Учительство - дело семейное.Неудовлетворенность учителя профессиональной деятельностью: можно ли её преодолеть?
статья на тему
Из опыта работы. Выступление на районном семинаре учителей истории и обществознания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
из опыта работы | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Учительство – дело семейное. ( Неудовлетворенность учителя профессиональной деятельностью: можно ли её преодолеть?)
Счастлив человек, который утром с радостью идёт на работу, а вечером с радостью возвращается домой.
Надо ли говорить, какое важное место в жизни каждого из нас занимает профессиональная деятельность. В ней - источник достоинства, возможность реализовать свои разнообразные способности, личностный потенциал, она даёт широкий круг общения. К сожалению, достаточно большое количество учителей испытывает неудовлетворённость своей деятельностью, в которой нередко преобладают негативные эмоции, накапливаются раздражение и горечь, нарастает физическая и эмоциональная усталость. Почему всё это происходит и можно ли это преодолеть?
Типичные причины неудовлетворенности учителя профессиональной деятельностью:
- недостаточное материальное и моральное вознаграждение за тяжёлый педагогический труд
- неуважительное отношение к учителю со стороны учеников и низкий престиж профессии в обществе
- жёсткость, чрезмерная требовательность, а порой и грубость администрации
- многообразие требований и обязанностей, возлагаемых на педагога, и столь же многообразная и многоуровневая ответственность
Неудовлетворенность свидетельствует и о возникших отклонениях, нарушениях в профессиональном развитии. Ими могут быть:
- отставание, замедленный профессиональный рост
- несформированность компонентов профессиональной деятельности, таких, как мотивация, средства и способы труда, самоконтроль и самоанализ, что снижает уровень профессионализма
- бедность профессионального общения из-за усталости, напряжённости
- утрата нравственной значимости труда, ценностных его смыслов
- ослабление прежних профессиональных качеств – снижение работоспособности, падение интереса к работе, замедленность реакции, профессионального мышления в критических ситуациях.
Неудовлетворенность делом и собой свидетельствует о профессиональном кризисе. Преодолеть состояние неудовлетворенности можно разными способами. Один из них – уйти из школы.
Другой способ – анализ сложившейся ситуации. Ещё один способ преодоления кризиса заявлен в теме моего выступления: учительство – дело семейное.
- вам не с кем поговорить о своих проблемах (вы стесняетесь или даже опасаетесь говорить с коллегам о своих трудностях)
+ в учительской семье - это просто невозможно!
- вы испытываете затруднение в разных педагогических ситуациях
+ семейный тандем учителей, работающих в одной параллели, например, обеспечит высокий уровень взаимопонимания и разрешения проблемы
- вы испытываете проблему с организацией семейного отдыха
+ совместный режим работы улучшает атмосферу семейного отдыха.
- во многих семьях, где жена (муж) - учитель возникает проблема взаимопонимания, принижается социальная значимость учительского труда
+ в семье учителей это невозможно. Создание более благоприятного режима для работы.
- ещё одна проблема - отношение наших детей к учительскому труду
+ дети, формирующиеся как личности в учительской среде, нередко продолжают профессиональную традицию. Но, даже если наши дети не выберут профессию учителя – уважительное отношение к труду родителей и их коллег можно гарантировать.
Учительство - дело семейное. Основная идея, что царит в семье гармония или дискомфорт. Если есть любовь и взаимопонимание, то совместно решаются многие проблемы, преодолевается профессиональная неудовлетворенность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план самообразования учителя профессионально-трудового обучения (столярное дело) высшей категории Зиновьевой Елены Анатольевны
Одной из актуальных проблем сегодня является проблема развития творческой активности учащихся. В условиях быстро меняющейся ситуации общественного развития от человека требуется максимальное проявлени...
Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности учителя математики основного и среднего общего образования на основе профессионального стандарта «Педагог»
Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности учителя математики...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА НА ОСНОВЕ РЕЗУЛЬТАТОВ САМОАНАЛИЗА И САМООЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Проектирование индивидуального плана профессионального развития педагога на основе результатов самоанализа и самооценки профессиональной деятельности. Самоанализ и самооценка имеющегося уровня професс...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы ОГСЭ.03 Иностранный язык в профессиональной деятельности для специальности 29.02.09 Печатное дело
В соответствии с требованиями ФГОС среднего профессионального образования образовательное учреждение при формировании основной профессиональной образовательной программы обязано обеспечивать...
Программа дисциплины ЕН.02 Информационные технологии в профессиональной деятельности (Сестринское дело)
Программа разработана в соответствии ФГОС по дисциплине ЕН.02 «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для профессиональных образовательных организаций и в соответствии ...
Рабочая программа учебной дисциплины: ЕН.01. «Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности» специальность 43.02.14 «Гостиничное дело»
Рабочая программа по дисциплине "Информатика и информционно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности"...