельности.

Слайд 31

Из опыта работы по применению ИОМ Требования к ИОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ каждого уровня должен отвечать специфическим требованиям: -допускать возможность и необходимость маршрутов других уровней; -учитывать разброс целей образовательных субъектов другого уровня; -предполагать вариативность достижения обозначаемых в маршруте целей; -обеспечивать соответствующий баланс заданности и выбора в каждом из структурных компонентов маршрута.

Слайд 32

Из опыта работы по применению ИОМ Предварительная работа при проектировании ИОМ Индивидуальный образовательный маршрут по математике должен содержать ответы на вопросы: Зачем мне нужно заниматься математикой? Какие темы я буду изучать из учебника? Дистанционно? Чему я хочу научиться? Какие темы я планирую изучить дополнительно? Мои самые интересные вопросы и проблемы? Тема моей творческой работы? Что я буду делать? Как заниматься? Что мне необходимо для занятий? В чем будут состоять результаты моих занятий? Как я буду отслеживать, контролировать свои результаты?

Слайд 33

Из опыта работы по применению ИОМ Работа с дистанционными курсами по математике как элемент ИОМ При использовании индивидуальных образовательных маршрутов целесообразно включать в планирование элементы дистанционных курсов: ученики могут смотреть ролики и презентации по изучаемой теме, выполнять интересные задания, изучать интерактивные модели, готовиться к итоговой аттестации – все это в удобное для них время! Учитель может дистанционно контролировать полученные учеником результаты.

Слайд 34

Пример использования ИОМ при обучении математике неуспевающих детей ИОМ (индивидуальный образовательный маршрут) Ученика(цы)_____________________________ Учитель_________________________________ Цель: ликвидация пробелов по математике. № п/п Тема Задание Форма занятий Срок Отметка о выполнении 1 2

Слайд 35

Пример использования ИОМ при обучении математике одаренных детей ИОМ (индивидуальный образовательный маршрут) Ученика(цы)_____________________________ Учитель_________________________________ Цель: углубление знаний по предмету математика. № п/п Тема для изучения на базовом уровне Расширение, углубление знаний по теме Форма занятий Срок Форма контроля 1 2

Слайд 36

Из опыта работы по применению ИОМ Ожидаемый результат реализации ИОМ Разработав индивидуальный образовательный маршрут учитель будет : иметь четкое представление о том, с какой целью, на каких уроках и как конкретно он будет использовать его; изучать и знать общую готовность детей к учебной деятельности, восприятию конкретного учебного материала; предвидеть затруднения, которые могут возникнуть у детей при усвоении нового материала и выполнении дифференцированных заданий; использовать в системе уроков индивидуальные и групповые задания; постоянно анализировать эффективность индивидуального и дифференцированного обучения; иметь четкое представление о том, как будет продолжена работа на следующих уроках; использовать дифференцированное обучение не эпизодически, а в системе

Слайд 37

Из опыта работы по применению ИОМ

Слайд 38

Из опыта работы по применению ИОМ

Слайд 39

Из опыта работы по разработке ИОМ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Алгоритмы сжатия. Алгоритм построения орграфа Хаффмана»

Строится код (орграф) Хаффмана, с помощью которого происходит процесс сжатия, икак правило,  получение более компактного выходного потока информационных единиц из некоторого изначально некомпактн...

Алгоритмы построения графиков с модулем

Электронное пособие создано для элективного курса "Уравнения, неравенства и графики с модулем". В нем приводятся алгоритмы построения графиков с модулем трёх видов,а далее применяются эти алгоритмы к ...

Научно-практическая разработка "Изучение темы "Алгоритмы и алгоритмические структуры в профильном классе ""

АктуальностьДанная работа является актуальной  в свете перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) третьего поколения. Введение ФГОС привело к существенному изменению...

Практическое задание №17 Тема: Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов.

Практическое задание №17Тема: Работа с учебным исполнителем алгорит­мов: построение линейных алгоритмов....

Мастер класс «Алгоритм построения вопросов при решении различных коммуникативных задач»

Цель демонстрация технологии (методов,форм, приемов и стратегий) работы, которая используется учителем при формировании умений учащихся задавать вопросы при решении различных коммуникативных задач....