Особенности исследовательской работы с одаренными детьми
учебно-методический материал по теме

Луста Елена Андреевна

Из личного опыта построения исследовательской работы с детьми

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеурочная исследовательская деятельность по истории 

От меня, как от учителя, требуется: умение отобрать наиболее интересные и практически значимые темы исследований; владение достаточным арсеналом исследовательских, поисковых методов, умение организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся; переориентация учебно-воспитательной работы по предмету на приоритет разнообразных видов самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет индивидуальных, парных, групповых видов самостоятельной работы исследовательского, поискового, творческого плана. В этом случае моя позиция лидирующая, но не доминирующая, я выполняю функции режиссера- консультанта, но не распорядителя, играю роль не только организатора, но и соучастника такого учебного процесса, который строится как диалог учащихся с познаваемой реальностью, с другими людьми, как обогащение их целостного личного опыта.

В процессе организации исследовательской деятельности моих учеников я стараюсь находиться у них в тени, избавить их от назидания, навязывания собственных взглядов. Свою роль я свожу к роли наставника, консультанта, помощника, иногда оппонента (особенно, если ребёнку нужно окончательно определиться в собственной правоте и сделать это возможно через сравнение с другими мнениями). Но моё фоновое присутствие не сводится к уходу от сотрудничества с детьми, я стараюсь в рамках достаточно специфической для школьного образования деятельности реализовать существенные задачи исторического образования:

- обращение учащихся к исторической науке как таковой, к именам историков, осуществивших исследования, на основе которых раскрываются теории, гипотезы исторического процесса, отдельных его периодов;

- ознакомление школьников с фрагментами историографии;

- понимание учащимися на доступном уровне методологии исследователей, особенностей исторического, историко-социологического, историко-политологического, историко-культурологического, антропологического анализа событий, процессов и явлений прошлого.

То есть речь идет о развивающем обучении.

Я стараюсь максимально реализовать свои коммуникативные способности (умение организовать и вести дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не давя на аудиторию своим авторитетом; способность генерировать новые идеи, направить учащихся на поиск путей решения поставленных проблем; умение устанавливать и поддерживать в устойчивый, положительный эмоциональный настрой).

Безусловно, необходимым для меня условием является владение информационной грамотностью (ориентация в печатных источниках информации, аудиовизуальная культура, владение технологиями мультимедиа и т.д.), умение интегрировать знания из различных областей и разных источников информации для решения проблематики выбранных исследований.

От учащихся требуется: знание и владение основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, гипотез, методов их решения); владение коммуникативными навыками; умение интегрировать ранее полученные знания по разным учебным дисциплинам для решения познавательных задач.

Создание исследовательских работ всегда ориентировано на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которая выполняется в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению.

Исследовательская работа призвана помочь учащимся почувствовать практическую значимость получаемых знаний по предмету, научиться ориентироваться в достаточно распространенных источниках информации, систематизировать свои знания, полученные при изучении разных предметов, развить свой творческий потенциал.

Работа над исследованием строится в несколько этапов.

На первом этапе определяется тема, отбираются необходимые источники информации, составляется своеобразная маршрутная карта реализации исследования. Темы для исследований учащихся выбираются из широкой палитры, изучаемых в обычной образовательной системе. Темы могут иметь проблемный, сюжетный, обзорный, локальный и - в нашем случае - практически всегда краеведческий характер. Их можно найти в самых различных местах. Порой достаточно просто расспросить своих знакомых и близких, поискать материалы в семейных, школьных или городских архивах, полистать подшивки старых газет в библиотеке.

Несомненно, большой интерес может представлять история родного города, улицы, а иногда и одного дома. В нашем городе немало зданий - памятников истории и архитектуры. Наталкивают на интересный краеведческий сюжет мемориальные доски, названия улиц, старые здания, бывшие усадьбы, фабрики и многое другое. Краеведческие темы находятся в альбомах с фотографиями, в книгах, проспектах и брошюрах по местной истории. В городской общественно-политической газете «Красное знамя» можно найти множество различных очерков, размышлений, воспоминаний об известных людях, истории учреждений, организаций или зданий. Всё это мотивирует учащихся проследить их дальнейшую судьбу или просто больше узнать о них, а значит, заняться исследовательской деятельностью.

Импульс к исследовательской paбoтe мои ученики получают под влиянием разных событий. Так, тема «Трудовой подвиг Н. А. Семашко» родилась в связи со 135-й годовщиной со дня рождения и 60-летней - со дня смерти этого действительно великого человека. Тема «Т. Н. Хренников. Личность. Талант. История» была вызвана трагическим событием - смертью выдающегося композитора.

Объект исследования должен быть интересен настолько, чтобы у учащихся возникло желание заниматься его изучением длительное время. Важно наличие достаточного количества материала для целенаправленного поиска, а также общественная значимость исследования.

На этом же этапе формируется творческая группа (по принципу интереса к проблеме). Чувство вовлеченности в постановку проблемы и определение общих путей реализации цели делают эту работу личностно важной. Это способствует формированию мотивации работы над проектом, переносимой на решение всех связанных с ним учебных задач.

Следующим шагом в исследовательской работе является общий инструктаж по составлению плана и сбору нужной информации из разных видов исторических источников (книг, учебников, энциклопедий, документов, материалов, СМИ, Интернета и др.). В беседе рассматривались разные способы работы с исторической информацией: поиск, выписки, фильтрация, систематизация, конструирование. По мере сбора и осмысления материала план уточнялся и изменялся.

В работе могут использоваться самые разные исторические источники как личного, так и официального происхождения.

Это могут быть устные источники, материалы и документы (в том числе кино, фото), почерпнутые из домашних, государственных, общественных архивов, неопубликованные воспоминания, разного рода биографические записки, дневники, письма.

Важной отправной точкой в исследовании могут стать старые предметы и вещи: старинный шкаф, письменный стол, лампа, старые часы, пишущая машинка или даже магнитофон 60-х годов помогут воссоздать историю их владельцев, особенно если с ними связана какая-нибудь семейная легенда.

Мои ученики в ходе исследовательской деятельности познакомились со справочным отделом городских библиотек: тематической картотекой книг и журналов, систематическим, предметным, алфавитным каталогами, каталогами журнальных и газетных статей. Им пришлось обращаться за помощью к библиографу при составлении библиографического списка. Отдельно и неоднократно приходилось разъяснять, как делаются выписки и заметки из литературы и источников, каковы требования к оформлению работы. Видимо, это довольно сложные виды деятельности для учащихся, требующие усидчивости, устойчивого внимания, скрупулезности и хороших навыков грамотных записей, аккуратности и систематичности. Старшеклассники учились записывать мысли по поводу прочитанного на отдельных листках или карточках одного размера, чтобы было легче их группировать по разделам работы. Важное место имеет конспектирование, в ходе которого происходит целостное осмысление материала.

Взявшиеся за такой вид познавательной деятельности старшеклассники приобретают навыки интеллектуального труда. Они начинают видеть развитие научной мысли, в то же время они учатся сравнивать высказывания и научные положения ученых разных направлений, делать выводы, строить гипотезы, формулировать проблемы.

При этом овладение исследовательским багажом возможно лишь в постоянном диалоге с наставником. Наблюдая за развитием познавательной деятельности подопечного, я направляю ее вовремя поставленным вопросом, советом и т.п. Работа над исследованием активизирует самостоятельную познавательную деятельность, развивает умение излагать свои мысли четко, аргументированно, расширяет кругозор, способствует выработке исторического мировоззрения. У старшеклассников отрабатываются навыки систематизации, осмысления и литературного оформления собранного материала, они приобретают первый опыт научно-исследовательского поиска.

На этом этапе выстраивается образ индивидуальной и коллективной организации исследовательской работы на основе анализа и творческой переработки полученной информации. Происходит разделение задач между участниками, определяются схема их взаимодействия, планирование порядка работ; здесь должны проявляться коммуникативные навыки, учащиеся учатся координировать свои планы с планами других членов группы, обсуждать первые результаты, отбирать и анализировать полученный материал в группе. Фиксация результатов этой работы может осуществляться в различных формах (компьютерная обработка данных, видеосъемка, разработка самостоятельных сценариев различных форм подачи материала и т.п.).

На третьем этапе осуществляется придание работе формы, соответствующей содержанию проекта. Творческая форма работы предполагает не простой статистический материал, а некое сочинение, в котором отражены этапы продвижения проекта, интересные находки, споры и т.д.

Поэтому исследовательские работы получаются разными, не похожими одна на другую, как несопоставимы индивидуальные начала самих учащихся: романтики окрашивают свои работы в лиричные тона, используют репродукции картин описываемых личностей, стихотворные строки, музыкальное настроение. Прагматики чётко структурируют работу, опираются только на факты, не боятся в своих оценках идти вразрез с господствующими мнениями.

Четвёртый этап - непосредственная защита исследования на уроке/отправка на суд жюри и оргкомитетов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-исследовательская работа с одаренными детьми

На смену индустриальному обществу идет информационное, для которого владение современными технологиями исследовательской деятельности является необходимым условием успешной адаптации и развития ...

Организация исследовательской работы с одаренными детьми

Приобретение учениками ключевых образовательных компетенций, опыта научной работы. Выявление и поддержка учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью, а также развитие интеллектуальных...

Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»

Система работы с одарёнными детьми  посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...

Исследовательские работы с одаренными детьми в области спортивного краеведения

В статье представлен опыт исследовательской работы с одаренными детьми в области спортивного краеведения....

Работа с одаренными детьми в МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности: из практики работы в области создания личностно-ориентированной образовательной среды для одаренных детей

АннотацияВ статье описывается  система работы  образовательной организации с одаренными детьми в области научно-исследовательской и проектной  деятельности включающую в себя  тьюто...