Программа внеурочной деятельности "Школьный журнал" 5-9 класс
рабочая программа на тему
Содержание курса охватывает достаточно широкий круг вопросов и видов деятельности: от изучения основ журналистики, работы с образцами текстов до самостоятельных опросов, интервью, верстки и выпуска номеров школьной печатной газеты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
101.docx | 49.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
г. Кемерово
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности
«Школьный журнал»
5-9 классы
Составитель:
учитель русского языка и литературы
Арбузова Оксана Ивановна
Рассмотрено на педагогическом совете
Протокол №
Утверждено
Приказ №
Кемерово, 2015 г
Пояснительная записка | 3 |
Результаты освоения курса внеурочной деятельности | 5 |
Содержание курса «Школьный журнал» | 7 |
Тематическое планирование | 12 |
Содержание
Пояснительная записка
Актуальность программы внеурочной деятельности «Школьный журнал» определена переходом системы образования к Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.
Программа обеспечивает реализацию задач ФГОС ООО:
— формирование образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности;
—создание необходимых условий для её самореализации;
— выявления и развития способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики;
— организация проектной деятельности;
— участие обучающихся в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада.
В основе программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
— воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного состава;
— формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
— ориентацию на достижение цели и основного результата образования;
— развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
— признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
— учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении воспитательно-образовательных целей и путей их достижения;
— разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Системно-деятельностный подход позволит обеспечить:
— формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
— проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
— активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
— построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Программа внеурочной деятельности «Школьный журнал» имеет тесную связь с предметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования. В частности, в изучении предметных областей «Филология» и «Русский язык», лежащих в основе человеческого общения, формирования гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека.
Данная программа будет способствовать:
— осознанию взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному развитию;
— обогащению активного и потенциального словарного запаса для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов;
— совершенствованию видов речевой деятельности, обеспечивающих эффективное владение разными учебными предметами и взаимодействие с другими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
— пониманию определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования.
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»), таких как:
— любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной языки и уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
— активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
— умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
— социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
— уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
— осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
— ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
Данная программа создает условия для успешной социальной адаптации, так как её участники получают социально-значимый опыт, участвуют в практиках, способствующих формированию активной гражданской позиции и профессиональному самоопределению. Программа обеспечивает преемственность с основной образовательной программой начального общего образования, частью которой является междисциплинарная программа по формированию информационных компетентностей и навыков работы с текстом.
Цель программы: формирование ключевых компетенций, составляющих основу умения учиться (информационная, коммуникативная), активной гражданской позиции, повышение речевой культуры и культуры общения детей и подростков.
Задачи:
— создать условия для развития нравственных качеств личности обучающихся
— изучать основы журналистского мастерства;
— повышать речевую грамотность;
— обучать умениям работы в команде
— развивать организаторские и лидерские способности.
Содержание курса охватывает достаточно широкий круг вопросов и видов деятельности: от изучения основ журналистики, работы с образцами текстов до самостоятельных опросов, интервью, верстки и выпуска номеров школьной печатной газеты.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Сформированный, активно действующий детский коллектив, члены которого
будут иметь убеждения о значимости нравственной системы ценностей, хорошо развитые коммуникативные способности, организаторские и лидерские навыки.
5 класс
Ученик научится:
- применять на практике правила сбора и обработки информация, работы с текстом;
- проявлять интерес к общественной жизни, культуре и истории своего народа.
- различать основные нравственно-эстетические понятия.
Ученик получит возможность научиться:
- Уважительно относиться к чужому мнению;
- Оценивать свои и чужие поступки;
-понимать социальную значимость своей деятельности;
- успешно действовать в коллективе.
6 класс
Ученик научится:
- понимать социальную значимость своей деятельности;
- оценивать свои и чужие поступки;
- планировать и осуществлять сбор информации;
- проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
- уважительно относиться к чужому мнению.
Ученик получит возможность научиться:
- анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства
окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;
- различать жанры литературного творчества;
- успешно действовать в коллективе.
7 класс
Ученик научится:
- различать жанры литературного и публицистического творчества;
- оценивать художественный и публицистические тексты;
- понимать особенности выпуска школьной печатной газеты;
- понимать значение газеты в формировании положительных человеческих качеств.
Ученик получит возможность научиться:
- оформлять материалы для печатной газеты;
- оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;
- общаться с людьми разных возрастов;
8 класс
Ученик научится:
- оформлять материалы для печатной газеты;
- создавать собственные тексты различных жанров.
Ученик получит возможность научиться:
- выпускать школьную газету;
- общаться с людьми разных возрастов;
- выступать в роли консультантов по вопросам организации и выпуска классной и школьной газеты, быть помощниками организаторов программ, проектов, круглых столов, конференций.
9 класс
Ученик научится:
- выпускать школьную газету;
- общаться с людьми разных возрастов;
- выступать в роли консультантов по вопросам организации и выпуска классной и школьной газеты, быть помощниками организаторов программ, проектов, круглых столов, конференций.
Ученик получит возможность научиться:
- Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).
- Основам прогнозирования.
- Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Содержание курса «Школьный журнал»
№ | Содержание | Характеристика основных видов деятельности |
5 класс | ||
1 | Вводное занятие: основные разделы газетного листа; | Распределение обязанностей; |
2 | Жанры журналистики: интервью, репортаж; | Прослушивание лекции учителя. Выполнение творческих работ. |
3 | Новость (заметка, сообщение): сообщение, предмет сообщения; | Знакомство с примерами текстов. Прослушивание лекции учителя. Выполнение творческих работ. |
4 | Моделирование школьной газеты — по какому принципу располагаются заметки на полосе; рубрики в школьной газете; | Прослушивание лекции учителя. Создание модели газеты. |
5 | Речь и текст: структура текста; особенности публицистического стиля; | Прослушивание лекции учителя. Выполнение тестовых заданий. Участие в тренингах. |
6 | Интервью: — причины, время и место беседы; | Знакомство с примерами текстов. Прослушивание лекции учителя. Выполнение творческих работ. |
7 | О чем пишут в школьной газете? Практикум: | Работа в группе: составление плана номера газеты; моделирование |
8 | Сбор фактов и материалов | Сбор и обработка материала для номера |
9 | Макетирование выпуска газеты | Создание макета газеты, моделирование |
10 | Верстка номера газеты: основы оформления газеты; титул, колонтитулы; принципы расположения заметки на полосе. | Оформление и выпуск печатного номера газеты |
11 | Анализ работы над номером | Участие в беседе. |
6 класс | ||
12 | Правила поведения юного корреспондента: профессиональные качества журналиста - внимание к людям, способность выделять главное, доступно излагать материал, мобильность и т. д.; имидж журналиста (простота, доверительность в общении, коммуникабельность); практическая работа по созданию «Кодекса чести» корреспондентов газеты.
| Участие в беседе, дискуссии. |
13 | Посещение мероприятий. Сбор материалов | Сбор и обработка материала для номера |
14 | Сообщение. Средства передачи информации: как фиксировать информацию; точность информации; что такое «подача информации». | Прослушивание лекции учителя. Исследовательская работа. Ролевые коммуникативные игры. |
15 | Новости как жанр | Знакомство с примерами текстов. Прослушивание лекции учителя. Выполнение творческих работ. |
16 | Блок новостей. Структура и содержание. Оперативность. Лаконизм. Степень важности. | Выполнение творческих и исследовательских работ. |
17 | Сбор новостей из жизни школы | Сбор и обработка материала для номера |
18 | Обработка материалов | Редактирование и анализ материала. Участие в беседе. |
19 | Макетирование выпуска газеты | Создание макета газеты, моделирование |
20 | Верстка номера газеты | Выпуск печатного номера газеты |
21 | Анализ вышедшего номера. | Участие в беседе. |
7 класс | ||
22 | Аналитические журналистские жанры (комментарий, обозрение, статья). | Знакомство с примерами текстов. Прослушивание лекции учителя. Подготовка сообщений. Выполнение творческих работ. |
23 | Пос Посещение мероприятий. Сбор информации. | Сбор и обработка материала для номера Редактирование материала |
24 | Слово — помощник журналиста: точность слова; средства художественной выразительности; значение СМИ и их влияние на человека. | Исследовательские и творческие работы |
25 | Составление плана перед написанием заметки. | Участие в беседе. Редактирование материала |
26 | Посещение мероприятий. | Сбор и обработка материала для номера Редактирование материала |
27 | Макетирование выпуска газеты | Редактирование материала |
28 | Анализ выпуска. Художественная заметка. Газетный жанр — отзыв. Письмо. | Участие в беседе. Выполнение творческих работ и сообщений. Посещение мероприятий. |
29 | Макетирование выпуска газеты | Редактирование материала. Участие в беседе. Моделирование. Выпуск печатного номера газеты |
30 | Анализ номера | Участие в беседе |
8 класс | ||
31 | Сатирические жанры (фельетон, юмореск, памфлет), фельетоны М. Зощенко | Выразительное чтение сатирических текстов. Прослушивание лекции учителя. Подготовка сообщений. Выполнение творческих работ. |
32 | Образные средства в публицистическом тексте | Прослушивание лекции учителя. Подготовка сообщений. Выполнение творческих работ. |
33 | Дискуссия «Может ли сердце слышать?» | Участие в дискуссии |
34 | Методы убеждения: — неопровержимые факты; | Прослушивание лекции учителя. Подготовка сообщений. Участие в дискуссии |
35 | Приемы аргументации — использование сильных аргументов (ссылка на авторитет, неопровержимые факты); | Прослушивание лекции учителя. Подготовка сообщений. Участие в коммуникативном тренинге. |
36 | Посещение мероприятий. Обработка материалов Макетирование выпуска газеты | Сбор информации для выпуска газеты Редактирование материала Моделирование |
37 | Верстка номера газеты | Выпуск печатного номера газеты |
38 | Анализ номера | Участие в беседе. |
39 | Культура речи — культура разговорной, ораторской, дискутивно-полемической речи; | Прослушивание лекции учителя. Подготовка сообщений. Участие в коммуникативном тренинге. |
40 | Литературный язык. Словесные штампы | Прослушивание лекции учителя. Подготовка сообщений. Участие в коммуникативном тренинге. Участие в викторине, конкурсах. |
41 | Умение слушать. Техники активного слушания. | Прослушивание лекции учителя. Подготовка сообщений. Участие в коммуникативном тренинге. |
42 | Речевая культура. Публичное выступление | Прослушивание лекции учителя. Подготовка сообщений. Подготовка публичного выступления. |
43 | Речевой этикет. Правила культуры речи. — этика речевого общения; —структура ораторской речи; | Прослушивание лекции учителя. Подготовка сообщений. Участие в коммуникативном тренинге, викторине. |
44 | Посещение мероприятий. Обработка материалов Макетирование выпуска газеты | Составление плана работы. Сбор и классификация материала. Моделировние. |
45 | Верстка номера газеты | Выпуск печатного номера газеты |
46 | Анализ номера | Участие в беседе. |
9 класс | ||
47 | Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи | Прослушивание лекции учителя. Подготовка сообщений. |
48 | История русского литературного языка — откуда родом русский язык; | Наблюдение. Беседа. Доклады. |
49 | Проблемы современного русского языка — засорение русского языка иностранными словами; | Прослушивание лекции учителя. Круглый стол «Проблемы современного русского языка». Подготовка сообщений. |
50 | Стихи как жанр. Ритмика. | Прослушивание лекции учителя. Подготовка сообщений и творческих работ. Участие в конкурсе. |
51 | Стихотворная цитата как подтверждение мысли. Поэтический заголовок. | Прослушивание лекции учителя. Подготовка сообщений и творческих работ. |
52 |
|
Сбор информации. |
53 | Макетирование выпуска газеты | Работа над макетом выпуска газеты. Моделирование. |
54 | Верстка номера газеты. | Выпуск печатного номера газеты |
55 | Анализ номера. Важнейшие даты в жизни страны. Историческая память. | Участие в беседе. Подготовка сообщений и творческих работ. |
56 | Анкетирование, опросы в школьной прессе. Мониторинг. Предмет мониторинга | Участие в беседе. Проектная деятельность. Выполнение тестов. Анкетирование |
57 | Построение текста. Связь | Прослушивание лекции учителя. Подготовка сообщений и творческих работ. |
58 | Первичная правка текста: | Прослушивание лекции учителя. Подготовка сообщений и творческих работ. Выполнение тестовых заданий. |
59 | Правка текста: орфографическая, пунктуационная, авторская, редакционная | Прослушивание лекции учителя. Подготовка сообщений и творческих работ. Выполнение тестовых заданий. |
60 | Посещение мероприятий. Обработка материалов Макетирование выпуска газеты | Сбор информации для выпуска. Макетирование выпуска газеты |
61 | Верстка номера газеты | Выпуск печатного номера газеты |
62 | Анализ номера. | Участие в беседе. |
63 | Опросы, анкетирование, интервью, беседы. | Сбор информации для итогового выпуска. |
64 | Подведем итоги | Обработка материалов. Макетирование. Верстка номера. Выпуск печатного номера газеты. Представление проекта собственного печатного издания. |
Тематический план
№ | Тема |
5 класс | |
1 | Вводное занятие |
2 | Жанры журналистики |
3 | Новость (заметка, сообщение) |
4 | Моделирование школьной газеты |
5 | Речь и текст |
6 | Интервью |
7 | О чем пишут в школьной газете? |
8 | Сбор фактов и материалов |
9 | Макетирование выпуска газеты |
10 | Верстка номера газеты |
11 | Анализ работы над номером |
6 класс | |
12 | Правила поведения юного корреспондента |
13 | Посещение мероприятий. Сбор материалов |
14 | Сообщение. Средства передачи информации |
15 | Новости как жанр |
16 | Блок новостей. Структура и содержание. Оперативность. Лаконизм. Степень важности. |
17 | Сбор новостей из жизни школы |
18 | Обработка материалов |
19 | Макетирование выпуска газеты |
20 | Верстка номера газеты |
21 | Анализ вышедшего номера. |
7 класс | |
22 | Аналитические журналистские жанры (комментарий, обозрение, статья). |
23 | Пос Посещение мероприятий. Сбор информации. |
26 | Слово — помощник журналиста. Как придумать заголовок |
27 | Составление плана перед написанием заметки. |
28 29 | Посещение мероприятий. |
30 | Макетирование выпуска газеты |
32 | Анализ выпуска. Художественная заметка. Газетный жанр — отзыв. Письмо. |
37 | Макетирование выпуска газеты |
38 | Анализ номера |
8 класс | |
39 | Сатирические жанры (фельетон, юмореск, памфлет) |
40 | Образные средства в публицистическом тексте |
41 | Дискуссия «Может ли сердце слышать?» |
42 | Методы убеждения |
43 | Приемы аргументации |
44 45 46 | Посещение мероприятий. Обработка материалов Макетирование выпуска газеты |
47 | Верстка номера газеты |
48 | Анализ номера |
49 | Культура речи |
50 | Литературный язык. Словесные штампы |
52 | Умение слушать. Техники активного слушания. |
53 | Речевая культура. Публичное выступление |
54 | Речевой этикет. Правила культуры речи |
55 56 57 | Посещение мероприятий. Обработка материалов Макетирование выпуска газеты |
58 | Верстка номера газеты |
59 | Анализ номера |
9 класс | |
60 | Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи |
61 | История русского литературного языка |
62 | Проблемы современного русского языка |
63 | Стихи как жанр. Ритмика. |
64-65 | Стихотворная цитата как подтверждение мысли. Поэтический заголовок. |
66 |
|
68 | Макетирование выпуска газеты |
69 | Верстка номера газеты. |
70 | Анализ номера. Важнейшие даты в жизни страны. Историческая память. |
72 | Анкетирование, опросы в школьной прессе. Мониторинг. Предмет мониторинга |
73 | Построение текста. Связь |
77 | Первичная правка текста: |
78 | Правка текста: орфографическая, пунктуационная, авторская, редакционная |
79 80 81 | Посещение мероприятий. Обработка материалов Макетирование выпуска газеты |
82 | Верстка номера газеты |
83 | Анализ номера. |
84 | Опросы, анкетирование, интервью, беседы. |
85 | Подведем итоги |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"
Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...
Программа внеурочной деятельности, 5 класс.Проектная деятельность
Данная программа преднозначена для проведения занятий во второй половине дня с пятиклассниками из расчета 17часов в год....
рабочая программа внеурочной деятельности 6 класс "Географический образ Кемеровской области"
программа по краеведению в 6 классе по ФГОС...
Программа внеурочной детельности 5 класс НОУ ФГОС
Программа внеурочной детельности 5 класс НОУ ФГОС...
Программа внеурочной деятельности "Дружный класс"
Программа «Дружный класс» представляет собой комплексную нравственно-гражданскую программу, направленную на развитие установок толерантности у учащихся начальной школы. Включает в себя непоср...
Рабочая программа внеурочных занятий. 7 класс. "Мир под микроскопом"
Рабочая программа разработана с учетом требований ФГОС...
Рабочая программа внеурочных занятий. 5 класс. "В мире комнатных растений"
Программа внеурочного занятия «В мире комнатных растений» направлена на формирование, как теоретических знаний, так и практических умений и навыков по выращиванию комнатных растений и уходу за н...